|
Философия исторического процесса3.7.1 История как объект философского анализа: цикличность и линейность исторического развития Философия истории (термин ввел Вольтер) представляет собой особый раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Откуда мы и куда идем, чего ждать от настоящего и будущего, - вот вечные темы философствования по поводу истории. Принято считать, что «отцом истории» является древнегреческий мыслитель Геродот (ок.485 – 425 гг. до н.э.), стремившийся описать деяния людей и выявить их причины, «дабы найти истину и сохранить ее для потомков». Древнегреческие философы (Демокрит, Платон, Аристотель и др.), пытаясь осмыслить природу общественного процесса, стремились выявить в исторических событиях некий «ритм», порядок. Средневековая христианская философия истории (Августин Аврелий, Фома Аквинский) носила телеологический характер (греч. teleos - цель), то есть предполагала заранее предустановленный Богом и описанный в Апокалипсисе конец человеческой истории: «страшный суд» и последующее «Царство Божье на Земле». Начиная с эпохи Возрождения, а затем в период Нового времени формировалась светская философия истории (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Д. Вико и др.). Пытаясь создать теорию исторического развития, философы этого периода выдвинули ряд важнейших проблем: общественного прогресса, направленности исторического развития, исторической закономерности. Вершиной развития философии истории этого периода была концепция Г.Гегеля, который представил историю как единый закономерный процесс воплощения мирового разума, имеющий целью познание мировым духом самого себя. Значительным событием в сфере философской мысли стало появление материалистического понимания истории (К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.Плеханов и др.). История, согласно этой концепции, – закономерный процесс жизнедеятельности людей, история сама по себе «не сражается ни в каких битвах» (Ф.Энгельс), она творится самими людьми, но не произвольно, а в соответствии с реальными условиями их жизнедеятельности, выбирать которые люди не вольны. Одно из центральных мест в философии истории занимает проблема направленности исторического процесса. С древнейших времен сложились два противоположных взгляда на характер исторического развития: представление о его цикличности и концепция линейности истории. Концепция цикличности исторического развития трактовала исторический процесс как «исторический круговорот»: общество в целом, либо его отдельные сферы (политическая жизнь, культура и т.п.) якобы движутся по замкнутому кругу с постоянным возвращением вспять, к исходному состоянию, с последующими новыми циклами возрождения и упадка. Такого рода взгляды сложились у философов и историков еще в древнем мире (например, у Аристотеля). В их основе лежало стремлением выявить определенный порядок и смысл в хаосе исторических событий по аналогии с закономерными циклическими процессами в природе: сменой времен года, биологическими ритмами и т.п. Представления о цикличности истории активно разрабатывались мыслителями XYIII века. Так, Н.Макиавелли, Д.Вико, Ш.Фурье пытались усмотреть объективную повторяемость в смене династий и форм государственного правления, в расцвете и упадке материальной культуры, в изменении исторической роли отдельных народов. Особенно активно концепция цикличности исторического процесса начала развиваться в конце XIX и в XX веке. Так, русский мыслитель Николай Данилевский (1822-1885) выдвинув идею существования локальных, обособленных «культурно-исторических типов», которые, подобно живым организмам, проходят стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели; ход истории представляет собой, таким образом, смену вытесняющих друг друга цивилизаций. Аналогичные мысли в книге «Закат Европы» были высказаны немецким философом Осипом Шпенглером (1880-1936), для которого движение истории – это фазы развития (юность, расцвет, упадок) замкнутых культурных образований. Шпенглер насчитал в истории человечества восемь локальных культур: египетскую, майя, византийскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую и западноевропейскую. Кроме того, он выдвинул предположение о возникновении новой «русско-сибирской» культуры. Каждая культура, по мысли Шпенглера, проходит примерно тысячелетний цикл развития и, умирая, перерождается в цивилизацию, где стираются