Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ





Л.В. Мардахаев

Социальная педагогика

Допущено Министерством образования

Российской Федерации в качестве

учебника для студентов высших учебных

заведений, обучающихся по направлению

подготовки и специальности

«Социальная работа

 

 

МОСКВА

ГАРДАРИКИ


УДК 37.013.42 (075.8) ББК 74.6 М25


 


Рецензент

 

 

доктор педагогических наук, профессор Г.М. Коджаспирова; доктор педагогических наук, профессор ЛЯ. Олифереико

Мардахаев Л.В.

М25 Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269с.

15ВЫ 5-8297-0160-Х (в пер.)

Рассматриваются теоретические основы социальной педагогики, которые со­ставляют общеирофессиональную подготовку социального работника. Материал учебника поможет понять сущность и содержание педагогического аспекта соци­альной работы. Учебник адресован студентам вузов, изучающим одноименный курс, предусмотренный образовательным стандартом по специальности «Соци­альная работа», а также аспирантам и преподавателям вузов и колледжей, слуша­телям системы дополнительного социального образования, практическим работ­никам.

Для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа».

УДК 37.013.42 (075.8) ББК 74.6

I8ВN 5-8297-0160-Х

© «Гардарики», 2005 © Мардахаев Л.В., 2005

Предисловие

 

Учебник «Социальная педагогика» составлен в соответствии с тре­бованиями Государственного образовательного стандарта по образо­ванию в области социальной работы. Он является существенной частью общепрофессиональной подготовки специалиста социальной работы, которая включает несколько элементов, один из них социаль­но-педагогический.

В целях подготовки квалифицированных специалистов учебник разделен на четыре раздела:

Научно-теоретические основы социальной педагогики;

Социальное формирование личности;

Социальные отклонения в развитии и воспитании детей;

Среда и формирование личности.

Каждый раздел включает наиболее важные темы, знание которых необходимо социальному работнику для осмысления педагогических аспектов социальных проблем клиента и реализации социально-педа­гогической составляющей своей профессиональной деятельности.

В современных условиях существует несколько подходов к'пони­манию сущности и содержания социальной педагогики. В учебнике она представлена на основе глубокого изучения социального направ­ления в педагогике и выявления ее специфики в системе социальной работы. Предложенная концепция позволила определить наиболее важные направления социальной педагогики и в соответствии с ними разделы учебного курса.

В первом разделе рассматриваются предмет, задачи и содержа­ние социальной педагогики, ее главные принципы и социально-пе­дагогический процесс. Выделены и обоснованы ее специфические особенности, сформулированы наиболее важные требования, выте­кающие из них. Социально-педагогический процесс представлен на основе учения П.Ф. Каптерева, которое изначально строилось на со­циально-педагогической концепции и не утратило своей значимости в современных условиях. Он считал социально-педагогический про­цесс целостным явлением, выделяя в нем внутреннюю и внешнюю составляющие. Изучение этого процесса поможет студентам глубже понять сущность и содержание технологии деятельности социально­го работника, ее компонентов и особенностей реализаци


Второй раздел учебника знакомит с социально-педагогическим ас­пектом формирования человека. Он позволит лучше осознать особен­ности социального становления личности и причины возникновения социальных отклонений, возможности их предупреждения и преодо­ления. В нем раскрываются психосоциальные основы социального развития личности, что необходимо специалисту для уяснения самого механизма социального развития человека, а также сущность абили-тации, коррекции и реабилитации человека, находящегося в трудной жизненной ситуации.

Изучение причин социальных отклонений, возможности их пред­упреждения и преодоления — тема третьего раздела. Эти вопросы рас­сматриваются через призму понимания детской субкультуры, мира ребенка, что способствует более.глубокому осознанию своеобразия со­циокультурного мира детей, подростков как клиентов социального ра­ботника, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающих­ся в социальной помощи, защите их прав как личностей.

Четвертый раздел учебника посвящен педагогике среды социаль­ного формирования человека. Приведено только несколько факторов, наиболее существенно влияющих на становление личности: это семья, улица, средства массовой информации и деятельность человека. Семья оценивается как социокультурная среда воспитания и развития личности. Именно здесь рождается человек, закладываются основы его личности. Как социокультурная среда, она оказывает значитель­ное воздействие на его будущий социокультурный мир. Наряду с этим в семье происходят социально-педагогические явления, обусловли­вающие особенности социального формирования человека. Учет этих явлений позволит социальному работнику, посвятившему себя работе с семьей, лучше понимать процессы, происходящие в ней, ошибки воспитания и социальные проблемы, возникающие между родителя­ми и детьми.

