Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Поучительные истории о наказании порока





В этих сказках звучит вечная тема пороков и добродетелей. Умение различать их является основой «нравственного иммунитета». Мы при­ведем примеры сказок, в которых явно прослеживается формирование способности к дифференциации транслятов. В первой сказке-притче наказывается лень и жадность, прослеживается формула «что посеешь, то и пожнешь». Вторая история связана с поврежденным чувством меры и недальновидностью.

Лилия, 15 лет

Жил-был один ослик. Звали его Батун. Был у него братец Хамук. Однаж­ды позвал их купец на работу. Ослик Батун, работая усердно, таскал тяжелые обозы. А Хамук отлынивал от работы и всю работу переваливал на своего брата.

Прошла неделя, потом другая, третья — пришло время деньги платить за работу.

Пошли затем ослики на базар. Купили пряников тульских, блинчиков мясных, ватрушек с медом и другую аппетитную выпечку. Пришло время обед готовить, а ослик Хамук опять говорит брату: «Устал я от купеческой работы, сделай обед за меня!» Приготовил ослик Батун обед, а ослик Хамук сразу — тут как тут! Только хотел Хамук,обед отведать, как обжегся и в боль­ницу попал!

А ослик Батун и говорит: «Не перекладывай, братец, работу на другого! Все бумерангом к тебе возвратится! Земля круглая!»

 

Иван, 15 лет

Сказка «Как Иван-дурак умным хотел стать»

Как-то раз пришел Иванушка-дурачок к Бабе Яге и попросил, чтобы она сварила зелье. Чтоб он был самым умным. Но Баба Яга задумалась, ведь зелье было у Василисы премудрой.

Баба Яга превратила себя в Василису прекрасную, а Иванушку-дурачка — в Ивана. И пошли они к Василисе премудрой. Они пришли, и Баба Яга, пре­вратившаяся в Василису, попросила у Василисы премудрой зелье. А Васили­са премудрая — умная — говорит: «Отгадаешь загадку, дам». Загадала она ей загадку сложную. Баба Яга думала, думала, не додумалась. А Иван-дурак ответил. Василиса премудрая отдала им зелье и сказала: «Если выпьете очень много, станете глупыми».

Пришли они домой и превратились обратно в самих себя. Иван-дурак взял чашку и выпил, потом выпила Баба Яга. И превратились они в лягушек и попрыгали в болото.

Вот так закончилась история, как Иван-дурак хотел стать умным.

Сказки про лень

Сказки про лень мы выделили в отдельную группу, так как этому по­року, его последствиям, наказанию или преодолению посвящено мно­жество авторских и народных сказок.

Интересно, что при опросе подростков и молодых людей, прожива­ющих в различных регионах нашей страны, выяснилось, что именно лень называется ребятами в качестве основного фактора, препятствую­щего росту и обучению. Складывается впечатление, что лень — это осо­бая примета нынешнего молодого поколения. И борьба с ленью стано­вится чуть ли не «национальной проблемой».

Попробуем понять, что такое лень. Лень — одна из сил энтропии, направленная на разрушение поисковой и иной активности человека. Лень можно определить и как отдых, «потерявший меру». Отдых необ­ходим человеку для восполнения энергетических потерь, неизбежных при проявлении созидательной активности. Если силы восполнены, ло­гично продолжать деятельность. Но в этот момент может актуализиро­ваться вирус лени и сформировать желание продолжать отдых. Таким образом, вирус лени заставляет человека набирать силы при том, что их уже и так достаточно.

Представьте себе человека, заправляющего в бак бензин. Объем бака 40 литров. Он уже заполнил его доверху, но по каким-то причинам про­должает добавлять топливо. Чем это закончится? Бензин образует лужу вокруг него, автомобиля и заправочной станции. Случайная искра попа­дет в топливо, раздастся взрыв и... Примерно так же работает и вирус лени: избыток энергии, не израсходованный на созидательные действия (приобретение новых знаний, забота о ближнем, самосовершенствова­ние и пр.), начинает разрушать человека изнутри, вызывая сонливость, апатию, направляя мысли в сторону бесцельных или разрушительных действий.

Самое печальное то, что человек, имеющий вирус лени, заражает им окружающих. Но не воздушно-капельным, а ментально-эмоциональным путем. Правда, среди нас есть люди с хорошим иммунитетом, а есть и те, у кого иммунитет ослаблен. Речь здесь, безусловно, идет о «нравствен­ном иммунитете».

Сказки о лени и у юношей и у девушек имеют трагический финал. В конце истории, если порок побеждает — герой пожинает последствия; если порок наказывается — герой также страдает. Часто именно с ле­нью авторы ассоциируют жизненные неудачи героев и, вероятно, соб­ственные тоже.

