Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Государственные пособия и дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей





Меры социальной поддержки семей, имеющих детей, устанавливаются как на федеральном уровне, так и на региональном.

Система государственных пособий семьям, имеющим детей, на федеральном уровне устанавливается Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
(далее – Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ).

Право на получение государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей имеют как лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, т.е. работающие граждане, так и лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, т.е. неработающие граждане.

Выплата государственных пособий лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС), гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и гражданам, проходящим военную и приравненную к ней службу, – за счет средств федерального бюджета.

В 2018 году произведена индексация государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей на 2,5% (2017 г. – 5,4%; 2016 г. – на 7%).

Размеры государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей, предоставляемых лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в указанном периоде составляли:

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами, – 628,47 рублей
(2017 г. – 613,14 рублей; 2016 г. – 581,73 рубль);

- единовременное пособие при рождении ребенка – 16 759,09 рублей (2017 г. – 16 350,33 рублей; 2016 г. – 15 512,65 рублей);

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком: минимальный размер –
3 142,33 рубля по уходу за первым ребенком и 6 284,65 рубля по уходу за вторым ребенком (2017 г. – 3 065,69 рублей и 6 131,37 рубль, соответственно; 2016 г. – 2 908,62 рублей и 5 817,24 рублей, соответственно), максимальный размер, выплачиваемый гражданам, проходящим военную и приравненную к ней службу, а также уволенным в период отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации, – 12 569,33 рублей (2017 г. – 12 262,76 рубля; 2016 г. – 11 634,5 рубля);

- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, – 26 539,76 рублей
(2017 г. – 25 892,45 рубля; 2016 г. – 24 565,89 рублей);

- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, – 11 374,19 рубля (2017 г. – 11 096,77 рублей; 2016 г. – 10 528,24 рублей);

- единовременное пособие при передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), в приемную семью) – 16 759,09 рублей
(2017 г. – 16 350,33 рублей; 2016 г. – 15 512,65 рублей).

При усыновлении ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше 7 лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, начиная с 2013 года, назначается единовременное пособие при передаче ребенка в семью. В 2018 году размер данного пособия составил 128 053,08 рубля (2017 г. – 124 929,83 рублей; 2016 г. – 118 529,25 рублей).

В 2018 году на выплату государственных пособий из федерального бюджета было направлено:

- 72 326,4 млн. рублей – на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (2017 г. – 75 084,3 млн. рублей; 2016 г. – 75 502,5 млн. рублей);

- 803,1 млн. рублей – на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (2017 г. – 925,8 млн. рублей; 2016 г. – 952,0 млн. рублей);

- 1 132,5 млн. рублей – на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей-сирот в семьи граждан (2017 г. – 1 340,1млн. рублей; 2016 г. – 1 263,6 млн. рублей).

Также в 54 субъектах Российской Федерации за счет средств региональных бюджетов усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям выплачивается единовременное пособие при всех формах устройства детей-сирот в семью. По информации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, размер единовременного пособия составляет от 10 000 до 100 000 рублей в зависимости от формы семейного устройства и категории устраиваемых детей-сирот.

Предоставление государственных пособий гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в рамках обязательного социального страхования и регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
(далее – Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случая.

Средний заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В 2017 году предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с материнством составила 755 000 рублей, в 2016 году – 718 000 рублей.

Пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100% среднего заработка работающей женщины (застрахованного лица), на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В 2018 году максимальная сумма пособия по беременности и родам составляла 61 375 рублей в среднем за полный календарный месяц
(2017 г. – 57 833,3 рубля; 2016 г. – 53 916,67 рублей).

Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам составляет 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов), в случае осложненных родов – 156 календарных дней (140 календарных дней и дополнительные 15 календарных дней в связи с осложненными родами), при многоплодной беременности и при рождении 2 и более детей – 194 календарных дня (84 календарных дня до родов и 110 календарных дней после родов).

Женщинам, проживающим (работающим) в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне проживания с правом на отселение), а также женщинам, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, дородовой отпуск предоставляется продолжительностью 90 календарных дней с проведением оздоровительных мероприятий за пределами территории радиоактивного загрязнения.

Дополнительно к пособию по беременности и родам выплачивается единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель).

В 2018 году размер указанного пособия составлял 628,47 рублей
(2017 г. – 613,14 рублей; 2016 г. – 581,73 рубль).

