Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Пример психологического анализа сказки





В качестве примера приведем психологический анализ сказки Марии.

Мария, 14 лет

В одном небольшом городе жила маленькая девочка. Ей было всего пять лет, а звали ее Катей. Но в свои пять лет Катя была очень умной и понятли­вой. Она очень любила своих родителей, но когда девочке исполнилось шесть лет, они умерли, и Катя переехала к тете и дяде. Родственники надея­лись, что Катя не поймет, что случилось, но ведь она была очень понятли­вой.

Еще в пять лет у Кати было очень много страхов: она боялась темноты, буку, живущего под кроватью, замкнутых пространств, но она всегда могла побежать к родителям и чувствовать себя защищенной. Теперь же Катя оста­лась со своими страхами наедине.

Шло время, Катя взрослела. И вот ей уже не шесть, а двенадцать лет. Но с каждым годом количество страхов у нее росло: непобежденные страхи по­рождали все новые и новые. Катя стала очень запуганной, нелюдимой, все­гда хмурой. И вот наступил Новый год. Катя очень не любила этот праздник, ведь именно под Новый год умерли ее родители. Она запиралась в своей комнате, забивалась в угол и плакала.

Но вот часы пробили полночь. Все вокруг Кати закружилось, засияло... Она оказалась уже не в своей комнате, а в каком-то необычайно красивом месте. Ей стало вдруг легко и свободно. Наконец-то она перестала бояться. И тут она увидела своих родителей. Ее мама подошла к Кате и, обняв, сказа­ла ей: «Ничего не бойся, ведь мы всегда будем с тобой. Забудь свои страхи и печали, мы всегда будем оберегать тебя».

Наутро Катя проснулась в своей постели, и ей действительно было не страшно! Тут в комнату вошла тетя, принеся с собой белую кошку и черного кота, и сказала, что нашла их на пороге.

Катя была уверена, что это ее родители, и она поняла, что не надо ничего бояться, ведь ее родители теперь всегда будут с ней.

Психологический анализ сказки Марии

1. Энергоинформационное поле сказки. Ощущения от сказки ам­бивалентные. С одной стороны, героиня справляется со своими страхам и, с другой стороны, от истории Марии остается тревожное «послевку­сие». Вероятно, это является показателем актуализации глубинных про­цессов «самоисцеления» автора.

2. Основная тема. Основная тема сказки — преодоление девочкой собственных страхов и переживание ею потери родителей. Проанализируем основную идею сказки на четырех уровнях.

Уровень Содержание информации
Ценностный Любовь к родителям как сила для роста, личностного развития
Ментальный Осознание потери родителей. Мысль о том, что родители всегда будут оберегать, выступать в роли хранителей
Эмоциональный Актуализированные многочисленные страхи, ощущение потери, тревога
Витальный Выражен недостаток эмоционального тепла, жизненной энергии. Основные витальные ресурсы используются для борьбы со страхами

Сюжет сказки

Эта сказка является ярким примером самотерапии девушки. Исто­рия описывает динамику проработки детских страхов темноты, про­странства, потери родителей.

Аспекты сюжеты Содержание Комментарий
Оригиналь­ность сю­жета Сюжет сказки Марии встре­чается в некоторых автор­ских историях. С народ­ными сказками ассоции­руется мотив потери ро­дителей, сиротство и са­мостоятельное выжива­ние В сказке объединились мифологемы коллективного и личного бессо­знательного: сиротство преодоле­вается за счет обретения крова у родственников (или просто доб­рых людей). Это показатель актуа­лизации мифологемы социализа­ции, самостоятельного преодоле­ния трудностей, выживания. Дан­ное обстоятельство является ресурсом для психологической работы
Жанр сю­жета Смешение жанров: — интрапсихическое — история жизни У девушки есть тенденция фокуси­ровать внимание на внутренних процессах, склонность к рефлек­сии, интерес к собственному вну­треннему миру. К тому же наблю­дается тенденция к осмыслению событий собственной жизни
Последова­тельность событий Потеря родителей — обре­тение крова у родствен­ников — актуализация страхов — встреча с родителями в фантастической среде и счастливое исцеление — получение оберегов в реальной жизни Данная последовательность событий может отражать неосознанное желание отрыва от родителей, стремление к самостоятельности, к преодолению страха и восстановлению с родителями связи на ином, более духовном уровне эмоционально близких, партнерских взаимоотношений
       

Линия главной героини

Образ себя, отношение к себе. Автор описывает героиню как ум­ную и понятливую, любящую родителей, однако внутренне переполнен­ную деструктивными чувствами. Несомненно, у автора имеются ресур­сы и основания для принятия себя.

Образ цели. Героиня в конце сказки приходит к внутренней гармо­нии, переживанию защищенности и духовной связи с родителями. Ве­роятно, это и есть глубинное стремление автора.

Мотивы поступков. Актуализированные потребности героини — потребности в безопасности и защите, принадлежности и любви. Основ­ной мотив поступков — преодоление страха, стремление приобрести ощущение защищенности.

Отношения с окружающим миром. Окружающий мир неосознан­но воспринимается героиней как опасный. Она ощущает себя незащи­щенной. Разрушительных тенденций по отношению к окружающему миру героиня не проявляет. Основной объект разрушения — ее соб­ственный внутренний мир.