В социально-педагогическом плане исключительно важным фак­тором в качестве среды воспитания выступает улица. С этой точки зрения раскрываются истоки формирования категории «дети улицы». Улица рассматривается как социально-педагогический компонент, су­щественно влияющий на формирующуюся личность, отмечаются также особенности развития безнадзорных и беспризорных детей, тех­нологические особенности работы специалиста с ними. При этом ис­пользуются материалы, подготовленные С.Т. Шацким при работе с детьми и подростками по месту жительства, а также данные зарубеж­ных исследователей о проблемах социальной практики в отношении «детей улицы», получившей развитие в Москве во второй половине 1990-х гг.

 

 

На социальное формирование личности, различные категории людей оказывают огромное социально-педагогическое воздействие средства массовой информации. Они нередко являются совоспитате-лями детей и подростков, через них осуществляется значительное влияние на массы. Изучение социально-педагогических возможнос­тей СМИ занимает важное место в формировании человека как лич­ности вообще, как будущего (или уже состоявшегося) семьянина, ко­торому предстоит заниматься воспитанием (т.е. осуществлять воспитание) своих детей, для чего ему следует научиться педагогичес­ки грамотно использовать позитивное влияние СМИ и, наоборот, принимать профилактические меры против негативного.

Как социально-педагогический фактор, существенно влияющий на развитие и становление личности, в учебнике рассматривается дея­тельность как таковая. Осмысление ее возможностей важно для ана­лиза влияния профессиональной деятельности социального работни­ка на деформацию его личности. Описываются также методы профессиональной практики специалиста, существенно деформирую­щие его личность, виды деформации, особенности предупреждения и преодоления ее последствий. В контексте данной темы еще в процессе подготовки специалиста можно вести речь о его профессиональном

долголетии.

Завершается изучение учебного курса темой «Педагогическая культура социального работника». Она является частью проблемы формирования профессиональной культуры специалиста, подчерки­вает ее социально-педагогический аспект

 

 

Раздел I

Глава 3

IX.

Особое место в формировании социокультурного мира ребенка принадлежит игре, которая является основной формой жизнедеятель-Всти. Детские игры представляют собой один из видов социальной Длительности детского организма, средство развития ребенка как лич-Ьсти и способ его самовыражения. Сама по себе игра — это и цель, и действие, и наслаждение. В социально-педагогическом плане, в дет-ШИх играх интегративно заложены в доступной форме социальные мпрмы и требования, национальный характер народа. Они отражают многовековой опыт проявления и развития душевных и физических и'1 ребенка, сформированный в той этнической среде, в которой он Ьдился. Национальные игры помогают формировать у ребенка то и< >(юе, что характерно для его народа, тип личности с особенностями Национальной ментальности.

Семейные игры обусловлены национальными и семейными тради­циями или профессиональной деятельностью родителей. Дети любят 'пировать своих родителей: учителей, врачей, продавцов, военнослу-■ шцих и пр. С помощью игр можно решать определенные социально-Педагогические задачи, стимулируя формирование соответствующего чщнокультурного мира ребенка.

Предметом игры являются ролевое поведение, направленная ак-ТИнность, средством — разнообразные игрушки. В изобретении игру-lllt'K принимали участие многие народы и отдельные мыслители. Аристотель рекомендовал в интересах воспитания изобретать для детей игрушки, иначе они, не имея чем играть, станут ломать в доме Цельные вещи. И.К. Лафатер (1741 — 1801) — швейцарский писатель придумал игру в деревянные кирпичики для построек и т.д. Платон ЁИсал, что мальчикам посредством игры следует давать такое направ­ление, которое поможет им приспособиться к будущим своим заняти­ем. Локк советовал, чтобы все игры и развлечения детей имели целью формирование благих и полезных привычек. Та же мысль нашла от-Пижение у французского педагога дошкольного воспитания Ф.В. Фре-"■ чя (1782—1852). Он называл игру «высшей ступенью детского раз­вития», разработал теорию игры.


