Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль языка в жизни общества.





Билет №1

  1. Фонетика как раздел языкознания. Слог. Ударение. Значение букв: е, ё, ю, я
  2. Выполнить синтаксический разбор СП с разными типами связи.
  3. Монолог «Роль языка в жизни общества.»

Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуки, ударение, слог.

Слог – это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе

говорения произносятся одним толчком воздуха. Это наименьшая единица речи. Сколько в слове гласный букв, столько и слогов. Слоги бывают открытые и закрытые.

Открытый слог – это слог, который оканчивается на гласный звук (мо-ло-ко)

Закрытый слог – это слог, который оканчивается на согласный звук (кос-тюм).

Ударение - это выделение одного из слогов с большей силой при произношении слова. Всегда падает на гласный звук. В русском языке ударение является подвижным. Всегда в слове только одно ударение. Иногда ударение различает разные слова по значению. В некоторых словах ударение ставится в разных слогах. Оба варианта являются правильными.(зам о к- з а мок, атл а с- а тлас)

Буквы е, е, ю, я имеют два значения:

1) обозначают один звук и мягкость предыдущего согласного;

2) обозначают два звука в зависимости от расположения буквы в слове.

Два звука буквы е, е, ю, я обозначают:

  1. В начале слова, н-р: ель- / й э л/;
  2. После гласных: твоя- / т в а й а/;
  3. После –Ъ и –Ь знаков: льет - / л й о т/

Роль языка в жизни общества.

Каждый язык - это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его боль, радость, сокровище. Без языка невозможно общение между людьми. Развитие общества, изменения в общественной жизни находят отражение в языке.

Каждый язык представляет собой сложную систему элементами которой являются звуки, слова, предложения. Они тесно связанны между собой и образуют системы в языке: фонетическую, морфологическую и синтаксическую.

Язык тесно связан с мышлением, с сознанием. С помощью языка люди передают опыт из поколения в поколение.

 

 

Билет №2

  1. Алфавит. Звуки и буквы. Твердые и мягкие звуки. Звонкие и глухие. Парные и непарные звуки. Чередование согласных в корне слова.
  2. Выполнить разбор СПП с несколькими придаточными.
  3. Монолог «Государственные символы Республики Казахстан».

 

 

Алфавит – это буквы, расположенные в определенной последовательности. В русском языке 33 буквы. 10 гласных (а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я). 21 согласных, ь, ъ (не обозначают звуков). Обозначают твердость согласных а, о, у, ы, э. Мягкость согласных обозначают е, ё, ю, я, и.

Буквы – это то что мы видим и пишем.

Звуки – это то что мы слышим.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими.

Звонкие согласные - из шума и голоса.

Глухие согласные - только из шума.

 

звонкие б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, й.
глухие п, ф, к, т, ш, с, х, ч, ц, щ.

 

Только твердые: ж, ш, ц.

Только мягкие: й, ч, щ.

Только звонкие: / р, л, м, н,й/

Только глухие: /х, ч, ц/

Замена одного звука другим при образовании изменении слов называется чередованием. Книга – книжка (г//ж).

Оглушение – звонкий согласный на конце слова и перед глухим заменяется парным ему глухим.

Озвончение - глухой согласный на конце слова и перед звонким заменяется парным ему звонким.

 

 

«Государственные символы Республики Казакстан»

Каждое независимое государство имеет свои отличительные символы.

Официальный отличительный знак нашего государство, символ суверенитета нашей страны – Государственный флаг Республики Казакстан. В центре флага на голубом фоне изображено солнце как символ мира. Под солнцем символ свободы- орел, слева – традиционный казахский орнамент.

Основа Государственного герба Республики Казакстан-шанырак. Он - сердце герба и олицетворяет собой очаг, целостность мира, являясь символом первоосновы государства-семьи.

Пятиконечная звезда венчает герб. Она освещает путь в будущее, по которому Казакстан пойдет, как равный среди равных, вместе с другими государствами.

