Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ И СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ,





ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД

О ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ И СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ,

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Год

ВВЕДЕНИЕ

Улучшению положения семей и детей способствуют принимаемые программы и вносимые в действующее законодательство Российской Федерации изменения.

В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, а также учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 период 2018-2027 годов объявлен Десятилетием детства в Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375-р утвержден план основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.

В рамках реализации плана определены основные направления государственной политики в сфере защиты детства: повышение благосостояния семей с детьми, обеспечение всестороннего образования, безопасности, здоровья, культурного развития, безопасного информационного пространства для детей, права ребенка на воспитание в семье, обеспечение и защита прав и интересов детей, социальной защиты детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, организация безопасного детского отдыха, производство качественных детских товаров и продуктов питания.

С 1 января 2018 года вступил в силу «демографический пакет», объявленный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 28 ноября 2017 года на заседании Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, включающий:

- предоставление ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) с 1 января 2018 года первого ребенка и ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) с 1 января 2018 года второго ребенка за счет средств материнского (семейного) капитала,

- изменение критериев при определении субъектов Российской Федерации, в отношении которых осуществляется софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей.

В целях улучшения жилищных условий семей с 1 января 2018 года гражданам Российской Федерации, в которых с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года родился второй или последующий ребенок, предоставлено право на получение ипотечного (жилищного) кредита по ставке 6% годовых.

Несмотря на позитивные тенденции, связанные с улучшением положения детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации, в том числе в части повышения уровня их благосостояния и обеспеченности жилыми помещениями, снижения числа детей, лишенных семейного окружения, повышения доступности образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, вариативности форм получения дошкольного образования, сохраняется ряд проблем.

В частности, не решена проблема 100% охвата дошкольным образованием детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, а в ряде субъектов Российской Федерации – детей в возрасте от 3 до 7 лет. Сохраняется проблема по обеспечению питанием детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снижению уровня бедности семей с детьми.

Решению указанных проблем, а также повышению в целом уровня жизни граждан, созданию комфортных условий для проживания будет способствовать реализация разработанных во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» национальных проектов и входящих в их состав федеральных и региональных проектов.

В настоящем докладе содержится анализ основных аспектов государственной политики в отношении детей и семей, имеющих детей, за 2018 год в сравнении с 2016 и 2017 годами.

Доклад подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 248 «О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной, систематизированной информацией о положении детей и семей, имеющих детей, тенденциях его изменения для определения приоритетных областей и направлений деятельности по решению проблем детства, а также в целях разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей, их защиты и развития.

Структура доклада отражает вопросы социально-экономического положения семей с детьми, состояния здоровья женщин и детей, питания, образования, воспитания и развития детей (в том числе детей-инвалидов, детей мигрантов), трудовой занятости подростков и родителей, профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Доклад основывается на официальных материалах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В приложении к докладу приведены перечень основных нормативных правовых актов, принятых в 2018 году, оказывающих влияние на различные аспекты жизнедеятельности детей и семей с детьми, а также статистические показатели, характеризующие динамику изменения положения детей в
2016–2018 годах.


 

 

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

 

ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

Обеспечение жильем молодых семей, имеющих детей

В рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710, молодым семьям – участникам основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» за счет средств, предусмотренных в 2018 году, планировалось выдать 14 971 свидетельство о праве на получение социальной выплаты, по итогам реализации мероприятия выдано 15 192 свидетельства, из которых 14 621 реализовано. Учитывая, что срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплатыи государственного жилищного сертификата составляет 7 месяцев, их реализация продолжается в 2019 году.

 

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ

Состояние здоровья детей

Заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет

В 2018 году по сравнению с 2017 годом отмечается незначительный рост показателя общей заболеваемости среди детей в возрастной группе от 0 до 14 лет на 0,004%, который составил 219956,3 на 100 тыс. населения данного возраста (2017 г. – 219 947,0 на 100 тыс. населения данного возраста;
2016 г. – 220 418,9 на 100 тыс. населения данного возраста).

В структуре общей заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14 лет, как и в предыдущие годы, первые ранговые места занимают болезни органов дыхания, органов пищеварения, болезни глаза и его придаточного аппарата, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, болезни кожи и подкожной клетчатки и болезни нервной системы.

В 2018 году заболеваемость детей с диагнозом, установленным впервые в жизни, в возрастной группе от 0 до 14 лет составила 174694,0 на 100 тыс. населения данного возраста (2017 г. – 174 896,8 на 100 тыс. населения данного возраста; 2016 г. – 177 438,1 на 100 тыс. населения данного возраста).

