Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Причины безнадзорности детей младшего подросткового возраста и направления ее профилактики





Социальное сиротство является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. В разных странах специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы [22, с. 36].

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, террором 20-х – 30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х – начала 90-х годов.

Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление – такназываемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, вследствие чего меняетсяотношение к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, безнадзорность огромного количества детей и подростков [17, с. 11].

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам незанимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически незаботятся о своих детях.

Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации.

Резкое падение жизненного уровня населения вызвало такое явление, как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить.

В решении Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ от 7 июля 1998 г. генезис детской беспризорности и безнадзорности определен следующим образом: "Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды" [17, с. 12].

Все эти факторы служат благоприятными условиями для возникновения наиболее серьезных негативных социальных явлений, одним из которых и является детская безнадзорность. Однако перечисленные выше факторы далеко не исчерпывают всех причин исследуемой проблемы.

Речь идет об особенностях воспитания современного ребенка, ставшего в наше время самостоятельным субъектом принадлежащих ему прав. Это положение, обозначенное в Конвенции ООН «О правах ребенка» и нашедшее отражение в Семейном Кодексе РФ, постоянно внедряется в массовое сознание.

Процесс самоутверждения ребенка - основа его нормального развития. Однако низкая духовная культура поведения, поступков, мышления, несмотря на провозглашенное законом равноправие детей нередко приводит к сбоям, порождает обратный результат в виде вседозволенности, примитивного представления о свободе. Тем более что стремление подростка к независимости, самоутверждению - это, как утверждают специалисты, непреложный факт, неистребимая фундаментальная составляющая человеческой психики. Особенно психики подростка, для которой характерна так называемая реакция эмансипации, связанная с протестом против консервативных устоев, со стремлением к автономности, отделению от семьи и взрослых, избавлению от их опеки.

Как отмечают психологи, у большинства трудных детей и подростков блокирована одна из фундаментальных потребностей человека - потребность в уважении и любви. Отсутствие возможности удовлетворить такую потребность выкидывает ребенка на улицу, где он находит то, к чему стремится. Если к вышеизложенному добавить, что современный ребенок живет и развивается на фоне сильнейшего антропо-экологического напряжения, увеличивающего опасность срыва адаптационных барьеров, становится понятным, что причины роста детской беспризорности и безнадзорности кроются не только в социально-экономических проблемах государства, но и в нарушении сложившихся национальных традиций, устоев в области семейной морали [6, с. 49].

Из условий, порождающих социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи. Кризис современной семьи негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение [14, с. 5].

В числе существенных факторов следует выделить следующие кризисные явления в семье:

· нарушение ее структуры и функций;

· рост числа разводов и количества неполных семей;

· асоциальный образ жизни ряда семей, что, в свою очередь, стимулирует развитие аналогичных процессов и в детской среде;

· падение жизненного уровня, ухудшение условий содержаниядетей;

· нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослогонаселения, непосредственно отражающихся на детях;

· распространение жестокого обращения с детьми в семьях интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

В литературе неоднократно отмечался тот факт, что неблагополучная семья в России на сегодняшний момент становится все более привычным явлением. Степень и причины семейного неблагополучия разные, начиная от внутрисемейных конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних, до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, деградации личности родителей, порожденной, как правило, хроническим алкоголизмом, наркоманией. В подобных семьях все подчинено непреодолимому влечению к алкоголю, когда забота о детях только мешает и озлобляет [6, с. 44].

В таких случаях ребенок как бы отторгается от семьи и родителей, он им просто не нужен. Несовершеннолетние дети, когда их некому защитить, уходят на улицу в поисках пропитания, ночлега, а также сочувствия, сопереживания. Если их не успевают вовремя обнаружить и устроить управомоченные на то органы, чаще всего их путь лежит к безнадзорным [6, с. 48].

Отторжение, неприятие ребенка родителями обычно сопровождается жестоким с ним обращением. К детям в таких семьях не только не проявляют заботы, но и постоянно подвергают их телесным пыткам.

