ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ, ИМИТИРУЮЩИХ ОРУДИЯ ТРУДА
Игры с предметами, имитирующими орудия труда, формируют у детей координацию движений. Они учатся зрительно оценивать пространственные соотношения предметов и в соответствии с этим действовать с помощью предмета-орудия. У них развивается гла- зомер, воспитывается настойчивость, целенаправленность действий. Все это подготавливает базу для формирования простейших тру- довых навыков.
Забор вокруг дома
Цель. Учить использовать имитирующие орудия труда; про- должать соотносить свойства предмета-цели и предмета-орудия, развивая согласованность действий рук.
Оборудование. Пластмассовый домик, кубики, инструменты (гвоздики, молоток, отвертка, гаечный ключ).
Ход игры. На столе стоит пластмассовый домик. Рядом на- ходится набор кубиков с отверстиями. В отверстия надо вставить гвоздики. Рукой это сделать трудно, нужно забить их в каждое отверстие с помощью игрушечного молотка. Молоток, отвертка, гаечный ключ лежат на столе. Задача состоит в том, чтобы ре- бенок догадался выбрать нужное орудие и использовал его.
Сделай самолет
Цель. Та же.
Оборудование. Пластмассовые инструменты (гаечный ключ, молоток, отвертка), пластмассовый самолет.
Ход игры. Ребенку дают самолет, сделанный из пластмассо- вого конструктора. Гайки плохо завинчены. Педагог предлагает укрепить гайки и поиграть с самолетом. Недалеко от самолета лежат инструменты. Ребенок должен выбрать нужный инструмент (гаечный ключ) для укрепления гаек. При необходимости педагог помогает ребенку укрепить гайки.
Сделай тележку
Цель. Та же.
Оборудование. Пластмассовая тележка с винтами, игрушеч- ные инструменты (гаечный ключ, отвертка, молоток).
Ход игры. Ребенку дают сборную пластмассовую тележку простой конструкции. Детали в тележке соединены винтами, но сде- лано это слабо. Недалеко от тележки лежат инструменты. Педа- гог предлагает ребенку укрепить винты и поиграть с тележкой. Ребенок должен использовать отвертку для укрепления винтов. В случае затруднения педагог помогает ребенку укрепить винты.
РЕШЕНИЕ ДВУХФАЗОВЫХ ЗАДАЧ
С решением двухфазовых задач в наглядно-действенном пла- не дети встречаются там, где в деятельность включается проме- жуточная цель, когда предмет-орудие не находится непосредст-
6* |6Э
венно в поле зрения ребенка. Для получения этого предмета-ору- дия нужно решить дополнительную задачу: либо подготовить дан- ный предмет (освободить от лишних деталей, очистить), либо из- готовить его как орудие. В этом случае ребенок может увлечься промежуточной целью и забыть об основной задаче. Научить ре- бенка целенаправленности — это одна из важных задач умствен- ного воспитания ребенка-дошкольника. С такими задачами он бу- дет встречаться не только в практическом, но и в мыслительном плане при решении, например, арифметических или алгебраических задач.
Достань игрушку
Цель. Учить решать двухфазовые практические задачи, со- блюдая конечную цель; анализировать окружающую обстановку.
Оборудование. Заводная игрушка в целлофановом пакете, стул, на нем ящик со строительным материалом.
Ход игры. Педагог предлагает ребенку достать мешочек с игрушкой, висящий на крючке так, что, стоя на полу, ребенок не может достать его. Для этого ему надо использовать стул, предварительно сняв с него ящик со строительным материалом. Педагог фиксирует внимание ребенка на конечной цели: «Можешь рукой достать игрушку? Что нужно сделать, чтобы ее достать?» Педагог помогает ребенку осознать промежуточную цель — освобо- дить стул — снять ящик со строительным материалом. Взрослый следит, чтобы ребенок не увлекся игрой со строительным мате- риалом. После выполнения задания педагог обобщает действия ребенка, говорит, что вначале он освободил стул, а затем исполь- зовал его, чтобы достать игрушку.