 

 

Билет №3

  1. Лексика и фразеология. Значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.
  2. Выполнить разбор СПП, определить тип придаточного.
  3. Монолог «Казахстан в будущем» (Послание 2050).

Лексика изучает словарный состав языка, (греч. «лексис»-слово) изучающий лексическое значение и употребление слов.

Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение и употребление фразеологизмов (бить баклуши- бездельничать, играть первую скрипку – быть лидером).

Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Н-р: летчик, ботаника.

Слова, имеющие несколько лексических значений называются многозначными.

Н-р: Орех 1. Плод некоторых деревьев или кустарников.

2. Дерево или кустарник, приносящие такие плоды.

Прямое - это то что обозначает слово, основное лексическое значение.

Переносное – перенос наименования с одного предмета на другой предмет. В основе сходства переноса. Это вторичное значение, которое возникло на основе прямого и связанного с ним по смыслу. Например: ветер во

«Казахстан в будущем»

Моя родина – Казахстан. Я с рождения вырос и живу на казахской земле. Вот я в течение девяти лет учусь в казахской школе. Я помню, что девять лет назад Казахстан был намного неразвитым государством. Этот год, уже восемнадцатый год суверенного, независимого Казахстана. Для истории 18 лет это самый короткий срок, и за этот срок наша страна стала крепко на ноги. И сейчас является одной из самых развитых стран в Средней Азии. Мы достигли сегодняшних успехов, благодаря правильно организованной политике нашего президента. Если такую же политику Казахстан будет дальше продолжать, то он будет развиваться и процветать. Он в близком будущем войдет в число 50-тидесяти развитых стран мира. Для этого нам нужна не только хорошая политика, а также хорошие знания. Знание – ключ к развитию. Казахстан в будущем станет одной из ведущих стран мира.

 

 

Билет №4

  1. Общеупотребительные слова. Термины. Заимствованные слова. Интернациональная лексика. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
  2. Выполнить синтаксический разбор ССП.
  3. Монолог «Моя Астана»

 

 

Общеупотребительные слова – это такие слова, которые употребляют все русские люди, независимо от профессии и место жительства. Например: мать, хороший.

Термины – специальные слова, обозначающие научные понятия.

Заимствованные слова – обогащение русского языка из других языков.

Тюркизмы – это слова, заимствованные русским языком из тюркских языков.

Они чаще всего представляют собой названия предметов домашнего обихода, одежды, кушаний, военной и торговой сферы: караван, курган, колчан, арба, башлык, балык, башмак, лапша, сарафан, халат, туман, утюг, шаровары, бакалея, деньги, (ср. тенге), арбуз, изюм и др. Характерной особенностью многих тюркизмов является повторение одной и той же гласной: аркан, сундук, карандаш, базар, амбар, урюк и др.

Немецкие слова были необходимы как обозначения новых предметов, понятий из военной, торговой областей: вексель, штемпель, лагерь, штаб, рота,, штурм, галстук, ландшафт и др. Для германизмов характерны начальные сочетания шт, шп:штиблеты, штепсель, шпинат, шпион, шпиль.

Голландскими являются некоторые мореходные термины: верфь, гавань, боцман, лоцман, компас, матрос, флаг, флот и др.

Из французского и итальянского языков заимствовались названия предметов быта, кушаний, одежды: кушетка, браслет, вуаль, жилет, сюртук, винегрет (французские слова, т.е. галлицизмы), вермишель, макароны, пицца, бумага, газета (итальянские); искусства: актер, афиша, балет, пьеса, режиссер (галлицизмы), ария, браво, маэстро, тенор, соната, карнавал,новелла, либретто, виолончель (итальянские)

Из английского языка до ХХ в.в русский язык вошли некоторые морские термины: мичман, бриг, шхуна, баржа, и др; значительное число слов из области общественной жизни, спорта, техники: бойкот, лидер, финиш, баскетбол, футбол, спорт, и др.