В структуре заболеваемости с диагнозом, установленным впервые в жизни, у детей в возрасте от 0 до 14 лет первые ранговые места занимают болезни органов дыхания, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, некоторые инфекционные и паразитарные болезни, болезни кожи и подкожной клетчатки, болезни органов пищеварения.

Заболеваемость детей в возрасте от 15 до 17 лет включительно

В 2018 году по сравнению с 2017 годом отмечается снижение показателя общей заболеваемости на 0,6% до 219504,8 на 100 тыс. населения данного возраста (2017 г. – 220 740,7 на 100 тыс. населения данного возраста;
2016 г. – 225 781,8 на 100 тыс. населения данного возраста).

В структуре общей заболеваемости детей в возрасте от 15 до 17 лет первые ранговые места занимают болезни органов дыхания, болезни глаза и его придаточного аппарата, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани,органов пищеварения.

В 2018 году по сравнению с 2017 годом отмечается рост показателя заболеваемости с диагнозом, установленным впервые в жизни, в возрастной группе детей 15–17 лет на 0,001% до 136020,2 на 100 тыс. населения данного возраста (2017 г. – 136018,5 на 100 тыс. населения данного возраста;
2016 г. – 137273,8 на 100 тыс. населения данного возраста).

В структуре заболеваемости подростков с диагнозом, установленным впервые в жизни, как и в предыдущие годы, первые ранговые места занимают болезни органов дыхания, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, болезни кожи и подкожной клетчатки, органов пищеварения, болезни глаза и его придаточного аппарата, костно-мышечной системы и соединительной ткани.

Младенческая смертность

По данным Росстата, за 2018 год младенческая смертность в Российской Федерации снизилась до 5,1 на 1 000 родившихся живыми или на 8,9%
(2017 г. – 5,6 на 1 000 родившихся живыми; 2016 г. – 6,0 на 1 000 родившихся живыми).

Снижение показателя младенческой смертности в 2018 году зарегистрировано во всех федеральных округах Российской Федерации.

Уровень младенческой смертности сравним с показателями Западной Европы (5,1 и ниже). Самые низкие показатели младенческой смертности (ниже 5,1 на 1 000 родившихся живыми) в 2018 году зарегистрированы в 51 субъекте Российской Федерации: Ненецкий автономный округ (1,6), Сахалинская область и г. Севастополь (2,8), Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (2,9), Республика Мордовия (3,0), Ленинградская область (3,3), Ярославская область (3,4), Магаданская область (3,5), Липецкая область (3,6),
г. Санкт-Петербург (3,7), Ивановская область (3,8), Республики Адыгея и Крым, Тамбовская область (3,9), Краснодарский край, Брянская и Пензенская области (4,0), Республика Хакасия и Московская область (4,1), Тюменская область без автономий (4,2), Удмуртская Республика и Псковская область (4,3), Чувашская Республика и Кировская область (4,4), Республика Коми и Татарстан,Калининградская и Самарская области (4,5),Республика Северная Осетия-Алания и Воронежская область (4,6), Пермский и Приморский края, Новгородская, Рязанская, Саратовская, Свердловская области (4,7), Кабардино-Балкарская Республика и Тверская область (4,8), Хабаровский край, Архангельская без автономии, Калужская, Тульская области (4,9), Республика Саха (Якутия) (5,0), Республика Башкортостан, Амурская, Белгородская, Волгоградская, Новосибирская, Орловская, Ростовская, Томская области (5,1).

Младенческая смертность в первую очередь снизилась за счет снижения смертности от отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде, врожденных аномалий, пневмоний. Однако ряд заболеваний относится к неуправляемым причинам (крайняя незрелость плода, тяжелая перинатальная патология).

В целях снижения младенческой смертности и инвалидизации детей вследствие нарушений развития за счет выявления заболевания до рождения ребенка и своевременного оказания специализированной медицинской помощи в 2018 году была продолжена реализация мероприятий по пренатальной (дородовой) диагностикепо новому алгоритму (проведение пренатальной диагностики в первом триместре беременности, комплексность обследования, экспертный уровень проведения ультразвукового исследования, подтверждающая диагностика).

Выявление врожденного или наследственного заболевания до рождения ребенка позволяет оптимизировать медицинскую помощь женщине во время беременности, обеспечить условия для адекватного родоразрешения, оказать специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь новорожденному, разработать программу дальнейшего лечения и реабилитации ребенка в последующие возрастные периоды.

