|
Формулировка и комментарий основнойСтр 1 из 3Следующая ⇒ Методические рекомендации по выполнению задания: Учебно-методическое пособие М.: изд-во «Экзамен», 2008. Серия «ЕГЭ. 100 баллов» (стр. 38) Формулировка и комментарий основной Проблемы текста Любой анализ текста, после его внимательного прочтения, следует начинать с определения темы и проблемы, их чёткой и лаконичной формулировки. Чаще всего учащиеся путают понятия «тема» и «проблема», заменяя формулировку проблемы формулировкой темы, либо вообще просто пересказывают текст. Очевидно, что причина появления таких ошибок кроется в непонимании ими того, что такое проблема текста. Необходимо сформировать умение находить основной вопрос, который исследует автор, т.к. неверно сформулированная проблема (следовательно, потерянные баллы по критерию 1) приведёт к фактическим ошибкам в комментарии (критерий 2). Опыт прошедших экзаменов показывает, что очень часто комментарий заменяется пересказом фрагментов текста либо пространным цитированием, а иногда он вообще отсутствует. Примерный схематический вариант Анализа исходного текста
Сформулировать проблему исходного текста можно ◊ в виде вопроса ◊ в виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?) поднимается в тексте. Например:
(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)»Права человека» - это очень хорошо, но как бы нам самим следить, чтобы наши права не расширялись за счёт других? (3) Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя. (5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть расширяться и хватать, - то именно так и делает. (7)Это и губило все правящие классы и группы истории. (8)Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости. (9)Только на самоограничении сможет дальше существовать всё умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было всё долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны всегда превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутности его души. (По А. Солженицыну)
Необходимо также научиться видеть способы выражения проблемы в текстах публицистического и художественного стилей:
Как прокомментировать основную проблему? План 1 ¤ К какой категории относится избранная автором проблема? ¤ Интересна ли она читателю и почему? ¤ Насколько она злободневна (как правило, в предлагаемых исходных текстах нет неактуальных проблем)? ¤ Что делает её злободневной? ¤ Типична она или нет? ¤ Каково её место среди актуальных проблем времени? ¤ Традиционна эта проблема или нова? ¤ Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу? ¤ Если нова, то что стало причиной её появления? ¤ Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме (эмоциональный план, своеобразие трактовки, яркие языковые средства выразительности и т.д.)? ¤ О чём заставляет задуматься эта проблема? ¤ К каким выводам приходит читатель?
План 2 Актуальна ли она? Шины взлёта рационального человеческого начала. (19)Каждый же из вас тяготеет к одному из этих полюсов. (20)И от вашего склада ума, творческого темперамента во многом зависит умение учиться, способность в дальнейшем выстроить свою профессиональную жизнь. (21)Так что учитесь у великих: размышление об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.
Методические рекомендации по выполнению задания: Учебно-методическое пособие М.: изд-во «Экзамен», 2008. Серия «ЕГЭ. 100 баллов» (стр. 38) Формулировка и комментарий основной Проблемы текста ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|