Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка





Одним из традиционно устойчивых заблуждений, господствовав­ших в педагогике до середины XVIII в., было сравнение ребенка с «маленьким взрослым». Хотя представители гуманистического на­правления указывали на ошибочность такого положения. Так, напри­мер, Иоанн Златоуст (347—407) писал, что высшее искусство воспи­тания состоит в том, чтобы вначале спуститься до понимания воспитываемого, а потом уже возвышать его. Чтобы понять ребенка, надо его знать. Это была действительно гениальная мысль. Впослед­ствии Руссо в романе «Эмиль, или О воспитании» (1762) писал: «Дет­ства не знают: при тех ложных понятиях, которые имеются о нем, чем


тыле идут, тем больше заблуждаются. Самые мудрые из нас гонятся за тем, что людям важно, — знать, не принимая в расчет того, в состо­янии ли дети научиться этому. Они постоянно ищут в ребенке взрос­лого, не думая о том, кем он бывает, прежде чем стать взрослым». И далее советовал: «Прежде всего хорошо изучите ваших воспитанни­ков, ибо вы решительно их не знаете». Действительно, в конце XVIII в. ребенка рассматривали как взрослого человека, только ма­ленького роста. Таковыми можно видеть их и на рисунках, и в скульп­турах того времени.

«Я не сомневаюсь, — писал Пирогов в статье «Быть и казаться», — что у ребенка есть свой мир, отличный от нашего... он живет в собст­венном мире, созданном его духом, и действует, следуя законам этого мира. И если дети не имеют ни силы, ни способов нарушать законов нашей жизни, то и мы не имеем права безнаказанно и произвольно ниспровергать столь же определенные законы мира детей». А «мы, взрослые, нарушаем беспрестанно гармонию детского мира. Мы, на­сильственно врываясь в него, переносим ребенка на каждом шагу к себе, в наш свет. Мы спешим внушить ему наши сведения, наши по­нятия, наши взгляды, приобретенные вековыми усилиями уже взрос­лого человека. Мы от души восхищаемся нашими успехами, полагая, что ребенок нас понимает, а сами не хотим понимать, что он понимает нас по-своему». В работе с детьми важно «не переносить ребенка из го сферы в нашу, а самим переселиться в их духовный мир».

В XX в. известный польский педагог-гуманист Януш Корчак 1878—1942) также обращает внимание на то, что мы недостаточно наем мир детей. «Ребенок не глуп; дураков среди них не больше, чем реди взрослых...

Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направле­ния улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреть-я сам; трудно — попросит указания и совета. Необходим гид, кото-)ый вежливо ответит на вопросы. Уважайте его незнание!»

Качественное социальное изменение человека на каждом этапе его возрастного развития составляет основу и суть процесса социализа­ции. Она обусловливает своеобразие восприятия им окружающей среды и ориентирует на адекватное поведение, действия и поступки. Сак ребенок воспринимает явления, так он на них и реагирует. Со феменем эта реакция приобретает все более и более осознанный ха­рактер. Социальное изменение ребенка закономерно. На каждом воз-)астном этапе ребенок представляет то особенное, что определяет дюеобразие его социального формирования, определенную субкуль-уру, играющую особую роль в этом процессе.


 


 

 

Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

Термин «субкультура» (от лат. sub — под... — приставка и культу ра) определяет культуру какой-либо социальной или демографичес­кой группы. Например, детская субкультура, национальная субкуль тура, профессиональная субкультура и пр.

Детская субкультура в широком смысле представляет все то, что создано человеческим обществом для детей, в более узком — смысле > вое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Поня тие «детская субкультура» предполагает, что для каждого возраста ха­рактерна своя культура, обусловленная тем, что может усвоить на этот период ребенок и что может стать социальным содержанием его раз­вития как личности: позволяющим ему понимать явления объектив­ной действительности, реагировать на них и адекватно проявлять себя в данной социальной среде. В каждый возрастной период она отлича­ется своим языком, содержанием, своеобразием восприятия явлении окружающей среды, мышления и поведения, что существенно влияет на действия и поступки ребенка в социуме.

