|
Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенкаОдним из традиционно устойчивых заблуждений, господствовавших в педагогике до середины XVIII в., было сравнение ребенка с «маленьким взрослым». Хотя представители гуманистического направления указывали на ошибочность такого положения. Так, например, Иоанн Златоуст (347—407) писал, что высшее искусство воспитания состоит в том, чтобы вначале спуститься до понимания воспитываемого, а потом уже возвышать его. Чтобы понять ребенка, надо его знать. Это была действительно гениальная мысль. Впоследствии Руссо в романе «Эмиль, или О воспитании» (1762) писал: «Детства не знают: при тех ложных понятиях, которые имеются о нем, чем тыле идут, тем больше заблуждаются. Самые мудрые из нас гонятся за тем, что людям важно, — знать, не принимая в расчет того, в состоянии ли дети научиться этому. Они постоянно ищут в ребенке взрослого, не думая о том, кем он бывает, прежде чем стать взрослым». И далее советовал: «Прежде всего хорошо изучите ваших воспитанников, ибо вы решительно их не знаете». Действительно, в конце XVIII в. ребенка рассматривали как взрослого человека, только маленького роста. Таковыми можно видеть их и на рисунках, и в скульптурах того времени. «Я не сомневаюсь, — писал Пирогов в статье «Быть и казаться», — что у ребенка есть свой мир, отличный от нашего... он живет в собственном мире, созданном его духом, и действует, следуя законам этого мира. И если дети не имеют ни силы, ни способов нарушать законов нашей жизни, то и мы не имеем права безнаказанно и произвольно ниспровергать столь же определенные законы мира детей». А «мы, взрослые, нарушаем беспрестанно гармонию детского мира. Мы, насильственно врываясь в него, переносим ребенка на каждом шагу к себе, в наш свет. Мы спешим внушить ему наши сведения, наши понятия, наши взгляды, приобретенные вековыми усилиями уже взрослого человека. Мы от души восхищаемся нашими успехами, полагая, что ребенок нас понимает, а сами не хотим понимать, что он понимает нас по-своему». В работе с детьми важно «не переносить ребенка из го сферы в нашу, а самим переселиться в их духовный мир». В XX в. известный польский педагог-гуманист Януш Корчак 1878—1942) также обращает внимание на то, что мы недостаточно наем мир детей. «Ребенок не глуп; дураков среди них не больше, чем реди взрослых... Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреть-я сам; трудно — попросит указания и совета. Необходим гид, кото-)ый вежливо ответит на вопросы. Уважайте его незнание!» Качественное социальное изменение человека на каждом этапе его возрастного развития составляет основу и суть процесса социализации. Она обусловливает своеобразие восприятия им окружающей среды и ориентирует на адекватное поведение, действия и поступки. Сак ребенок воспринимает явления, так он на них и реагирует. Со феменем эта реакция приобретает все более и более осознанный характер. Социальное изменение ребенка закономерно. На каждом воз-)астном этапе ребенок представляет то особенное, что определяет дюеобразие его социального формирования, определенную субкуль-уру, играющую особую роль в этом процессе.
Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей Термин «субкультура» (от лат. sub — под... — приставка и культу ра) определяет культуру какой-либо социальной или демографической группы. Например, детская субкультура, национальная субкуль тура, профессиональная субкультура и пр. Детская субкультура в широком смысле представляет все то, что создано человеческим обществом для детей, в более узком — смысле > вое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Поня тие «детская субкультура» предполагает, что для каждого возраста характерна своя культура, обусловленная тем, что может усвоить на этот период ребенок и что может стать социальным содержанием его развития как личности: позволяющим ему понимать явления объективной действительности, реагировать на них и адекватно проявлять себя в данной социальной среде. В каждый возрастной период она отличается своим языком, содержанием, своеобразием восприятия явлении окружающей среды, мышления и поведения, что существенно влияет на действия и поступки ребенка в социуме. Субкультура отражается в детских играх, фольклоре, художественном творчестве, традициях. В зависимости от пола, особенностей психического развития и социализации детей у них наблюдаются своеобразные проявления субкультуры, выражающиеся в тайных языках и шифрах, шалостях, детской «магии» и т.д., например в играх, считалках, загадках, дразнилках у дошкольников и младших школьников; фольклорном репертуаре и детских традициях у детей 8— 13 лет; стремлениях к последней моде (супер), к участию и организации неформальных групп, принятию разнообразных правил поведения и общения у подростков и пр. Термин «социокультура» означает, что каждый ребенок в зависимости от возраста, с одной стороны, представляет собой определенную детскую субкультуру, с другой — конкретный результат культурного становления детской личности, обусловленный средой, социумом, в котором он жил и формировался. Она также определяет то индивидуальное, что сформировалось из этого ребенка на данном возрастном этапе, в данной социальной среде — реализованную социокультурную реальность. Поэтому в конкретном ребенке детская субкультура проявляется в его внутреннем социокультурном мире и реальном бытие. Социокультурный мир ребенка представляет собой его социально-педагогическую характеристику, определяющую своеобразие восприятия им окружающей действительности (среды жизнедеятельности), реагирования на нее и проявления в ней в процессе Глава 9. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка 109, социального изменения его личности в соответствии с возрастом. ' Он характеризует типичные реакции, отношения и поведение в конкретном социуме. Выделяют типичный и индивидуальный социокультурный мир ребенка. Типичный — это социокультурный мир, характерный для определенного возраста. Он подчеркивает естественное в восприятии и реакциях ребенка на данном возрастном этапе. Выделяется он с учетом знания закономерностей возрастного и социального развития и ' воспитания детей. С его помощью можно оценить своеобразие социального развития ребенка данного возраста, его соответствие или несоответствие в развитии, приобретение социального опыта как личности. Другими словами, через типичный социокультурный мир ; можно определить ход социализации ребенка, его соответствие возрасту и уровню социального развития и воспитания. Индивидуальный социокультурный мир свидетельствует об особенностях социального развития и воспитания данного конкретного ребенка, его индивидуальном своеобразии. С его помощью можно оце- йшть уровень соответствия или несоответствия, опережения или отставания процесса социализации на данном этапе. Каждый ребенок ; исключительно индивидуален, и в то же время он типичен в зависимости от его возраста, уровня социального развития и воспитания. [ Благодаря этому мы сравниваем детей одного возраста, оцениваем их и делаем выводы о соответствии, задержке или опережении в социальном развитии. Основными социально-педагогическими качественными характеристиками социокультуры ребенка являются: • восприятие окружающей среды и реакция на нее; • речь; • душевное состояние и переживания; • самопроявление (проявление Я личности), отношения и взаимо • поведение, действия и поступки. Восприятие окружающей среды и реакция на нее. Восприятие ребенком меняется с возрастом. Оно зависит от его развития, социализации и социального обогащения. Именно психическое развитие ребенка обусловливает его интеллектуальное и социальное изменение,! Что, в свою очередь, влияет на развитие его психики. Особенности Психического развития на различных возрастных этапах изучаются нозрастной психологией. Речь. Дети имеют природную предрасположенность к овладению языком. В этом один из аспектов социальности человека. Характерно, отмечал известный отечественный психолог А.Р. Лурия (1902—1977),
Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей что близнецы способны формировать «свой» язык, позволяющий им общаться и понимать друг друга. Большое образовательное значение изучению родного языка придавал Ушинский, так как, «усваивая род ной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логи ку и философию языка, и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения». Речь по своей природе социальна: в ребенке заложена предраспо ложенность к овладению языком, но она развертывается в способ ность только при наличии социального фактора, своеобразие которого обусловливает соответствующую способность ребенка овладеть речью. Каждый язык является результатом многовековой духовном жизни конкретного народа, он представляет собой органическое сочетание народной мысли и чувства, вот почему в полной мере язык может быть усвоен лишь в той обстановке, среди того народа, где он выработался. Изучаемый же вне этой обстановки и потому усваиваемый поверхностно, он никогда не окажет надлежащего развивающего влияния. Знакомясь с первых дней с родным языком, ребенок изначально воспринимает духовную жизнь народа, соединяясь с ней, Именно поэтому Коменский и Ушинский рекомендовали начинать с овладения родным языком, а затем, после того как он хорошо усвоен и оказал свое благоприятное воздействие, приниматься за иностранный. Сам по себе иностранный язык, изучаемый ребенком в русской обстановке, отмечал Ушинский, «никогда не окажет такого сильного влияния на его духовное развитие, какой оказал бы родной ему язык; никогда не проникнет так глубоко в его дух и тело, никогда не пустит таких глубоких, здоровых корней, обещающих богатое, обильное развитие» его как личности. Языковая среда формирует социокультурный мир ребенка. Это можно наблюдать по языковому проявлению у детей. Существует выражение «маленький старичок» или «маленький дед». Так называют ребенка, преимущественно воспитываемого пожилым человеком. Он перенимает очень многое: манеру поведения, язык, суждения и пр. Характерно, что учителя особенно младших классов легко узнают родителей своих воспитанников по манерам поведения, языку и другим проявлениям. Душевное состояние ребенка определяет его личную (субъективную) эмоциональную оценку своего внутреннего состояния и отноше ния к себе окружающих его людей. Эмоциональное реагирование ре- Глава 9. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка 111 Венка отражает особенности его детской личности: реакцию на внутреннее комфортное состояние и дискомфорт, на отношение к себе окружающих, отношение к человеку, с которым он взаимодействует, оценку его действий и поступков, в какой степени они направлены на ею безопасность и защиту, содействие ему и пр. По своей сути оно шфеделяет социальное благополучие или неблагополучие ребенка и илияет на его реакцию, поведение и проявление. Душевные переживания ребенка — это его чувственное состояние в Инной конкретной среде, отношение к близкому человеку, к добру и i iiу, правде и неправде; чувствительность к несправедливости. Они во многом формируют устойчивость, уравновешенность или раздражи-к'льность психики, капризность ребенка в отношениях и проявлениях. Душевные состояния и переживания детей тесно взаимосвязаны и характеризуют их своеобразие. Они естественным образом формируют такое явление, как дет-i кий страх, который является своего рода реакцией ребенка, отражающей его стремление к самосохранению. При определенных условиях страх может превратиться в патологию. Например, неожиданный, резкий и сильный звук, крик; длительное воздействие на психику ребенка факторов, существенно сказывающихся на чувстве Тго безопасности (частые рассказы о страшных историях, волшебных не по возрасту сказок; длительная, пугающая темнота и одиночество и пр.). Социально-педагогическая неграмотность родителей, Ктипичные ошибки, допускаемые ими в процессе ухода и воспитания ребенка, проявляются тогда, когда они своими действиями стимулируют формирование и укрепление у ребенка чувства страха, превращая его в патологию, и недостаточно проявляют внимания к его профилактике и преодолению. Самопроявление (проявление Я личности), отношения и взаимоотношения ребенка. Образ жизни ребенка формирует в нем то индивидуальное, что определяет его Я, особенности самопроявления, "I ношения к явлениям окружающей его реальности, взаимодействия в типичных ситуациях среды жизнедеятельности. Все это находит выражение также в отношениях к самому себе, матери (отцу), бабушке (дедушке), старшим, младшим, к сверстникам и т.д. Эти отношения ребенка со временем могут меняться в зависимости от жизненных ситуаций, приобретаемого опыта социального поведения и гамосовершенствования. Позиция Я личности также может со временем стать другой, но может и укрепляться вследствие жизненных ((Обстоятельств. Поведение, действия, поступки. Это проявление собственно социокультурного мира ребенка. С возрастом они меняются, что-то пере-
Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей ется в определенной средовой обстановке. Среда — это своего фон, на котором формируется личность. Каждый фактор среды имс свои социально-педагогические возможности — это семья; квартир.!, убранство квартиры; место расположения квартиры, дома, в котором живет ребенок (в городе, деревне); улица; люди, с которыми взаимм действует ребенок, окружающие его, представляющие своего ро/ы пример старшего или сверстника, и многое другое. Социальная лс/и гогика изучает факторы среды, влияющие на социальное формироп.1 ние личности, и исследует возможности целесообразного исполь.чомл ния их, профилактирования их негативного влияния. Целенаправленная деятельность по стимулированию формиропп ния и развития социокультурного мира ребенка. Она может имен, и (или) стихийный характер. Родители, которые уповают на то, что in i дети вырастают, вырастут и их, в большей степени предпочитают <-i и хийное воспитание. По данным специальных исследований, до.ы на иметь место и целенаправленность в воспитании. Например,;i i > стимулирования развития речи у детей родителям рекомендуем. (Г. Крайг): • показывать и передвигать привлекательные, ярко окрашен мм. • размещать интересующие малыша предметы поблизости от i in и • разговаривать с ребенком, называть его по имени; • обеспечить ребенка достаточным количеством предметов лп • начинать играть с детьми в такие игры, как «ку-ку», «ii;im;iii • организовать безопасное место для исследовательско-ориемш • проговаривать свои действия («Я кладу мяч за спину, nonpoi.-, и • пытаться постепенно усложнять игры «найди спрятанное»; • играть с куклами и др.; • имитировать действия ребенка и стимулировать его к подрижн • объяснять происходящее («Мяч закатился под стол, потому чш • играть с ребенком во время купания, используя различные пли • ставить вопросы и давать ребенку время найти ответ самому; • обеспечивать ребенка игрушками для его символических шр IX. Особое место в формировании социокультурного мира ребенка принадлежит игре, которая является основной формой жизнедеятель-Всти. Детские игры представляют собой один из видов социальной Длительности детского организма, средство развития ребенка как лич-Ьсти и способ его самовыражения. Сама по себе игра — это и цель, и действие, и наслаждение. В социально-педагогическом плане, в дет-ШИх играх интегративно заложены в доступной форме социальные мпрмы и требования, национальный характер народа. Они отражают многовековой опыт проявления и развития душевных и физических и'1 ребенка, сформированный в той этнической среде, в которой он Ьдился. Национальные игры помогают формировать у ребенка то и< >(юе, что характерно для его народа, тип личности с особенностями Национальной ментальности. Семейные игры обусловлены национальными и семейными традициями или профессиональной деятельностью родителей. Дети любят 'пировать своих родителей: учителей, врачей, продавцов, военнослу-■ шцих и пр. С помощью игр можно решать определенные социально-Педагогические задачи, стимулируя формирование соответствующего чщнокультурного мира ребенка. Предметом игры являются ролевое поведение, направленная ак-ТИнность, средством — разнообразные игрушки. В изобретении игру-lllt'K принимали участие многие народы и отдельные мыслители. Аристотель рекомендовал в интересах воспитания изобретать для детей игрушки, иначе они, не имея чем играть, станут ломать в доме Цельные вещи. И.К. Лафатер (1741 — 1801) — швейцарский писатель придумал игру в деревянные кирпичики для построек и т.д. Платон ЁИсал, что мальчикам посредством игры следует давать такое направление, которое поможет им приспособиться к будущим своим занятием. Локк советовал, чтобы все игры и развлечения детей имели целью формирование благих и полезных привычек. Та же мысль нашла от-Пижение у французского педагога дошкольного воспитания Ф.В. Фре-"■ чя (1782—1852). Он называл игру «высшей ступенью детского развития», разработал теорию игры. и социокультурный мир ребенка, подростка
В раскопках стоянок древних славян находят большое количее i1 игрушек, что свидетельствует о любви и заботе родителей о дспц понимании важности для них игрушек и игр. В играх ребенок упри I няет все части своего тела, самостоятельно познает их назначение и способы пользования ими. Они помогают развитию у него разном! рода наблюдений, способности понимать, что хуже и что лучше. 11< •• средством игры приобретаются навыки определения расстояния, ■ личины, веса, прочности предметов, развивается сообразительное in, практичность, критика суждений, воспитывается внимание. В целв они выступают важнейшим средством разностороннего развития ребенка. Выделяют уединенные и совместные игры. Каждая из них имеет свое социальное назначение. Уединенные игры позволяют ребенку проявлять самостоятельность, полностью уходить в процесс игры I получать от этого истинное наслаждение. Они способствуют социал ному развитию, формированию навыка самостоятельного решении простейших задач самореализации. Отсутствие такой возможное!