Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Очерк первый. Всемирно-историческая точка зрения





Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ

Очерк первый. Всемирно-историческая точка зрения

Постепенное объединение судеб отдельных стран и народов. Беглый взгляд на целое всемирной истории. Необходимость изучения общего хода истории и задача философии истории. Два способа философского построения всемирно-исторического процесса. Применение идеи закономерности к пониманию всемирно-исторического процесса. Разбор некоторых возражений против всемирно-исторической точки зрения. Обычное деление всемирной истории и его ненаучность. Схема, предложенная Л. Мечниковым. Теория культурно-исторических типов.

Очерк второй. Древнейшие восточные цивилизации

Три отдельных исторических мира в древности. Особенное значение ближайшего Востока. Начало всемирной истории. Главные периоды общей истории Востока. Что можно считать концом истории древнего Востока? Причины возникновения древнейших цивилизаций в определенных местностях. Историческое превосходство ближайшего Востока над Китаем и Индией. Причины гибели древнейших цивилизаций и культурного застоя в истории восточных народов. Значение Востока в религиозной истории человечества. Культурное влияние Востока на европейскую историю. Неодинаковое зна­чение отдельных восточных народов во всемирной истории.

Очерк третий. Греко-римский мир

Важность знакомства с историей классического мира. Географические условия греко-римской истории. Сравнительная характеристика греков и римлян. Различие греческого и римского наследства. Различие в политической истории Греции и Рима. Превосходство греко-римской цивилизации над восточной. Начало политической свободы и светской культуры в античном мире. Вопрос о различном понимании и осуществлении принципа свободы в античном и новом мире. Вопрос о рабстве в античном мире. Греко-римское объединение культурного мира. Романизация варваров. Натиск варваров на Римскую империю. Постепенный упадок империи. Прогресс в античном мире.

Очерк четвертый. Общий взгляд на средние века

Три параллельные средневековые культуры: византийская, арабская и западноевропейская. Распадение единого исторического мира на три обособленных культурных мира. Культурный кризис в конце античного мира. Особенная важность зап­адноевропейской истории. Взаимные отношения мусульманского Востока и христианской Европы в средние века. Средневековые отношения в самом мусульманском мире. Образование в средние века романо-германского и греко-славянского миров в Европе и их взаимные отношения.

Очерк пятый. Западноевропейское средневековье

Три источника средневековой западноевропейской культуры: античное наследие, христианство, древнегерманский быт. Различие в понимании их взаимоотношений у разных истори­ков. Был ли переход от античности к средневековью прогрессом или регрессом? Современный спор об эко­номическом развитии древности и средних веков. Деление западноевропейского средневековья на периоды. Обособление Западной Европы, как отдельного исторического мира. Значение монархии Карла Великого. Средневековый социально-политический быт и феодальная система. Общая характеристика средневекового католицизма. Место средних веков в истории прогресса


 

Очерк шестой. Переход от средних веков к новому времени

Отношение нового времени к средним векам. Вступление всемирной истории в океанический период. Новое экономическое развитие Европы. Общее значение ренессанса и гуманизма. Судьба классической литературы в средние века. Действительно ли завоевание Константинополя турками было причиною возрождения классической древности на Запа­де? Значение классического элемента в истории нового умственного движения. Развитие индивидуализма и секуляриэационных стремлении. Начало новой науки и филосо­фии. Упадок средневекового католицизма и “порча церк­ви”. Влияние религиозной реформации на гуманизм и возрождение последнего в “просвещении” XVIII в. Состояние политического мира и конце средних веков и в начале нового времени. Напор мусульманства. Образование наци­ональных государств на За ладе. Сословная монархия и начало абсолютизма.

Очерк седьмой. Главные культурные эпохи новой евро­пейской истории

Два главных отдела попой западноевропейской истории. Общий взгляд на историю четырех последних столетий. Разные стороны реформационного движения. Неодинаковость участия отдельных народов в этом движении. Общие принципы реформации. Католическая реакция. Просвещение XVIII века. Философия естественного пра­ва. Реакция против идей XVIII в. в начале XIX столетия. Развитие положительной науки в XIX в. Значение этого развития в истории техники. Важность его в истории новейшего миросозерцания.

