|
Явление, изучаемое с точки зрения его пространственных свойств, есть предмет (нечто неизменное), а явление, изучаемое с точки зрения его временных свойств, есть процесс (нечто изменчивое).В истории философии обсуждение темы пространства и времени привело, прежде всего, к вопросу об их онтологическом статусе. Для субъективного идеализма пространство и время – субъективны и являются элементами субъективной реальности, то есть, человеческого сознания. Например, И.Кант (см. 2.6.1) относил пространство и время к априорным формам чувственного познания, трактуя их как компоненты внутренней структуры нашего мышления, позволяющие человеку упорядочить хаос ощущений и ориентироваться во внешнем мире. Экзистенциализм (см. 2.7.5) пространство и время ставил в зависимость от экзистенции человека, ссылаясь, в частности, на феномены «замедления» времени или его «остановки» при особых состояниях сознания (например, в «пограничной ситуации»). Объективный идеализм и религиозная философия признавали объективный, независимый от человеческого сознания, статус пространства и времени, но связывали их существование с процессом творения мира (Богом, Абсолютной Идеей и т.п.). Материалистические учения рассматривали пространство и время как элемент объективной реальности, связывая их, так или иначе, с сущностью бытия. В понимании характера этой связи исторически сложились два подхода: субстанциальный и реляционный. При субстанциальным подходе ( исторически первом ) пространство и время рассматривались как самостоятельные субстанции, несвязанные друг с другом и с материей. Истоки данной концепции можно обнаружить уже в античном атомизме. Например, Демокрит, утверждавший, что «начала мира – это атомы и пустота», признавал пространство (пустоту) в качестве самостоятельной сущности как условие движение атомов. В ХУП веке субстанциальная трактовка пространства и времени получила дополнительное обоснование в классической механике и надолго утвердилась в европейской науке и философии. Введение Ньютоном понятий «абсолютного времени» и «абсолютного пространства» означало закрепление за ними статуса полной объективности и независимости от бытия (от материальных предметов и явлений). Пространство Ньютон представлял как пустое вместилище для тел, а время – как идущие сами по себе «мировые часы», или как «чистую длительность», «ось времени», на которую можно «нанизывать» события. Кризис субстанциальных представлений о пространстве и времени наступил в период революции в физике конца Х1Х - начала ХХ века, когда для объяснения нового класса изучаемых объектов (элементарных частиц) на смену ньютоновской классической механике пришла квантовая механика, появилась теория относительности, утвердились неэвклидовы формы геометрии. Это привело к формированию реляционного подхода к пространству и времени. Специальная теория относительности, показала зависимость пространственно-временных параметров от скорости движения материального объекта. (Речь идет о так называемых «релятивистских эффектах» – уменьшение длины отрезка и замедления времени в объектах, скорость которых приближается к скорости света). В общей теории относительности пространственно-временные параметры зависят от силы притяжения и изменяются вблизи мощных гравитационных объектов во Вселенной (происходит искривление пространства и замедление времени). Таким образом, реляционная концепция рассматривает пространство и время как неотъемлемые и взаимосвязанные атрибуты бытия, или, в терминологии философского материализма, как формы существования материи, которые отдельно от нее не существуют. Релятивистский подход привел к пониманию того, что в мире нет единого, универсального пространства и времени, а в силу многообразия материальных объектов, существуют многообразие причинно-временных явлений. Поэтому в современной онтологии возникло учение о различных видах пространства и времени, в рамках которого предлагается различать: - физическое пространство и время, присущие объектам, изучаемым современной физикой и связанные с физическими формами движения материи. Здесь используются не только классические представления о трехмерности пространства и одномерности времени, но и концепция четырехмерного пространства-времени (при объяснении явлений микромира), а также другие модели n-мерного пространства-времени. - х имическое пространство и время - та часть физического пространства и времени, в котором существуют и протекают химические процессы. Понятие «химическое время» включает в себя период существования химических веществ, скорость или периодичность протекания химических