Маша, 15 лет

В наше время в одном оторванном от цивилизации городе жила одна девушка, звали ее Розой. У нее была большая семья, состоящая из мамы, папы и еще одиннадцать детей. Роза была самая старшая и самая ленивая, но самая красивая.

Сколько родители ни уговаривали ее работать, она не поддавалась на уговоры. К ней сваталось много женихов, которых она с позором прогоняла. Отцу надоело терпеть безделье Розы, и он заставил выйти ее замуж за бога­того взрослого мужчину, который давно уже ее любил. Звали его Франц.

Они жили год счастливо, но потом в их семье появился ребенок, которо­го они назвали Джорджем. Ребенок рос не по дням, а по часам и с каждым днем становился ленивей и ленивей.

Франц видел, что ребенок ленивый, как и его мать. Роза, которой было лень даже поиграть со своим ребенком. Франц уговаривал жену уделить время их малышу, но жена, как и раньше, не поддавалась уговорам. Самому ему не хватало времени для занятий с ребенком, так как он много работал.

Из-за того, что Роза была слишком ленива, она перестала привлекать Франца, и он ее постепенно разлюбил. В их семье начались раздоры. Из-за Розы Франц начал сходить с ума.

Как-то раз Франц с Розой снова поругались из-за Джорджа. У Франца было плохое настроение, и в порыве гнева Франц убил жену. А потом опом­нился и вспомнил, как он ее любил.

Потом он отдал ребенка на воспитание своему лучшему другу, который не мог иметь детей. Завещал наследство другу. И покончил жизнь самоубий­ством.

Эта сказка показывает нам, что иногда люди не выдерживают чужих не­достатков. И мы должны как можно быстрее избавиться от этих недостатков или хотя бы попытаться это сделать.

Комментарий к сказке Маши. Эта трагическая история содержит несколько конфликтов:

— лень как теневая структура личности, приводящая к ее разруше­нию и уничтожению,

— раздор между супругами,

— конфликт детско-родительских отношений.

Ресурсом этой истории может служить понимание автором пагубно­сти влияния на собственную судьбу и жизнь близких теневых качеств и, как следствие, когнитивная готовность к личностному развитию.

Тем не менее ситуация убийства и суицида, описанные в сказке, ука­зывают на наличие существенных внутренних конфликтов. Поэтому с автором сказки необходимо проработать тему взаимоотношений в се­мье и в ее контексте рассматривать вопросы личностного роста, преодо­ления теневых качеств.

Таня, 14 лет

В одной деревушке жила семья из трех человек. Мама, папа и их люби­мая дочка по имени Аня. Анины родители всегда были заняты работой. Они ни минуты не могли сидеть без дела. А их дочка Аня была настолько лени­вая, что она все время лежала на кровати и не помогала родителям.

Однажды мама попросила Аню, чтобы она вынесла мусор. Но Аня отве тила: «Ты знаешь, мама, мне так лень». И тут к ним в гости зашла соседская девочка Таня. И она сказала: «Давайте я вынесу». А мама ответила: «Ты, правда, можешь вынести мусор?» «Конечно же, да». «Большое тебе спаси­бо», — сказала мама Тане.

Потом, когда Таня вынесла мусор, мама Ани пригласила ее погреться у печки.

«Аня, ты не могла бы принести дров, а то они закончились, а мне надо печь пироги». А Аня ответила: «Ты знаешь, мне так лень». «А давайте я при­несу», — сказала Таня. «Ой, большое тебе спасибо».

Таня принесла дров, и мама Ани опять поблагодарила ее.

Потом мама Ани спекла пироги и угостила Таню. А Аня почувствовала запах пирогов и прибежала на кухню. И, увидев пироги, она хотела взять один. Но мама остановила ее и сказала ей: «Ты знаешь, а мне лень дать тебе пирожок».

Аня разозлилась, взъерошилась. И превратилась в гуся. Она выбежала из дома. И прыгнула в пруд, а потом, когда она плавала и гоготала, всем слышалось, что она говорила: «Аня-Аня...».

Комментарий к сказке Тани. Наказуемые пороки в этой сказке — это лень и злость. Основные добродетели — трудолюбие и доброта. Кроме того, в этой истории можно заметить мотив «женской конкуренции», который нередко актуализируется между сестрами или подругами. Стремление быть лучшей также актуализировано в этой ис­тории. Данное стремление амбивалентно. С одной стороны, оно создает мотивацию роста, но, с другой стороны, может лишать человека покоя, повышая уровень тревоги. По отношению к автору этой истории можно сделать предположение: либо девушке часто указывают на ее лень и пугают драматическими перспективами, либо имеет место ситуация конкуренции с сестрой или подругой. Для понимания задач психологической работы это обстоятельство требует дополнительного прояс­нения.

Сережа, 14 лет

Сказка про лень

Жила-была на свете в старой дряхлой избушке старая бабка. Она была настолько ленивая, что не могла даже себя обслужить.