Субкультура отражается в детских играх, фольклоре, художест­венном творчестве, традициях. В зависимости от пола, особенностей психического развития и социализации детей у них наблюдаются своеобразные проявления субкультуры, выражающиеся в тайных язы­ках и шифрах, шалостях, детской «магии» и т.д., например в играх, считалках, загадках, дразнилках у дошкольников и младших школь­ников; фольклорном репертуаре и детских традициях у детей 8— 13 лет; стремлениях к последней моде (супер), к участию и организа­ции неформальных групп, принятию разнообразных правил поведения и общения у подростков и пр.

Термин «социокультура» означает, что каждый ребенок в зави­симости от возраста, с одной стороны, представляет собой опреде­ленную детскую субкультуру, с другой — конкретный результат культурного становления детской личности, обусловленный средой, социумом, в котором он жил и формировался. Она также определяет то индивидуальное, что сформировалось из этого ребенка на данном возрастном этапе, в данной социальной среде — реализованную со­циокультурную реальность. Поэтому в конкретном ребенке детская субкультура проявляется в его внутреннем социокультурном мире и реальном бытие.

Социокультурный мир ребенка представляет собой его социаль­но-педагогическую характеристику, определяющую своеобразие вос­приятия им окружающей действительности (среды жизнедеятель­ности), реагирования на нее и проявления в ней в процессе


Глава 9. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка 109,

социального изменения его личности в соответствии с возрастом.

' Он характеризует типичные реакции, отношения и поведение в кон­кретном социуме.

Выделяют типичный и индивидуальный социокультурный мир ребенка. Типичный — это социокультурный мир, характерный для оп­ределенного возраста. Он подчеркивает естественное в восприятии и реакциях ребенка на данном возрастном этапе. Выделяется он с уче­том знания закономерностей возрастного и социального развития и

' воспитания детей. С его помощью можно оценить своеобразие соци­ального развития ребенка данного возраста, его соответствие или не­соответствие в развитии, приобретение социального опыта как лич­ности. Другими словами, через типичный социокультурный мир

; можно определить ход социализации ребенка, его соответствие воз­расту и уровню социального развития и воспитания.

Индивидуальный социокультурный мир свидетельствует об особен­ностях социального развития и воспитания данного конкретного ре­бенка, его индивидуальном своеобразии. С его помощью можно оце-

йшть уровень соответствия или несоответствия, опережения или отставания процесса социализации на данном этапе. Каждый ребенок

; исключительно индивидуален, и в то же время он типичен в зависи­мости от его возраста, уровня социального развития и воспитания.

[ Благодаря этому мы сравниваем детей одного возраста, оцениваем их и делаем выводы о соответствии, задержке или опережении в соци­альном развитии.

Основными социально-педагогическими качественными характе­ристиками социокультуры ребенка являются:

• восприятие окружающей среды и реакция на нее;

• речь;

• душевное состояние и переживания;

• самопроявление (проявление Я личности), отношения и взаимо­
отношения;

• поведение, действия и поступки.

Восприятие окружающей среды и реакция на нее. Восприятие ре­бенком меняется с возрастом. Оно зависит от его развития, социали­зации и социального обогащения. Именно психическое развитие ре­бенка обусловливает его интеллектуальное и социальное изменение,! Что, в свою очередь, влияет на развитие его психики. Особенности Психического развития на различных возрастных этапах изучаются нозрастной психологией.

Речь. Дети имеют природную предрасположенность к овладению языком. В этом один из аспектов социальности человека. Характерно, отмечал известный отечественный психолог А.Р. Лурия (1902—1977),


                         
   
     
 
   
 
 
 
   
 
   
   
 

но

Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

что близнецы способны формировать «свой» язык, позволяющий им общаться и понимать друг друга. Большое образовательное значение изучению родного языка придавал Ушинский, так как, «усваивая род ной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логи ку и философию языка, и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения».