реакций, а также другие свойства химических явлений (например, «химические часы»). Химическое пространство характеризуется определенным расположением атомов и формой взаимодействующих молекул, определенной пространственной концентрацией химических веществ или группированием молекул и т. п. - биологическое пространство и время – термины, появившиеся с развитием биологии для выражения параметров, в которых существуют и протекают биологические процессы. Биологическое пространство-время неразрывно связано с пространством-временем неживой природы (физическим и химическим) и не может существовать вне него, но биологические процессы протекают в биологическом времени, а живые организмы находятся в биологическом пространстве. Биологическое пространство-время имеет свои особенные принципы организации. Существует пространство и время жизни организма; пространственная асимметрия строения живых организмов и их органов. В биотопе (части среды обитания биоценоза) существует определенная пространственная и временная организация жизни входящих в его состав организмов, той же особенностью обладает и вся биосфера Земли. В биологии давно используется понятие «биологические часы» – околосуточные ритмы, заданные извне физическими закономерностями смены дня и ночи, природными состояниями, определяемыми вращением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. - с оциальное пространство и время – понятия, активно «работающие» в современном социальном познании. Социальные способы организации пространства и времени появились с возникновением общественной жизни. Они, с одной стороны, как бы вписывались в пространственно-временные структуры неорганического и органического мира: деятельность человека подчинена смене времен года и времени суток, на развитие общества и на темпы социальных изменений влияют астрономические, геологические, биологические катаклизмы. С другой стороны, социальные пространство и время имеют особенности, которые отличают их от природных пространственно-временных явлений. Специфика социального пространства и времени связана с наличием в них целей, идей иидеалов, то есть, социальные пространство и время наделяются смыслами, которые привносит в них человек как активный субъект социокультурной деятельности.Так возникаетсакральное пространство храмов, памятников, сакральное время религиозных праздников, особое пространство и время для работы и отдыха и т.д. Понятие «социальное время» позволяет более глубоко осмыслить проблему темпов развития различных государств, которые неравномерны (иначе говоря, социальные процессы носят нелинейный характер), поставить вопрос о направленности развития (прогресс, регресс или застой), принять решение об ускорении общественного развития и т.п. Возникновение в рамках реляционного подхода многочисленных концепций пространства и времени привело к выводу о необходимости различать: 1. Реальное пространство и времякак объективную реальность, как объективно существующие атрибуты бытия. 2. Перцептуальное пространство и время – это субъективное восприятие человеком реального пространства и времени (лат.perseptio – воспринимать), причем восприятие это протекает в доступной для органов чувств человека форме (у других живых существ – иные способы восприятия и, следовательно, иные способы ориентировки в реальном пространстве и времени). 3.Концептуальные пространства и время – это многочисленные теории (концепции), которые разрабатывает наука и философия, изучая реальное пространство и время; это знание носит вероятностный характер, ибо истинность его в полной мере еще не установлена. Таким образом, категории пространства и времени играют значительную роль не только в философии, но и в современном научном познании. Многочисленные формы их интерпретации свидетельствуют о сложности и противоречивости этих фундаментальных онтологических понятий. 3.1.5 Универсальные связи бытия. Детерминизм и закономерность. Наряду с принципом развития важнейшим принципом диалектического понимания бытия является принцип всеобщей связи явлений, постулирующий универсальную взаимосвязь и взаимозависимость всех процессов и явлений бытия. Философские понятия, отражающие универсальные связи бытия, образуют две группы онтологических категорий, первая из которых раскрывает тип организации бытия, его структуру, вторая – детерминации бытия, его упорядоченность и обусловленность. Почти все онтологические категории «парные», что является отражением фундаментальной противоречивости бытия. К первой группе категорий бытия относятся: единичное и общее, содержание и форма, часть и целое, система и элементы