Интернациональная лексика – слова, употребляемые всеми независимости от нации

( совпадающие в разных языках во внешней форме, по смыслу совпадают полностью).

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (черный- белый, утро- вечер).

Синонимы- слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи (бежать- мчаться, смеяться –хохотать, метель-пурга-вьюга).

Омонимы – слова одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению.

Н-р: посол- должность «дипломат»

посол- соление чего-нибудь.

Омонимы

Омоформы (морфологические омонимы) в какой-то форме: знать -высший свет, сущ. знат ь- неопред. форма глагола Омографы. Пишутся одинаково, но произносятся по разному: уже – наречие; уже- прилагательное в сравнит. степени. Омофоны. Фонетические омонимы. Эти слова звучат одинаково, но пишутся по-разному. Пло/т/ - пло/д/

Паронимы – слова разные по значению, но похожие по звучанию: абонент – абонемент, лесной – лесистый.

«Моя Астана»

Астана стала столицей нашей Родины и резиденцией Президента в 1994 году. Сейчас это город будущего, город мечты. С каждым днем он все больше развивается и процветает. Здесь проходит множество спортивных и культурных событий. В Астане строятся самые современные здания, которые поражают своей архитектурой. Гости из других стран, приезжая в Астану, открывают рты от удивления.

Астана с виду выглядит как новый город, город XXI века. За годы независимости Казахстана в ней появились небоскребы самых удивительных форм, современные парки и скверы, потрясающе красивые фонтаны и памятники. Символ города — монумент Байтерек, дерево жизни народа, корнями вросшее в землю, а кроной упирающееся в небо. Чтобы город стал еще уютнее для жизни, его старательно озеленяют. А по вечерам многие центральные здания красиво подсвечивают.

Раньше Астана была небольшим городом на пересечении торговых путей. Она называлась Акмолинском, Целиноградом, Акмолой. Указом Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева город переименовали в Астану, дав ему новую жизнь — столицы.

Сейчас резиденция Президента находится именно в Астане. Это дворец Ак-орда в начале прекрасного Водно-зеленого бульвара. Это по-настоящему величественное здание. Именно Нурсултану Назарбаеву Астана обязана таким своим процветанием.

Неподалеку от Ак-орды находится самый большой шатер в мире — здание торгово-развлекательного центра Хан-шатыр. Он полностью прозрачный и поражает своими масштабами.

Астана теперь - центр бизнеса в Казахстане. Неудивительно, что многие жители нашей страны хотят жить именно там. Я знаю многих людей, которые переехали или хотят переехать жить и работать в столицу. Город бурно растет прямо на глазах и расширяется.

 

 

Билет №5

  1. Состав слова. Основа и окончание (корень, приставка, суффикс). Однокоренные слова. Формы слова.
  2. Выпишите из текста предложения с косвенной речью, расставьте знаки препинания.
  3. Монолог «Никто не забыт, ничто не забыто!»

 

Словообразование – раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования.

Слова состоят из значимых частей– морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание.

 

Морфемы

морфемы определение роль в слове примеры
Основа Это часть изменяемого слова без окончания. В ней заключено лексическое значение слова. У неизменяемых слов основа равна слову. Основы бывают производные и непроизводные, прерывистой. Парты
окончание Это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова. Связи слов выражает значение рода, числа, падежа, лица. Ученики
Корень Это главная, значимая часть слова. Общее значение всех однокоренных слов. Замирать
Суффикс Это значимая часть слова стоящее после корня. Для слов и его форм: (гл. прош. вр. срав. степень), прич. Плывун
Приставка Это значимая часть слова находящееся перед корнем. Для образования слов. Поплавок

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Формами слова называются все видоизменения одного и того же слова.

Необходимо различать формы одного и того же слова и однокоренные слова.

Н-р:

Билет №6

Способы образования слов

Русский язык постоянно пополняется новыми словами. Основной путь пополнения словарного состава - образование слов различными способами от иных слов или основ.