Одним из важнейших и эффективных направлений ранней диагностики и терапии наследственных и врожденных заболеваний является неонатальный и аудиологический скрининг.

По данным органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в 2018 году обследовано более 1 534 тыс. новорожденных (более 95% от числа родившихся, что отвечает требованиям Всемирной организации здравоохранения и свидетельствует об эффективности проводимого мероприятия) на 5 наследственных заболеваний, из них выявлено 1 114 детей с врожденными наследственными заболеваниями: 228 детей – с фенилкетонурией, 465детей – с врожденным гипотиреозом, 196 детей – с адреногенитальным синдромом, 67 детей – с галактоземией, 158 детей – с муковисцидозом. Все дети взяты под диспансерноенаблюдение и получают необходимое лечение.

Указанные меры позволили снизить уровень инвалидизации детей и показателей детской смертности.

С целью профилактики тугоухости и глухоты проводится ранняя диагностика нарушений слуха (аудиологический скрининг) новорожденных и детей первого года жизни с последующим проведением при необходимости операции кохлеарной имплантации.

В 2018 году в Российской Федерации на нарушение слуха обследовано более 97,3% от числа родившихся. На I этапе аудиологического скрининга выявлено 28428 детей с подозрением на наличие нарушения слуха, 26 789 детям проведена углубленная диагностика на II этапе аудиологического скрининга, по результатам которой выявлено 5 340 детей с нарушением слуха. Нуждающиеся взяты под диспансерное наблюдение.

В 2018 году проведена операция кохлеарной имплантации 1 030 детям (2017 г. – 989 детям;2016 г. – 998 детям).

Обязательное медицинское страхование женщин и детей,
доступность квалифицированной медицинской помощи
и лекарственное обеспечение женщин и детей

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) является видом обязательного социального страхования, представляющим собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных указанным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы ОМС.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 г.
№ 326-ФЗ застрахованными лицами являются как работающие, так и неработающие граждане.

При этом к неработающим гражданам относятся, в том числе:

- дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет;

- граждане, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

- один из родителей или опекун, занятые уходом за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

- трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 ноября 2010 г.
№ 326-ФЗ страхователями для неработающих граждан являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иные организации, определенные Правительством Российской Федерации. Указанные страхователи являются плательщиками страховых взносов на ОМС неработающего населения.

Таким образом, ОМС женщин и детей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Медицинская помощь женщинам и детям за счет средств ОМС оказывается в рамках территориальных программ ОМС,являющихся составной частью территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и утверждаемых в субъектах Российской Федерации в соответствии с требованиями к базовой программе ОМС, установленными Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной финансовый год и на плановый период.

В 2018 году в рамках ОМС детскому населению (в возрасте 0-17 лет включительно) оказана медицинская помощь:

- в амбулаторных условиях с профилактическими иными целями – 189,8 млн. посещений на сумму 106,1 млрд. рублей;

- в амбулаторных условиях в неотложной форме – 16,2 млн. посещений на сумму 13,0 млрд. рублей;

- в амбулаторных условиях в связи с заболеванием – 67,0 млн. обращений на сумму 107,0 млрд. рублей;

- в стационарных условиях – 5,0 млн. случаев госпитализации на сумму 163,2 млрд.рублей;

- в условиях дневных стационаров – 1,0 млн. случаев лечения на сумму 13,4 млрд. рублей;

- скорая медицинская помощь – 7,3 млн. вызовов на сумму 23,4 млрд. рублей.

Медицинская помощь по замене речевого процессора системы кохлеарной имплантации в 2018 году выполнена 233 пациентам в возрасте от 0 до 17 лет включительно на сумму 189,9 млн. рублей.

Из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС) ежегодно перечисляются межбюджетные трансферты в бюджет ФСС на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанной организации, а также на оплату услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы ФСС бланков родовых сертификатов.

Расходы на указанные цели в 2018 году составили 15 159,4 млн. рублей (2017 г. – 16 085,6 млн. рублей; 2016 г. – 17 818,9 млн. рублей).

В программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи наибольшую часть составляет базовая программа ОМС, которая постоянно расширяется: с 2013 года в нее включены диспансеризация всего взрослого и детского населения, экстракорпоральное оплодотворение (далее – ЭКО).