Однажды в ее домик постучали. Тук! Тук. Тук. «Открыто», — сказала она. Дверь распахнулась, и в избу зашла молодая девушка. «Я заблудилась в лесу», — сказала девушка. «Можно мне у вас пожить?» «Можно, но ты бу­дешь на меня работать: убирать дом, готовить еду, мыть посуду, стирать бе­лье и делать другую грязную работу, а взамен я тебе буду давать еду и кров».

Они договорились, и девушка начала ей служить. Целыми днями она не покладая рук горбатилась на старуху, но старуха, бывало, не давала ей ни еды, ни крова. Девушка жила в сарае. Но в один прекрасный день девушке это надоело, она заплакала и со слезами бросилась в пропасть, на дне кото­рой текла большая река.

Девушка погибла, а старуха осталась одна со своей ленью. Девушка бро­силась и превратилась в воды реки. И старуха каждый день выходила на крыльцо и смотрела, кого бы еще заловить в сети лени и лжи.

 

Сергей, 16 лет

Жил-был один мальчик. Он был очень добрый и богатый, но ленивый. И его лень доводила до того, что он вообще не ходил в школу. Ему это очень не нравилось, но лень брала свое. И вот, в конце 11-го класса, он спохватил­ся, у него были одни двойки, и он ничего не знал из школьной программы. Конечно же, он получил отвратительный аттестат.

Он очень усиленно готовился к экзаменам в вуз, но вопрос о его поступ­лении был спорным. Увидев его аттестат, приемная комиссия ему отказала.

Его забрали в армию. В армии его все обижали.

Когда он отслужил в армии, его отправили в Чечню, и его там убили.

Так что не ленитесь ходить в школу.

 

Кирилл, 16 лет

Когда-то давным-давно, еще в XX веке, жил да был один мальчик. И жил он не тужил, пока не приключилась с ним одна история.

Так как мальчиком он был талантливым, у него получалось все, за что бы он ни брался. Но он был и очень ленивым, и поэтому на многие нужные, но не интересные для него вещи ему не хватало терпения.

Так вот, этот мальчик стал пропускать школу. Поначалу он просто про­пускал некоторые уроки, затем он стал привыкать к этому, и зачастую в школе его не видели целыми неделями. Он пытался оправдать свою лень тем, что и так может ответить все, что спрашивают в школе, а сам тем временем играл в игры, в которых благодаря своим талантам вскоре стал одним из луч­ших в своем городе, да и в стране и в мире тоже. Ведь он тренировался с лучшими игроками. Так прошел год, настало время выпускных экзаменов в школе, конечно же, он не сдал их и чемпионом он не стал, потому что был лентяем и задавакой. В институт не поступил, его забрали в армию, так и закончилась его карьера профессионального игрока, а вместе с ней и счаст­ливые деньки.

Общие комментарии к сказкам Сережи, Сергея и Кирилла. Эти сказки отражают конкретный совет авторов самим себе и другим. В сказках юношей прослеживается идея пагубной роли лени для самореализации героя. Лень, как злая колдунья, околдовывает героя и манипулирует им, блокируя позитивные движения души. Сю­жет сказок отражает картину последствий лени.

Однако данная картина разворачивается у авторов пока только на когнитивном уровне, а основным источником проблемы является по­врежденное Эго. Это следует из того, что символическое поле сказок наполнено лишь социальными, реальными образами.

Естественно, юношам не раз говорили родители и учителя: «Лень тебя погубит». Они знают, что такое возможно, но по-настоящему глу­боко в это не верят. У них есть иллюзия того, что они контролируют лень и в любой момент могут ее перебороть. Об этом говорит прием, который они выбрали для сказки, — доведение сюжета до страшного, абсурдного конца. Такой прием обычно используют для работы со стра­хами, когда «страшилки» доводятся до абсурдно-трагического и потому смешного конца. Собственно, сказки Сергея и Кирилла являются, в не­котором роде, актом «самотерапии», приемом освобождения от неболь­шой доли внутреннего напряжения, страха перед будущим.

Похоже, ключевая идея этих сказок — именно страх перед будущим. Авторы знают о препятствии росту — лени, но опасаются, что потеряли лад ней контроль. Такой сюжет говорит также о том, что собственная воля авторов еще не достаточно развита, они не умеют ею пользоваться для достижения цели.

Мы уже знаем, что только «нравственный иммунитет» позволяет че­ловеку избежать заражения вирусом лени и других разрушительных сил. Поэтому лень можно рассматривать и как актуализированную нрав­ственную проблему. Для ее решения необходимо содействовать форми­рованию системы ценностей молодого человека.