Слово, от которого образовано другое слово, называется производящим, а образованное от него слово - производным. Слово, которое не образовано от других слов, называется непроизводным.

Производное слово может стать производящим, если от него образуется новое производное слово. В таком случае получается словообразовательная цепочка однокоренных слов: зелёный - зеленеть - зазеленеть

Слова, образованные путём сложения двух и более основ или слов, называются сложными.

Слова, образованные путём сложения сокращённых частей слов, называются сложносокращёнными.

Способы словообразования

Суффиксальный

Суффикс присоединяется к основе производящего слова (новый - новость)

Приставочный

Приставка присоединяется к целому производящему слову (гулять - погулять)

Постфиксальный

Постфикс присоединяется к целому производящему слову (мыть - мыться)

Приставочно-суффиксальный

Приставка и суффикс одновременно присоединяются к основе производящего слова (берег - прибрежный)

Приставочно-постфиксальный

Приставка и постфикс одновременно присоединяются к целому слову (бежать - разбежаться)

Суффиксально-постфиксальный

Суффикс и постфикс одновременно присоединяются к основе слова (ссора - ссориться)

Слияние нескольких слов

Слово образуется путём слияния целых слов, составляющих словосочетание (выше указанный - вышеуказанный)

Сложение

Соединительная морфема объединяет основу слова и целое слово (светлый, розовый - светло-розовый)

Сложение сокращённых слов

Слово образуется путём сложения части основы и целого слова, частей основ нескольких слов, начальных букв слов (заведующий складом - завскладом)

«Природа - наша боль и забота»

Все, что нас окружает, это природа. С того момента как человек появился на этом свете, он начал приручать природу. Все было бы не так плохо если бы человек не начал бы загрязнять эту природу.

Теперь мы полностью несем ответственность за природу. Ведь не зря сказано: «мы в ответе за тех, кого приручили». Приучая природу мы просто обязаны беречь и заботиться о ней. Мы не можем позволять и дальше загрязнять нашу окружающею среду. Подумайте о будущем! Оно ужасно. Если будет и дальше так продолжаться то мы и вовсе исчезнем с земли. То есть своими же руками разрушаем свое будущее.

 

 

Билет №7

1. Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имён существительных (постоянные и непостоянные).

2. Расставьте знаки препинания в предложении с обособленным обстоятельствомю

3. Монолог «Книга — неиссякаемый сосуд».

1. Имя существительное- это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и имеет общее грамматическое значение предметности, отвечает на вопросы кто? Что? (человек, ребенок, дерево, улица, чистота, совесть, сирь, смех).

все существительные, в зависимости от того, что они называют, деляться на собственные и нарицательные. К нарицательным сущест-ым относяться слова, которые называют однородные (типичные) предметы и явление (страна, река, человек, ученик, созвездие).

Собственные сущест-ые являются индивидуальными названиями предметов (лиц). К ним относятся имена, отечества, фамилия, клички животных, географические названия, названия книг, журналов.

Одушевленные называются сущест-ые обозначающие людей или живых существ; они отвечают на вопрос кто?.

Неодушевленные сущест-ые называют предметы неживой природы, растителного мира, окружающей действительности, понятия (стол, комната, солнце, трава) отвечает на вопросы что?.

Род- это неизменяемый признак сущест-ных. Все сущест-ные делятся на три родовые группы: мужского, женского, среднего рода.

К мужскому роду относятся сущ. С нулевым окончанием в начальной форме (дом, сарай, конь), небольшая группа сущ., обозначающих лиц мужского рода с окончаниеми -а/-я (папа, дедушка, дядя), сущ. подмастерье.

К женскому роду относятся сущ. с окончнием –а/-я в начальной форме (дорога, басня), часть сущ. с нулевым окончанием (дочь, сирень).