Речь по своей природе социальна: в ребенке заложена предраспо ложенность к овладению языком, но она развертывается в способ ность только при наличии социального фактора, своеобразие которого обусловливает соответствующую способность ребенка овладеть речью.

Каждый язык является результатом многовековой духовном жизни конкретного народа, он представляет собой органическое соче­тание народной мысли и чувства, вот почему в полной мере язык может быть усвоен лишь в той обстановке, среди того народа, где он выработался. Изучаемый же вне этой обстановки и потому усваивае­мый поверхностно, он никогда не окажет надлежащего развивающего влияния. Знакомясь с первых дней с родным языком, ребенок изна­чально воспринимает духовную жизнь народа, соединяясь с ней, Именно поэтому Коменский и Ушинский рекомендовали начинать с овладения родным языком, а затем, после того как он хорошо усвоен и оказал свое благоприятное воздействие, приниматься за иностран­ный. Сам по себе иностранный язык, изучаемый ребенком в русской обстановке, отмечал Ушинский, «никогда не окажет такого сильного влияния на его духовное развитие, какой оказал бы родной ему язык; никогда не проникнет так глубоко в его дух и тело, никогда не пустит таких глубоких, здоровых корней, обещающих богатое, обильное раз­витие» его как личности.

Языковая среда формирует социокультурный мир ребенка. Это можно наблюдать по языковому проявлению у детей. Существует вы­ражение «маленький старичок» или «маленький дед». Так называют ребенка, преимущественно воспитываемого пожилым человеком. Он перенимает очень многое: манеру поведения, язык, суждения и пр. Ха­рактерно, что учителя особенно младших классов легко узнают роди­телей своих воспитанников по манерам поведения, языку и другим проявлениям.

Душевное состояние ребенка определяет его личную (субъектив­ную) эмоциональную оценку своего внутреннего состояния и отноше ния к себе окружающих его людей. Эмоциональное реагирование ре-


Глава 9. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка 111

Венка отражает особенности его детской личности: реакцию на внут­реннее комфортное состояние и дискомфорт, на отношение к себе ок­ружающих, отношение к человеку, с которым он взаимодействует, оценку его действий и поступков, в какой степени они направлены на ею безопасность и защиту, содействие ему и пр. По своей сути оно шфеделяет социальное благополучие или неблагополучие ребенка и илияет на его реакцию, поведение и проявление.

Душевные переживания ребенка — это его чувственное состояние в Инной конкретной среде, отношение к близкому человеку, к добру и i iiу, правде и неправде; чувствительность к несправедливости. Они во многом формируют устойчивость, уравновешенность или раздражи-к'льность психики, капризность ребенка в отношениях и проявлени­ях. Душевные состояния и переживания детей тесно взаимосвязаны и характеризуют их своеобразие.

Они естественным образом формируют такое явление, как дет-i кий страх, который является своего рода реакцией ребенка, от­ражающей его стремление к самосохранению. При определенных условиях страх может превратиться в патологию. Например, неожи­данный, резкий и сильный звук, крик; длительное воздействие на психику ребенка факторов, существенно сказывающихся на чувстве

Тго безопасности (частые рассказы о страшных историях, волшеб­ных не по возрасту сказок; длительная, пугающая темнота и одино­чество и пр.). Социально-педагогическая неграмотность родителей,

Ктипичные ошибки, допускаемые ими в процессе ухода и воспитания ребенка, проявляются тогда, когда они своими действиями стимули­руют формирование и укрепление у ребенка чувства страха, превра­щая его в патологию, и недостаточно проявляют внимания к его профилактике и преодолению.