Кроме того, одному из родителей либо лицу, его заменяющему, выплачивается единовременное пособие при рождении ребенка. Единовременное пособие при рождении ребенка в 2018 году выплачивалось в размере 16 759,09 рублей (2017 г. – 16 350,33 рублей; 2016 г. – 15 512,65 рублей).

После окончания отпуска по беременности и родам работающим женщинам предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. За период такого отпуска и до достижения ребенком возраста 1,5 лет выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ.

В 2018 году максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком составляла 24 536,57 рублей (2017 г. – 23 120,66 рублей;
2016 г. – 21 554,85 рубля). Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2018 году составлял3 142,33 рубля по уходу за первым ребенком и 6 284,65 рубля по уходу за вторым ребенком (2017 г. – 3 065,69 рублей и 6 131,37 рубль, соответственно; 2016 г. – 2 908,62 рублей и 5 817,24 рублей, соответственно).

В 2018 году расходы ФСС на выплату государственных пособий составили:

- 0,51 млрд. рублей – на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (2017 г. – 0,52 млрд. рублей; 2016 г. – 0,56 млрд. рублей);

- 115,11 млрд. рублей – на выплату пособия по беременности и родам (2017 г. – 110,24 млрд. рублей; 2016 г. – 118,11 млрд. рублей);

- 20,02 млрд. рублей – на выплату единовременного пособия при рождении ребенка (2017 г. – 20,31 млрд. рублей; 2016 г. – 22,15 млрд. рублей);

- 155,56 млрд. рублей – на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком (2017 г. – 160,79 млрд. рублей; 2016 г. – 157,36 млрд. рублей).

С 1 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. № 1378 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2018 г.» установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которая составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 815 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2018 года.

Поскольку предельная величина базы для начисления страховых взносов увеличивается ежегодно в соответствии с ростом средней заработной платы, действующий порядок исчисления пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством из заработка, на который начисляются страховые взносы, позволяет каждый год повышать максимальные суммы пособий.

В 2018 году продолжалось активное внедрение технологии формирования электронного листка нетрудоспособности, на основании которого выплачиваются пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрена возможность использования листка нетрудоспособности как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа. Такой электронный документ имеет равную юридическую силу с листком нетрудоспособности, оформленным на бумажном носителе.

Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам может осуществляться на основании листка нетрудоспособности в электронной форме в случае, если медицинская организация и работодатель являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.

Данная технология позволяет оптимизировать процесс формирования листка нетрудоспособности в виде электронного документа, делает обмен информацией о страховых случаях прозрачным, снижает трудозатраты на оформление бумажных листков нетрудоспособности в медицинских организациях и у страхователей (работодателей).

В свою очередь, работодатели избавлены от необходимости проверять правильность оформления листка нетрудоспособности, вести учет и хранение бланков строгой отчетности.

Участие застрахованного лица в процессе передачи сведений о страховом случае минимизируется, исключается возможность потери листка нетрудоспособности и необходимость переоформления в случае обнаружения ошибок его заполнения, сокращается количество обращений застрахованного лица в органы Фонда социального страхования Российской Федерации (в рамках данной технологии граждане могут получать информацию о выплатах посредством Единого портала государственных услуг).

Развитие технологии электронного листка нетрудоспособности
в Российской Федерации с момента ее запуска с 1 июля 2017 года имеет высокие показатели и регулярный прирост участия медицинских организаций
и страхователей в формировании электронного листка нетрудоспособности.

Кроме того, с 2011 года ФСС реализует пилотный проект, направленный на осуществление выплат непосредственно территориальными органами ФСС застрахованным лицам, в том числе воспитывающих детей (далее – пилотный проект «Прямые выплаты»).

Главная особенность пилотного проекта «Прямые выплаты» заключается в том, что пособия в рамках механизма прямых выплат назначаются и выплачиваются застрахованным лицам напрямую территориальными органами ФСС в установленные законодательством Российской Федерации сроки.

Целью пилотного проекта «Прямые выплаты» является улучшение положения застрахованных лиц и страхователей при осуществлении мероприятий, связанных с назначением и выплатой пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

По состоянию на 31 декабря 2018 года в пилотном проекте «Прямые выплаты» участвовало 39 субъектов Российской Федерации.

Проект «Прямые выплаты» имеет ряд преимуществ:

- застрахованные лица получают пособия в рамках обязательного социального страхования в течение 10 дней после поступления документов и сведений от работодателя и от застрахованного лица в территориальный орган ФСС;

- страхователь избавлен от необходимости производить расчет пособия за полный период временной нетрудоспособности, а также обращаться за выделением средств на выплату страхового обеспечения и их возмещением;

- сокращено время расчета и назначения выплаты пособий по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам;

- создана система контроля за обоснованностью назначения пособия и правильностью исчисления его размера.