Другой причиной безнадзорности является школьная дезадаптация. Школа переживает трудные времена. Переполненность классов, недостаток специалистов, их низкий профессиональный уровень, приводят к увеличению числа конфликтов между учениками и учителями. Школа практически отказалась от воспитательной функции и чаще всего использует репрессивные меры воздействия, преследуя цель поддержания дисциплины любыми доступными средствами, которых осталось мало. Нередко успеваемость ученика по предмету находится в прямой зависимости от отношения учителя к нему. Это приводит к снижению авторитета школы, значимости обучения вообще. В то же время, неуспеваемость, плохое поведение подростка в школе становится причиной семейных конфликтов, способствует возникновению отчуждения между родителями и детьми [9, с. 114].

Школьная дезадаптация имеет свои причины, и все они с неизбежностью отражаются на детях:

· Разрушение положительной учебной мотивации (конфликты ученика с учителем, сверстниками, неадекватная оценка учебной деятельности и другие).

· Социально-педагогическая запущенность (ограниченность в интеллектуальном развитии ребенка);

Основная причина возникновения и роста безнадзорности заключается в тяжелой социально-экономической ситуации в стране: распад семей, алкоголизм и наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малообеспеченных семей со стороны государства. Однако можно предположить, что даже после преодоления экономического кризиса проблемы, связанные с беспризорностью, все-таки останутся [9, с. 56].

К причинам этой категории можно отнести низкий материальный уровень, многодетность, неполные семьи, при условии отсутствия в этих семьях химической зависимости и явной асоциальности. Конечно, перечисленные факторы увеличивают вероятность развития всевозможных семейных дисфункций. Но известно достаточно примеров, когда в таких семьях создается идеальная атмосфера для развития ребенка, и дети вырастают достойными людьми. Но часто старания родителей или матери-одиночки уходят впустую. Иногда не хватает опыта, иногда знаний и опыта. И в этих случаях необходима своевременная помощь, пока обострение не привело к развитию других проявлений семейной дисфункции. Наиболее ярко это прослеживается на примере матерей-одиночек. При этом только в половине случаев дисфункции налицо проблема алкоголизма или других асоциальных проявлений. Во многих случаях именно распад семьи, трудности, связанные с социальной незащищенностью матерей-одиночек стали отправной точкой развития алкоголизма. Но в тех семьях, где матери пытаются добросовестно выполнять свои обязанности, дисфункциональность может проявляться в других формах: гипо - и гиперопека, авторитарность, авторитарность, попустительство. Чаще всего, матери-одиночки испытывают значительные материальные трудности при устройстве на работу, в налаживании социальных связей [6, с. 50].

Таким образом, при отсутствии семейной дисфункции в этом случае мы можем говорить лишь условно, имея в виду отсутствие угрозы жизни здоровья ребенка внутри семьи. Рассматривая же ситуацию с точки зрения социального педагога, можно с уверенностью говорить о нарушении внутрисемейной коммуникации, взаимопонимания между родителями и детьми, то есть психологической дисфункции [6, с. 45].

Можно предположить, что даже после преодоления экономического кризиса проблемы, связанные с безнадзорностью, все-таки останутся.Действительно, сегодня одной из причинроста детской безнадзорности является катастрофическая бедность большого числа россиян, которые просто иногда не в силах обеспечить своего ребенка нормальной едой, одеждой, образовательными и медицинскими услугами. Однако, как замечают представители, как правоохранительных органов, так и социальных служб, и материальное благополучие семьи не всегда гарантирует ребенку безоблачное будущее.

В последнее время, по словам сотрудника МВД, все больше малолетних преступников оказываются детьми из весьма благополучных семей. Все чаще на социальное дно попадают дети из благополучных, на первый взгляд, семей. Занятые работой по 24 часа в сутки папы и мамы перекладывают воспитание детей на совершенно чужих им людей. Любовь же свою родители выражают чрезмерным количеством подарков. Дети – сверхчуткие существа, они подсознательно чувствуют, что подарки – это откуп за невнимание. Они понимают, что никому не нужны. Отсюда в душе ребенка копится злость, растут жестокость и желание идти против всех и вся. Среди таких детей, по словам специалиста центра, немалое число наркоманов, преступников. Эти дети идут на преступления не ради куска хлеба, как делают их обездоленные ровесники, а из подсознательного чувства мести за невнимание [2, с. 26].