Самопроявление (проявление Я личности), отношения и взаимо­отношения ребенка. Образ жизни ребенка формирует в нем то ин­дивидуальное, что определяет его Я, особенности самопроявления, "I ношения к явлениям окружающей его реальности, взаимодейст­вия в типичных ситуациях среды жизнедеятельности. Все это нахо­дит выражение также в отношениях к самому себе, матери (отцу), бабушке (дедушке), старшим, младшим, к сверстникам и т.д. Эти от­ношения ребенка со временем могут меняться в зависимости от жиз­ненных ситуаций, приобретаемого опыта социального поведения и гамосовершенствования. Позиция Я личности также может со вре­менем стать другой, но может и укрепляться вследствие жизненных ((Обстоятельств. Поведение, действия, поступки. Это проявление собственно соци­окультурного мира ребенка. С возрастом они меняются, что-то пере-


 


                 
 
   
   
       
 
 
 
   
 

()сновной задачей социально-педагогической деятельности взрос-UO отношению к детям выступает обеспечение педагогически це- i «образного взаимодействия с ними и стимулирование развития их шшости, инициативы, самодеятельности. Личные усилия самого ребенка, проявляемые в различных видах интеллектуально-творческой деятельности. Источником разви- i ребенка выступает его природная активность. В зависимости от траста она может проявляться в общении, деятельности, отноше-

 

 

Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

ется в определенной средовой обстановке. Среда — это своего фон, на котором формируется личность. Каждый фактор среды имс свои социально-педагогические возможности — это семья; квартир.!, убранство квартиры; место расположения квартиры, дома, в котором живет ребенок (в городе, деревне); улица; люди, с которыми взаимм действует ребенок, окружающие его, представляющие своего ро/ы пример старшего или сверстника, и многое другое. Социальная лс/и гогика изучает факторы среды, влияющие на социальное формироп.1 ние личности, и исследует возможности целесообразного исполь.чомл ния их, профилактирования их негативного влияния.

Целенаправленная деятельность по стимулированию формиропп ния и развития социокультурного мира ребенка. Она может имен, и (или) стихийный характер. Родители, которые уповают на то, что in i дети вырастают, вырастут и их, в большей степени предпочитают <-i и хийное воспитание. По данным специальных исследований, до.ы на иметь место и целенаправленность в воспитании. Например,;i i > стимулирования развития речи у детей родителям рекомендуем. (Г. Крайг):

• показывать и передвигать привлекательные, ярко окрашен мм.
предметы;

• размещать интересующие малыша предметы поблизости от i in и
чтобы их можно было стукнуть, пнуть, схватить, изучить получше,

• разговаривать с ребенком, называть его по имени;

• обеспечить ребенка достаточным количеством предметов лп
хватания и манипулирования ими;

• начинать играть с детьми в такие игры, как «ку-ку», «ii;im;iii
спрятанное»;

• организовать безопасное место для исследовательско-ориемш
ровочной деятельности и обеспечить малыша набором привлекав м
ных предметов, которые он мог бы отыскивать, перемещать и т.д.;

• проговаривать свои действия («Я кладу мяч за спину, nonpoi.-, и
достать его»);

• пытаться постепенно усложнять игры «найди спрятанное»;

• играть с куклами и др.;

• имитировать действия ребенка и стимулировать его к подрижн
нию;

• объяснять происходящее («Мяч закатился под стол, потому чш
ты ударил по нему»);

• играть с ребенком во время купания, используя различные пли
вающие игрушки, в которые можно наливать воду, сжимать их и т.д.,

• ставить вопросы и давать ребенку время найти ответ самому;

• обеспечивать ребенка игрушками для его символических шр


IX.

Особое место в формировании социокультурного мира ребенка принадлежит игре, которая является основной формой жизнедеятель-Всти. Детские игры представляют собой один из видов социальной Длительности детского организма, средство развития ребенка как лич-Ьсти и способ его самовыражения. Сама по себе игра — это и цель, и действие, и наслаждение. В социально-педагогическом плане, в дет-ШИх играх интегративно заложены в доступной форме социальные мпрмы и требования, национальный характер народа. Они отражают многовековой опыт проявления и развития душевных и физических и'1 ребенка, сформированный в той этнической среде, в которой он Ьдился. Национальные игры помогают формировать у ребенка то и< >(юе, что характерно для его народа, тип личности с особенностями Национальной ментальности.