Очерк восьмой. Происхождение современного западно­европейского общества и государства

Постепенная дефеодалиэация общества и государства на Запа­де. Общее значение развития городов в конце средних веков. Судьбы народной массы. Политические и социальные движения реформационной эпохи. Связь религиозной реакции с политическою. “Старый поря­док”. Настроение буржуазии при старом порядке. Просвещенный абсолютизм. Общеевропейское значение французской революции. Ее антецеденты и ее принципы и следствия. Экономический переворот конца XVIII и начала XIX вв. Беглый обзор новейшей европейской истории.

Очерк девятый. Распространение всемирного господства европейских народов

Постепенное расширение всемирно-исторической сцены. Первенствующая роль народов арийской расы во всемирной истории и особое значение Европы. Распространение трех мировых религий в старом и новом свете. Значение религиозного фанатизма отсталых стран. Открытие и колонизация европейцами новых земель. Краткая история Америки и Австралии. Экономическое и культурное развитие новых обществ европейского типа в западном полушарии. Исторические судьбы Азии и роль европейских народов в отдельных ее частях. Отсталость африканского материка в историческом отношении. Раздел Африки между европейскими народами в XIX в. Влияние технического прогресса Европы. Мировая торговля и мировая политика.

Очерк десятый. Место России во всемирной истории

Общий взгляд на место России во всемирной истории. Позднее выступление России в истории. Географическое положение Восточно-Европейской равнины. Значение великого водного пути и южнорусских степей. Татарское иго. Место России в славянском мире. Порядок эконо­мического и культурного развития в Западной и в Восточной Европе. Значение для России Балтийского моря. “Московия”. Священная Римская империя на Западе и Москва в качестве “третьего Рима” на Востоке. Европеизация России. Славянофильская философия истории. Расширение границ России в XVII—XIX вв. Роль России в Азии.


 

ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ 1903 Г.

Настоящая книга представляет собою то же самое, что из­данные мною раньше “Введения” в курсы истории новей­шего времени (1881), древнего мира (1882), средних веков (1883), нового времени (1884) и древнего Востока (1887), а также “Философия культурной и социальной истории нового времени” (1893) и “Главные обобщения всемирной истории” (1903). Названные “Введения”, действительно, были введения в читанные мною общие университетские курсы, которым я обыкновенно предпосылал общие обзоры больших отделов истории. Что касается до двух остальных книг, то они тоже имеют характер общих обзоров, но являются уже не введениями, а подведениями итогов. “Философия культурной и социальной истории нового времени” была написана мною после выхода в свет первых трех томов моей “Истории Западной Европы в новое время” (1892 и след.), как обобщение главного содержания этого труда, могущее, вместе с тем, быть введением в историю XIX века, которая (до 1870 г.) потом и изложена была в четвертом и пятом томах названного сочинения. Наконец, “Главные обобщения всемирной истории” были задуманы и выполнены мною, чтобы свести к более объединенному и обобщенному виду весь фактический и идейный материал, заключающийся в моих “Учебных книгах” древней, средней и новой истории, предназначенных для среднего образования. Теперь, в сущ­ности, я даю как бы слияние в одно целое наиболее сущест­венного содержания названных книжек с всемирно-истори­ческой точки зрения, переработанное притом и дополненное.

В чем заключается всемирно-историческая точка зрения, это объяснено в первой главе настоящей книги, и потому здесь об этом нечего говорить. Замечу только, что названная точка зрения есть по самому существу своему историко-философская, и, следовательно, предлагаемые очерки “Об­щего хода всемирной истории” относятся к так называемым философиям истории. В книгах подобного рода очень часто философия, в смысле логической системы, получает перевес над историей, в смысле построения, основанного на реаль­ном взаимоотношении фактов. Эта книжка, наоборот, имеет скорее именно исторический, чем философский характер, и для того, чтобы понимать ее содержание, достаточно вообще лишь знания среднеучебного курса истории и неко­торого научного образования вообще. Успех, какой имели среди лиц, занимающихся самообразованием, названные выше книжки, позволяет- мне надеяться, что и эта не будет лишнею для тех, которые желают охватить всемирную историю в ее целости.

Настоящая книжка—первая в задуманной редакцией “Вестника и Библиотеки Самообразования” серии истори­ческих книг общего содержания.

2 мая 1903 г.