все уникальные, неповторимые черты и все общества приобретают сходные признаки. Последователи циклической концепции исторического развития, настаивая на уникальности и неповторимости каждой общности, выдвинули, таким образом, принцип исторического релятивизма, с точки зрения которого в истории нет общих, одинаковых для всех народов закономерностей, и, следовательно, не имеет смысла говорить о единой истории человечества. Прямо противоположную точку зрения на историю человечества занимали сторонники концепции линейности исторического процесса, которые трактовали историю как некую линейную последовательность событий в направлении от прошлого к будущему. Теория линейности исторического развития также возникла в глубокой древности, хотя в античном мире история зачастую рассматривалась как регрессивныйпроцесс, идущий по нисходящей линии от «Золотого века», который остался в прошлом. Представление о человеческой истории как о поступательном движении от прошлого через настоящее к будущему вошло в европейскую культуру через иудео-христианскую мифологию. Библейские мифы как бы «расставили точки» на оси времени: - творение мира и человека, изгнание его из Рая - первая «точка» на шкале отсчета, начало истории человечества, наше общее «прошлое»; - рождение Иисуса Христа - вторая «точка», начало новой эры в истории человечества, наше «настоящее»; - второе пришествие Спасителя, «конец света», «страшный суд» и пр. – третья веха истории, наше «будущее». Это позволило выстроить исторические события в определенной последовательности, внести в историческое развитие идею его направленности. В отличие от представителей «исторического релятивизма» сторонники линейности исторического развития считают, что человечество внутренне едино в своих истоках и сущности, поэтому история человечества – единый процесс. Единство человеческой истории мыслители объясняли различными причинами: - природными факторами (например, позитивист Г. Спенсер (1820-1903) для которого моделью развития социальных явлений был живой организм); - сверхприродными (например, Г.Гегель, в концепции которого история выступает как процесс саморазвития и самопознания Мирового Духа); - взаимодействием общества и природы (например, философия марксизма, в которой исторический процесс развертывается как процесс взаимодействия человечества с природой в трудовой деятельности и двигателем истории выступает не энергия Мирового Разума (как у Гегеля), а потребности людей). Признание единства исторического поступательного развития привело к постановке вопроса об этапах общечеловеческой истории и критериях социального прогресса.
3.7.2 Проблема социального прогресса Общественный прогресс как тенденция исторического развития означает движение человечества вперед, от менее совершенных к более совершенным способам и формам жизнедеятельности. Общественный прогресс – это единство предыстории и истории человечества, его прошлого, настоящего и будущего. Идея социального прогресса достаточно «молода». В древности условия общественной жизни видоизменялись так медленно, что вполне естественным было мнение о том, что общество почти не меняется. А неудовлетворенность жизнью и неуверенность в завтрашнем дне заставляла людей идеализировать прошлое и с пессимизмом глядеть в будущее. История рисовалась как движение к худшим временам, как деградация, регресс. Греческий поэт и философ Гесиод сожалел о бывшем некогда «золотом веке». О возврате назад, «от пороков цивилизации» к «золотому веку» мечтал Ж.Ж.Руссо; к этому призывают и сегодня те, кого пугает угроза ядерной войны или экологической катастрофы. Понятие «социальный прогресс» вошло в научный оборот в Новое время как результат философского осмысления направленности общественного развития. Оптимистично настроенные буржуазные философы были уверены, что «золотой век» лежит не в прошлом, а в будущем и представляет собой «царство разума». Ранее всего прогресс был замечен в сфере научного познания (Ф.Бекон, Р. Декарт и др.), затем французские философы-просветители А.Тюрго, Ж.Кондорсе идею поступательного развития распространили и на сферу социальных явлений. В этот период сложились представления о беспредельном могуществе человеческого разума и способности общества к неограниченному движению вперед; поэтому данная концепция получила название «исторический прогрессизм». Одним из первых вопрос о закономерном и прогрессивном характере исторической эволюции, критериях социального прогресса и его этапах поставил Г.