Достань машинку
Цель. Та же.
Оборудование. Заводная машинка, палка на высоком шка- фу, стул.
Ход игры. Педагог показывает ребенку машинку, заводит ее, и она как бы «случайно» заезжает под шкаф. Чтобы достать ма- шинку, ребенок должен снять со шкафа палку, используя для этого стул. В конце занятия педагог просит ребенка уточнить после- довательность своих действий: что делал вначале, что потом, за- чем он брал стул. При необходимости педагог помогает ребенку осмыслить процесс выполнения данного задания.
Достань, что в трубке лежит
Цель. Та же.
Оборудование. Прозрачная трубка, в ней сверток с малень- кой игрушкой, проволока (скручена).
Ход игры. Педагог просит ребенка посмотреть, что находит- ся в трубке, и достать сверток. Недалеко от трубки лежит прово- лока. Ребенок должен догадаться разогнуть проволоку и исполь- зовать ее для выталкивания свертка. При затруднениях педагог
подсказывает ребенку. После выполнения задания ребенка просят рассказать, как он выполнил задание.
Игра с воздушными шарами
Цель. Та же.
Оборудование. Воздушные шары, реревочка в рулоне,-нож- ницы.
Ход игры. Педагог надувает шары в присутствии детей и раздает их им. Шары сдуваются. Педагог спрашивает: «Что надо сделать, чтобы с шарами можно было играть?» Если дети не до- гадаются сказать, что of рулона надо отрезать веревку, то педа- гог говорит: «Надо веревку отрезать, поищите, чем отрезать». Дети находят ножницы, отрезают ими веревку от рулона, с помощью педагога перевязывают шарики и играют с ними.
Игра с мячом
Цель. Та же.
Оборудование. Две короткие палки, которые можно вста- вить одна в другую, т. е. из двух палок сделать одну длинную.
Ход игры. Педагог играет с ребенком в мяч, он «неожидан- но» закатывается под шкаф. Недалеко от шкафа лежат две палки. Педагог просит ребенка достать мяч. В случае необходимости подсказывает, как удлинить палку. После выполнения задания обращает внимание ребенка, что одной палкой нельзя достать мяч, надо одну палку соединить с другой. Затем дети играют в мяч.
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИЧИННОГО МЫШЛЕНИЯ
С физическими явлениями дети встречаются в своей практи- ческой деятельности, но далеко не всегда то, что видят, осмысли- вают. Интерес к явлениям, поиски их причин возникают у ребенка тогда, когда нарушается привычный ход явления. Другими слова- ми, интерес к причине того или иного явления связан с возник- новением ориентировочной реакции. Поэтому в играх и упраж- нениях на развитие причинного мышления нужно создавать такие ситуации, где сначала все идет привычно, а затем происходит что-то необычное, нарушается привычный ход явления.
Столкни шарик
Цель. Вызывать у детей ориентировочную реакцию на нару- шение привычной ситуации; побуждать к поиску причины наруше- ния; создавать интерес к устранению причины.
Оборудование. Два пластмассовых кубика и два пластмас- совых шарика (один незаметно закреплен на кубике гвоздем).
Ход игры. Педагог ставит на стол два кубика, на каждом лежит шарик. Наклоняет кубик, и шарик катится. Предлагает ре- бенку наклонить другой кубик. Ребенок наклоняет кубик, но шарик не катится. Если ребенок ищет причину необычного «поведения»
шарика (берет в руки кубик и шарик, заглядывает и т. п.), то педагог поощряет его. В противном случае педагог вновь повто- ряет ситуацию и просит ребенка так же повторить действия. Пе- дагог спрашивает у ребенка, почему его шарик не падает, и вме- сте с ним начинает искать причину, увидев гвоздь, восклицает: «Вот он! Гвоздик мешает!»
Открой коробочку
Цель. Та же.
Оборудование. Коробка от готовальни, две картинки.