 


ОЧЕРК ПЕРВЫЙ

Очерк второй

Начало всемирной истории

В настоящее время мы в состоянии даже определить эпоху и назвать факт, когда положено было первое начало более широкому политическому взаимодействию народов, хотя бы оно выражалось сначала, главным образом, в военных пред­приятиях и опустошительных нашествиях. Один из первых египетских фараонов XVIII династии, вступление которой относят за семнадцать веков до Р. X., именно Тутмес I, предпринял завоевание Сирии и дошел до Месопотамии, где, равным образом, давно уже существовали развитая историческая жизнь и высокая культура. “Со вступлением египтян в Сирию, говорит Масперо, открывается новая эпоха в судьбах древних наций: кончается история обособленных народов, начинается история мира”. “Таким образом, заме­чает по поводу того же факта Георг Вебер, Египет выступает из своей замкнутости и становится государством, участву­ющим в общем ходе человеческой истории”. Это же появле­ние египтян в Месопотамии Ван-дер-Берг называет “первым важным событием в истории Ассирии”, зависевшей сначала от Халдеи, а потом сделавшейся одною из великих монархий Востока. Завоевание Сирии Тутмесом I повлекло за собою подчинение Египту финикийских городов, а именно, поль­зуясь покровительством фараонов, Сидон своею колониза­цией превращает Средиземное море в финикийское озеро, на островах и берегах которого он основывает, по выражению Масперо, “настоящую колониальную империю”. В этих странах финикийцы явились и пионерами цивилизации, посредниками в распространении искусств Египта, Ассирии и Вавилона. Таково было начало той всемирно-исторической драмы, которая с тех пор без перерыва, хотя меняя сцену и актеров, равно как свое содержание и свой характер, разыгрывается уже около тридцати пяти веков.

Очерк третий

Греко-римский мир

 

Романизация варваров

Заимствовав высшую культуру у греков, римляне, в свою очередь, переносили ее к западным варварам — к испанцам, африканцам, галлам, а позднее и к британцам, еще позднее и к германцам. Культурное объединение древнего мира было как бы прямым следствием его политического объединения под властью Рима. На Востоке еще со времен Александра


Македонского, как мы видели, господствовал эллинизм, и в культурном отношении римлянам там делать было нечего, но зато перед романизмом открыт был весь Запад. Культурная жизнь делала здесь такие успехи, что в эпоху империи из провинциалов выработалось немало видных государственных деятелей и писателей. Наибольших разме­ров Римская империя достигла, как мы знаем, в начале П в. по Р. X., и уже в эту эпоху в империи заметно было различие между восточными и западными областями, из которых первые находились под культурным влиянием эллинизма, тогда как вторые все более и более романизировались. Если мы проведем линию с с.-з. на ю.-в., от теперешней границы между Англией и Шотландией, через устье Рейна к устью Дуная, то указанная линия разделит всю Европу на две неравные части. На юг от этой черты лежали в первые века нашей эры культурные области Римской империи, к северу начиналось варварство, и лишь по северному берегу Черного моря располагалось несколько культурных городов, обязан­ных своим происхождением греческой колонизации. В Ев­ропе находилась большая часть Римской империи. В Азии она владела, в сущности, лишь Малой Азией и сирийским побережьем, в Африке — тоже только прибрежными страна­ми. Таким образом. Римская империя была по преимуществу государством европейским. За пределами империи, в с.-в. части европейского материка жили варварские народы, которые тоже начали свою историческую жизнь под силь­ным политическим и культурным влиянием Рима. В IV в. вся полоса земли между Немецким и Черным морями, на с.-в. от линии Рейна и Дуная была заселена германскими племе­нами, с вторжением которых римляне познакомились еще за 100 лет до Р. X. (кимвры и тевтоны). Германцы отделяли Римскую империю от племен славянских, которые тоже, но только гораздо позднее начали свои вторжения в пределы империи. Большую часть пространства, каким владел Рим на Западе, а именно Северную Италию, Испанию, Галлию и Британию, перед их завоеванием Римом населяли кельты. Оставаясь долгое время соединенными между собою под одною властью, принимая к себе римских колонистов и


римские легионы, подчиняясь римскому культурному влиянию, кельты сильно романизировались. Доказательством этому может служить то, что население большей части названных стран: французы с бельгийцами и частью швейцарцев, испанцы, португальцы и, наконец, конечно, сами итальянцы, — говорят на языках, происходящих от простонародной латыни и по своему римскому происхождению называемых роман­скими (к числу романских языков принадлежит и румын­ский, господствующий к северу от нижнего течения Дуная, в бывшей римской провинции Дакии).