и др. Единичное и общее – категории, раскрывающие факт существования бытия в виде отдельных объектов и одновременно наличие в любом из них свойств, совпадающих с другими объектами. Связь между единичным и общим выражается в понятии «особенное»: каждый единичный объект относится к какому-то классу объектов (общее), но обладает своими неповторимыми чертами (особенное). Содержание и форма - категории, выражающие наличие в каждом объекте двух взаимосвязанных сторон. Содержание – определяющая сторона, представляет собой единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов и связей. Форма – способ существования и выражения содержания, а также способ его упорядочения («внутренняя форма»). Понятия «форма» и «содержание» разрабатывались многими мыслителями прошлого, от Аристотеля до Гегеля, но именно последний создал идеальную по лаконичности формулу их взаимосвязи: «форма содержательна, а содержание оформлено». Часть и целое – это категории, выражающие отношения между совокупностью элементов и связью, которая объединяет их в один объект и приводит к появлению у него новых свойств и закономерностей, отсутствующих у отдельных элементов. Категории часть и целое связаны с такими понятиямикак система и элементы. Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией. Элемент – простой, неразложимый в данной системе компонент сложных объектов, который связан с другими элементами в системный комплекс. Структура – это относительно устойчивый способ связи элементов того или иного сложного целого, это внутренняя упорядоченность элементов и их взаимодействий, которая определяет качество объекта. Изучение явления как системы (системного объекта), обладающей устойчивой, целостной структурой, называется системным подходом. Системы бывают открытые и закрытые. Открытые системы обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией, а закрытые системы– нет. Высший тип систем – самоорганизующиеся системы, изучаемые синергетикой (см. 3.1.3). Вторая группа онтологических категорий, куда относятся: сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность и др., раскрывает универсальные связи детерминации бытия, его обусловленности и упорядоченности, позволяя в своей совокупности обосновать две важнейших онтологических идеи: принцип детерминизма и идею закономерности (закона). Детерминизм – (лат.determine – определяю) философское учение о закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, концепция противоположная детерминизму носит название «индетерминизм». Основой принципа детерминизма является учение о причинности, то есть такой связи между явлениями, когда одно явление (причина) при определенных условиях порождает другое явление (следствие). Причинно-следственная связь – это генетическая связь и носит необратимый характер. Современный детерминизм базируется на признании многообразия причинно-следственных связей: как необходимых, закономерных, так и случайных. Необходимость и случайность - философские категории, выражающие различные степени детерминированности явления. Необходимость порождается главными, постоянно действующими причинами и характеризуется строгой однозначностью и определенностью, а зачастую, даже неизбежностью возникновения события (напр., гибель живого организма от старости). Случайность так же причинно обусловлена, но порождается непостоянными, незначительными, побочными для данного явления причинами (напр., гибель животного от пули охотника). Необходимость и случайность взаимосвязаны: то, что в одном аспекте выступает как необходимость, в другом является случайностью. Как отметил Гегель, случайность – форма проявления необходимости, а необходимость включает в себя случайность. Между тем, многие философы прошлого абсолютизировали необходимость и отрицали существование случайности. Например, Демокрит, полностью отождествляя причинность и необходимость, отрицал наличие в мире случайных причин, полагая, что люди называют случайным то явление, причина которого им не известна. Подобную точку зрения разделяли многие мыслители Нового времени (напр., Б.Спиноза, П.Гольбах). В этот период получил распространение «лапласовский» механистический детерминизм (названный по имени французского ученого П.