и социокультурный мир ребенка, подростка



 


В раскопках стоянок древних славян находят большое количее i1 игрушек, что свидетельствует о любви и заботе родителей о дспц понимании важности для них игрушек и игр. В играх ребенок упри I няет все части своего тела, самостоятельно познает их назначение и способы пользования ими. Они помогают развитию у него разном! рода наблюдений, способности понимать, что хуже и что лучше. 11< •• средством игры приобретаются навыки определения расстояния, ■ личины, веса, прочности предметов, развивается сообразительное in, практичность, критика суждений, воспитывается внимание. В целв они выступают важнейшим средством разностороннего развития ре­бенка.

Выделяют уединенные и совместные игры. Каждая из них имеет свое социальное назначение. Уединенные игры позволяют ребенку проявлять самостоятельность, полностью уходить в процесс игры I получать от этого истинное наслаждение. Они способствуют социал ному развитию, формированию навыка самостоятельного решении простейших задач самореализации. Отсутствие такой возможное!и негативно сказывается на развитии ребенка. Закономерность его пен хического развития как социального существа определяется двуми противоположными процессами (тенденциями): стремлением к обще нию и обособлению. Нарушение условий, сказывающееся на проя! лении данной закономерности, отражается на социальном развитии ребенка. Об этом свидетельствуют факты воспитания детей в госудап ственных учреждениях, в домах, где отсутствует возможность дли самостоятельной игры.

Для них имеет большое значение сам процесс игры. Именно оЦ способствует наиболее полному развитию. Например, можно наблю дать такую картину. Мама отдыхает с ребенком, который играет в не сочнице, насыпая в ведро песок и высыпая его. Подходит время идти домой, и мама начинает торопить ребенка. Чтобы ускорить игру, ОН! помогает ему наполнить ведро песком. Ребенок возмущен, он плаче i, высыпает ведро и приступает снова к его наполнению. Для него важен именно процесс, а не результат.

Ребенок, подражая другим, в играх овладевает опытом деятельно! ти, и в душе его возникает потребность анализа. Источником его яа ляется естественная любознательность ребенка, которая проявляете н в стремлении проанализировать (разобрать, развинтить и т.д.), ЧТО способствует познанию им окружающего мира на уровне обыденного сознания, в том числе и в сфере общественных отношений. СначаЛ! этот анализ выражается примитивно (например, когда ребенку нра вится какая-нибудь игрушка, он долго играет с ней, а затем чувствует неудержимое влечение познакомиться с ее внутренним устройством,


i ifmpaeT ее). После этого ребенок с грустью смотрит на результат и и in тает требовать ее восстановления. От анализа он переходит к ГИорчеству. К разряду творческих игр принадлежат так называемые

имиолические игры, а именно: в зверей, птиц, солдатиков, разбойни-

■011 И Т.П.

Важное место в развитии детей имеют игры, способствующие на-

.... лению житейского опыта. С их помощью дети осваивают счет,

in рвые правила строения, черчения, пения, состязания и т.д. Это те III | >ы, которые еще со времен Платона рекомендуются для выявления наклонностей, степени дарований, пытливости ума и даже склада ха­ри ктера. Через них педагоги стараются направлять развитие умствен­ных способностей ребенка, развивая у него склонность к определен­ным видам деятельности.

В социальном развитии особенно важны совместные (обществен­ные) детские игры. Среди своих товарищей ребенок чувствует себя как бы в родственном, братском кружке. Играя с товарищами и соревнуясь i ними, он усваивает опыт общения и поведения в социальной среде. 11 сдаром же говорят, что жизнь возгорается из жизни, как пламя от пла­мени. В этой среде у ребенка проявляется наибольшая изобретатель­ность, остроумие, решительность, смелость, здесь складываются у него Первые заботы об общественных интересах и уважение к ним, завязы-циются дружба, симпатии, вырабатываются и первые понятия о дисцип-||Шie и субординации условно поставленным вожакам. Ребенок учится гоотносить свое поведение с поведением других, что важно в формиро-н; ш ии у него понимания своих общественных отношений.

Изложенное представляет только некоторые наиболее существен­ные особенности социокультурного мира ребенка и необходимость его учета в процессе взаимодействия с ним, формирования его личности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы истоки формирования понимания важности детской субкультуры?