При формировании базовой программы ОМС приоритетными остаются задачи по развитию медицинской помощи в первичном звене здравоохранения. Включая профилактическую направленность и оказания неотложной медицинской помощи, стационар замещающих технологий.

С 2013 года изменены подходы проведения профилактических мероприятий и источник финансирования. В настоящее время данные мероприятий финансируются за счет средств ОМС, которые направляются во все субъекты Российской Федерации для обеспечения равной доступности населения вне зависимости от регионов проживания.

Также за 6 лет (с 2013 по 2018 год) расширился список профилактических направлений, увеличилось количество и охват застрахованных граждан, прошедших профилактические мероприятия, составивший около 50,6 млн. человек, в том числе 22,4 млн. детей. Финансовое обеспечение составило 62,8 млрд. рублей, в том числе в отношении детского населения – 31,8 млрд. рублей.

Программой развития перинатальных центров в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 9 декабря 2013 г. № 2302-р (далее – Программа), предусмотрено строительство 32 перинатальных центров в 30 субъектах Российской Федерации: Республики Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карелия, Татарстан,Саха (Якутия), Хакасия, Алтайский, Краснодарский, Красноярский (г. Ачинск, г. Норильск) и Ставропольский края, Архангельская, Белгородская, Брянская, Калужская, Липецкая, Ленинградская, Московская (г. Наро-Фоминск, г. Коломна), Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Самарская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Ульяновская и Челябинская области.

В 2018 году введены в эксплуатацию и начали прием пациентов
10 перинатальных центров в 10 субъектах Российской Федерации (Республики Бурятия, Карелия, Саха (Якутия), Красноярский край (г. Норильск), Архангельская, Ленинградская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская и Ульяновская области), в 2019 году – 2 перинатальных центра (Краснодарский край (г. Сочи) и Псковская область).

Таким образом, в настоящее время все 32 перинатальных центра введены в эксплуатацию и оказывают медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде и новорожденным.

По состоянию на 1 мая 2019 года использование средств на реализацию Программы за счет всех источников финансирования составило 82 173 377,0 тыс. рублей (98,2% от размера финансового обеспечения региональных программ модернизации здравоохранения в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров в субъектах Российской Федерации – 83 718 544,8 тыс. рублей), из них субсидий из бюджета ФОМС – 52 306 711,5 тыс. рублей (99,3%от размера предусмотренных средств – 52 655 701,6 тыс. рублей), средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 29 866 665,5 тыс. рублей (96,1% от размера предусмотренных средств – 31 062 843,2 тыс. рублей).

Развитие сети перинатальных центров позволило обеспечить повышение доступности и качества медицинской помощи матери и ребенку, создать условия для повышения удовлетворенности населения медицинской помощью, снижения материнской и младенческой заболеваемости и смертности.

В рамках базовой программы ОМС оказывается ЭКО. По данным субъектов Российской Федерации, в 2018 году более 78 тыс. процедур (на 20,6% больше 2017 года).

Увеличение объемов оказания медицинской помощи по лечению бесплодия с использованием современных вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО) повышает доступность данного вида помощи и является одним из резервов сохранения параметров рождаемости.

Медицинские осмотры (диспансеризация) несовершеннолетних

Профилактические медицинские осмотры детей всех возрастных категорий проводятся ежегодно по алгоритму, который предусматривает различный набор врачей-специалистов и исследований с учетом анатомо-физиологических особенностей развития ребенка в различных возрастных периодах.

С 1 января 2018 года вступил в силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 г. № 514н
«О Порядке проведения медицинских осмотров несовершеннолетних»
(далее – приказ Минздрава России от 10 августа 2017 г. № 514н).

В соответствии с приказом Минздрава России от 10 августа 2017 г.
№ 514н стало возможно проведение профилактических осмотров не только в медицинских организациях, но и в образовательных организациях, кроме того, медицинская организация, проводившая осмотр ребенка, обязана направлять информацию о результатах профилактического осмотра медицинским работникам медицинского блока образовательной организации, где обучается ребенок.

По данным Росстата, в 2018 году прошли профилактические медицинские осмотры более 26,7 млн. несовершеннолетних в возрасте от 0 до 17 лет
(2017 г. – 26,1 млн. несовершеннолетних в возрасте от 0 до 17 лет;
2016 г. – 25,9 млн.несовершеннолетних в возрасте от 0 до 17 лет), по результатам которых дети распределены по следующим группам здоровья:
Ι группа – 27,6% (2017 г. – 27,8%; 2016 г. – 28,1%); ΙΙ группа – 56,2%
(2017 г. – 56,3%; 2016 г. – 55,9%); ΙΙΙ группа – 13,8% (2017 г. – 13,5%;
2016 г. – 13,5%); ΙV группа – 0,7% (2017 г. – 0,6%; 2016 г. – 0,8%);
V группа – 1,8% (2017 г. – 1,9%; 2016 г. – 1,7%).