Обобщая вышесказанное, можно следующие причины безнадзорности:

· социально-экономические (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);

· социально-педагогические (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.);

· социально-психологические (семьи с деструктивными эмоциально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

· психолого-педагогические (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.).

Таковы в общих чертах причины детской безнадзорности в современной России.

Проблема безнадзорных детей — это комплексная социальная проблема. Как видно из вышеизложенного, какими бы причинами ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи. Планируя работу с несовершеннолетними, для того, чтобы помочь ему преодолеть социальную дезадаптацию, необходимо ясно представлять, почему подросток оказался в социально опасной ситуации [31, с. 341].

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с ними и их семьями, находящимися в социально опасном положении.

Выделяются следующие основные направления деятельности по профилактике безнадзорности детей:

1. Диагностическое.

2. Собственно профилактическое.

3. Мониторинг и анализ результатов профилактической работы [34, с. 47].

Диагностическое направление деятельности по профилактике безнадзорности детей.

Диагностическая функция – одна из основных в деятельности социального педагога. Согласно Методическому письму «О социально – педагогической работе с детьми» (1993), она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально- бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.

Диагностика – общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте [34, с. 71].

Алгоритм процедур диагностического этапа предполагает:

· постановка ребенка на учет;

· ознакомление с клиентом, постановку задач, выделение предмета диагностики, выбор основных показателей или критериев;

· измерение и анализ показателей;

· формулирование и оформление выводов, заключение, постановку социального диагноза.

В рамках социально – педагогической диагностики личности необходимо:

· выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения;

· уточнение социальной ситуации развития;

· определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.п.);

· ранжирование, описание диагностируемых особенностей клиента, построение «социального портрета» личности.

В числе обязательных документов, составляемых социальным педагогом, - медико-психолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования.

Результаты диагностической деятельности оформляются социальным педагогом в единую «Карту-характеристику личности», Медико-псилолого-педагогическую характеристику личности и т.п. Единого образца данного вида документов в настоящее время нет.

Для составления этих и подобных карт-характеристик личности социальный педагог может использовать широкий спектр диагностических методик: социально-пихологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских [34, с.73].

Собственно профилактическое направление.

Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности в отношении безнадзорных и беспризорных детей включает работу по организации благоприятной среды воспитания и общения, своевременной коррекции семейных отношений, поиску форм занятости детей в свободное время, форм опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи и т.п. Дети ставятся на социально-педагогический учет, отдельные из них патронируются [34, с. 88].

Включает в себя:

· работу с подростками;

· работа с родителями;

· работа с педагогическим коллективом.

Мониторинг и анализ результатов профилактической работы.

Завершающий этап деятельности по профилактике безнадзорности детей, на котором анализируются итоги деятельности специалистов, выявляются факторы, способствующие положительному решению задач социальной деятельности, и намечаются пути устранения недостатков [34, с. 46].

Итак, в процессе работы с безнадзорными детьми и подростками педагоги, социальные работники и др. зачастую сталкиваются с решением задач такого уровня, где должны быть задействованы государственные структуры. В системе мер по защите детства главная роль отводится правовой базе, включающей международное законодательство, государственные законы, местные положения, инструкции, методики, программы и т.п. [31, с. 347].

Сегодня эта правовая база представлена в текстах важнейших российских законах: «Об основах социального обслуживания населения», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в государственных и региональных программах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, утверждаемых на различные сроки, в ряде других законов и документов, регламентирующих вопросы помощи и поддержки отдельных категорий детей, нуждающихся в особой помощи со стороны государства и общества.

В организации профилактики безнадзорности и подростков участвуют все подразделения органов внутренних дел. Повышается роль педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков. Проводится разносторонняя работа не только с детьми, но и семьями на базе воспитательной, педагогической, предупредительной деятельности [31, с. 350].

Есть основания надеяться, что в скором времени в социально-экономическом развитии российского общества произойдут перемены к лучшему, которые позволят успешно не только развиваться этому направлению работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением, но и укрепят всю систему социальной защиты.








Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.