Постепенный упадок империи

Римское правительство все более и более чувствовало в IV в. трудность управления обширной империей, которой в это время приходилось бороться на два фронта, с германцами и персами, тем более, что натиск делался все более и более сильным. В 395 г. Римская империя разделилась на две половины, и вскоре затем западную половину постепенно заняли отдельные германские племена, основавшие здесь свои государства. В 476 г. произошло так называемое падение Западной Римской империи, считающееся по старой тради­ции концом древней истории и началом истории средних веков. Конечно, дело не в этом событии и не в этой дате, но, во всяком случае, со времени торжества в Римской империи христианства, со времени разделения самой империи на две половины с обособлением эллинизированных и романизи­рованных ее частей, со времени появления на сцене всемир­ной истории германцев, а за ними и славян и с падения Западной Римской империи всемирная история вступает в совершенно новый период.

Прогресс в античном мире

Мы видели в этом очерке античного мира, что он в общем был шагом вперед с древним Востоком, т. е. что класси­ческими народами был осуществлен гораздо более значи­тельный прогресс сравнительно с их предшественниками в истории культурного и социального развития. Умственный прогресс у греков и римлян был тем более возможен, что философская и научная мысль у них пользовалась большею свободой, чем на Востоке; прогресс нравственный, в свою очередь, был необходимым следствием выработки общече­ловеческой культуры и того взгляда на достоинство чело­века, который должен был возникнуть в общинах, состояв­ших из свободных и дороживших своею свободою граждан; прогресс социальный, в свою очередь, был обусловлен тем, что публичная жизнь в известный, по крайней мере, период, не была замкнута в определенные рамки, но свободно


двигалась и свободно развивалась. Где нет свободы иссле­дования, где человек не дорожит своим достоинством и не признает этого достоинства в других, где его деятель­ность скована чужими велениями, там нет и не может быть прогресса. Так было на Востоке. Но не так было в клас­сическом мире, и классический мир шел вперед.

Доказывать, что греки и римляне прогрессировали в ум­ственном отношении, — совершенно излишне. Древние оставили Европе слишком богатое наследство в своей науке, философии, праве, чтобы сомневаться в этой истине. С дру­гой стороны, мы слишком хорошо знаем, как невелик был умственный багаж, с которым они пустились в свою истори­ческую дорогу, чтобы не ответить весьма обстоятельно на вопрос, что же было сделано ими? Греки были главными вождями в этом путешествии, и в него они увлекли и дру­гие народы. Своим духовным богатством древние удивили европейцев конца средних веков, и, только получив это наследие, новые народы особенно быстро двинулись вперед. Самая идея прогресса, как показывает ее история, возникла главным образом из рассмотрения интеллектуальной исто­рии древнего мира.

Перейдем теперь к морали. Начало исторической жизни греков и римлян было эпохой весьма низкого уровня нрав­ственного развития. В человеке ценились чуть ли не исклю­чительно тело, физическая сила и ловкость; сила составляла единственное право по отношению ко всем людям, стояв­шим вне известной гражданской общины, вне известного племени: нравственные обязанности признавались только в отношении к сочленам своего общества, которое пони­малось притом очень узко. У римлян слова “иностранец” и “враг” были синонимы, и само право освящало над врагом всякого рода насилия: “ad versus hostem aetema auctoritas esto”! To, что ныне считается преступным, нередко прославлялось, как героический подвиг, и греческая мифология была полна такими рассказами о богах, которые возмущали впоследствии более чуткую совесть позднейших поколений: на таких мифах отразилось нравственное состояние общества, их создавшего, варварство той эпохи, когда они возникли.


