|
Письмо от зайки (мишки, белочки, ежика и др.)
Цель. Учить ориентироваться в реальном пространстве с опо- рой на ориентиры; соотносить ориентиры, изображенные на бу- маге, с реальными предметами.
Оборудование. Строительный набор «Построй поселок», элементы настольного строителя, письма — полоски бумаги с изобра- жением ориентиров, ведущих к домику зайки, мишки, белки и др., фигурки зверей (пластмассовые или картонные).
Ход игры (проводится индивидуально или подгруппами, вначале желательно проводить индивидуально). 1-й в а р и а н т. На столе педагога выложена большая дорога, разветвляющаяся на две или три маленькие дорожки. Рядом с дорогой стоят ориентиры, а в конце каждой дорожки —домики. Ориентиры могут быть рас-
I 17
положены в следующем порядке: у начала большой дороги, откуда начинается путь, стоит машина или трактор (из набора «Построй поселок»). Затем на каждой из дорожек еще по три ориентира: на левой—дерево, еще один трактор, около самого дома елка; на средней — елка, дерево, около дома трактор; на правой — ежик, елка, около дома дерево. Педагог показывает постройку на столе и говорит, что в одном из домов живет зайка. Он зовет к себе в гости и прислал письмо с адресом, подает ребенку полоску бу- маги, на ней нарисованы в ряд (слева направо) машина, дерево, трактор и елка, и предлагает вместе почитать письмо. Педагог по- казывает, откуда они пойдут искать домик зайки, учит ребенка после- довательно двигаться по ориентирам. Когда ребенок приходит к до- мику, зайка выходит к нему навстречу (педагог выдвигает фи- гурку зайца из домика). Затем ребенок самостоятельно находит дорогу к другому домику — мишки или ежика. В дальнейшем порядок расположения ориентиров и сами ориентиры меняются, можно изменить и направление движения.
2-й вариант. Игра проводится на полу с крупным строите- лем и большими игрушками. Дети распределяются на 2—3 под- группы, каждая из которых читает свое письмо и приходит в гости к своим зверюшкам или к кукле.
РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складыва- ются первые впечатления о форме, величине предметов, их располо- жении в пространстве. Ведь первым видом действия ребенка с предметами является хватание, во время которого форма, вели- чина, масса, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука учит глаз.
На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное восприятие имеет огромное значение. На ощупь познается объем- ная форма предметов, ощупывающее движение ложится в основу изображения предмета в лепке. Обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, ко- торая становится основной в рисовании.
Тактильное восприятие играет исключительную роль при опре- делении таких свойств, как температура и вес. Роль тактильно- двигательного восприятия велика и в выполнении различных тру- довых операций в быту, везде, где мы имеем дело с навыками ручного труда. Ведь каждый из нас знает, что при выполнении привычных действий мы почти не пользуемся зрением, а целиком опираемся на тактильно-двигательную чувствительность.
Таким образом, можно сказать, что с детьми раннего и до- школьного возраста должна проводиться серьезная работа по фор- мированию тактильно-двигательного восприятия. Особенно важно
I Ih
это для умственно отсталых детей, которые порой не проявляют по- пыток тактильно-двигательного обследования предметов. Их общая инертность приводит к тому, что в младенческом возрасте они не овладевают хватанием, а потому даже в дошкольном возрасте не могут определить на ощупь форму и величину предметов. В ре- зультате они не способны в нужный момент перераспределить пальцы на предмете и удержать его в руках. Они часто прома- хиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что также является следствием недоразвития тактильно-двигательной чувствительности и тесно связанной с ней зрительно-двигательной координации.
Предлагаемые в данном разделе игры направлены на коррек- цию и компенсацию указанных дефектов развития. Здесь также будут игры на различение и узнавание, восприятие и представ- ление предметов. Кроме того, большое значение отводится соче- танию разных видов чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной). Так, опознание и различение предметов и их свойств идет по-разному в зависимости от того, как дается образец: зри- тельно, тактильно, двигательно или комплексно.
Своеобразный характер носят и способы ориентировки — пробы сохраняют свое значение, но перцептивная ориентировка происходит с помощью не зрительных, а ощупывающих и обводя- щих движений.
Узнавание предметов на ощупь Найди свою игрушку в мешочке
Цель: Учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету.
Оборудование. Игрушки резко различной формы, вели- чины, фактуры по количеству детей, непрозрачный мешочек — «чудесный мешочек» с завязкой, в который складываются предме- ты-игрушки.
Ход игры. Дети сидят на своих местах. Педагог раздает им игрушки и предлагает поиграть с ними. Через некоторое время показывает «чудесный мешочек», говорит, что в него можно спря- тать игрушки, а потом найти их. Предлагает троим детям (не более) положить свои игрушки в мешочек. Затягивает шнурок, трясет мешочек и просит ребенка найти свою игрушку, не загля- дывая в мешочек. Если ребенок правильно выбрал игрушку (ощу- пывает одной рукой), он называет ее сам или с помощью педагога и садится на место. Если же игрушка выбрана неверно, педагог кладет ее обратно в мешочек и достает нужную. Рассматривает и ощупывает игрушку вместе с ребенком, учит его этому методу, показывая, как передвигать пальцы по предмету, обращая внима- ние на форму, величину, фактуру, части предмета. Затем свою игрушку ищет другой ребенок.
Платочек для куклы
Цель. Узнавать знакомые предметы на ощупь, опираясь на один признак — фактуру материала.
Оборудование. Три куклы в разных платочках: одна — в шелковом, другая — в шерстяном, третья — в вязаном (крупная вязка), «чудесный мешочек».
Ход игры (проводится небольшими подгруппами сначала по два, а затем по три ребенка). Педагог показывает детям трех
кукол в платочках: на одной — шелковый. платок,' на другой —
тканевый шерстяной, на третьей — вязаный. Куклы здороваются с детьми, радуются, что пришли в гости. Педагог предлагает поса- дить их за стол и угостить, но прежде надо снять платочки. Каж- дый ребенок получает куклу, снимает с нее платок, усаживает за стол. Все платочки поочередно рассматриваются и ощупываются детьми. Педагог предлагает сложить их в мешочек. Потом дети угощают кукол. Куклы благодарят, собираются уйти и просят де- тей надеть им свои платочки. Те на ощупь отыскивают платочки в «чудесном мешочке» и с помощью педагога надевают их на своих кукол. Куклы прощаются и уходят.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|