Здесь возникает тонкий вопрос: если в юношеском возрасте остро встает вопрос о системе ценностей, означает ли это, что за предшеству­ющий период она не сформировалась? Ответить на этот вопрос можно так: «В предшествующий период была заложена ментальная основа для формирования системы ценностей, однако чувственно-смыслового проживания основных жизненных ценностей не произошло». То есть ребята знают, «что такое хорошо, что такое плохо», но глубоко и осмыс­ленно это не переживают, не осознают.

Ситуация осложняется еще и тем, что некоторые взрослые (родите­ли, педагоги, наставники) эксплуатируют образы неудачной жизни для негативного программирования детей и подростков. Например, фраза «ты из-за своей лени ничего в жизни не достигнешь (плохо кончишь)», если она регулярно повторяется в разнообразных вариациях, вовсе не способствует формированию «нравственного иммунитета». Наоборот, образ будущего у подростка окрашивается в серые и черные тона, образ цели расплывается. И наступает такой момент, когда подростку легче «махнуть рукой» на свое будущее, нежели проявить созидательную ак­тивность.

В сказках Сергея и Кирилла отразились также и «предвыпускные страхи». Последний год в школе — это время огромного напряжения сил. Выпускник должен соответствовать ожиданиям родителей и педа­гогов, образовательным стандартам, мнению референтной группы и пр. Все эти обстоятельства существенно повышают уровень тревоги. И в этом случае «предвыпускные страшилки» помогут существенно снизить степень напряжения. Этим объясняется феномен, когда выпускники или студенты перед экзаменами рассказывают друг другу страшные и не­правдоподобно смешные истории о преподавателях и неудачных судь­бах «братьев по несчастью».

Характерной чертой сказок Сергея и Кирилла является описание главного героя как талантливого и в принципе достойного человека. Это верный сигнал психологу о том, что в работе с юношами необходимо особое внимание уделить теме самоуважения и ответственности за реа­лизацию своих талантов.

 

Таблица 8. Восемь шагов «технологии» самоактуализации

Шаг к самоактуализации Комментарии к чувственно-смысловому проживанию
1. Переживание — полное, живое, беззаветное Глубокое чувствование действительности, в отличие от поверхностного взгляда на нее
2. Выбор в пользу роста Выбирать рост — значит открыть себя новому, неожи­данному опыту, но рисковать остаться в неизвест­ном. Самоактуализация — не выбор между новым и старым, а открытие себя, прислушивание к себе
3. Сонастроенность с внутренней природой Важно научить себя сонастраиваться со своей вну­тренней природой, слышать, что нравится, а что нет, независимо от точки зрения других
4. Честность и принятие ответственности за свои действия Важно искать ответы внутри себя, а не позировать или стараться выглядеть порядочным и правильным
5. Обнаружение защит и работа с ними Есть нечто стереотипное, препятствующее росту. Важно это вовремя обнаружить и проработать
6. Развитие потенциала Самоактуализация — постоянный процесс развития своих потенциальностей. Именно не единое пере­живание, а процесс
7. Мистические пиковые переживания Моменты, когда человек чувствует великий экстаз, благоговение, восторг, являются главной причиной важных жизненных перемен самоактуализирующе­гося человека
8. Стремление к лучшему, к совершенствованию Вера в свои способности и действие в соответствии с ними и с человеческими ценностями

Формирование ответственности за реализацию своих талантов — чрезвычайно важная психологическая задача. Большой вклад в ее реше­ние внес Абрахам Маслоу. Он предложил исследовать психически здо­ровых, талантливых людей. Он ввел термин «самоактуализация», опре­делив этот процесс как полное использование талантов, способностей, возможностей и пр.

«Давайте изучать не "калек", то есть невротиков, а здоровых, твор­ческих людей», — призывал коллег А. Маслоу. Он выделил характери­стики психической «нормы», признаки самоактуализированных людей:

— более эффективное восприятие реальности, более комфортабель­ные взаимоотношения с ней;

— принятие себя,других, природы;

— спонтанность, простота, естественность;

— центрированность на задаче, а не на своих проблемах;

— некоторая отъединенность и потребность в уединении;

— автономность, независимость от культуры и среды;

— постоянная свежесть оценки;

— мистичность, опыт переживания высших состояний;

— чувства сопричастности, единения с другими;

— более глубокие межличностные отношения;

— демократическая структура характера;

— различение средств и целей, добра и зла;

— философское, невраждебное чувство юмора;

— творчество;

— устойчивость к влиянию культуры, трансцендентность по отно­шению к любой культуре.

Абрахам Маслоу предложил «технологию» самоактуализации, вклю­чающую в себя восемь шагов. Для наглядности мы предлагаем ее в виде таблицы (табл. 8).

У авторов приведенных выше сказок есть все условия, чтобы сделать первый шаг к самоактуализации, и задача сказкотерапевта — им в этом помочь. При этом будем помнить, что основное средство борьбы с виру­сом лени — развитие силы воли.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.