Гегель. В его объективно-идеалистической концепции критерием периодизации всемирной истории является прогресс в осознании свободы и в соответствии с этим выделяется три этапа исторического процесса: 1) «Восточный» (Китай, Индия, Египет и др.) – осознает себя свободным и реально свободен только один человек – правитель; остальные - его рабы. 2) «Античный» (Греция, Римская империя, Средневековая Европа) – осознает себя свободной и свободна лишь одна небольшая группа людей – элита, «верхушка» общества; остальные – зависят от нее и служат ей. 3) «Германский» - германские народы, усвоив плоды Реформации и Французской революции 1789 года, достигли всеобщей гражданской и политической свободы; то есть - все свободны и все осознают себя свободными. В марксистской концепции главным критерием прогресса являлся уровень развития производительных сил общества. В соответствии с этим критерием Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, которые рассматривались как основные вехи человеческой истории, как основная прогрессивная тенденция исторического процесса. Концепция стадий, разбившая социально-историческую эволюцию на доиндустриальную (традиционную, аграрную), индустриальную и постиндустриальную стадии развития, также усматривает критерий прогресса в сфере экономики (технико-экономические показатели общества). Сегодня большинство мыслителей при решении вопроса об общественном прогрессе предлагают использовать не один, а несколько параметров, по которым можно сопоставлять различные социальные образования. «Комплексный критерий» социального прогресса учитывает: - качество и количество материальных и духовных благ, их соответствие потребностям и интересам общества; - уровень развития производительных сил общества, их неконфликтное соотношение с производственными отношениями; - характер и содержание научно-технического прогресса, отсутствие его негативных последствий глобального характера; - качество функционирования политико-правовой системы общества, ее непротиворечивость с гражданским обществом и социальным статусом личности; - состояние демократизма и гуманизма в обществе, определение человека основной и конечной целью социокультурного развития; сохранение мира на планете и т.п. При этом следует учитывать, что общественный прогресс – это доминирующая, но не единственная тенденция исторического развития. Прогресс в истории всегда соотносится с регрессом, с деструктивным социальным развитием, с утратами и лишениями. Он складывается из достижений всех народов и государств на планете, но соотношение прогресса, регресса и «застоя» всегда конкретно на различных стадиях и этапах исторического развития отдельных стран и народов, а также человечества в целом. Таким образом, процесс исторического развития общества и исторический прогресс – разные понятия, которые не следует смешивать. Происходящие в обществе изменения не обязательно должны способствовать улучшению человеческой жизни. Понятие «общественный прогресс» - это характеристика, которую люди дают объективно происходящим в истории изменениям. Основой оценки являются представления об идеалах, к которым должно стремиться человечество: свобода, равенство, счастье… В последнее время на фоне кризисных явлений в современной культуре и цивилизации, появления глобальных проблем и нарастания нестабильности в мире, понятие линейного прогресса подвергается критическому переосмыслению. Факты, свидетельствующие о противоречивости, неоднозначности и неравномерности социального развития различных стран и народов, постоянно привлекают внимание мыслителей к проблеме социального прогресса, которая, по-видимому, далека от однозначного решения. 