Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сформулировать проблему исходного текста можно





в виде вопроса

в виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?) поднимается в тексте.

Например:

 

(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)»Права человека» - это очень хорошо, но как бы нам самим следить, чтобы наши права не расширялись за счёт других? (3) Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя.

(5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть расширяться и хватать, - то именно так и делает. (7)Это и губило все правящие классы и группы истории. (8)Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости.

(9)Только на самоограничении сможет дальше существовать всё умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было всё долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны всегда превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутности его души.

(По А. Солженицыну)

 

В тексте исследуется проблема (чего?) ДОБРОВОЛЬНОГО СОЗНАТЕЛЬНОГО САМООГРАНИЧЕНИЯ Как сделать так, чтобы не нарушались права человека?Над этой проблемой размышляет А. Солженицын или Что даёт человеку добровольное сознательное самоограничение?

 

Необходимо также научиться видеть способы выражения проблемы в текстах публицистического и художественного стилей:

 

Публицистический стиль Художественный стиль
Проблема выражается ◊ тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста ◊ в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац) Проблема Выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи, мыслей, поведения и т.д.

 

Как прокомментировать основную проблему?

План 1

¤ К какой категории относится избранная автором проблема?

¤ Интересна ли она читателю и почему?

¤ Насколько она злободневна (как правило, в предлагаемых исходных текстах нет неактуальных проблем)?

¤ Что делает её злободневной?

¤ Типична она или нет?

¤ Каково её место среди актуальных проблем времени?

¤ Традиционна эта проблема или нова?

¤ Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?

¤ Если нова, то что стало причиной её появления?

¤ Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме (эмоциональный план, своеобразие трактовки, яркие языковые средства выразительности и т.д.)?

¤ О чём заставляет задуматься эта проблема?

¤ К каким выводам приходит читатель?

 

План 2

Почему автор предпочёл именно эту проблему?

Актуальна ли она?

Можно ли говорить о типичности этой проблемы?

Какие факты приводит автор, исследуя данную проблему? Что особо подчёркивает?

Каков эмоциональный пафос текста? Чем он вызван?

Поднималась ли до автора подобная проблема в художественной литературе и как авторы её решали?

К каким выводам автор приходит?

 

Необходимо помнить!

Нельзя комментировать проблему в отрыве от текста, т. е. рассуждать о ней вне связи с содержанием прочитанного! Надо опираться на текст. Высказал свою точку зрения – подтверди цитатой из текста (необъёмной)

 

 

Чтобы указать категорию проблемы можно использовать следующие определения:

 

Ä социальная

Ä философская

Ä общественно-политическая

Ä психологическая

Ä идеологическая

Ä нравственная

Ä морально-этическая

Ä международная

Ä межнациональная

Ä эстетическая

Ä культурная

Ä научная и др.

 

Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:

Ö общественно значимая

Ö злободневная

Ö животрепещущая

Ö актуальная

Ö жизненная

Ö насущная

Ö острая

Ö важная

Ö серьёзная

Ö спорная

Ö неотложная

Ö основная

Ö глубокая

Ö назревшая

Ö неразрешимая

Ö наболевшая

Ö мучительная

Ö жгучая

Ö тяжёлая

Ö первоочередная

Ö принципиальная

Ö главная

Ö сложная и т.д.

Как изложить комментарий проблемы?

Продемонстрируем на примере текста В. Пекелеса.

 

(1)Личная жизнь талантливых людей, как правило, вызывает огромный интерес у обывателя. (2)Это любопытство обычно не одобряется общественным мнением, однако некоторые подробности творческой жизни гениев помогают человеку лучше познать самого себя.

(3)Возьмём, к примеру, такое сложное понятие, как творчество. (4)Известно, что идти в творчестве можно двумя путями: путём вдохновения и путём неустанного труда. (5)Существование двух типов творческой деятельности отнюдь не результат умозрительных рассуждений: наука в последние годы чётко выделяет два типа одарённых людей. (6)Существует два полюса гениальности: представителей одного можно было бы назвать гением от природы, представителей другого – гением от себя.

(7)Гении от природы – это Моцарт, Рафаэль, Пушкин; они творят так, как поют птицы: страстно, самозабвенно, естественно, непринуждённо. (8)Например, Иоганна Себастьяна Баха однажды спросили, трудно ли писать музыку, на что великий композитор ответил отрицательно, добавив, что главное – вовремя нужным пальцем попасть на нужную клавишу. (9)Гении от природы, как правило, выделяются своими способностями с детских лет, и судьба благоприятствует им уже в начале жизненного пути.

(10)В исторической веренице гениев от себя мы видим застенчивого, косноязычного Демосфена, ставшего величайшим оратором Древней Греции. (11)Здесь же и гигант Ломоносов, преодолевший свою великовозрастную неграмотность, и поразительный Ван Гог…

(12)Многие из людей этого типа в детстве и юности производили впечатление малоспособных: английский писатель, политический деятель Свифт, немецкий математик, астроном, физик Гаусс считались бездарными; гениальный философ Гегель – неспособными к философии; великому Ньютону не давались точные науки, а знаменитого физика и математика Гельмгольца признавали чуть ли не слабоумным. (13)У гениев от себя преобладает несокрушимая воля, неуёмное стремление к самоутверждению, колоссальная жажда знаний и деятельности, феноменальная работоспособность.

(14)Жду от вас вопроса, который так и хочет сорваться у вас с языка: «Мы-то здесь при чём? (15)Мы-то не гении, мы обыкновенные школьники, студенты!» (16)Не спешите с выводами! (17)Ведь гении, представляющие два противоположных полюса, - это своего рода пики человеческих способностей, наглядно иллюстрирующие разный характер одарённости, способностей, ума. (18)По-моему, гении от природы – своеобразный «пик», представляющий людей эмоциональных, тогда как гении от себя – вер

Шины взлёта рационального человеческого начала. (19)Каждый же из вас тяготеет к одному из этих полюсов. (20)И от вашего склада ума, творческого темперамента во многом зависит умение учиться, способность в дальнейшем выстроить свою профессиональную жизнь. (21)Так что учитесь у великих: размышление об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.

 

 

1) От комментария к формулировке проблемы (ИНДУКТИВНОЕ изложение) Гениев, по мнению учёных-генетиков, отличает невероятная трудоспособность, одержимая увлечённость своим делом. Т. Эдисон утверждал, что «гений – это на 99 процентов труд до изнеможения и на 1 процент – игра воображения». А как же тогда те, кто отмечен Богом с самого рождения: великие художники, писатели, композиторы, учёные? Что всё-таки создаёт гения – труд или природа? Над данной спорной философской проблемой размышляет и В. Пекелис. Его взгляд на этот вопрос представляет несомненный интерес для всех людей, особенно для нас, подростков, пытающихся понять себя и часто сомневающихся в своих способностях и возможностях.
2) От формулировки проблемы к её комментарию (ДЕДУКТИВНОЕ изложение) Что делает человека гениальным? Над этой интересной философской проблемой размышляет В. Пекелис. Следует заметить, что поднятая автором проблема уже давно волнует человечество: гениальность – это дар судьбы, Бога или неустанный труд, помноженный на вдохновение? История жизни и творчества одного только Микеланджело вызывает массу споров по этому вопросу: потрясающей работоспособности этого великого мастера удивлялись его современники; этого творца можно было бы назвать «гением от себя», но кто станет отрицать, что он явно был «гением от природы»? Так в чём же тайна гениальности – в природной одарённости или она приобретается в процессе творческого труда?

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.