Осуществление страхового обеспечения в рамках пилотного проекта «Прямые выплаты» гарантирует правильность и своевременность назначения пособий независимо от финансового состояния страхователя.

В дополнение к действующей системе государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей, установленной в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ, Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» предусмотрены дополнительные демографические меры в виде ежемесячных выплат в связи с рождением с 1 января 2018 года первого ребенка и второго ребенка за счет средств материнского (семейного) капитала. Указанные выплаты предоставляются до достижения первым и вторым ребенком возраста 1,5 лет при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации за IIквартал года, предшествующего году обращения.

Ежемесячные выплаты предоставляются в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации за IIквартал года, предшествующего году обращения. В 2018 году в среднем по Российской Федерации размер ежемесячных выплат составлял 10 975,96 рублей.

Численность получателей ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка в 2018 году составила 243,9 тыс. человек, в связи с рождением второго ребенка – 35,1 тыс. человек. Объем средств, израсходованный на предоставление ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, составил 17,9 млрд. рублей, в связи с рождением второго ребенка – 4,4 млрд. рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» несовершеннолетние дети погибшего застрахованного (нетрудоспособные иждивенцы), а также его дети, достигшие 18-летнего возраста, обучающиеся по очной форме обучения, но не более чем до достижения 23 лет, имеют право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного лица.

По данным информационных систем ФСС, указанные страховые выплаты получают:

- 12 725 несовершеннолетних, средний возраст получателей составляет 12 лет, средний размер ежемесячной страховой выплаты – 11,2 тыс. рублей;

-8 426 совершеннолетних, обучающихся по очной форме обучения, средний возраст получателей составляет 20 лет, средний размер ежемесячной страховой выплаты – 12,2 тыс. рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 июня 2010 г. № 481 детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях), предусмотрена выплата ежемесячного пособия.

Средний размер указанного пособия в 2018 году составил порядка 2,5 тыс. рублей, выплата была произведена 1 308 получателям.

На выплату ежемесячного пособия было направлено 42,1 млн. рублей (2017 г. – 44,0 млн. рублей; 2016 г. – 45,3 млн. рублей).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1051 предусмотрено предоставление пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (далее – ПФР).

Размер пособия на проведение летнего отдыха детей в 2018 году составил 24 158,12 рублей (2017 г. – 23 568,9 рублей; 2016 г. – 22 361,4 рублей), выплата была произведена 788 получателям.

На предоставление указанной выплаты было направлено 27,7 млн. рублей (2017 г. – 25,0 млн. рублей; 2016 г. – 22,8 млн. рублей).

В рамках подпрограммы «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» осуществляются мероприятия по социальному обеспечению детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета.

Дополнительные гарантии, предусмотренные Федеральным законом
от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
(далее –Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ), в части образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются по нормам и в порядке, утвержденным: постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. № 1117 (в части норм обеспечения бесплатным питанием, одеждой, мягким инвентарем и оборудованием), постановлением Правительства Российской Федерации
от 2 сентября 2017 г. № 1066 (в части правил обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным проездом), постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. № 1116 (в части правил выплаты ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей).

В федеральном бюджете на 2018 год на указанные цели было предусмотрено 9 351,5 млн. рублей. Кассовое исполнение составило 9 298,4 млн. рублей или 99,4%.

В составе расходов федерального бюджета ежегодно предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

В соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. № 428-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации»
(далее – Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 428-ФЗ) с 1 января 2015 года органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано осуществление федеральных полномочий по выплате части компенсаций, пособий и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие аварии на производственном объединении Маяк и вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в том числе и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения им возраста 3 лет.

В соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. № 428-ФЗ функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий возложены на Федеральную службу по труду и занятости (далее – Роструд).

В рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам,подвергшихся воздействию радиации, предоставляются дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, а именно:

- ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до трех лет;

- ежемесячная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях;

- ежемесячная компенсация на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям;

- ежемесячная компенсация на питание обучающихся в период учебного процесса;

- денежная компенсация на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям;

- ежемесячная компенсация за потерю кормильца детям, а также нетрудоспособным членам семьи, бывшим на его иждивении;

- ежегодная компенсация детям, потерявшим кормильца;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста трех лет.