Ход игры (проводится индивидуально). Педагог кладет на стол картинки тыльной стороной вверх, говорит ребенку, что у него красивые картинки. Достает коробку от готовальни, кладет туда картинку и закрывает коробку, не запирая ее штырьком. Предлагает ребенку открыть коробку и посмотреть картинку. Тот без труда открывает коробку. Пока ребенок рассматривает кар- тинку, педагог вкладывает в коробку другую картинку и закры- вает коробку штырьком. Просит еще раз открыть коробку и достать вторую картинку. Если ребенок пытается открыть коробку силой, педагог предлагает ему поискать причину, почему коробка не от- крывается, попробовать открыть ее разными способами, найти, что мешает.
Спрячь зайчика
Цель. Та же.
Оборудование. Два счетных ящика (деревянные, с крыш- ками, вдвигающимися в пазы), пластмассовый зайчик.
Ход игры (проводится с двумя детьми). Педагог вводит в комнату одного ребенка, показывает ему зайчика и ящик. Пред- лагает придумать для другого ребенка загадку про зайчика, а самого зайчика спрятать в ящик и закрыть крышкой. Ребенок с по- мощью педагога придумывает загадку, прячет игрушку и закрыва- ет ящик крышкой, вдвигая ее в пазы. Незаметно в пазы ящика надо вставить маленькую палочку. Педагог вводит другого ребен- ка, он слушает загадку. Независимо от того, отгадал он загад- ку или нет, ему предлагают достать игрушку из ящика. Так как ящик не открывается привычным способом, педагог побуждает ре- бенка найти причину для выполнения задания.
Покатай мишку
Цел ь. Та же.
Оборудование. Мишка в машинке (одно колесо плохо при- креплено).
Ход игры. Педагог просит ребенка покатать мишку в машин- ке. Как только ребенок начинает везти машинку, колесо соскаки- вает, машинка наклоняется набок. Ребенок ищет причину, пытается ее устранить. Педагог помогает ему. После этого ребенок катает мишку. В конце педагог просит ребенка рассказать, что случи- лось с машиной.
Надуем шарики
Цель. Та же.
Оборудование. Два воздушных шара (один — целый, дру- гой— с дырочкой), веревочки.
Ход игры. Педагог говорит, что он сейчас надует шары и дети будут с ними играть. Надувает целый шар, завязывает и кладет на стол. Надувает второй шар, быстро завязывает, но шар спускается. Педагог надувает его вторично и спрашивает у де- тей, что случилось, побуждая их найти причину. Вызывает кого- либо и подставляет его руку к тому, месту шара, откуда выходит воздух, помогает найти дырочку.
Полей цветок (занятие)
Цель. Та же.
Оборудование. Комнатное растение с сухой землей, круж- ка с отверстием в донышке, ведро с водой.
Ход занятия. Педагог просит ребенка полить растение, сто- ящее на окне. На расстоянии не менее 2 м от окна стоит ведро с водой и кружка. Ребенок набирает воду в кружку и несет к цвет- ку. Вода выливается. Необходимо обратить внимание ребенка на то, что в такой ситуации не удастся полить растение. Спросить, что же случилось, и предложить найти причину. При необходимо- сти помочь ему в этом.
Кто ловкий
Цель. Та же.
Оборудование. Аквариум, две банки с водой, на дне кото- рых камушки, два сачка (один из них разорван).
Ход игры (проводится с двумя детьми). Педагог предлагает детям достать камушки из банок сачками и переложить их в ак- вариум. Кто вытащит камушки аккуратно, тот считается ловким. Дети берут сачки и выполняют задание. У одного ребенка все по- лучается, у другого — нет. Педагог меняет им сачки, и ловким оказывается другой ребенок. Если дети к этому времени сами не укажут на причину (сачок порвался), педагог забирает оба сач- ка и предлагает одному ребенку выбрать, какой из сачков он хо- чет взять, и обосновать свой выбор.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|