Лапласа) который полагал причинную связь однозначной, необходимой и постоянной. Закономерным следствием отрицания случайности и абсолютизации необходимости является фатализм (лат. fatum – рок) – учение о всеобщей предопределенности явлений (см.3.4.4). Ограниченность механистического детерминизма обнаружилась в начале ХХ века в связи с развитием квантовой физики, поскольку причинно-следственные связи между микрообъектами не укладывалось в жесткие рамки механистической предопределенности. Квантовая физика поначалу заняла позицию индетерминизма – отрицания причинности в микромире, однако со временем выработала новые представления о причинности и, следовательно, новое понимание принципа детерминизма. Важную роль для понимания взаимосвязи причины и следствия имеют категории возможность и действительность, которые характеризуют две основных ступени в становлении и развитии объекта, его движение от причины к следствию. Возможность – это предпосылка возникновения какого-либо явления. Действительность - это реализованная возможность, реальное существование какого-либо явления. В причинно-следственных связях следствие уже потенциально содержится в каком-либо объекте, а причина реализует эту возможность, превращая ее в действительность. Детерминизм базируется не только на принципе причинности, поскольку причинность – не единственный вид обусловленности и упорядоченности явлений, но и на представлениях о наличие в объективной действительности закономерных связей и отношений. Понятие закономерности (закона) для своего раскрытия требует анализа категорий сущности и явления, которые, соответственно, выражают глубинный и поверхностный уровни постижения действительности. Сущность и явление – философские категории, отражающие наличие в любом объекте внутреннего содержания (сущности) и его внешнеговыражения (явления). В истории философской мысли сущность всегда трактовалась как нечто умопостигаемое (например, «идеи» Платона), а явление – как то, что дано нам в чувственном восприятии. Обычно сущность противопоставлялась явлению вплоть до объявления ее непознаваемой (например, кантовская «вещь-в-себе»). Гегель, настаивая на взаимосвязи этих двух сторон бытия, утверждал, что сущность является, а явление существенно. В последующем развитии философии было отмечено, что эти категории выступают как ступени постижения объекта: сначала изучаются его чувственно-воспринимаемые свойства, а затем мышление проникает в сущность. Взаимосвязь сущности и явления не означает их тождества. Как отметил К.Маркс, если бы сущность и явление совпадали, то «всякая наука была бы излишней». Категория сущности непосредственно связана с одним из центральных понятий неуки и философии – с понятием «закон». Закон – это объективная, необходимая, существенная, устойчивая и повторяющаяся связь между явлениями. Таким образом, характерными чертами закона являются: - объективность: под термином «закон» в науке понимаются не правила, принятые людьми для регулирования своей жизнедеятельности, а существующие независимо от них объективные связи бытия (напр., закон всемирного тяготения); - необходимость: в законе фиксируются главные, постоянные взаимосвязи, а не случайные, побочные; - существенность: закон раскрывает сущность объектов, а не их внешние свойства и качества; смешение сущности и явления – одна из причин научных ошибок; - устойчивость и повторяемость -важнейшие признаки, позволяющие отделить закономерные связи от случайных, поверхностных и т.п. Научным методом, позволяющим эффективно выявить устойчивость и повторяемость в связях между объектами, является эксперимент. Его применение значительно ускоряет темпы научных открытий (см. 3.3.2), поскольку позволяет воспроизвести объект столько раз, сколько необходимо для обнаружения устойчивости и повторяемости. Бытие многообразно, поэтому существуют различные типы законов, которые можно классифицировать по разным основаниям. По основным видам бытия выделяют: - законы природы, которые, в свою очередь подразделяются на законы микромира, макромира и мегамира; - социальные закономерности, которые проявляются как тенденции через действия больших масс людей; - законы человеческого мышления, изучаемые логикой. По степени общности законы бывают: - частные, действующие в конкретных формах движения материи, то есть, законы отдельных наук – физики, химии и пр. - общие, действующие в нескольких формах движения материи, например, закон сохранения энергии; - всеобщие, действующие во всех сферах бытия, например, закон перехода количественных изменений в качественные и другие законы диалектики. По характеру связей выделяют: - законы развития, относящиеся к процессам, обуславливающим развитие объектов, например, эволюционная теория Ч.Дарвина; - законы структурно-функциональные, в которых выражается характер связи между элементами определенной системы, специфика их деятельности (например, законы анатомии и физиологии живых организмов). Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|