Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формулировка и комментарий основной





Методические рекомендации

по выполнению задания:

Учебно-методическое пособие

М.: изд-во «Экзамен», 2008.

Серия «ЕГЭ. 100 баллов»

(стр. 38)

Формулировка и комментарий основной

Проблемы текста

Любой анализ текста, после его внимательного прочтения, следует начинать с определения темы и проблемы, их чёткой и лаконичной формулировки.

Чаще всего учащиеся путают понятия «тема» и «проблема», заменяя формулировку проблемы формулировкой темы, либо вообще просто пересказывают текст. Очевидно, что причина появления таких ошибок кроется в непонимании ими того, что такое проблема текста. Необходимо сформировать умение находить основной вопрос, который исследует автор, т.к. неверно сформулированная проблема (следовательно, потерянные баллы по критерию 1) приведёт к фактическим ошибкам в комментарии (критерий 2).

Опыт прошедших экзаменов показывает, что очень часто комментарий заменяется пересказом фрагментов текста либо пространным цитированием, а иногда он вообще отсутствует.

Примерный схематический вариант

Анализа исходного текста

Проблема (их может быть несколько)
ТЕКСТ

       
   

 


Тема
взаимосвязаны

 

 

 
 

 

 


 

       
   
 
 
Автором проблема может быть · поставлена · изложена · рассмотрена · выдвинута · затронута · поднята · сформулирована · исследована · проанализирована  

 

 


 

Сформулировать проблему исходного текста можно

в виде вопроса

в виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?) поднимается в тексте.

Например:

 

(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)»Права человека» - это очень хорошо, но как бы нам самим следить, чтобы наши права не расширялись за счёт других? (3) Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя.

(5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть расширяться и хватать, - то именно так и делает. (7)Это и губило все правящие классы и группы истории. (8)Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости.

(9)Только на самоограничении сможет дальше существовать всё умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было всё долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны всегда превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутности его души.

(По А. Солженицыну)

 

В тексте исследуется проблема (чего?) ДОБРОВОЛЬНОГО СОЗНАТЕЛЬНОГО САМООГРАНИЧЕНИЯ Как сделать так, чтобы не нарушались права человека?Над этой проблемой размышляет А. Солженицын или Что даёт человеку добровольное сознательное самоограничение?

 

Необходимо также научиться видеть способы выражения проблемы в текстах публицистического и художественного стилей:

 

Публицистический стиль Художественный стиль
Проблема выражается ◊ тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста ◊ в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац) Проблема Выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи, мыслей, поведения и т.д.

 

Как прокомментировать основную проблему?

План 1

¤ К какой категории относится избранная автором проблема?

¤ Интересна ли она читателю и почему?

¤ Насколько она злободневна (как правило, в предлагаемых исходных текстах нет неактуальных проблем)?

¤ Что делает её злободневной?

¤ Типична она или нет?

¤ Каково её место среди актуальных проблем времени?

¤ Традиционна эта проблема или нова?

¤ Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?

¤ Если нова, то что стало причиной её появления?

¤ Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме (эмоциональный план, своеобразие трактовки, яркие языковые средства выразительности и т.д.)?

¤ О чём заставляет задуматься эта проблема?

¤ К каким выводам приходит читатель?

 

План 2

Актуальна ли она?

Шины взлёта рационального человеческого начала. (19)Каждый же из вас тяготеет к одному из этих полюсов. (20)И от вашего склада ума, творческого темперамента во многом зависит умение учиться, способность в дальнейшем выстроить свою профессиональную жизнь. (21)Так что учитесь у великих: размышление об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.

 

 

1) От комментария к формулировке проблемы (ИНДУКТИВНОЕ изложение) Гениев, по мнению учёных-генетиков, отличает невероятная трудоспособность, одержимая увлечённость своим делом. Т. Эдисон утверждал, что «гений – это на 99 процентов труд до изнеможения и на 1 процент – игра воображения». А как же тогда те, кто отмечен Богом с самого рождения: великие художники, писатели, композиторы, учёные? Что всё-таки создаёт гения – труд или природа? Над данной спорной философской проблемой размышляет и В. Пекелис. Его взгляд на этот вопрос представляет несомненный интерес для всех людей, особенно для нас, подростков, пытающихся понять себя и часто сомневающихся в своих способностях и возможностях.
2) От формулировки проблемы к её комментарию (ДЕДУКТИВНОЕ изложение) Что делает человека гениальным? Над этой интересной философской проблемой размышляет В. Пекелис. Следует заметить, что поднятая автором проблема уже давно волнует человечество: гениальность – это дар судьбы, Бога или неустанный труд, помноженный на вдохновение? История жизни и творчества одного только Микеланджело вызывает массу споров по этому вопросу: потрясающей работоспособности этого великого мастера удивлялись его современники; этого творца можно было бы назвать «гением от себя», но кто станет отрицать, что он явно был «гением от природы»? Так в чём же тайна гениальности – в природной одарённости или она приобретается в процессе творческого труда?

 

 

Методические рекомендации

по выполнению задания:

Учебно-методическое пособие

М.: изд-во «Экзамен», 2008.

Серия «ЕГЭ. 100 баллов»

(стр. 38)

Формулировка и комментарий основной

Проблемы текста







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.