Семейные игры обусловлены национальными и семейными тради­циями или профессиональной деятельностью родителей. Дети любят 'пировать своих родителей: учителей, врачей, продавцов, военнослу-■ шцих и пр. С помощью игр можно решать определенные социально-Педагогические задачи, стимулируя формирование соответствующего чщнокультурного мира ребенка.

Предметом игры являются ролевое поведение, направленная ак-ТИнность, средством — разнообразные игрушки. В изобретении игру-lllt'K принимали участие многие народы и отдельные мыслители. Аристотель рекомендовал в интересах воспитания изобретать для детей игрушки, иначе они, не имея чем играть, станут ломать в доме Цельные вещи. И.К. Лафатер (1741 — 1801) — швейцарский писатель придумал игру в деревянные кирпичики для построек и т.д. Платон ЁИсал, что мальчикам посредством игры следует давать такое направ­ление, которое поможет им приспособиться к будущим своим заняти­ем. Локк советовал, чтобы все игры и развлечения детей имели целью формирование благих и полезных привычек. Та же мысль нашла от-Пижение у французского педагога дошкольного воспитания Ф.В. Фре-"■ чя (1782—1852). Он называл игру «высшей ступенью детского раз­вития», разработал теорию игры.


и социокультурный мир ребенка, подростка



 


В раскопках стоянок древних славян находят большое количее i1 игрушек, что свидетельствует о любви и заботе родителей о дспц понимании важности для них игрушек и игр. В играх ребенок упри I няет все части своего тела, самостоятельно познает их назначение и способы пользования ими. Они помогают развитию у него разном! рода наблюдений, способности понимать, что хуже и что лучше. 11< •• средством игры приобретаются навыки определения расстояния, ■ личины, веса, прочности предметов, развивается сообразительное in, практичность, критика суждений, воспитывается внимание. В целв они выступают важнейшим средством разностороннего развития ре­бенка.

Выделяют уединенные и совместные игры. Каждая из них имеет свое социальное назначение. Уединенные игры позволяют ребенку проявлять самостоятельность, полностью уходить в процесс игры I получать от этого истинное наслаждение. Они способствуют социал ному развитию, формированию навыка самостоятельного решении простейших задач самореализации. Отсутствие такой возможное!и негативно сказывается на развитии ребенка. Закономерность его пен хического развития как социального существа определяется двуми противоположными процессами (тенденциями): стремлением к обще нию и обособлению. Нарушение условий, сказывающееся на проя! лении данной закономерности, отражается на социальном развитии ребенка. Об этом свидетельствуют факты воспитания детей в госудап ственных учреждениях, в домах, где отсутствует возможность дли самостоятельной игры.

Для них имеет большое значение сам процесс игры. Именно оЦ способствует наиболее полному развитию. Например, можно наблю дать такую картину. Мама отдыхает с ребенком, который играет в не сочнице, насыпая в ведро песок и высыпая его. Подходит время идти домой, и мама начинает торопить ребенка. Чтобы ускорить игру, ОН! помогает ему наполнить ведро песком. Ребенок возмущен, он плаче i, высыпает ведро и приступает снова к его наполнению. Для него важен именно процесс, а не результат.