К среднему роду относятся сущ. с окнчанием –о, -е в начальной форме (поле,село), 10 сущ. на – мя: бремя, племя, вымя, имя, темя, семя, время, стремя, пламя, знамя.

Склонение- это изменение сущест-ные по падежам и числам. По особенностям падежных окнчаний в ед. числе все сущ. распределяются по трем типам склонения.

К 1-му скл. относятся сущест-ые женс. рода с окончаниями –а/-я в начальной форме (трава, земля) и небольшая группа сущест-ных муж. рода с теми же окончаниями (папа, дядя).

Ко 2-му скл. относятся сущ-ные муж. рода с нулевым окончанием в начальной форме (стол, олень, гербарий) и сущ-ные ср. Рода с окончаниеми –о/-е (небо, поле, полведение).

К 3-му скл. относятся сущест-ные женс. рода с нулевым окончанием в начальной форме (дочь, тишь, сирень).

Число - это переменный морфологический признак сущест-ных, который указывают на количество предметов. Выделяются следущие группы сущ.:

1. Сущ., имеющие формы ед. и мн. числа. К этой группе относятся конкретные сущ. Значение числа выражается при помощи окончаний (дом – дома, улица – улицы) и определенных формообразовательных суффиксов (стул – стул{ й }я, зайчонок – зайч ата)

2. Сущ. Имеющие форму только ед. числа. К ним относятся: собирательные сущ. (листва, молодежь, студенчество), отвлеченные сущ. (радость, белизна, нравственность, дружба), вещественные сущ. (бензин, рожь, йод, молоко), имена собственные (Урал, Волга, журнал «Здоровье»).

3. Сущ., имеющие форму только мн. числа. К ним относятся сущ., обозначающие парные предметы (сани, ножницы, брюки, ворота), отвлеченные сущ. (сутки, сумерки, проводы, будни), вещественные сущ. (духи, чернила), имена собственные (Афины, Карпаты).

Падеж- это изменяемый морфологический признак сущ-х, связанный с изменением формы слова. В русском языке шесть падежей (именит., родит., дат., винит., творит., предл.).

«Книга- неиссякаемый сосуд»

Книга- неиссякаемый источник знаний.

Век живи- век учись! С того времени как человек появился на этот свет он начал учиться и продолжает это делать до сих пор. Чтобы поделиться своим опытом с другими, человек начал записывать все, что он хотел оставить другим.

Читая каждый раз, мы открываем для себя какие-то новые сведенья, интересные новости. Книги можно читать и читать, ведь на свете столько книг, что человек за всю свою жизнь не успеет все их прочитать.

Мы должны успеть получить по больше информации, то есть мы должны успеть прочитать побольше книг. И мы это должны начать сейчас, читайте книги, получайте знания!!!

 

 

БИЛЕТ №8

1)Имя прилагательное. Разряды.Степени сравнения прилагательных.

2)Расставить знаки препинания в предложений с обособленным определением.

3)Монолог «В здоровом теле - здоровый дух».

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Общее грамматические значение прилагательных- признак предмета.

Непостоянные м орфологические признаки- род, число, падеж, изменяются по родам, числам, падежам.

Начальная форма- И.п., м.р., ед.ч.

Постоянный признак -разряд.

Разряды прилагательных по значению.

Качественные- называют признаки, обозначающие различные качества предмета, по величине (большой, маленький), по возрасту, по цвету, по внутренним качествам, по весу и т.д.Такие признаки могут быть у предмета в большой или меньшей степени (умный- умнее- умнейший). Качественные прилагательные имеют степени сравнения, краткую форму (умён), сочетаются с наречием очень (очень умный)

Относительные- обозначает материал, из которого сделан предмет (деревянный дом), указывает на признак предмета по мечту (московские площади), по времени его существования (зимний день), по значению предмета (спортивная обувь).Эти признаки не могут быть большей или меньшей степени, не имеют краткую форму, не сочетаются с наречием очень.