3.7.3 Будущее человечества как философская проблема: перспективы современной цивилизации Законы истории таковы, что предсказания будущего всегда сопряжены с неуверенностью и проблемами. Футурология – наука, предлагающая прогнозы будущего, - строит свои выводы, главным образом, путем перенесения на него существующих в настоящем тенденций развития. Каковы же эти тенденции? Большинство современных ученых полагают, что современная эпоха носит двойственный характер. Она представляет собой завершающую фазу гигантского «мегацикла» человеческой истории и вместе с тем начальный этап возникновения какого-то принципиально нового этапа эволюции. С одной стороны, в ряде стран по-прежнему действуют сохранившиеся с прошедших времен тенденции изоляционизма, культурной замкнутости, технико-экономического застоя, тоталитаризма и враждебности к внешнему миру. Человечество и сейчас по инерции сохраняет доставшееся ему от прошлого раздвоение на «Восток» и «Запад». С другой стороны, развертывается процесс формирования принципиально нового типа социальной реальности. Этот процесс идет одновременно в двух основных направлениях: 1) становление в наиболее развитых странах нового типа общества; 2) образование глобального, охватывающего весь мир социального организма (глобализация). Новый тип общества, идущий на смену индустриальному, называют по-разному: «постиндустриальное общество», «сверхиндустриальная цивилизация», «информационное общество», «технотронное общество» и т.п. Высказывается мнение, что такое общество уже сложилось к началу XXI века в наиболее высокоразвитых странах (США, Япония, страны ЕЭС), другим же государствам потребуется для этого еще 25 – 50 лет.Переход от индустриального общества к постиндустриальному – далеко не гладкий процесс. Он имеет свои трудности и противоречия, причем такие, которых человечество прошлых эпох не знало. Это, прежде всего, глобальные кризисы и проблемы. Глобальные проблемы – это проблемы, затрагивающие интересы каждого человека, каждой страны, человечества в целом. Они носят общепланетарный, интернациональный характер, проявляют себя как объективный фактор развития общества во всех регионах планеты. Их глобальность определяется, прежде всего, тем, что от их решения зависит существование человечества в целом, и что они не могут быть разрешены в рамках отдельных государств или группы стран. Глобальные проблемы взаимосвязаны, но условно их можно разделить на три группы: интерсоциальные, экологические и антропосоциальные. 1) Интерсоциальные проблемы возникают как результат взаимодействия государств, их союзов, различных регионов планеты. К наиболее значимым проблемам этой группы относят задачу сохранения мира и предотвращение новой мировой войны, преодоление международной дестабилизации, устранение неравномерности экономического развития различных стран и регионов, борьбу с международным терроризмом и др. 2) Экологические проблемы возникли как результат взаимодействия общества и природы, которое привело в середине ХХ веке к катастрофическому разрушению природной основы существования мировой цивилизации. Это – загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов (почвы, запасов топлива, энергии, сырья, воды), необходимость освоения Мирового океана и космоса и др. 3) Антропосоциальные проблемы – это проблемы, связанные с взаимодействием человека и общества: демографическая проблема, проблемы здравоохранения, сохранения генофонда человека и предотвращения генетической катастрофы и др. Изучение глобальных проблем началось в 1968 году, когда группа ученых во главе с итальянским экономистом А.Печчеи образовала так называемый «Римский клуб» - международную неправительственную организацию, цели которой – выявление проблем современного мира в их совокупности, рекомендации правительствам, ознакомление мировой общественности с глобальными проблемами. В качестве причин возникновения глобальных проблем в первую очередь называют усиление воздействия человечества на природу и возрастание размаха (масштаба) его хозяйственной деятельности, который стал сопоставим с геологическими и другими естественными планетарными процессами. Другая причина – хищнический характер отношения человека к природе. Поэтому магистральным направлением в решении глобальных проблем является не только совершенствование технологических процессов по типу природных, но и достижение высокого уровня экологической культуры всего человечества. Противоречие и негативные тенденции, сопровождающие развитие постиндустриального общества, повергают некоторых философов, социологов и культурологов в уныние. Происходящие в современном мире процессы иногда изображаются, чуть ли не как предсмертная агония всего человечества или, по крайней мере, западной цивилизации. Возникают полярные оценки перспектив технического прогресса (технократия и технофобия), развития науки и ее роли в современном мире (сциентизм и антисциентизм), перспектив решения экологических проблем (экологический пессимизм и экологический оптимизм). Глобализация – это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции стран и народов. Он сопровождается такими явлениями как мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капиталов, человеческих и производственных ресурсов, унификация законодательств, экономических и технологических процессов, сближение культур различных стран. Глобализация является закономерным следствием предыдущих исторических этапов экономического, социального и культурного развития человечества. Но если в прошлом контакты между географически далекими странами были затруднены (что и обуславливало «локальность» их развития), то ныне практически все народы втянуты в общую сеть разнообразных связей и образуют, хотя и полный противоречий, но единый мир. Глобализация несет новый уровень самоорганизации человечества. Исторической эпохе разрозненного существования стран и народов приходит конец. Наступает эпоха их объединения и сотрудничества во всепланетном масштабе. Мировой экономический рынок, международное право, единые стандарты образования и услуг, непрерывное передвижение через границы государств людей, товаров, денег, информации и т.д. – все это постепенно сплачивает человечество в единый социальный организм. В сущности, лишь в современную эпоху человечество обретает единство не только антропологическое – как биологический вид, но и социальное – как охватывающая весь мир целостная социальная система. Глобализация имеет свои трудности и проблемы. Опасение утраты странами и народами своей национально-культурной самобытности, политической и экономической независимости, породило движение антиглобалистов. Стремление к лидерству наиболее развитых стран приводит к взрывам национализма в экономически слаборазвитых государствах. Тем не менее, глобализация прогрессирует, и к настоящему времени явно вырисовываются контуры однополярного и моноцентричного мира во главе с США и «богатой семеркой» лидирующих государств. Глобальность возникающего на наших глазах нового типа социальной реальности ведет к фундаментальной перестройке всемирно-исторического процесса. До сих пор история свершалась через «пробы и ошибки» различных стран и народов. Неудачный выбор приводил народы к гибели или к ассимиляции с другими цивилизациями, удачный выбор которых позволял им совершенствовать организацию своей жизни. Но человечество в целом продолжало существовать. Однако глобальный человеческий мир как единое целое не может двигаться к будущему сразу несколькими путями. Выбор ошибочного пути может завести в «эволюционный тупик» все человечество, непоправимая ошибка грозит гибелью уже не отдельному народу, а всему миру. Отныне на все народы и страны, на всех людей, своей деятельностью создающих условия для выбора путей в будущее, ложится ответственность за будущее человечества.
Вопросы для самоконтроля 1) В чем принципиальное различие между линейной и циклической трактовками человеческой истории? 2) Перечислите основные концепции циклического и линейного развития общества. 3) В чем сущность понятия «социальный прогресс»? Назовите основные критерии прогресса в обществе. 4) Перечислите основные глобальные проблемы современности и вероятные пути их решения. 5) Что обозначают понятия «глобальные проблемы», «глобализация» и «антиглобализм»? Какова их взаимосвязь и в чем различия?
ЛИТЕРАТУРА Основная
1 Голубинцев В.Д., Донцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2004. – 640 с. 2 История философии: учебное пособие. / Под общ. ред. Г.К.Овчинникова, Е.В.Шевцова. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 278 с. 3 Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2003. – 880 с. 4 Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2002. – 368 с. 5 Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.В.Трушкова. – М.: Былина, 2004. – 272 с. 6 Философия: Учебник./ Под ред. А.Ф. Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. – 3-е изд. – М.: Академический проект: Фонд "Мир", 2005. – 688 с. 7 Философия. Часть первая: История философии: Учебное пособие. / Под ред. В.И.Кириллова, С.И.Попова, А.Н.Чумакова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 374 с. 8 Философия. Часть вторая: Основные проблемы философии: Учебное пособие для вузов. / Под ред. В.И.Кириллова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 304 с. 9 Философия: Учебник для вузов. / Под ред. Г.В.Стрельмашука. – Изд. 3-е. – СПб.: ЛГОУ Химиздат, 2004. – 320 с.