2. Раскройте понятия «субкультура», «детская субкультура», «социокультура»,

i 'щиокультурный мир ребенка».

3. В чем сущность и особенности типичного и индивидуального социокультурного

шра ребенка?

4. Назовите и дайте характеристику основных компонентов социокультуры ре-

5. Каковы особенности проявления социокультуры ребенка?

6. Каковы основные факторы, существенно влияющие на социокультурный мир

I" немка?

7. Каково влияние «возрастной» субкультуры на развитие ребенка?

8. В чем проявляется влияние родителей, воспитателей, старших, сверстников на
' оциокультурный мир ребенка?

9. Каково влияние среды жизнедеятельности на социокультурный мир ребенка?


118 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

10. Раскройте особенности влияния целенаправленной деятельности по стимули
рованию формирования и развития социокультурного мира ребенка.

11. Каково влияние личных усилий самого ребенка в культурном самосовершенп
вовании?

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Детская субкультура (на примере определенного возраста, пола, региона).

2. Социокультурный мир ребенка (на примере какой-либо семьи, учреждения).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и
семейных отношений. М., 2000.

2. Корчак Я. Право ребенка на уважение // Избр. под. произв. М., 1979.

3. Крат Г. Психология развития. Изд. 7-е. СПб., 2000.

4. Осорииа М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.

5. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Изд. 8-е. СПб., 2000

6. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления лич
ности. М., 1994.

7. Сухомлинский В А. Трудные дети // Избр. произв.: В 5 т. Киев, 1980. Т. 4.


Глава 10

Социальные отклонения, их причины и пути преодоления

Социальное развитие человека нередко приводит к определенным отклонениям. Сущность социальных отклонений, причины их форми­рования, возможности предупреждения и преодоления являются со-i шально-педагогической проблемой.

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:

1) норма и патология в социальном развитии человека, причины

социальных отклонений;

2) основные направления социально-педагогической деятельности
по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и под­
ростков.

Л.В. Мардахаев

Социальная педагогика

Допущено Министерством образования

Российской Федерации в качестве

учебника для студентов высших учебных

заведений, обучающихся по направлению

подготовки и специальности

«Социальная работа

 

 

МОСКВА

ГАРДАРИКИ


УДК 37.013.42 (075.8) ББК 74.6 М25


 


Рецензент

 

 

доктор педагогических наук, профессор Г.М. Коджаспирова; доктор педагогических наук, профессор ЛЯ. Олифереико

Мардахаев Л.В.

М25 Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269с.

15ВЫ 5-8297-0160-Х (в пер.)

Рассматриваются теоретические основы социальной педагогики, которые со­ставляют общеирофессиональную подготовку социального работника. Материал учебника поможет понять сущность и содержание педагогического аспекта соци­альной работы. Учебник адресован студентам вузов, изучающим одноименный курс, предусмотренный образовательным стандартом по специальности «Соци­альная работа», а также аспирантам и преподавателям вузов и колледжей, слуша­телям системы дополнительного социального образования, практическим работ­никам.

Для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа».

УДК 37.013.42 (075.8) ББК 74.6

I8ВN 5-8297-0160-Х

© «Гардарики», 2005 © Мардахаев Л.В., 2005

Предисловие

 

Учебник «Социальная педагогика» составлен в соответствии с тре­бованиями Государственного образовательного стандарта по образо­ванию в области социальной работы. Он является существенной частью общепрофессиональной подготовки специалиста социальной работы, которая включает несколько элементов, один из них социаль­но-педагогический.

В целях подготовки квалифицированных специалистов учебник разделен на четыре раздела:

Научно-теоретические основы социальной педагогики;

Социальное формирование личности;

Социальные отклонения в развитии и воспитании детей;

Среда и формирование личности.

Каждый раздел включает наиболее важные темы, знание которых необходимо социальному работнику для осмысления педагогических аспектов социальных проблем клиента и реализации социально-педа­гогической составляющей своей профессиональной деятельности.

В современных условиях существует несколько подходов к'пони­манию сущности и содержания социальной педагогики. В учебнике она представлена на основе глубокого изучения социального направ­ления в педагогике и выявления ее специфики в системе социальной работы. Предложенная концепция позволила определить наиболее важные направления социальной педагогики и в соответствии с ними разделы учебного курса.