Ребенок, подражая другим, в играх овладевает опытом деятельно! ти, и в душе его возникает потребность анализа. Источником его яа ляется естественная любознательность ребенка, которая проявляете н в стремлении проанализировать (разобрать, развинтить и т.д.), ЧТО способствует познанию им окружающего мира на уровне обыденного сознания, в том числе и в сфере общественных отношений. СначаЛ! этот анализ выражается примитивно (например, когда ребенку нра вится какая-нибудь игрушка, он долго играет с ней, а затем чувствует неудержимое влечение познакомиться с ее внутренним устройством,


i ifmpaeT ее). После этого ребенок с грустью смотрит на результат и и in тает требовать ее восстановления. От анализа он переходит к ГИорчеству. К разряду творческих игр принадлежат так называемые

имиолические игры, а именно: в зверей, птиц, солдатиков, разбойни-

■011 И Т.П.

Важное место в развитии детей имеют игры, способствующие на-

.... лению житейского опыта. С их помощью дети осваивают счет,

in рвые правила строения, черчения, пения, состязания и т.д. Это те III | >ы, которые еще со времен Платона рекомендуются для выявления наклонностей, степени дарований, пытливости ума и даже склада ха­ри ктера. Через них педагоги стараются направлять развитие умствен­ных способностей ребенка, развивая у него склонность к определен­ным видам деятельности.

В социальном развитии особенно важны совместные (обществен­ные) детские игры. Среди своих товарищей ребенок чувствует себя как бы в родственном, братском кружке. Играя с товарищами и соревнуясь i ними, он усваивает опыт общения и поведения в социальной среде. 11 сдаром же говорят, что жизнь возгорается из жизни, как пламя от пла­мени. В этой среде у ребенка проявляется наибольшая изобретатель­ность, остроумие, решительность, смелость, здесь складываются у него Первые заботы об общественных интересах и уважение к ним, завязы-циются дружба, симпатии, вырабатываются и первые понятия о дисцип-||Шie и субординации условно поставленным вожакам. Ребенок учится гоотносить свое поведение с поведением других, что важно в формиро-н; ш ии у него понимания своих общественных отношений.

Изложенное представляет только некоторые наиболее существен­ные особенности социокультурного мира ребенка и необходимость его учета в процессе взаимодействия с ним, формирования его личности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы истоки формирования понимания важности детской субкультуры?

2. Раскройте понятия «субкультура», «детская субкультура», «социокультура»,

i 'щиокультурный мир ребенка».

3. В чем сущность и особенности типичного и индивидуального социокультурного

шра ребенка?

4. Назовите и дайте характеристику основных компонентов социокультуры ре-

5. Каковы особенности проявления социокультуры ребенка?

6. Каковы основные факторы, существенно влияющие на социокультурный мир

I" немка?

7. Каково влияние «возрастной» субкультуры на развитие ребенка?

8. В чем проявляется влияние родителей, воспитателей, старших, сверстников на
' оциокультурный мир ребенка?

9. Каково влияние среды жизнедеятельности на социокультурный мир ребенка?


118 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

10. Раскройте особенности влияния целенаправленной деятельности по стимули
рованию формирования и развития социокультурного мира ребенка.

11. Каково влияние личных усилий самого ребенка в культурном самосовершенп
вовании?

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Детская субкультура (на примере определенного возраста, пола, региона).

2. Социокультурный мир ребенка (на примере какой-либо семьи, учреждения).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и
семейных отношений. М., 2000.

2. Корчак Я. Право ребенка на уважение // Избр. под. произв. М., 1979.

3. Крат Г. Психология развития. Изд. 7-е. СПб., 2000.

4. Осорииа М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.

5. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Изд. 8-е. СПб., 2000

6. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления лич
ности. М., 1994.

7. Сухомлинский В А. Трудные дети // Избр. произв.: В 5 т. Киев, 1980. Т. 4.


Глава 10

Социальные отклонения, их причины и пути преодоления

Социальное развитие человека нередко приводит к определенным отклонениям. Сущность социальных отклонений, причины их форми­рования, возможности предупреждения и преодоления являются со-i шально-педагогической проблемой.

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:

1) норма и патология в социальном развитии человека, причины

социальных отклонений;

2) основные направления социально-педагогической деятельности
по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и под­
ростков.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.