|
ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА И ОРИЕНТИРОВКА В НЕМ
Когда мы говорим о пространственном восприятии, мы в пер- вую очередь имеем в виду восприятие направления (наверху, внизу, справа, слева, за, перед) и пространственные отношения предме- тов и их частей. Когда же мы говорим об ориентировке детей р пространстве, это значит, что ребенок должен осознать свое поло жение в пространстве, уметь жить и действовать в этом простран- стве. При этом пространство делится для него на ближнее и даль- нее. Естественно, ориентировка в ближнем пространстве у умствен- но отсталых детей формируется раньше и легче, чем ориентировка в дальнем пространстве.
Особое и важное место в обучении детей занимает ориенти- ровка в пространстве листа бумаги. С этим связана подготовка к чтению и письму, и умение читать карту, и отражение объемного пространства на плоскости. Основа всех этих умений закладыва- ется в дошкольном возрасте.
Овладеть пространственными представлениями и ориентировкой в пространстве представляет трудности и для нормально развива- ющихся дошкольников. Что же касается умственно отсталых детей, то без специального коррекционного обучения нельзя говорить о формировании пространственных представлений.
Восприятие пространственных отношений между предметами и их частями
В первую очередь ребенок начинает правильно различать от- ношения предметов и их частей по вертикали («на», «под»). Го- ризонтальные положения воспринимаются в целом как положение
«рядом», «около», и лишь постепенно уточняется, т. е. появляется восприятие таких отношений, как «справа», «слева», «за» (поза- ди), «перед» (впереди). Уточнению восприятия пространственных отношений способствуют действия с объектами, которые ребенок производит по подражанию взрослому. При этом ребенок как бы прослеживает путь передвижения предмета в пространстве, что облегчает анализ пространственных взаимоотношений предметов. После того как ребенок научится воспринимать и воспроиз- водить пространственное положение предметов по подражанию действиям взрослого, можно переходить к играм, в которых нужно действовать по образцу, т. е. самостоятельно анализировать об- разец (ситуацию, конструкцию, изображение) с точки зрения пространственных отношений предметов и их частей. Сначала нужно предлагать детям такие ситуации, с которыми они уже встречались при подражании, затем схожие, а уже потом новые. При этом важно помнить, чтобы ребенку было интересно, так как понимание пространственных взаимоотношений предметов и их частей для него должно стать не менее значимым, чем знание формы, величины, цвета. Ребенок должен приобрести собственный чувственный опыт, закрепить и обобщить его в слове. Это дости- гается тем, что все результаты действий детей в процессе дидак- тических игр уточняются словом сначала взрослого, а потом и самого ребенка. Проверяются эти представления в процессе вы- полнения речевой инструкции, обозначающей пространственное расположение предметов. Однако надо помнить, что "речевая ин- струкция дается только тогда, когда ребенок научился правильно действовать по подражанию и образцу.
Петрушки (клоуны)
Цель. Познакомить с пространственными отношениями, выра- женными с помощью предлогов «на», «под», «рядом»; вызывать интерес к пространственному положению предмета, делать его значимым.
Оборудование. Кукольная мебель (стол, стул, шкаф), два клоуна или петрушки, две мелкие игрушки.
Ход игры (проводится в виде кукольного театра, в котором участвуют два клоуна Ловкий и Неловкий. Они прячут друг от друга игрушки и ищут их). На столе у воспитателя кукольная мебель.
Ловкий (ставит утенка на игрушечный стол, медленно фик- сируя движения, и обращается к клоуну). У меня есть утенок, вот смотри! (Показывает утенка клоуну и детям.) Отвернись, я его спрячу, а ты найдешь.
Неловкий (отворачивается). Хорошо, я его найду! (Пово- рачивается.) Сейчас найду! (Пытается заглянуть за шкаф, осмат- ривает стул и лезет под стол. Вылезает и обращается к детям.) Нет утенка! Где он?
Дети. На столе!
Неловкий (обращаясь к клоуну). Прячь еще раз. Теперь я найду. (Отворачивается.)
НИ
Ловкий (медленно кладет утенка на стул, указывая на него детям). Готово!
Неловкий (поворачивается и сразу бросается к столу, ходит вокруг него, лезет под стол. Вылезает). Опять нет! Где утенок?
Дети. На стуле!
Неловкий. Ура! Нашел! На стуле! Спрячь еще раз, я сразу найду! (Отворачивается.)
Ловкий (берет утенка и быстро кладет под стол, показы- вает детям). Все! Ищи!
Неловкий (бросается к стулу). На стуле нет! (Подбегает к столу.) На столе нет! Может быть, на шкафу? (Встает на стул, заглядывает на шкаф.) На шкафу нет! Где утенок?
Дети. Под столом!
Неловкий (находит утенка, радуется). Нашел!
Ловкий. Правильно, под столом. Давай я еще спрячу?
Неловкий. Нет! Теперь я спрячу, а ты ищи! Я спрячу свой кубик. (Показывает кубик детям и Ловкому.) Отвернись! (Ребя- там.) Положу на шкаф. (Кладет.)