Дополнительная
1 Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2003. – 400 с. 2 Антология средневековой мысли (теология и философия европейского Средневековья): В 2 т. – СПб.: РХГИ, 2001. – Т.1. – 539 с.; 2002. – Т.2. – 635 с. 3 Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. – 4-е изд. – М.: Академический проект, 2002. – 1152 с. 4 Вишев И.В. Проблемы жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли. – М.: Академический проект, 2005. – 432 с. 5 Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности. / Пер. с англ. – Ярославль: "Норд", 2004. – Т. 2, кн.1. – 384с.; 2005. – Т. 2, кн.2. – 480 с. 6 Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. – М.: "Эксмо", 2003. – 448 с. 7 Гулыга А.В. Кант. – 4-е изд., испр., доп. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 280 с. 8 Дуденков В.Н. Философия космизма в России рубежа XIX-XX веков. – СПб.: Изд-во СПбГТИ (ТУ), 1998. – 277 с. 9 Евлампиев И.И. История русской философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2002. – 584 с. 10 Канке В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия: Учебное пособие. – М.: Логос, 2005. – 432 с. 11 Киреевский И.В. Разум на пути к Истине: философские статьи, публицистика, письма. – М.: Правило веры, 2002. – 662 с. 12 Кисиль В.Я., Риберн В.В. Галерея античных философов: В 2 т. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – Т.1. – 576 с.; Т. 2 – 576 с. 13 Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М.: Высшая школа, 2003. – 438 с. 14 Котенко В.П. История и философия классической науки: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2005. – 480 с. 15 Кун Т. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2001. – 608 с. 16 Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – 3-е изд., испр. – М.: Че Ро, 2005. – 187 с. 17 Макиавелли Н. Государь. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2003. – 656 с. 18 Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого. / Пер. с нем. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 336 с. 19 Никифоров А. Философия науки: история и теория. – М.: Идея-Пресс, 2006. – 264 с. 20 Основы философии науки: Учебное пособие для вузов. / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект, 2005. – 544 с. 21 Розанов В.П. Сочинения. Опавшие листья: Из рукописного наследия. – М.: Лаком-книга, 2001. – 368 с. 21 Романов Ю.И., Сандулов Ю.А. Краткая история философской мысли: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., стереотип. – СПб.: Лань, 2002. – 224 с. 22 Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М.: Высшая школа, 2003. – 428 с. 23 Столович Л.Н. История русской философии. Очерки. - М.: Республика, 2005. – 495 с. 24 Социальная философия: Словарь/ Под общ. ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова. – М.: Акад. проект, 2003. – 556 с. 25 Томпсон М. Восточная философия/ Пер. с англ. – М.: ФАИР-Пресс, 2002. – 384 с. 26 Фараджев К.В. Русская религиозная философия. – М.: "Весь Мир", 2002. – 208 с. 27 Философский словарь/ Под общ. ред. А.П.Ярещенко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 560 с. 28 Философия: справочник студента. – М.: "Слово", АСТ, 2002. – 672 с. 29 Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – 480 с. 30 Фрейд З. Психология бессознательного. – СПб.: Питер, 2002. – 400 с. 31 Фрейд З. Я и Оно. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 864 с. 32 Фромм Э. Гуманистический психоанализ. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 224 с. 33 Хайдеггер М. Бытие и время. – СПб.: Наука, 2002 – 452 с. 34 Хрестоматия по западной философии: Учебное пособие/ Составитель – Н.И.Фокина; под общ. ред. В.И.Кириллова. – М.: ТК Велби, "Проспект", 2006. – 544 с. 35 Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 703 с. 36 Шестов Л. Афины и Иерусалим. – М.: АСТ, 2001. – 400 с. 37 Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. / Пер. с нем. – М.: Эксмо; СПб.: Милгар, 2005. – 736 с. 38 Юнг К. Проблема души нашего времени. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.
Вспомогательная 1 Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА-Пресс, 2001. – 448 с. 2 Баландин Р.К. Самые знаменитые философы России. – М.: Вече, 2001. – 480 с. 3 Вонг Е.. Даосизм. / Пер. с англ. – М.: ФАИР-Пресс, 2001. – 352 с. 4 Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 472 с. 5 Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология. – М.: Гардарики, 2000. – 486 с. 6 Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии XIX-XX вв. – СПб.: Летний сад, 2001. – 322 с. 7 Зеньковский В. История русской философии. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. –896 с. 8 Кессиди Ф.Х. Сократ. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Алетейя, 2001. – 352 с. 9 Малявич В. Конфуций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Молодая гвардия, 2001. – 357 с. 10 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. – Т.3: Новое время (От Леонардо до Канта). – СПб.: ПЕТРОПОЛИС, 1996. – 710 с. 11 Современная западная философия: Словарь. – М.: ТОН - Остожье, 2000. – 544 с. 12 Философы двадцатого века: Сборник. / Отв. ред. А.М.Руткевич. – М.: Искусство, 1999. – 263 с. 13 Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учебное пособие для вузов: В 3 ч. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.2. – 528 с. 14 Хрестоматия по истории философии (русская философия): Учебное пособие для вузов: В 3 ч. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.3. – 672 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное) Краткий словарь Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|