|
Найди кукле (мишке, зайке) игрушку
Цель. Продолжать учить выбирать предметы на ощупь по образцу форм и величин, опираясь при этом на зрительный, зри- тельно-тактильный и чисто тактильный образец; закреплять назва- ния предметов, форм, величин.
Оборудование. Кукольные туфельки разной величины, тарелки, блюдца, чашки и ложки из кукольного сервиза, шарики и кубики разной величины, бусы разной величины, элементы строи- теля и др., «чудесный мешочек» или ящик с крышкой.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом около стола педагога. В руках у него кукла без одной туфельки. Педагог гово- рит, что туфельки всех кукол сложили в мешочек (в ящик), наша кукла не может найти свою и просит детей помочь ей. По желанию кто-либо из ребят внимательно смотрит на туфельку куклы и нахо- дит такую же в «чудесном мешочке». Кукла благодарит ребенка и уходит. Приходит другая кукла и просит найти на ощупь посуду, чтобы принять гостей. Дети поочередно помогают кукле найти блюдце, ложку, чашку соответствующего размера (при этом они опознают предметы и находят их по двум признакам — по предмет- ной отнесенности и по величине). В заключение кукла перечисляет все предметы, которые достали ей дети, и спрашивает, что еще есть в мешочке. Дети с помощью педагога вспоминают, что в мешочке есть еще чашка, блюдце, ложка и т. д., сравнивают их, оказывается, что они больше, чем те, что у куклы. Кукла удивляет- ся знаниям детей, благодарит их и уходит.
При повторном проведении игры к детям приходят два зайчика: в лапах одного морковка, а у другого ее нет. Тот просит достать из
мешочка и ему морковку. Один из детей выполняет просьбу. Потом приходят два ежа с одним яблоком. Дети достают из мешочка второе яблоко. Во время выбора в мешочке обязательно должно быть несколько (2—3 разных по форме) предметов, например шарик и кубик или яйцо, чтобы ребенок производил выбор из трех — пяти предметов.
Что лежит в мешочке
Цель. Продолжать осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета, закреплять знание слов-названий предметов, их формы, величины.
Оборудование. Парные предметы — объемные геометри- ческие формы (шар, кубик, овоид-яйцо, пирамида и др.), пред- меты разной величины (большой и маленький шары, кубики, овоиды, машинки, матрешки и др.), «чудесный мешочек», сал- фетка или ширма.
Ход игры. Дети сидят полукругом возле стола педагога. На столе под салфеткой или за ширмой несколько (два-три) пред- метов (например, сначала шар, кубик и яблоко). В мешочке*на- ходится всего один предмет (предположим, кубик). Педагог просит одного из детей определить на ощупь, что лежит в мешочке. Потом снимает салфетку с предметов, лежащих на столе, и ре- бенок находит такой же предмет, какой он ощупывал в мешочке. Педагог предлагает детям проверить выбор, достает из мешочка кубик и показывает. Дети называют предмет. Педагог хвалит ре- бенка и спрашивает, как он узнал, что там был кубик, помогает выделить грани у кубика, сравнивает его с яблоком, говорит, что оно круглое. В следующий раз задача усложняется: для выбора дают только округлые или только угловатые предметы (например, под салфеткой у педагога — матрешка, яблоко и шар, а в ме- шочке— шар). Ребенку нужно иметь уже более точное представ- ление о предмете, а не только определить на ощупь, что этот пред- мет округлой формы.
Далее задача еще более усложняется: ребенку нужно устано- вить различия не только по форме и предметной отнесенности, но и различия по величине (например, под салфетку кладут две матрешки: большую и маленькую — и деревянное яйцо). В осталь- ном ход игры остается прежним.
Магазин
Цель. Различать на ощупь ткани разной фактуры и другие предметы, имеющие разную поверхность или сделанные из разного материала.
Оборудование. Несколько полиэтиленовых пакетов, в них упакованы «товары» (кукольная одежда, посуда и др.), образцы тканей и материалов.
Ход игры (проводится в нескольких вариантах: «Магазин одежды», «Хозяйственный магазин», «Магазин игрушки» и др.). 1-й вариант. «Магазин одежды». Участвует небольшая под-
группа детей. Местом игры может быть игровой уголок. На столе разложены образцы тканей, по которым можно выбрать «товар», например платочки для кукол. Сами платочки находятся в ящичке в полиэтиленовых пакетах. Один из детей — продавец, остальные — покупатели, они по очереди подходят к прилавку и по образцам вы- бирают, какой платочек купить кукле. Продавец ощупывает об- разец и так же на ощупь отыскивает в пакетиках нужный пла- точек. Покупатель надевает платочек кукле, благодарит продавца и уходит.
При повторном проведении игры по образцам можно выбирать платье или бант. Разумеется, роль продавца выполняет другой ре- бенок.