В 2018 году на выплату вышеуказанных пособий и компенсаций в рамках осуществляемой субвенции было направлено порядка 6 467 869,4тыс. рублей.

Годовая численность получателей составила порядка 211,1 тыс. человек.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» Рострудом осуществляется выплата алиментов на несовершеннолетних детей с выплат на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате ядерных аварий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2011 г. № 986 «О финансовом обеспечении расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В 2018 году на данную выплату было направлено 3 765,1 тыс. рублей (2017 г. – 3 304,3 тыс. рублей; 2016 г. – 3 143,0 тыс. рублей). Выплата была произведена 26 получателям (2017 г. – 27 получателей; 2016 г. – 25 получателей).

Кроме того, одному из родителей (опекуну, попечителю) по его письменному заявлению предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за ребенком-инвалидом.
Финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС.

 

  Оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц по уходу за детьми-инвалидами
Расходы в млн. рублей Количество оплаченных дней (тыс. дней)
2016 год 2 797,9 1 183,2
2017 год 3 256,9 1 289,5
2018 год 3 943,2 1 397,6

 

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации
от 26 марта 2008 г. № 404 «О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» в 2018 году продолжилось выделение субсидий Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Объем субсидий, предоставленных указанному Фонду, составил в 2016-2018 годах 855,0 млн. рублей ежегодно.

Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ) установлено, что вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей, относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, а также статьей 16 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств регионального бюджета семьям, воспитывающим детей, устанавливается пособие на ребенка. Размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка регулируются законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2016 года Федерального закона
от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ законодательными и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации могут быть изменены условия и периодичность выплаты пособия на ребенка, но не реже одного раза в квартал.

Во всех субъектах Российской Федерации установлена система мер социальной поддержки семей с детьми, в том числе в виде пособий на ребенка: в базовом размере; на детей одиноких матерей; на детей военнослужащих по призыву; на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов; на детей из многодетных семей; на детей-инвалидов; на детей родителей-инвалидов и другие.

Минимальный размер пособия на ребенка составляет 90 рублей (Республика Алтай), на ребенка одинокой матери – 180 рублей (Республика Алтай), на детей военнослужащих по призыву и на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, на детей из многодетных семей – 135 рублей (Республика Алтай), на детей-инвалидов – 250 рублей (Рязанская область).

Максимальные размеры пособия на ребенка, на детей из многодетных семей составляют 10 000 рублей (г. Москва), на детей одинокой матери, на детей военнослужащих по призыву и на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, – 15 000 рублей (г. Москва), на детей-инвалидов – 6 850 рублей, на ребенка-инвалида с особыми потребностями – 15 434 рубля
(г. Санкт-Петербург).

В ряде регионов размер пособия дифференцируется в зависимости от возраста ребенка, численности детей в семье, очередности рождения.

В Республике Коми пособие выплачивается на детей в возрасте от 0 до 1,5 лет, от 1,5 до 3 лет, от 3 до 6 лет, от 6 до 16 (18) лет; в Московской области – на детей от 0 до 1,5 лет, от 1,5 до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 7 до 16 (18) лет; в Ярославской области – на детей от 0 до 3 лет, от 3 до 18 лет; в Ленинградской области и Ямало-Ненецком автономном округе – на детей от 0 до 3 лет, от 3 до 16 (18) лет; в г. Санкт-Петербурге – на детей от 0 до 1,5 лет, от 1,5 до 7 лет, от 7 до 16 (18) лет. В повышенном размере пособие на детей в возрасте от 1,5 до 3 лет предоставляется в Оренбургской области, г. Москве, Чукотском автономном округе, в Республике Алтай – на детей из многодетных семей.

Размер пособия на ребенка в зависимости от очередности рождения дифференцирован в Республике Ингушетия: пособие на ребенка предоставляется семьям, воспитывающим от одного до четырех детей, от пяти и более детей; в Чувашской Республике – семьям с одним ребенком, с двумя детьми, с тремя и более детьми; в Рязанской области – семьям, в которых воспитывается один ребенок, двое, трое, четверо, пятеро и более детей.

В Калужской области на второго и последующих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет пособие выплачивается в размере 4 000 рублей; детям одинокой матери в возрасте до 7 лет – в размере 5 000 рублей, в возрасте от 7 лет до 16 (18) лет – в размере 400 рублей; в Орловской области – на второго и последующих детей одиноких матерей и детей, родители, которых уклоняются от уплаты алиментов, выплачивается в повышенном размере; в г. Санкт-Петербурге – при рождении первого ребенка, при рождении второго и последующих детей.

