Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава I. Основные исторические этапы развития психологического знания





Содержание

 

 

Введение

Глава I. Основные исторические этапы развития психологического знания.

1. Первый этап: психология как наука о душе.

2. Второй этап: психология как наука о сознании.

3. Третий этап: психология как наука о поведении.

4. Четвертый этап: психология как наука о фактах, закономерностях, механизмах психики.

Глава II. Основные направления в психологической науке.

1. Бихевиоризм.

2. Психоанализ.

3. Гештальтпсихология.

4. Гуманистическая психология.

5. Трансперсональная психология.

6. Онтопсихология.

7. Тенденции и перспективы развития психологической науки.

Заключение.

Список литературы.


Введение

 

Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VII в. до н. э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них.

В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а точнее (VI в. до н. э. – сер. XIX в.); второй – когда психология развивалась как самостоятельная наука (сер. XIX в. – настоящее время).

В последних главах будут более подробно рассмотрены темы развития психологической науки, а также ее основные направления, перспективы и тенденции развития отечественной и зарубежной психологии.


 

Глава I. Основные исторические этапы развития психологического знания

Первый этап: психология как наука (Аристотель, Демократ, Платон)

 

Аристотель в своем трактате «О душе» выделил психология как своеобразную???обнаять знания и впервые выдвинул идею о неразделимости души и тела.

Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Душа делает тело живым. В душе – причина – основа всех проявлений живого тела.

Душа как форма тела означает, что она есть суть тела, причина и цель всех его действий. Душа неразрывно связана с телом: она есть??? тела. Действует не душа, а соответствующее тело, но тело одушевлённое.

Главная функция души – реализация биологического сосуществования организма. Центр «психе?» находится в сердце, когда поступают впечатления от органов чувств. Они сообразуют источник, которые, сочетаясь между собой в результате рассудочного явления, подчиняют себе поведение. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений создаёт память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является???разум), привносимый извне в виде божественного разума.

Таким образом, душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной.

Высшие способности возникают из низшего и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущения, оставляющие след в виде представлений-образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трёх направлениях: по сходству, по сложности и контрасту. Тем самым он указал основные виды связей – ассоциаций психических явлений.

Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Демокрит приписывает душе движение в материальном смысле как пространственное перемещение. Душа, по мнению Демокрита, смертна и уничтожается вместе с телом. Он считал, что душа принадлежит всем, даже мёртвому телу. Характерно, что отличая душу от тела, Демокрит считает её телом, хотя и особым телом.

Началом и источником познания являются ощущения и восприятие. Они дают знание о вещах. Демокрит называет чувственное познание «тёмным» родом познания. Для Демокрита характерно такое понимание процесса познания, при котором его чувственная ступень не отрывается от мышления, хотя они, безусловно, различаются.

Чувство рассматривается в системе атомистического материализма в связи с этическими проблемами, как основание для этики. Демокрит различал удовольствие и неудовольствие, как показатели полезного и вредного. Целью жизни он считал «спокойное состояние духа, которое не тождественно удовольствию. Достижение этой цели состоит в умеренности и гармоничности жизни.

Проблема воли разрешается Демокритом на основе учения о необходимости и случайности. Всё существующее в жизни подчинено необходимости. По Демокриту, ничего не происходит случайно и для всего есть некая причина. Демокрит отвергает идеалистическое учение о целесообразности в природе и движения души всецело обуславливаются извне.

Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону душа – это что-то божественное, отличающееся от тела, и она существует прежде, чем соединяется с тем. Она есть образ и истечение мировой души. Это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда последнее заковывает её тело раздираемо?? Различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество в груди, вожделение – в брюшной полости.

Гармоническое единство разумного начала придаёт целостность душевной жизни человека. Душа обитает в теле, а после смерти вступает в божественный «мир идей». И в зависимости, какой образ жизни вёл человек, после его смерти душу ждёт различная судьба.

 

Глава II. Основные направления в психологической науке.

Бихевиоризм

 

Основателем бихевиоризма стал Дж. Уотсон (1878-1958). Он объявил предметом психологии поведение.

Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Всё, что не поддаётся объективной регистрации, не подлежит изучению. Происходящее внутри человека изучить невозможно. Задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определённую реакцию.

Личность, с точки зрения бихевиористов, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Изменяя стимулы и подкрепление (похвала и пр.), можно программировать его на требуемое поведение. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между «стимул-реакция» усиливается, если есть подкрепление.

 

Психоанализ

 

Это направление получило своё название по имени основателя З.Фрейда (1856-1939гг.). В психологической жизни он выделял три уровня: сознание (ощущения,?? в конкретный момент времени), предсознание (доступная память), бессознательное) инстинкты, эмоции и пр.).

По Фрейду, психика человека состоит из 3-х уровней: Оно, Я, Сверх-Я.

Оно – бессознательная часть психики.

Я – уровень сознания.

Сверх – Я??? носители моральных стандартов.

На Я воздействуют: Она Сверх-Я – общество.

