|
Сформулировать проблему исходного текста можно◊ в виде вопроса ◊ в виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?) поднимается в тексте. Например:
(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)»Права человека» - это очень хорошо, но как бы нам самим следить, чтобы наши права не расширялись за счёт других? (3) Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя. (5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть расширяться и хватать, - то именно так и делает. (7)Это и губило все правящие классы и группы истории. (8)Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости. (9)Только на самоограничении сможет дальше существовать всё умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было всё долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны всегда превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутности его души. (По А. Солженицыну)
Необходимо также научиться видеть способы выражения проблемы в текстах публицистического и художественного стилей:
Как прокомментировать основную проблему? План 1 ¤ К какой категории относится избранная автором проблема? ¤ Интересна ли она читателю и почему? ¤ Насколько она злободневна (как правило, в предлагаемых исходных текстах нет неактуальных проблем)? ¤ Что делает её злободневной? ¤ Типична она или нет? ¤ Каково её место среди актуальных проблем времени? ¤ Традиционна эта проблема или нова? ¤ Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу? ¤ Если нова, то что стало причиной её появления? ¤ Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме (эмоциональный план, своеобразие трактовки, яркие языковые средства выразительности и т.д.)? ¤ О чём заставляет задуматься эта проблема? ¤ К каким выводам приходит читатель?
План 2 Почему автор предпочёл именно эту проблему? Актуальна ли она? Можно ли говорить о типичности этой проблемы? Какие факты приводит автор, исследуя данную проблему? Что особо подчёркивает? Каков эмоциональный пафос текста? Чем он вызван? Поднималась ли до автора подобная проблема в художественной литературе и как авторы её решали? К каким выводам автор приходит?
Необходимо помнить! Нельзя комментировать проблему в отрыве от текста, т. е. рассуждать о ней вне связи с содержанием прочитанного! Надо опираться на текст. Высказал свою точку зрения – подтверди цитатой из текста (необъёмной)
Чтобы указать категорию проблемы можно использовать следующие определения:
Ä социальная Ä философская Ä общественно-политическая Ä психологическая Ä идеологическая Ä нравственная Ä морально-этическая Ä международная Ä межнациональная Ä эстетическая Ä культурная Ä научная и др.
Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов: Ö общественно значимая Ö злободневная Ö животрепещущая Ö актуальная Ö жизненная Ö насущная Ö острая Ö важная Ö серьёзная Ö спорная Ö неотложная Ö основная Ö глубокая Ö назревшая Ö неразрешимая Ö наболевшая Ö мучительная Ö жгучая Ö тяжёлая Ö первоочередная Ö принципиальная Ö главная Ö сложная и т.д. Как изложить комментарий проблемы? Продемонстрируем на примере текста В. Пекелеса.
(1)Личная жизнь талантливых людей, как правило, вызывает огромный интерес у обывателя. (2)Это любопытство обычно не одобряется общественным мнением, однако некоторые подробности творческой жизни гениев помогают человеку лучше познать самого себя. (3)Возьмём, к примеру, такое сложное понятие, как творчество. (4)Известно, что идти в творчестве можно двумя путями: путём вдохновения и путём неустанного труда. (5)Существование двух типов творческой деятельности отнюдь не результат умозрительных рассуждений: наука в последние годы чётко выделяет два типа одарённых людей. (6)Существует два полюса гениальности: представителей одного можно было бы назвать гением от природы, представителей другого – гением от себя. (7)Гении от природы – это Моцарт, Рафаэль, Пушкин; они творят так, как поют птицы: страстно, самозабвенно, естественно, непринуждённо. (8)Например, Иоганна Себастьяна Баха однажды спросили, трудно ли писать музыку, на что великий композитор ответил отрицательно, добавив, что главное – вовремя нужным пальцем попасть на нужную клавишу. (9)Гении от природы, как правило, выделяются своими способностями с детских лет, и судьба благоприятствует им уже в начале жизненного пути. (10)В исторической веренице гениев от себя мы видим застенчивого, косноязычного Демосфена, ставшего величайшим оратором Древней Греции. (11)Здесь же и гигант Ломоносов, преодолевший свою великовозрастную неграмотность, и поразительный Ван Гог… (12)Многие из людей этого типа в детстве и юности производили впечатление малоспособных: английский писатель, политический деятель Свифт, немецкий математик, астроном, физик Гаусс считались бездарными; гениальный философ Гегель – неспособными к философии; великому Ньютону не давались точные науки, а знаменитого физика и математика Гельмгольца признавали чуть ли не слабоумным. (13)У гениев от себя преобладает несокрушимая воля, неуёмное стремление к самоутверждению, колоссальная жажда знаний и деятельности, феноменальная работоспособность. (14)Жду от вас вопроса, который так и хочет сорваться у вас с языка: «Мы-то здесь при чём? (15)Мы-то не гении, мы обыкновенные школьники, студенты!» (16)Не спешите с выводами! (17)Ведь гении, представляющие два противоположных полюса, - это своего рода пики человеческих способностей, наглядно иллюстрирующие разный характер одарённости, способностей, ума. (18)По-моему, гении от природы – своеобразный «пик», представляющий людей эмоциональных, тогда как гении от себя – вер Шины взлёта рационального человеческого начала. (19)Каждый же из вас тяготеет к одному из этих полюсов. (20)И от вашего склада ума, творческого темперамента во многом зависит умение учиться, способность в дальнейшем выстроить свою профессиональную жизнь. (21)Так что учитесь у великих: размышление об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|