Как правило, размер пособия на детей одиноких матерей выше минимального размера пособия в 2 раза; размер пособия на детей военнослужащих по призыву и детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, – в 1,5 раза.

Пособие на ребенка в местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, выплачивается с учетом районного коэффициента.

На декабрь 2018 года численность получателей пособия на ребенка составила 3,72 млн. человек (2017 г. – 4,04 млн. человек; 2016 г. – более 4,4 млн. человек). Численность детей, на которых назначенопособие, в 2018 году – 7,02 млн. человек (2017 г. – 7,3 млн. человек; 2016 г. – более 7,7 млн. человек;). Сумма выплаченных пособий по субъектам Российской Федерации за 2018 год составила 63,8 млрд. рублей (2017 г. – более 51,7млрд. рублей; 2016 г. – 51,7 млрд. рублей).

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ) при рождении (усыновлении) второго ребенка или последующих детей у граждан Российской Федерации возникает право на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде материнского (семейного) капитала.

Расходы на предоставление материнского (семейного) капитала осуществляются за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета в бюджет ПФР.

Согласно Федеральному закону от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ
«О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размер материнского (семейного) капитала составил 453 026 рублей.

Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» приостановка индексации размера материнского (семейного) капитала распространена на период
до 1 января 2020 года.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» расширен перечень направлений распоряжения средствами материнского (семейного) капитала. В связи с рождением (усыновлением) с 1 января 2018 года второго ребенка семьи, среднедушевой доход которых не превышает 1,5-кратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации за II квартал года, предшествующего году обращения за ее назначением, имеют право на получение за счет средств материнского (семейного) капитала ежемесячной выплаты.

За время реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 г.
№ 256-ФЗ территориальными органами ПФР по состоянию на 1 января 2019 года выдано 9 036 749 государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, что составляет порядка 90% от количества рожденных
с 1 января 2007 года вторых, третьих и последующих детей. В 2018 году выдано 697 840 сертификатов.

Количество обращений с заявлениями о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала по состоянию на 1 января 2019 года составило 6 544 673, в том числе:

5 826 860 заявлений подано на улучшение жилищных условий (89,03% от общего количества обращений);

671 036 заявлений– на оказание платных образовательных услуг (10,25% от общего количества обращений);

4 498 заявлений – на формирование накопительной пенсии женщины (0,07% от общего количества обращений);

224 заявления – на компенсацию расходов, связанных с приобретением товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов (0,003% от общего количества обращений);

- 42 055 заявлений – на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (0,64%от общего количества обращений).

В 2018 году с заявлениями о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в территориальные органы ПФР обратилось 926 092 гражданина, в том числе:

714 342 гражданина – о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (77,14% от общего числа обращений);

168 974 гражданина – о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на оказание платных образовательных услуг (18,25% от общего числа обращений);

628 граждан – о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии женщины (0,07% от общего числа обращений);

93 гражданина – о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат на приобретение товаров и услуг, обеспечивающих адаптацию и социализацию детей-инвалидов (0,01% от общего числа обращений);

42 055 граждан – о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) с 1 января 2018 года второго ребенка (4,54% от общего числа обращений).

Объем средств, направленных на предоставление дополнительных мер государственной поддержки за все время реализации Федерального закона
от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ по состоянию на 1 января 2019 года по основным направлениям использования средств материнского (семейного) капитала, составил 2 339,63млрд. рублей (2018 г. – 302,32 млрд. рублей), в том числе по направлениям:

на улучшение жилищных условий – 2 169,97 млрд. рублей
(2018 г. – 289,04 млрд. рублей), из них:

на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и займам, полученным на приобретение или строительство жилья, – 1 432,75 млрд. рублей (2018 г. – 192,36 млрд. рублей);

на улучшение жилищных условий без привлечения кредитных средств – 737,28 млрд. рублей (2018 г. – 96,68 млрд. рублей);

на получение образования детей – 37,48 млрд. рублей (2018 г. – 10,2 млрд. рублей);

на формирование накопительной пенсии женщин – 0,95 млрд. рублей (2018 г. – 0,19 млрд. рублей);

на компенсацию расходов, связанных с приобретением товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество
детей-инвалидов, – 0,009 млрд. рублей (2018 г. – 0,004 млрд. рублей);

на предоставление единовременной выплаты за счет средств ма<







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.