и негативно сказывается на развитии ребенка. Закономерность его пен хического развития как социального существа определяется двуми противоположными процессами (тенденциями): стремлением к обще нию и обособлению. Нарушение условий, сказывающееся на проя! лении данной закономерности, отражается на социальном развитии ребенка. Об этом свидетельствуют факты воспитания детей в госудап ственных учреждениях, в домах, где отсутствует возможность дли самостоятельной игры. Для них имеет большое значение сам процесс игры. Именно оЦ способствует наиболее полному развитию. Например, можно наблю дать такую картину. Мама отдыхает с ребенком, который играет в не сочнице, насыпая в ведро песок и высыпая его. Подходит время идти домой, и мама начинает торопить ребенка. Чтобы ускорить игру, ОН! помогает ему наполнить ведро песком. Ребенок возмущен, он плаче i, высыпает ведро и приступает снова к его наполнению. Для него важен именно процесс, а не результат. Ребенок, подражая другим, в играх овладевает опытом деятельно! ти, и в душе его возникает потребность анализа. Источником его яа ляется естественная любознательность ребенка, которая проявляете н в стремлении проанализировать (разобрать, развинтить и т.д.), ЧТО способствует познанию им окружающего мира на уровне обыденного сознания, в том числе и в сфере общественных отношений. СначаЛ! этот анализ выражается примитивно (например, когда ребенку нра вится какая-нибудь игрушка, он долго играет с ней, а затем чувствует неудержимое влечение познакомиться с ее внутренним устройством, i ifmpaeT ее). После этого ребенок с грустью смотрит на результат и и in тает требовать ее восстановления. От анализа он переходит к ГИорчеству. К разряду творческих игр принадлежат так называемые имиолические игры, а именно: в зверей, птиц, солдатиков, разбойни- ■011 И Т.П. Важное место в развитии детей имеют игры, способствующие на- .... лению житейского опыта. С их помощью дети осваивают счет, in рвые правила строения, черчения, пения, состязания и т.д. Это те III | >ы, которые еще со времен Платона рекомендуются для выявления наклонностей, степени дарований, пытливости ума и даже склада хари ктера. Через них педагоги стараются направлять развитие умственных способностей ребенка, развивая у него склонность к определенным видам деятельности. В социальном развитии особенно важны совместные (общественные) детские игры. Среди своих товарищей ребенок чувствует себя как бы в родственном, братском кружке. Играя с товарищами и соревнуясь i ними, он усваивает опыт общения и поведения в социальной среде. 11 сдаром же говорят, что жизнь возгорается из жизни, как пламя от пламени. В этой среде у ребенка проявляется наибольшая изобретательность, остроумие, решительность, смелость, здесь складываются у него Первые заботы об общественных интересах и уважение к ним, завязы-циются дружба, симпатии, вырабатываются и первые понятия о дисцип-||Шie и субординации условно поставленным вожакам. Ребенок учится гоотносить свое поведение с поведением других, что важно в формиро-н; ш ии у него понимания своих общественных отношений. Изложенное представляет только некоторые наиболее существенные особенности социокультурного мира ребенка и необходимость его учета в процессе взаимодействия с ним, формирования его личности. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Каковы истоки формирования понимания важности детской субкультуры? 2. Раскройте понятия «субкультура», «детская субкультура», «социокультура», i 'щиокультурный мир ребенка». 3. В чем сущность и особенности типичного и индивидуального социокультурного шра ребенка? 4. Назовите и дайте характеристику основных компонентов социокультуры ре- 5. Каковы особенности проявления социокультуры ребенка? 6. Каковы основные факторы, существенно влияющие на социокультурный мир I" немка? 7. Каково влияние «возрастной» субкультуры на развитие ребенка? 8. В чем проявляется влияние родителей, воспитателей, старших, сверстников на 9. Каково влияние среды жизнедеятельности на социокультурный мир ребенка? 118 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей 10. Раскройте особенности влияния целенаправленной деятельности по стимули 11. Каково влияние личных усилий самого ребенка в культурном самосовершенп ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Детская субкультура (на примере определенного возраста, пола, региона). 2. Социокультурный мир ребенка (на примере какой-либо семьи, учреждения). ЛИТЕРАТУРА 1. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и 2. Корчак Я. Право ребенка на уважение // Избр. под. произв. М., 1979. 3. Крат Г. Психология развития. Изд. 7-е. СПб., 2000. 4. Осорииа М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999. 5. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Изд. 8-е. СПб., 2000 6. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления лич 7. Сухомлинский В А. Трудные дети // Избр. произв.: В 5 т. Киев, 1980. Т. 4. Глава 10 Социальные отклонения, их причины и пути преодоления Социальное развитие человека нередко приводит к определенным отклонениям. Сущность социальных отклонений, причины их формирования, возможности предупреждения и преодоления являются со-i шально-педагогической проблемой. Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем: 1) норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений; 2) основные направления социально-педагогической деятельности Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|