2-й вариант. «Хозяйственный магазин». В этом варианте различается материал, из которого сделана посуда, и сами пред- меты. Например, в магазине могут быть чашки, блюдца, тарелки из фаянса и пластмассы (разные кукольные сервизы), ложки и вилки металлические и пластмассовые. Кроме того, предметы могут быть разной величины. Таким образом, продавец должен произ- вести довольно-таки сложный выбор по образцу — по предметной отнесенности, материалу, величине. Результаты выбора во всех случаях должны быть закреплены в слове.
Обведи, покажи, назови (занятие)
Цель. Учить узнавать предмет по обводящему движению, благодаря чему осуществлять выбор по образцу; закреплять названия предметов, их форм.
Оборудование. Небольшой экран — достаточно высокий и неширокий, чтобы он хорошо заслонял от ребенка предмет и ребенок мог свободно охватить предмет руками, обвести его по контуру, разнообразные парные предметы (шар, кубик, мяч, до- мик, матрешка, неваляшка и др.).
Ход занятия (проводится индивидуально). Ребенок сидит за столом напротив педагога. Он выкладывает перед ребенком пред- меты: шар, кубик, яйцо. Ребенок рассматривает их и называет. После этого педагог ставит перед ребенком экран и незаметно кладет за ним предмет, парный одному из стоящих на столе. Вначале лучше взять кубик, так как он резко отличается от двух других. Педагог просит ребенка обвести предмет за экраном, пер- вый раз помогает ему в этом: берет его руки в свои, учит одной рукой держать предмет, а другой (ведущей) вести по контуру, ос- танавливает руку ребенка на углах, подчеркивает повороты. После обследования ребенок находит кубик среди лежащих на столе предметов, называет его. Педагог достает кубик из-за экрана и дает ребенку проверить правильность своего выбора.
По мере усвоения игры ребенку предлагают для выбора более сходные предметы.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕДМЕТАХ НА ОСНОВЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Представления о предметах окружающего мира должны быть у ребенка разносторонними, но цельными. Впечатления, полученные на основе зрительного, тактильного, двигательного ощущений, должны сливаться в единый образ. А единство и разносторонность представлений о том или ином предмете способствуют более точ- ному пониманию значения слова-названия этого предмета.
У умственно отсталого ребенка трудно формируется согласо- ванность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зри- тельного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически прово- дить специальную коррекционную работу.
Отсутствие или неполноценность представлений сказывается на развитии речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и по от- ношению к определенным предметам. В то же время отсутствие единства зрительного, тактильного, двигательного образов затруд- няет приобретение трудовых умений, навыков по самообслужи- ванию.
Игры, предлагаемые в данном разделе, на доступном материале позволяют умственно отсталым детям производить действия, ос- нованные на зрительном, тактильном и двигательном представле- ниях, на их единстве и соотнесении этих представлений со словом.
Угости зверюшек
Цель. Осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции, продолжать развивать внимание, желание действовать в игровой ситуации.
Оборудование. «Чудесный мешочек», предметы для выбора (игрушки и натуральные объекты).
Ход игры. 1-й вариант. В мешочек складывают 3—4 не- больших предмета. Педагог приходит с куклой и просит детей помочь кукле приготовить угощенье для зверюшек, они тоже придут в гости. Один ребенок по просьбе куклы достает из мешочка мор- ковку для зайки, другой — яблоко для ежика, третий — орешек для белки. Каждый раз в мешочке должно быть 3—4 предмета, так чтобы, кроме нужных, были дополнительные (например, малень- кий мячик, пластмассовое колечко и др.). Дети, доставшие пред- меты, держат их в руках. Педагог приносит игрушки зверят. Дети по очереди угощают их, выбирая при этом, кому дать морковку, орех, яблоко. Зверюшки радуются, благодарят детей.
Накроем стол для кукол
Цель. Та же.
Оборудование. «Чудесный мешочек», кукольная мебель, посуда, куклы.
Ход игры. Педагог ставит на своем столе кукольную ме- бель — стол и три стула и говорит, что к детям в гости придут куклы, надо накрыть стол и приготовить угощенье, а все, что нужно для этого, находится в мешочке. Один ребенок по просьбе педа- гога находит тарелки (в мешочке лежат три тарелочки и чашка). Если ребенок достанет не три, а две или одну тарелку, педагог спрашивает, всем ли он поставил тарелки, указывая на число стульев. Ребенок достает остальные. Другой ребенок так же по просьбе педагога находит вилки, которые незаметно вкладываются в мешочек. Третий находит и расставляет блюдца, а четвертый — чашки. Приходят куклы, дети их радостно встречают, усаживают за стол и кормят.
Ощупай и слепи
Цель. Учить изображать полученный путем тактильно-двига- тельного восприятия образ предмета, понимать, что правильное обследование предмета оказывается необходимым для последующей деятельности.
Оборудование. «Чудесный мешочек», предметы простой формы, хорошо знакомые детям и легко воспроизводимые в лепке (шарик, мяч, морковка, яблоко, бублик и др.), пластилин, клееноч- ка, салфетки по числу детей.
