|
Норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклоненийПод нормой (от лат. norma) понимают правило, точное предписа-I ние, установленная мера. «Социальная норма» («социальные нормы») — это официально установленные или сложившиеся под воз-, действием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установленные (дозволенные или обязательные) стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых является для индивида необходимым условием взаимодействия. В социальных нормах преломляется и отражается предыдущий со
Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей Человек одновременно выполняет несколько социальных ролей гражданина, специалиста, члена семьи, коллектива и пр., в процессе чего он усваивает социальный опыт поведения, необходимый ему для самореализации как личности. Социальное отклонение — это социальное развитие человека, по ведение которого не соответствует общественным ценностям и нор мам, принятым в обществе (его среде жизнедеятельности). Выделяю: такие формы социального отклонения: асоциальное поведение и антп социальное. . Асоциальное поведение (от греч. а — отрицательная частица «не», «без» и лат. socialis —'общественный, связанный с жизнью и отноше ниями людей в обществе) — это такое поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит проти воправных действий. Антисоциальное (от греч. anti — против и социальный) — это противоправное поведение человека. В социологии выделяют такое явление, характеризующее несоответствующее нормам проявление человека в социальной среде, как аномия. Термин «аномия» предложен французским социологом Д. Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении, их недостаточность. Американский социолог Р. Мертон в 30-х гг. выдвинул теорию социальной аномии, под которой рассматривал состояние «без-нравия» в обществе, побуждающее индивида к отклоняющемуся поведению. По его мнению, во всяком обществе господствуют определенные цели и средства их достижения. Нарушение равновесия между целями и средствами их достижения и служит основанием для аномии. Мертон обосновывает следующие типы реакции человека при аномии (логически возможных вариантов сочетания отношения к целям деятельности и к избираемым при этом средствам их достижения): конформизм, инновативность, ритуализм, ретризм, бунт. Конформизм (от позднелат. conformns — ■ подобный, сходный) — равное (наряду со всем) положительное отношение к целям и средствам их достижения, сложившимся в обществе. Инновативность (от лат. innovatio — возобновление, перемена) — положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств, которое ведет к новационному поведению, новационной деятельности человека. Ритуализм — отрицательное отношение к целям, их забвение при сохранении главного акцента на средствах составляет поведение ритуального типа (например, религиозная деятельность, бюрократизм и пр.). Ретризм — отрицание и целей, и любых средств их достижения. Он ведет к уходу от жизни (алкоголики, наркоманы и т.д.). Бунт — отказ и от целей, и от средств, принятых в обществе с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами. Он Выступает в форме мятежа, переворота и провозглашает революционные перемены в социальных нормах и ценностях. В социальной педагогике и в социологии выделяют выражение — шпкланяющееся поведение. Под этим термином понимается поведение человека, не соответствующее принятым в обществе нормам и роле- иым предназначениям. Термин «отклоняющееся» (поведение) часто заменяют термином «девиантное» (от лат. deviatio — отклонение) или «делинквентное» (от лат. delinquens — правонарушитель). Под девиантным поведением человека подразумевается система поступков или отдельные поступ-, КИ, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе правил. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, проти-Поречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Делинквентное поведение в крайних своих проявлениях характеризуется как уголовно наказуемое и подлежит административным воздействиям. В 1950-х гг. американский социолог А. Коэн выдвинул теорию де-'ишквентных субкультур. В основе этой теории лежит обоснование осо-Сюй субкультуры у людей делинквентного типа, определяющей ориен-Гпцию их на успех, но совсем иным путем (иными средствами), чем в «большом» обществе. К таким представителям принадлежат те, для ко-11 >рых нормальными средствами достижения самоуважения и уважения со стороны других являются мелкие кражи, агрессивность, вандализм. К субкультуре насилия относят агрессивное поведение, воровство и пр. ()на функционирует внутри мафии, банды, криминальных групп и оп-I к деляет сущность и образ жизнедеятельности их членов. Существуют различные теории формирования девиантного поведения человека. Среди них: биологические — своеобразие внешнего вида предопределяет склонность человека к правонарушению (Ломброзо, Шелдон); психологические — особенности психики человека являются Гой основой, которая определяет его склонность к конфликтам, правонарушениям (Фрейд); социологические — девиантное поведение человека является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и пр. (Дюркгейм, Мертон Миллер и др.). Анализ различных теорий показывает, что и биологические, и психологические теории выделяют особенное в личности, которое может сказаться на ее девиантном развитии, воспитании. Они свидетельствуют о том, что человек, с рождения неся в себе агрессивное начало, Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления
может иметь определенное предрасположение к девиации. Однако любое предрасположение человека к девиации реализуется тольи при неблагоприятных для него условиях среды жизнедеятельности и воспитания, превращаясь в те самые основы его личности, которые и определяют в последующем негативное (девиантное или делинквечп ное) поведение. В основе отклоняющегося поведения человека лежат его биопси хологические характеристики, процесс и результаты его социально! воспитания, усвоения им негативного социального опыта поведения отрицательно выраженная направленность личности (интересы, но требности, мотивы, цели, идеалы), негативные привычки и соответп вующие им (негативной направленности и отрицательным при вы чкам) положительные чувства (внутреннее удовлетворение от их проявления), которые выступают регуляторами его антисоциальном i, аморального поведения, действий и поступков. Девиантным человек становится постепенно. Основными этапами становления девиантного поведения являются: • возникновение противоречия между социальными нормами и лиц • проявление несогласия, отрицание социальных требований рейси • проявление противозаконных действий (мелкое хулигане гни, • рецидивы противозаконных действий; • накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулигане i • включение в группу с асоциальным поведением; • нарушение законов; > ■ • совершение преступления. Чтобы эффективно решать вопросы работы с лицами социально негативного (девиантного) поведения, необходимо выявить основпьп1 факторы, обусловливающие их формирование. К таким группам фан торов и их составляющих следует отнести (см. схему 1): А. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: низ кий уровень интеллектуального развития от рождения или как ре зультат черепно-мозговой травмы; эмоционально обусловленные от клонения и (или) отклонения активно-волевой сферы, способствую щие формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности, в действиях и поступках, жажды наслаж дений, злорадства и издевательства над окружающими, деспотизм, бродяжничество и пр.; отклонения в процессе формирования личное ти, приводящие к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками Б. Несоответствие воспитания индивидуальности ребенка. Различные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их /чета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание Или стимулирование тех или иных возможностей ребенка в познавательной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных возможностей, позволяющих преодолеть недостатки, и пр. В. Несоответствие воспитательного воздействия своеобразию возрастного развития. Так, например, наиболее сложным в воспитании является подростковый, отроческий возраст (11 — 13, 14—16 лет) — Переходный возраст. В социальном плане подростковая фаза — это Продолжение первичной социализации. Подростки — как правило, школьники — находятся на иждивении родителей (или государства), главной деятельностью является учеба. Это период завершения детства и начала «вырастания» из него. Юношеский возраст (от 17 до 23 лет) представляет собой в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством И взрослостью. Биологически — это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей Вступают в него уже постпубертатными (достигшими полной половой прелости), однако на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания.
Схема 1. Группы факторов, существенно влияющих на формирование девиантного поведения человека Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления
К проблемам подросткового возраста, неучет которых приводит к отклоняющемуся поведению, относятся: а) кризисные явления, характеризующие психофизиологическое б) обострения взаимоотношений со взрослыми, родителями, учи в) стремления заменить отношения с позиции «морали подчине г) повышенная критичность оценочных суждений и поведения д) изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, по Г. Негативные факторы среды формирования личности. Семья, как фактор негативного формирования личности: а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребен Эти негативные факторы влияния семьи способствуют созданию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям, побуждают его стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне его. В этих условиях формируется категория «детей улицы», безнадзорных и беспризорных. Этому способствуют: агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, нежелание общаться с ним (ними); переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на дедушку и.бабушку без соответствующей их поддержки (с возрастом пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходимое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их безнадзорности); недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых Интересов, увлечений, усидчивости и пр. Факторы средового (улицы, города, «стаи» и пр.) воздействия на человека в процессе его развития. Негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр. Отрицательное влияние ближайшего окружения, и прежде всего иптипедагогическое поведение родителей, взрослых, сверстников и пр. Негативное влияние средств массовой информации, особенно теле-мидения, видеопродукции. Имеются и другие средовые факторы, отрицательно сказывающиеся на воспитание человека. Д. Недостатки в воспитании ребенка, подростка: а) ошибки семейного воспитания; б) тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных в) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в обра г) негативные нравственные ориентиры воспитания; д) научение ребенка, подростка определенным негативным моде е) средовые отрицательные «ожидания» по отношению к ребенку, ж) приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, нарко з) отсутствие единства и согласованности в воспитательной дея
Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления 127
и) недостатки системы перевоспитания, исправления правонару шителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (соцн альной среде). Е. Негативная личностная позиция самого ребенка, подростка: а) отклонения в самооценке подростка: завышенная — ведет к воз б) отклонения в личностных притязаниях подростков. Они, как пра в) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствова г) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и со д) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потреб е) стремление подростка к общению, участию в неформальных мо Описав основные группы факторов, обусловливающих формирование негативного, отклоняющего поведения детей и подростков, необходимо определить и наиболее важные направления педагогической деятельности по их профилактике и преодолению. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|