Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблема может заставить читателя





§ глубоко задуматься

§ серьёзно размышлять

§ рассуждать вместе с автором

§ лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего, красоту мира и хрупкость мира, природы, человека и т.п.)

§ серьёзнее относиться к …

§ по-иному посмотреть на …

§ критичнее относиться к …

§ обратиться к примерам из собственной жизни (литературы)

§ поделиться мыслями о…

§ развивать мысль о…

§ оценить истинный масштаб чего-либо

§ оценить собственную позицию

§ открыто выразить своё отношение к…

§ заняться самовоспитанием (охраной культурной среды, природы и др.)

§ заняться её (проблемы) глубоким изучением

§ с горечью понять, что …

§ иронично относиться к …

§ отразить гармонию (дисгармонию) мира, человеческих отношений, связь поколений (или её отсутствие)

§ испытать потребность в чём-либо (например, высказать свою точку зрения)

 

Рассмотрим более подробно формулировку проблемы и её комментарий на следующем тексте.

 

(1)Будущим интересуются всё больше. (2)О нём пишут, его смотрят в кино, его обсуждают с цифрами в руках. (3)Будущее специализировалось – есть будущее авиации, генетики, кибернетики, энергетики. (4)У каждой специальности есть свои прогнозы, своя фантастика, свои астрологи. (5)Такой повышенный интерес к будущему часто вызван необходимостью предвидения. (6)Открытия следуют одно за другим, повороты слишком круты, а скорость велика.

(7)Признаюсь, я никогда до сих пор не пытался далеко самостоятельно заглядывать вперёд. (8)Впервые попробовав войти в страну Будущего, я почувствовал, как это трудно, всё сразу стало зыбким, неверным. (9)Речь идёт не о специализированных областях, а о будущей жизни вообще, вроде как о нашей сегодняшней жизни, о нас, которые были такой жизнью вообще и людьми будущего для людей, например, XIX века. (10)У каждого поколения, у каждой эпохи есть такое будущее, оно сигналит нам.

(11)Вести оттуда, из будущего, доносятся – иногда тревожные, иногда любопытные, наши попытки связаться с будущим становятся всё более активными.

(12)Легче всего возникают количественные представления: много дорог, много машин, много этажей, огромные самолёты, огромные тоннели. (13)Затем начинается второй этап – решение нынешних коренных проблем науки. (14)Проблема долголетия и проблема обеспечения людей питанием. (15)Проблема связи с другими мирами. (16)Освоение космоса, его эксплуатация. (17)Лечение рака, интенсификация фотосинтеза, управление наследственностью, ядерная энергетика, овладение временем, гравитацией, повышение плотности биосферы, бионика…

(18)Сводная картина на ближайшие сто- полтораста лет получается грандиозная.

(19)Чтение такого перечня, только перечня, потрясает, наполняет завистью к потомкам. (20)Всё обстоит прекрасно, пока наше воображение наслаждается панорамой успеха. (21)Но стоит двинуться чуть дальше, и будущее распадается.

(22)В самом деле, как будет жить человек в мире с управляемой гравитацией, с перемещением во времени? (23)Что станет с человеком, когда он сможет стимулировать свой мозг, всё выучить, всё изучить, запомнить, вызвать в памяти любой момент прошлого? (24)С человеком, который будет наделён способностями воспринимать инфракрасные излучения, видеть в темноте, слышать в широком диапазон колебаний, непосредственно принимать радиоволны? (25)Реакции его будут ускорены, физические силы умножены. (26)Он будет избавлен от страха болезней. (27)Он сможет жить по водой, на других планетах, формировать способности своих детей, вызывать эти способности или даже изменять их. (28)Этому человеку, избавленному от примитивной физической работы, будет доступна любая книга, фильм, представление, происходящее в любом месте земного шара. (29)Что останется от собственно человека в этой раздутой, усиленной всеми средствами оболочке всех мыслимых благ, потребностей и желаний? (30)Что произойдёт с простыми человеческими чувствами – добротой, любовью, скукой? (31)каким станет человек?

(32)Как изменится мироощущение этого человека, его нравственность, его критерии, взаимоотношения людей, их связи, личность человеческая, характер? (33)То есть что останется от нынешнего человека?

(34)К сожалению, я плохо представляю возможности такого прогнозирования. (35)А если оглянуться назад, воспользоваться опытом истории? (36)Несомненно, человек за минувшие два тысячелетия изменился. (37)Он больше знает, он больше умеет… (38)И что ещё? (39)Нет, нам легче сравнивать с современностью технику Эллады, её искусство, чем её людей…

(40)Боюсь всё же, что даже история даёт нам мало материала для такого анализа. (41)Во всяком случае, мы пока не сумели добыть таки данные, чтобы попробовать с их помощью спроектировать этический облик человека грядущего.

(По Д. Гранину)

Один из вариантов начала работы с текстом – заполнение следующей таблицы.

План работы с исходным текстом Рабочие материалы
1. Тема О чём данный текст? О перспективах будущего человечества.
2. Проблемы Какие вопросы рассматривает автор? 1) Почему сейчас такой повышенный интерес к будущему? 2) Какие научные достижения ожидают человечество? 3) Как будет жить человек в преобразованным мире? 4) Как повлияют на него достижения науки и техники? 5) Сохранятся ли в мире «всех мыслимых благ, потребностей и желаний» человеческие чувства? 6) «Как изменится мироощущение человека, его нравственность, его критерии, взаимоотношения людей, их связи, личность человеческая, характер?» 7) Почему невозможно спрогнозировать этический облик человечества?
3. Основная проблема текста Какой основной вопрос волнует автора? «Как в будущем изменятся мироощущение человека, его нравственность, его критерии, взаимоотношения людей, их связи, личность человеческая, характер?»
4. Идея текста (авторская позиция) Что хотел автор сказать читателю? Над чем заставляет задуматься? Гарантирует ли научно-технический прогресс нравственное совершенство человека?
Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? «…Мы пока не сумели добыть такие данные, чтобы попробовать с их помощью спроектировать этический облик человека грядущего».
5. Языковые средства Как автору удалось помочь вам увидеть его позицию, определить идею текста? Вопросительные предложения (22-25 пр.), лексический повтор «человек» (31-33 пр.), метафора (29 пр.) и т.д.

 

Такая работа позволяет определить главное в исходном тексте, то, что необходимо для создания собственного рассуждения.

Выбираем основную проблему по следующему плану:

§ Какая проблема больше всего волнует автора, вызывает его раздумья, размышления?

§ Вокруг чего строится всё повествование?

§ Рассуждениям о чём посвящена большая часть исходного текста?

§ С каким вопросом связан авторский вывод? Или

§ По какой проблеме отчётливо заявлена авторская позиция?

Итак, когда найдена основная проблема

(как правило она подсказывается темой), можно сформулировать её двумя способами:

В виде вопроса: Как в будущем в связи с научно-техническим прогрессом изменится личность человека, его нравственность? Этой сложной проблеме посвящён текст Д. Гранина. Краткая формулировка: Этический облик человека будущего – вот основная проблема, волнующая автора.

 

Как приступить к комментированию?

Обсуждение следующих вопросов поможет разобраться в смысле этого этапа работы с текстом:

 

§ Что означает «комментарий» текста? В чём отличие его от пересказа?

Комментарий – это р а с с у ж д е н и е по поводу прочитанного или увиденного.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.