Ловкий (все вокруг осматривает и громко комментирует). Сначала посмотрю на столе — нет, теперь на стуле — нет, под стулом — нет, под столом — нет. Осталось посмотреть (медленно) на цжафу. (Залезает на стул.) Вот он! (Достает кубик и протяги- вает Неловкому.) Спрячь еще! (Отворачивается.)
Неловкий (берет кубик, спрашивает у детей). Куда спря- тать? (Прячет по совету детей.)
Ловкий находит тем же способом. Потом клоуны прощаются с детьми и уходят.
Дом для матрешки
Цель. Учить воспроизводить пространственное расположе- ние элементов конструкции по подражанию действиям взрослого.
Оборудование. Элементы настольного строителя (кубы, трехгранные призмы — для крыши), кирпичики (по два на ребен- ка), бруски (по три на ребенка), количество наборов должно соответствовать числу детей, более крупный набор у педагога, мел- кие игрушки для обыгрывания постройки.
Ход игры (проводится индивидуально и небольшими подгруп- пами). 1-й вариант. Педагог привозит на машине несколько матрешек (по числу детей) и говорит, что для них надо построить домики. Раздает детям кубы, призмы и по одному кирпичику, раскладывая их в случайном порядке. Предлагает детям повторять те действия, которые делает он: берет куб, ставит перед собой (дети повторяют); затем берет призму, медленно ставит на куб, следит, как это делают дети, берет кирпичик, ставит его вплотную к дому на длинное узкое ребро (дети повторяют). «Посмотрите,— гово- рит педагог,— какой мы построили дом с забором. Матрешкам нравятся их домики». (Берет одну матрешку (побольше) себе, а маленьких раздает детям.) По подражанию действиям педагога они обыгрывают постройку.
2-й вариант. Постройка дома с воротами и забором по обе стороны ворот проводится по той же методике. Для обыгрывания используются не только матрешки, но и другие маленькие куклы, машинки (проезжают под воротами), въезжают во двор и выез- жают из него.
3-й вариант. Те же постройки выполняются не по подра- жанию, а по образцу, т. е. педагог строит свои постройки за экра- ном, а дети сами анализируют образец и воспроизводят его.
Кто внимательный
Цель. Продолжать формировать восприятие пространственных отношений и умение воспроизводить их по подражанию действиям взрослого и по образцу; учить внимательно следить за действиями взрослого; развивать способность самостоятельно анализировать несложный образец, используя не только пространственные пред- ставления, но и представления о форме, величине и цвете.
Оборудование. Наборы строителя «Цвет и форма», «Построй поселок» и др. по числу детей.
Ход игры (проводится индивидуально или подгруппами). 1-й вариант. Педагог сажает перед собой * (напротив) ребенка и выкладывает 4—6 элементов строителя. Предлагает ребенку де- лать так, как он, выполняя любую произвольную конструкцию. В процессе работы сопоставляет жестом положение одинаковых
элементов, уточняет их пространственное расположение. Затем строит другую конструкцию из тех же элементов, меняя лишь их положение. Ребенок повторяет действия. В конце дается оценка выполнения ребенком задания: «Молодец, ты внимательный, все построил правильно».
2-й вариант. Педагог выполняет постройку за экраном. Ребенок должен самостоятельно проанализировать образец, выде- ляя форму, величину элементов и их пространственное располо- жение, и воспроизвести конструкцию. О том, как ребенок анали- зирует образец и насколько правильно, можно судить по про- цессу действия со строительным материалом. Никаких вопросов малышу задавать не следует. Если ребенок не может строить по образцу, педагог переходит к действиям по подражанию. В заклю- чение педагог вновь оценивает результат: «Видишь, как ты хорошо смотрел. Ты правильно построил: большой кубик внизу, малень- кий наверху, треугольная крыша на нем, рядом кирпичик — получился дом с забором».
3-й вариант. Постройка улицы по подражанию действиям взрослого. Педагог выкладывает на стол ряд элементов из строи- тельного набора «Построй поселок». Говорит ребенку, что они будут вместе строить улицу. Отграничивает место, где будет его улица и улица ребенка. Улицы должны быть одинаковыми. Сна- чала посередине улицы строит двухэтажный дом так, чтобы в даль- нейшем улицу можно было достраивать в обе стороны — вправо и влево. Элементы для дома педагог выбирает в присутствии ре- бенка, побуждая его делать то же самое. Рядом с домом ставит дерево. С другой стороны ставит два дерева и машину. Такая последовательность заставляет ребенка отражать правильно не только вертикальные, но и горизонтальные отношения — тут уже недостаточно просто воспроизвести положение «рядом», нужно увидеть, по какую сторону от дома располагаются другие пред- меты. Таким образом расположение «рядом» уточняется, диффе- ренцируется («по ту сторону», «по эту сторону»).
4-й вариант. Постройка улицы по образцу, заранее выпол- ненная за экраном. По окончании постройка обыгрывается.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|