При выявлении заболеваний осуществляется постановка на диспансерное наблюдение, проводятся соответствующие лечебно-реабилитационные мероприятия, а также работа с детьми и их родителями по формированию здорового образа жизни.

Во исполнение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. №116 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 апреля 2013 г. № 216н «Об утверждении Порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью» утвержден Порядок диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью (далее – Порядок диспансеризации).

В соответствии с Порядком диспансеризации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан организованно проведение диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью.

Порядок диспансеризации предусматривает более углубленный характер диспансеризации по сравнению с диспансеризацией несовершеннолетних в популяции и включает расширенный набор специалистов и исследований во все возрастные периоды.

По результатам диспансеризации дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе усыновленные (удочеренные), принятые под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, распределены по следующим группам здоровья: Ι группа (практически здоровые) – 15,6%
(2017 г. – 18,1%; 2016 г. – 16,7%); ΙΙ группа (имеющие функциональные нарушения) – 55,9% (2017 г. – 54,9%; 2016 г. – 51,3%); ΙΙΙ группа (имеющие хронические заболевания) – 23,5% (2017 г. – 22,7%; 2016 г. – 24,8%); ΙV группа (имеющие заболевания, ведущие к инвалидизации) – 1,3% (2017 г. – 1%;
2016 г. – 1,9%); V группа (дети-инвалиды) – 3,7% (2017 г. – 3,3%;
2016 г. – 5,2%).

По оперативным данным Минздрава России, полученным с использованием электронной базы данных результатов диспансеризации указанных детей в 2018 году, установлено, что впервые выявленные заболевания составили 30,2% от общего числа зарегистрированных заболеваний.

В структуре выявленных заболеваний первое место занимают болезни органов пищеварения – 19,5%, на втором месте болезни костно-мышечной системы – 17,7%, на третьем месте – болезни эндокринной системы – 14,2%, на четвертом месте – болезни глаза и его придаточного аппарата – 12,7%, на пятом месте болезни нервной системы – 6,6%, на шестом месте болезни органов дыхания – 6,5%, на седьмом месте болезни системы кровообращения – 5,1%.

Прошли ранее назначенное лечение в амбулаторных и стационарных условиях 99,95% и 97,19% детей, соответственно.

Прошли ранее назначенную медицинскую реабилитацию и (или) санаторно-курортное лечение в амбулаторных и стационарных условиях 99,95% и 99,37% детей, соответственно.

Индивидуальные программы реабилитации (ИПР) детей-инвалидов назначены4% от числа прошедших диспансеризацию; выполнены полностью – 65,77% от назначенного, выполнены частично – 23,2%, ИПР начата – 10,74%, ИПР не выполнена – 0,29%.

Нуждались в ходе диспансеризации в дополнительных консультациях и исследованиях в амбулаторных и стационарных условиях 12,4% и 0,3% детей, соответственно, из них прошли всего 72,63% и 73,19% детей, соответственно.

По итогам диспансеризации рекомендовано лечение в амбулаторных и стационарных условиях 68,4% и 1,1% детей, соответственно, рекомендована медицинская реабилитация и (или) санаторно-курортное лечение в амбулаторных и стационарных условиях – 15,2% и 0,7% детей, соответственно.

Нормальное физическое развитие имеют 86,7% детей, дефицит массы и низкий рост отмечается у 5,1% и 2,9% детей, соответственно.

С 2013 года в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 932, а в 2017 году - в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1403, финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, осуществляется в рамках реализации базовой программы ОМС за счет средств ОМС в соответствии с порядками проведения диспансеризации, утвержденными указанными приказами Минздрава России
от 15 февраля 2013 г. № 72н и от 11 апреля 2013 г. № 216н.

ФОМС ведет ежемесячный мониторинг по профилактическим мероприятиям, предусматривающий сбор информации по количеству законченных случаев и объему средств, направленных в медицинские организации за проведенную диспансеризацию по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

По данным мониторинга ФОМС, в 2018 годумедицинским организациям оплачено:

307 018 законченных случаев диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью (2017 г. – 288 728законченных случаев; 2016 г. – 267237законченных случаев);

190 864 законченных случаев диспансеризации, пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (2017 г. – 194 082 законченных случая; 2016 г. – 211 845законченных случаев).