Для спасения от конфликта между Я и Оно, Фрейд выделил следующие защитные механизмы: вытеснение желаний (непроизвольное удаление неприятных желаний, чувств в область бессознательного), отрицание, рационализацию (бессознательная попытка оправдать своё поведение), противодействия, проекция, замещение, изоляция, регрессия (возвращение на ранний способ реализования).

 

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология возникла в Германии, благодаря усилиям Т. Вертгейнера, В.Кепера, К.Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальств). Сторонники этого направления выступили против ассоциативной психологии В. Вундта, трактовавшей сложные психологические феномены как выстроенные ассоциативные образы из простых.

Понятие о генштальте появилось, когда стали изучать сенсорные образования. Тогда и обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям).

Мышление состоит в усмотрении, осознании структурных требований, вызванных элементами проблемной ситуации, и в действиях, которые соответствуют этим требованиям. Построение сложного психического образа происходит в генштальте. Это особый психический акт мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле.

 

Гуманистическая психология

 

Виднейшими представителями этого направления являются Г. Олппорт, Г.А. Мюррей, Г. Мэррари, К. Роджерс, А. Маслоу. Предметом психо?? исследований является здоровая творческая личность.

Цель личности – не потребность в гомеостазе, как полагает психоанализ, а самоосуществление. Человек открыт миру; наделён потенциалом к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, влияние??? смысл – именно эти понятия характеризуют базисные потребности человека.

Своеобразной ветвью гуманистической психологии является духовная??. Духовность открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга.

 

Онтопсихология

 

Онтопсихология является наукой о субъективности. Онотопсихология родилась родилась из осознания, из опыта «ощущения неудачи». Бытие, которое признаётся всеобъемлющим. Всесторонне изучая историю – культрную эволюцию человека онтопсихология открыла существование на глубинном уровне некоего народа, за которым человек начинает испытывать чувство утраты.

Онтопсихология занимается изучением бытия в психике человека. «Онто» обозначает точку, в которой «я существую». Из своего «Здесь – Бытия» человек может познать любую истину, потому что вне феноменологических различают и???

Итак, онтология познаёт человека с точки зрения его «тканевой сущности»: в радости или в горе. Там, где она наиболее ярко выражена, она является стыком с действительностью.

 

Заключение

 

Итак, в своём развитии психологическая наука прошла четыре этапа.

На первом этапе была впервые выдвинута идея о неразделимости души и живого тела.

На втором этапе провозглашена?? с различием между душой человека и его телом. Душа???, но способна к восприятию средой.

На третьем этапе произошло выделение психологии в самостоятельную науку (60г. XIX в.) и было положено начало экспериментальному изучению психики на этапе изучения поведения человека.

На четвёртом этапе психология изучала формы, закономерности и??? психики. Началось развитие психологии в качестве прикладной области знаний.

Большое влияние на современную психологию оказали следующие направления в психологической науке: бихевиоризм, гентштальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология, трансперсональная психология, онтопсихология.

Бихевиоризм, не смотря на недостатки (недоучёт способности психической деятельности человека) способствовал внедрению объективных методов регистрации и анализу внешних реакций, открытию закономерностей получения и т.д.

Гештальтпсихология разработала понятия психологического образа, утвердила системный подход к психическим явлениям

Психоанализ ввёл в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др.

Трансперсональная психология признала значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания.

Гуманистическая психология обнаружила наличие духовного изменения в людях, добивающихся самореализации.

Итак, пройдя несколько этапов в своём развитии, каждый из которых внёс весомый вклад в развитие, психологическая наука продолжает развиваться и в настоящее время. На данный момент психология является весьма востребованной в нескольких?? областях общественной жизни наукой.

 


Список литературы

 

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.

2. Гофруа Ж. Что такое психология. В 2-х кн. – М., 1996.

3. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. -М.,2002.

4. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. Кн.1. – М., 1996.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1994.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб., 2000.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии.

 


Содержание

 

 

Введение

Глава I. Основные исторические этапы развития психологического знания.

1. Первый этап: психология как наука о душе.

2. Второй этап: психология как наука о сознании.

3. Третий этап: психология как наука о поведении.

4. Четвертый этап: психология как наука о фактах, закономерностях, механизмах психики.

Глава II. Основные направления в психологической науке.

1. Бихевиоризм.

2. Психоанализ.

3. Гештальтпсихология.

4. Гуманистическая психология.

5. Трансперсональная психология.

6. Онтопсихология.

7. Тенденции и перспективы развития психологической науки.

Заключение.

Список литературы.


Введение

 

Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VII в. до н. э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них.

В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а точнее (VI в. до н. э. – сер. XIX в.); второй – когда психология развивалась как самостоятельная наука (сер. XIX в. – настоящее время).

В последних главах будут более подробно рассмотрены темы развития психологической науки, а также ее основные направления, перспективы и тенденции развития отечественной и зарубежной психологии.


 

Глава I. Основные исторические этапы развития психологического знания







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.