Притяжательные- обозначает признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (мамино письмо).Эти прилагательные отвечают на вопрос чья? чей? чьё? чьи? Они

не могут быть в большей или меньшей степени, не имеют краткую форму, не сочетаются с наречием очень. Они имеют суффиксы –ий(-ин), -ое(-ев),-ий(-й). Н-р: отцов.

Степени сравнения прилагательных.

Степени сравнения прилагательных имеют только качественные прилагательные.

Сравнительная степень обозначает, что какой-то признак появиться в этом предмете большей или меньшей степени, чем в другом.

Н-р: этот тополь выше клёна…….

Превосходная степень прилагательного обозначает, что какой-то признак появиться в этом предмете наибольшей степени.

Н-р: Российскаягосударственная библиотека самая крупная библиотека в России.

Сравнительная степень бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов:

-ее (-ей). Н-р: удобный-удобнее;

-е Н-р: больше

-ше Н-р: старше

Составная сравнительная степень образуется от полной формы с помощью слов более и менее. У прилагательных в форме составной сравнительной степени второе слово изменяется по родам, числам и падежам.

Н-р: более громкий голос, более громкое пение, более громкая песня.

Простая превосходная степень образуется с помощьюсуффиксов –ейш, -айш.

Н-р: спокойный- спокойнейший.

Составная превосходная степень образуется от полной формы с помощью слов самый, наиболее, наименее.

Н-р: самый спокойный, наиболее спокойный.

В здоровом теле- здоровый дух.

Главное богатство- это здоровье. Ведь когда болеешь, то все важное, как казалось, вещи становятся для тебя пустяками. Главное -иметь хорошее, крепкое здоровье. Только тогда человек сможет получить хорошее знание или стать хорошим специалистом. Я бы сказал(а): «Береги честь и здоровье смолоду»,- потому что здоровье важнее всего. А чтобы здоровье беречь нужно заниматься спортом, бегать и делать всевозможные разные упражнения. В наше время многие подростки курят и пьют, тем самым они причиняют зло своему здоровью. Если подростки не понимают и курят, то есть пожилые люди,которые понимают что курить вредно для их здоровья, но же курят, потому что они уже зависимы на сигаретах и губят жизнь. Чтобы дальше прожить, нужно крепкое здоровье, а для этого нужно заниматься спортом.

БИЛЕТ №9

 

1)Глагол. НФГ. Наклонения. Времена. Особенности изменения глагола по временам.

2)Расставить и объяснить знаки препинания в предложении с однородными членами.

3)Монолог «Моя будущая профессия»

Глагол- самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Общее грамматическое значение глагола- это действие. Они называют различные действия:

1. действия, связанные с трудовой деятельностью: копать, рубить, шить и др.

2. действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: думать, решать, говорить, наблюдать и др.

3. действия, называющие перемещение и положения и пространство: идти, лететь, сидеть и др.

4. действия, называющие различные состояние: любить, грустить, ненавидеть, болеть и др.

5. действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает и др.

Синтаксические признаки глагола- в предложении глагол обычно является сказуемым.

Постоянные морфологические признаки: вид (сов. или несов.), переходный- если сочетается с сущ.в В.п.без предлога или в Р.п.- часть от целого. Непереходный- сущ.в кос. п.с предлогами; спряжение (I,II)

Инфинитив- это неизменяемая форма глагола не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, только называет действия. Глагол в форме инфинитива отвечает на вопрос что делать? что сделать?

Окончания инфинитива? –ть, -ти: везти.

Наклонения глаголов.

Наклонение -это грамматическая категория глагола, выражающая устанавливаемое говорящим отношение действия к действительности.

Изъяснительное наклонение- обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В изъяснительном наклонении глаголы изменяются по временам, лицам и числам.

Глаголы условного наклонения обозначает действия, которые с точки зрения говорящего являются предполагаемыми, возможными или желаемыми.