Ход игры. 1-й вариант (проводится индивидуально). Педагог объясняет ребенку, что он должен ощупать в мешочке какой-либо предмет и, не называя, его вылепить. «Я посмотрю и угадаю, что лежит в мешочке»,— говорит педагог. Ребенок выпол- няет задание. Когда лепка закончена, педагог называет игрушку (например, шар) и просит ребенка достать и показать игрушку, чтобы убедиться в правильности его выбора.
2-й вариант (проводится с подгруппой детей). Каждый по- лучает маленький мешочек, ощупывает в нем предмет и лепит его, а затем дети угадывают, что у кого в мешочке, и сравнивают свою поделку с предметом.
По мере усвоения игры перед детьми ставятся более сложные задачи — обследование предметов, состоящих из нескольких час- тей, требующее не только восприятия формы, но и определения величины и пространственного расположения частей предмета (утенок, неваляшка, пирамидка из трех шаров и др.).
Найди картинку
Цель. Соотносить тактильно-двигательный образ предмета со зрительным; называть предмет, опознанный на ощупь, и его изобра- жение.
Оборудование. Набор предметов-игрушек и их изобра- жений, «чудесный мешочек».
Ход игры. Педагог размещает на доске наборной полотно Л.вставляет в него 3—4 картинки. Предлагает кому-либо ощупать 1мет в мешочке и показать его на картинке. Ребенок показы- вает нужную картинку, не называя предмета, и педагог просит
всех детей сказать, что в мешочке. Они называют предмет, а ре- бенок достает его из мешочка и показывает всем, проверяя таким образом правильность своего выбора.
Обведи и нарисуй (занятие)
Цель. Учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения и использовать полученный образ в изобразительной деятельности (в рисунке); понимать, что обводящее движение очер- чивает контур предмета; называть предмет и его изображение.
Оборудование. Экран или небольшая ширма, игрушки простой формы, листы бумаги по числу детей, фломастер (черный или коричневый).
Ход занятия (проводится индивидуально). Педагог помо- гает ребенку обвести за экраном предмет (например, мяч) и просит нарисовать его. Затем спрашивает ребенка, что он нарисовал и что находится за экраном. В заключение педагог снимает экран и ребенок проверяет, тот ли он предмет нарисовал.
Маленькая няня
Цель. Учить находить по словесной инструкции теплый, холодный, горячий предметы.
Оборудование. Четыре одинаковые маленькие бутылочки, три куклы- в колясочках.
Ход игры. Педагог ставит на стол три бутылочки (одна — с холодной, другая — с теплой, третья — с горячей водой), чет- вертую бутылочку (с холодной или теплой водой) он прячет под салфетку. Ввозит в комнату коляску с куклой, она плачет. Педагог говорит, что кукла хочет есть и спать, ей нужна няня, и зовет на помощь одного из детей. Просит дать кукле теплого молока из бутылочки. Ребенок на ощупь выбирает бутылочку с теплой водой и дает кукле. Та успокаивается, и педагог просит ребенка от- везти колясочку в игровой уголок и там ее покачать. Подстав- ляет еще одну бутылочку (с теплой водой) и ввозит вторую ко- ляску с куклой, она просит холодного молока, затем третья кукла просит горячего (горячее не должно быть обжигающим!). Если кто-либо из детей выберет бутылочку неверно, кукла плачет силь- нее, отказываясь от молока. Это побуждает ребенка выбрать нужную бутылочку.
Большие и маленькие шары
Цель. Находить по словесной инструкции большие и малень- кие предметы на ощупь.
Оборудование. Три пары мишек и кукол разной вели- чины (большой мишка и большая кукла, мишка и кукла среднего размера, маленькие мишка и кукла), три шара (большой, средний, маленький) и другие игрушки (матрешки, утенок), «чудесный ме- шочек».
Ход игры (проводится с подгруппой из 6 детей). Дети сидят за столами парами по торцевым сторонам. Каждой паре педагог
дает мишку и куклу (можно двух мишек или двух кукол) при- мерно одинакового размера: одной паре—больших, другой— средних, третьей — маленьких. Говорит, что кукла с мишкой хотят поиграть, покатать друг другу шарик (мячик), но шариков у них нет, их надо достать из мешочка: большим кукле и мишке — боль- шой шарик, средним — шарик поменьше, а маленьким — самый маленький шарик. Один ребенок из каждой пары достает шарики. Когда дети получат шарики, они играют с ними — катают по столу от мишки к кукле и обратно.
Где я взял воду
Цель. Учить соотносить качества предметов.
Оборудование. Бутылочки или тазики с холодной и теп- лой водой, картинки (первая пара картинок: на одной изображен чайник, стоящий на плите, на другой — речка в осенний день; вторая пара картинок: на одной — речка зимой с прорубью, на другой — речка летом).
Ход игры. Педагог предлагает ребенку угадать, откуда он, налил воду в тазик, раскладывает перед ним две картинки. Ребе- нок щупает воду и показывает или называет картинку, откуда взята вода. Педагог спрашивает ребенка, как он узнал, т. е. дает возможность самостоятельно сделать вывод: «Теплая вода взята из чайника, который нагрели на плите, а холодная — из речки».
В дальнейшем можно использовать другие картинки, сохра- няя ту же дидактическую задачу.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|