Охрана здоровья детей, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями

Особое внимание государства уделяется категории детей, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к ранней инвалидизации и сокращению продолжительности жизни.

В Российской Федерации Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ впервые закреплено определение редкого (орфанного) заболевания.

К редким (орфанным) заболеваниям относятся заболевания, имеющие распространенность не более 10 случаев на 100 тыс. населения, характеризующиеся хроническим прогрессирующим течением, приводящие к сокращению продолжительности жизни больного или его пожизненной инвалидизации. Также законодательно предусмотрено регулирование вопросов, связанных с оказанием медицинской помощи больным с редкими (орфанными) заболеваниями и их лекарственным обеспечением.

Проблема редких (орфанных) заболеваний особенно актуальна для педиатрии, так как 2/3 редких болезней проявляются в раннем детском возрасте. В 65% случаев редкие (орфанные) заболевания имеют тяжелое инвалидизирующее течение, в 50% – ухудшенный прогноз для жизни, в 35% являются причиной смерти в течение 1-го года жизни, в 10% – в возрасте
1-5 лет, в 12% – в возрасте 5-15 лет.

В рамках информационно-аналитической системы Минздрава России создана подсистема «Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности» (далее – Федеральный регистр).

В настоящее время в Федеральный регистр внесены данные о более 17,1 тыс. пациентов с 19 редкими (орфанными) заболеваниями, из них о более 7,8 тыс. детей.

Количество лиц, включенных в Федеральный регистр, регулярно изменяется в связи с выявлением новых пациентов, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, а также исключением пациентов из Федерального регистра в связи с изменением диагноза или со смертью больного.

Минздравом России в постоянном режиме проводится работа по верификации данных Федерального регистра, по результатам которой субъектами Российской Федерации вносятся необходимые изменения и дополнения в региональные сегменты Федерального регистра.

Учитывая, что в соответствии с положениями Федерального закона
от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ организация обеспечения граждан, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидизации, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, осуществляемым за счет средств региональных бюджетов, с целью снижения финансовой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в рамках исполнения пункта 110 плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, прорабатывается 2 механизма оказания помощи субъектам Российской Федерации, предусматривающие:

1. Софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан, в том числе детей, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения редких (орфанных) заболеваний.

2. Закрепление за Российской Федерацией полномочий по закупке лекарственных препаратов для лечения лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, в том числе детей.

В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 299-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2019 года,Минздраву России переданы полномочия по организации обеспечения за счет средств федерального бюджета лекарственнымипрепаратамилиц, больных гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом,мукополисахаридозом(типами I, II, VI).В результате названных мер значительно снизилась финансовая нагрузка на бюджеты субъектов Российской Федерации в рамках их полномочий по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами.

Осуществленная передача полномочий позволила впервые гарантированно и в полном объеме обеспечить лекарственными препаратами лиц, больных вышеуказанными заболеваниями, при достижении экономии финансовых средств на аукционах.

1 291 пациент был обеспечен лекарственными препаратами, из более 1 000 пациентов – несовершеннолетние. Общий объем защищенной заявки субъектов Российской Федерации на закупку лекарственных препаратов для лечения вышеуказанных заболеваний на 12 месяцев составил 10,8 млрд. рублей. Экономия на закупках составила более 600 млн. рублей.

Дополнительными преимуществами, полученные при централизации закупок лекарственных препаратов для лечения указанных заболеваний, являются возможность перераспределения лекарственных препаратов между субъектами Российской Федерации.

Охрана здоровья детей-инвалидов

В Российской Федерации наблюдается увеличение общего числа
детей-инвалидов. На 1 января 2019 года число детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, по данным Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» (далее – федеральный реестр инвалидов), составило 670,1 тыс., что на 2,9% больше по сравнению с 2017 годом
(2017 г. –651,1 тыс. детей-инвалидов).

Согласно данным федеральной статистическойотчетности о медико-социальной экспертизе, число детей, впервые признанных инвалидами, в 2018 году увеличилось до 76,1 тыс. человек (2017 г. – 73,9 тыс. детей).

Решение проблем охраны здоровья и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и их семей, проведение комплексной реабилитации детей-инвалидов, обучение родителей данной категории детей и их активное участие в реабилитационном процессе являются приоритетным







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.