Условное наклонение образуется от формы прошедшего времени с помощью частицы бы. Глаголы условного наклонения изменяются по числам, в ед.ч., по родам.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, которые выражают волю говорящего, пробуждение к действию.

Они обычно употребляются в форме 2-го лица ед.ч. и мн.ч. Изменяются по временам.

Формы повелительного наклонения имеют оттенки от мольбы до запрета. В выражении разнообразных значении роль играет интонация.

Времена.

У глагола основное время указывает, когда происходит действия: в прошлом, настоящим или в будущем.

Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило да того, как о нём стали говорить (до момента речи)

Н-р: Журавлилетели быстро-быстро и кричали грустно.

_________ ___________

Образуются от основы инфинитива с помощью суффикса: -л: петь-пел

Иногда образуется форма м.р. прош.вр. без суф. -л (нести- нёс); а в форме ж.р. и с.р.форма мн.ч. -л появляется –л (нес- л- а)

Перед суф. –л пишется та же гласная, то перед –ть в инфинитиве: вид е ть- вид е л.

Глагол в форме прошедшего времени изменяется по числам: читал- читали.

Глагол в форме прошедшего времени изменяется по родам. М.р. имеет  окончания, ж.р. -а, с.р.-о. Они по лицам не изменяются.

Глагол в форме настоящего времени обозначают действия, которое происходит сейчас, в то время, когда о нём говорят (в момент речи)

Формы настоящего времени есть только у глагола несовершенного вида. Эти формы образуются с помощью личных окончаний: вез- у, вез- ёшь, вез- ёте, вез- ут.

Формы будущего времени имеют глаголы несовершенного и совершенного вида. Будущее время может быть простым и сложным.

Формы будущего простого имеют глагол совершенного вида. Они образуются с помощью личных окончаний, как и формы настоящего времени: прочита- ю, прочита- ешь, прочита- ет, прочита- ем, прочита- ете, прочита- ют.

Формы будущего сложного имеют глагол несовершенного вида. Они состоят из 2-х слов: из формы будущего простого от глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида: читать- буду читать. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам.

«Моя будущая профессия»

Мы все с детства мечтали стать профессионалами какого-нибудь искусства. Я в детстве хотел(а) стать политиком, депутатом. Со временем я понял(а), что это не так уж и легко, как кажется со стороны.

Мы с седьмого класса начали изучать биология, которая очень понравилась и заинтересовала меня. В данное время я поставил(а) перед собой стать врачом или экологом. Я буду после одиннадцатого класса сдавать ЕНТ по биологий. Я верю, что я выиграю грант и буду хорошим специалистом своего дела.

БИЛЕТ №10

1)Причастие как особая форма глагола. Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот.

2)Дополнить предложения вводными словами и расставить знаки препинания.

3)Монолог «Моя семья»

Причастие- это особая форма глаголы, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.

Отвечает на вопросы: какой? Что делающий? Что сделавший?

Общие грамматические значения причастия- признак предмета по его действию.

Морфологические признаки причастия- сочетания в одном слове свойства прилагательного и глагола.

Синтаксические признаки: Сорванный цветок увел- цветокбыл сорван

_______________________

Причастия согласуется с сущ. в роде, числе и падеже.

* Признаки прилагательного у причастия:

Причастия, как и прилагательные, изменяются: по родам(летящий, летящая), по числам(летящий, летящие) и по падежам(летящий, летящему, летящего)т.е. склоняются.

Причастия согласуется с сущ. в роде, числе и падеже в ед.ч. и в числе и падеже во мн.ч.(прочитанный журнал)

Некоторые причастия могут иметь 2 формы- полную и краткую(прочитанный- прочитан)

Краткие причастия не склоняются.

Полные причастия- определение, краткие причастия- сказуемые.

* Признаки глагола у причастия.

Причастия, как и глагол, могут быть возвратными и невозвратными: одевающий- одевающийся

Вид(сов., несов.): прыгавший(несов.в.),прыгнувший

Время: наст.(толкающий), прош.(толкавший)

Причастия могут быть действительные и страдательными.

Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действиям самого предмета.

Страдательные причастия обозначают признак, который создаётся у одного предмета действием другого предмета.

Действительные причастия Страдательные причастия
Наст.вр. Прош.вр. Наст.вр. Прош.вр.
-ущ -ющ -ащ -ящ -вш -вши -в -ом -ем -им -енн -ённ -т

Страдательные причастия имеют полную и краткую форму: прочитанный рассказ-рассказ прочитан

Причасти с зависимыми от него словами называются причастным оборотом. Н-р: На столе лежало не отправленное мною письмо.

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он с обеих сторон выделяется запятыми: Голубое южное небо, потемневшее от пыли, мутное.

  Действительные причастия Страдательные причастия Деепричастный оборот
  Наст.вр. Прош.вр. Наст.вр. Прош.вр.
Несов. + + + + +
Сов. __ + __ + +  

«Моя семья»

Семья- это одно из священных понятий в жизни человека. Семьи бывают разные: дружные, состоящие из многих людей(или наоборот),недружелюбные.

Я родился(ась) в семье 4 января в 1999году. Я очень рад(а), что вырос(ла) именно в этой семье. Мой отец в основном воспитывал меня. Он был хоть и строгим по отношению к некоторым поступкам, он очень любил нас с сестрой.

Моя сестра- сестра которую никогда и некто не заменит. Она помогает мне в трудные для меня минуты, делиться со мной мыслями.

А моя мама- самая лучшая мама на свете.

После ухода моего отца из жизни она мне заменила моего отца и мать, хоть и она и сама страдает, если даже ей трудно она не показывает этого нам.

Я люблю свою семью.

БИЛЕТ №11

1)Деепричастия как особая форма глагола. Деепричастия сов. и несов. вида. Деепричастный оборот.

2)составить к предложениям предложения- синонимы различной конструкции.

3)Монолог «О культуре поведения»

Деепричастия- это особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы что делая? Что сделав? Как? Когда? и т.д.

Как глагол- обозначает действия

Как наречие- обозначает признак действия.

Общее грамматическое значение деепричастия- обозначает добавочное действия, которое показывает, как совершается действия глагола- сказуемого.

Морфологические признаки- объединение в одном слове свойства глагола и наречия.

Синтаксические признаки- в предложении деепричастия зависимы от глагола и являются обстоятельством.

Признаки глагола:

1)Возвратные и невозвратные: вытираясь- вытирая

2)сов. и несов.: решая задачу –решив задачу

3) Деепричастия распространяются: читать книгу - читая книгу

*Частица не с деепричастием (как и с гл) пишется раздельно: ответил не задумываясь

Признаки наречия:

1)неизменяемые слова

2)В предложении деепричастия зависит от глагола- сказуемого и является обстоятельством.

Деепричастия несов. вида образует глагол несов. вида при помощи суф –а, -я: блестя

Деепричастия сов. вида образуется при помощи суф. –вш, -в, -вши

Деепричастный оборот- это деепричастия с зависимыми от него славами. Может стоять в начале, в середине и в конце предложении. Выделяются запятыми.

«О культуре поведения»

Еще несколько столетий назад английский философ Локк заметил, что у человека невоспитанного отвага становится гру­бостью, ученость — педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — лестью. Это мет­кое и правильное замечание. Мало обладать достоинствами — нужно еще успеть их проявить. Иначе достоинства могут обра­титься в недостатки. Культура поведения — составная часть общей культуры, вы­работанной человечеством. Она предполагает соблюдение основ­ных требований и правил человеческого общежития. Поскольку это касается других людей, культура поведения включает в себя культуру одежды, культуру речи, культуру внешних манер. Знание манер культурного поведения помогает человеку решить, как поступить в том или ином случае, чтобы не всту­пать в конфликт с другими людьми, найти п







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.