Символическое поле сказки

Наиболее яркими образами в сказке Марии являются:

1. Числа, определяющие возраст героини: 5,6 и 12 лет;

2. Новый год;

3. Полночь;

4. Необычайно красивое место, где происходит встреча с умершими родителями;

5. Белая кошка, черный кот;

6. Порог.

Рассмотрим образы и их символическое значение подробнее.

Числа, определяющие возраст героини, связаны с судьбоносными событиями ее жизни. Мы встречаемся с героиней, когда ей пять лет. Обычно в этом возрасте у детей актуализируются тема жизни и смерти и сопутствующие ей страхи: страх темноты, потери родителей, замкну­тых пространств, существ, живущих под кроватью, и пр. Неосознанно ребенок ищет способ преодоления собственных страхов, пробуя различ­ные варианты: желает спать с включенным светом, не отпускает от себя родителей, проявляет интерес к сказкам-страшилкам и прочее.

В шесть лет героиня теряет родителей и переезжает к родственни­кам. Шесть-семь лет для многих детей — точка перехода в социум, кото­рый в реальной жизни представлен школой. В школьной среде ребенок вынужден самостоятельно строить взаимоотношения со сверстниками, отстаивать собственные права, проявлять свои способности. Другими словами, выживать, реализуя себя. В этом возрасте, пребывая большую часть времени в школьной среде (особенно если ребенок остается на продленный день), он во многом лишается поддержки и защиты родите­лей и вынужден справляться со своими проблемами сам. В это время активизируется процесс формирования психологической защиты, спо­собности противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды.

В течение последующих лет школьной жизни у ребенка либо форми­руются навыки защиты и он чувствует себя достаточно уверенно; либо процесс формирования навыков резистентности затрудняется и ребенок ощущает себя уязвимым.

Неосознанная уязвимость порождает переживания страха, тревоги, потери, формирует стремление к самоизоляции в качестве защиты.

Двенадцать лет— вторая важная точка «перехода во взрослость». 12 лет — цикл планеты Юпитер. Астрологи связывают действие этой планеты с социальными аспектами жизни человека. Двенадцать лет — символический порог, разделяющий детство и взрослость. В детстве можно «позволить себе» испытывать страхи, отгораживаться от мира, в надежде на помощь взрослого. Начиная с 12 лет человек уже не может позволить себе такой роскоши, как взращивание и переживание внут­ренних страхов.

В сказке Марии несколько символических указаний на актуализа­цию мифологемы точки перехода из одного состояние в другое, это:

— 12 лет,

— Новый год,

— полночь,

— порог.

Подобный символизм — проявление ресурса, неосознанное стрем­ление перейти в новое качество, победить собственные страхи и боль потери.

В полночь, в Новый год героиня оказывается в необычайно красивом месте. Данный образ символизирует переживание архетипа Рая, Эдем­ского сада, места, где обитают боги или души праведников. Именно в этом месте героиню отпускают страхи, в один момент, без целенаправ­ленной психологической работы (!).

Актуализация архетипа Эдема в сказке Марии может отражать про­цесс сублимации, протекающий в ее внутреннем мире. С другой сторо­ны, это может свидетельствовать о проявлении инфантильной тенден­ции — стремления освободиться от внутреннего напряжения при помо­щи высших сил.

Переместить духовное переживание Рая в реальность героине помо­гают кот и кошка, найденные на пороге. Кот, кошка являются мистиче­скими животными, символизирующими свободу, независимость, инту­ицию. Белая кошка является символом чистоты и веры, посредником между человеком и светлыми силами. Черный кот символизирует обе­рег от темных сил. Согласно древним Представлениям, черный кот сам по себе является союзником дьявола, но в силу собственного свободо­любия может самостоятельно выбирать себе хозяина. Человек, не испу­гавшийся черного кота, нашедший с ним контакт, получает надежную защиту от разрушительных сил. Так героиня, находясь в символической «точке перехода», получает надежные обереги, уравновешивающие ее созидательную и теневую природу.

В общем смысле, символизм сказки Марии свидетельствует о нео­сознанном стремлении автора к переходу в качественно другое состоя­ние, более зрелое и свободное от внутренних противоречий, а это явля­ется существенным ресурсом для психологической работы.

Заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки

Конфликтное содержание сказки выражено в двух комплексах пе­реживаний:

— переживание потери родителей, ч

— переживание страхов и противоречивых чувств одиночества и уязвимости.

Ресурсное содержание сказки проявляется в нескольких аспектах:

— интеллектуальных и духовных способностях героини, а следова­тельно, и автора сказки,

— неосознанном стремлении сопротивляться внутренним разруши­тельным тенденциям (страхам, тревогам), изменить свою жизнь,

— ощущении «точки перехода» из одного качества в другое,

— актуализации внутренних защитных ресурсов (в сказке — прояв­ленных через образы белой кошки и чёрного кота),

— проживании в благоприятной среде (тетя и дядя героини хорошо к ней относятся и стараются создать «все условия»),

— сублимации образов отца и матери как духовных защитников, хра­нителей.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.