В первом разделе рассматриваются предмет, задачи и содержа­ние социальной педагогики, ее главные принципы и социально-пе­дагогический процесс. Выделены и обоснованы ее специфические особенности, сформулированы наиболее важные требования, выте­кающие из них. Социально-педагогический процесс представлен на основе учения П.Ф. Каптерева, которое изначально строилось на со­циально-педагогической концепции и не утратило своей значимости в современных условиях. Он считал социально-педагогический про­цесс целостным явлением, выделяя в нем внутреннюю и внешнюю составляющие. Изучение этого процесса поможет студентам глубже понять сущность и содержание технологии деятельности социально­го работника, ее компонентов и особенностей реализаци


Второй раздел учебника знакомит с социально-педагогическим ас­пектом формирования человека. Он позволит лучше осознать особен­ности социального становления личности и причины возникновения социальных отклонений, возможности их предупреждения и преодо­ления. В нем раскрываются психосоциальные основы социального развития личности, что необходимо специалисту для уяснения самого механизма социального развития человека, а также сущность абили-тации, коррекции и реабилитации человека, находящегося в трудной жизненной ситуации.

Изучение причин социальных отклонений, возможности их пред­упреждения и преодоления — тема третьего раздела. Эти вопросы рас­сматриваются через призму понимания детской субкультуры, мира ребенка, что способствует более.глубокому осознанию своеобразия со­циокультурного мира детей, подростков как клиентов социального ра­ботника, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающих­ся в социальной помощи, защите их прав как личностей.

Четвертый раздел учебника посвящен педагогике среды социаль­ного формирования человека. Приведено только несколько факторов, наиболее существенно влияющих на становление личности: это семья, улица, средства массовой информации и деятельность человека. Семья оценивается как социокультурная среда воспитания и развития личности. Именно здесь рождается человек, закладываются основы его личности. Как социокультурная среда, она оказывает значитель­ное воздействие на его будущий социокультурный мир. Наряду с этим в семье происходят социально-педагогические явления, обусловли­вающие особенности социального формирования человека. Учет этих явлений позволит социальному работнику, посвятившему себя работе с семьей, лучше понимать процессы, происходящие в ней, ошибки воспитания и социальные проблемы, возникающие между родителя­ми и детьми.

В социально-педагогическом плане исключительно важным фак­тором в качестве среды воспитания выступает улица. С этой точки зрения раскрываются истоки формирования категории «дети улицы». Улица рассматривается как социально-педагогический компонент, су­щественно влияющий на формирующуюся личность, отмечаются также особенности развития безнадзорных и беспризорных детей, тех­нологические особенности работы специалиста с ними. При этом ис­пользуются материалы, подготовленные С.Т. Шацким при работе с детьми и подростками по месту жительства, а также данные зарубеж­ных исследователей о проблемах социальной практики в отношении «детей улицы», получившей развитие в Москве во второй половине 1990-х гг.

 

 

На социальное формирование личности, различные категории людей оказывают огромное социально-педагогическое воздействие средства массовой информации. Они нередко являются совоспитате-лями детей и подростков, через них осуществляется значительное влияние на массы. Изучение социально-педагогических возможнос­тей СМИ занимает важное место в формировании человека как лич­ности вообще, как будущего (или уже состоявшегося) семьянина, ко­торому предстоит заниматься воспитанием (т.е. осуществлять воспитание) своих детей, для чего ему следует научиться педагогичес­ки грамотно использовать позитивное влияние СМИ и, наоборот, принимать профилактические меры против негативного.

Как социально-педагогический фактор, существенно влияющий на развитие и становление личности, в учебнике рассматривается дея­тельность как таковая. Осмысление ее возможностей важно для ана­лиза влияния профессиональной деятельности социального работни­ка на деформацию его личности. Описываются также методы профессиональной практики специалиста, существенно деформирую­щие его личность, виды деформации, особенности предупреждения и преодоления ее последствий. В контексте данной темы еще в процессе подготовки специалиста можно вести речь о его профессиональном

долголетии.

Завершается изучение учебного курса темой «Педагогическая культура социального работника». Она является частью проблемы формирования профессиональной культуры специалиста, подчерки­вает ее социально-педагогический аспект

 

 

Раздел I

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.