Беззащитные — старики, женщины, дети, люди, побеж­денные на войне, — были предметом самого грубого насилия. Человеческая личность сама по себе не уважалась, и право освящало бесконтрольную власть сильных над слабыми: господин мог, как ему было угодно, распоряжаться со своим рабом: женщина была вечным малолетком и не имела почти никаких прав по отношению к своему отцу, мужу, опекуну: отцовская власть держала в вечной кабале взрослого сына. Месть, самая свирепая, неумолимая вражда были своего рода добродетелями. В международных отношениях господ­ствовала голая сила, и обращение побежденных в рабство было прогрессом сравнительно с теми случаями, когда их избивали, щадя только женщин и детей для продажи в неволю. С другой стороны, существовавшие в обществе моральные предписания, наблюдаясь лишь по отношению к членам одной гражданской общины, стояли в тесной связи с сакральными требованиями, не имевшими этического харак­тера, и часто деяние, в нравственном смысле безразличное, считалось более важной доблестью, нежели какой-нибудь действительно моральный поступок. Позднейшая история сохранила много черт этого первобытного варварства: в ней были эпохи сравнительно высокой цивилизации, когда нравственность была, однако, в полном упадке, но, несмотря на все это, можно обнаружить значительный моральный прогресс в древнем мире. Например, этические учения составляют видную часть греческой философии, а у римлян философия главным образом и существовала только в смы­сле моральных систем. В этих учениях вырабатывался прин­цип духовного достоинства и совершенства человека: идеа­лом было уже не атлетическое тело, не храбрость на войне, не насильственность во всем поведении, свидетельствующая о физической мощи, а нечто другое, что каждый философ определял по-своему, но что мы можем обобщить под современным выражением “нравственное развитие”. Далее, в этих учениях принцип морали освобождался от своего сакрального характера, благодаря которому нравственная обязанность и исполнение какого-либо чисто внешнего обряда считались за одно и то же: философия искала для


морали основы в природе человека и во всеобщем разуме и, даже выводя правила поведения из врожденного человеку стремления к счастью, умела все-таки самое счастье опре­делять так, что оно не было похоже на чисто животное удовлетворение физических потребностей низшего порядка. По учению стоиков, самому возвышенному, до какого только додумался древний человек, истинное блаженство сообща­ется добродетелью, т. е. жизнью, сообразной с разумной природой души. В эту философию все более и более прони­кают и все более и более в ней укрепляются симпатические чувства к человеку, и сам стоицизм в этом отношении совершил большой прогресс сравнительно с собственным основным принципом, с тою идеею, из которой исходила вся школа. Вначале эта была доктрина какого-то спокойного безразличия, философского бесстрастия, которая порицала всякий аффект, нарушающий внутренний мир человека, равновесие его души. Мудрец, по первоначальному учению стоиков, не должен давать власти над собою состраданию; он не должен знать и чувства прощения. Зло, господ­ствующее в мире, стоики и не думали побеждать: они учили только, что для себя лично его можно сделать нечувстви­тельным, возвышаясь над ним бесстрастием своего духа, и только. У позднейших стоиков римской эпохи, у Сенеки, у Марка Аврелия, у Эпиктета, эта моральная доктрина уже отрешается от своей безразличной исключительности, и сто­ицизм делается проповедью сострадания, любви к ближ­нему, братства и одинакового достоинства всех людей. “Природа, — говорит Сенека, — сделала нас всех родными... Она внушила нам взаимную любовь... Нужно жить для других, если ты хочешь жить для себя... Природа вложила в сердце человека любовь к себе подобным, она приказывает нам быть им полезными, будут ли они свободные или рабы, благородные или вольноотпущенники. Везде, где есть человек, есть место для благодеяния... Есть ли кто любящее человека? Люди рождены для взаимной помощи; они стремятся к соединению, хотят быть полезными; они помо­гают даже незнакомым; они готовы жертвовать собою ради других”. У Сенеки остается еще кое-что из того бесстрастия,


которое было идеалом ранних стоиков: “мудрец, — говорит он, напр.,— отрет слезы других, но не примешает к ним своих... Он не будет сострадательным, но он будет помогать другим”. Но зато он порицает ненависть и мстительность, как недостойные мудреца. У Эпиктета мы находим уже такие места: “Это — разбойник, не должен ли он погибнуть? Скажи лучше, что этот человек находится в заблуждении, что он слеп; разве следует предавать смерти слепца или глухого?.. Один пират потерпел кораблекрушение, и некто дал ему одеяние, принял его к себе и снабдил всем необхо­димым. Когда его стали бранить за то, что он оказал благодеяние разбойнику, он отвечал: я исполнил свой долг не по отношению к этому человеку, а по отношению к чело­вечеству... Ты гражданин мира, ты часть вселенной. Но какова главная обязанность гражданина? Это — не руко­водиться исключительно своей пользой, как будто бы он был отделен от общего союза, но действовать, как рука или нога, которые — если бы могли рассуждать и понимать устройство природы — направляли бы свои движения и свои стремления сообразно с потребностям всего тела”. “Душа моя, — восклицает император Марк Аврелий, — испытаешь ли ты, наконец, блаженство любить людей и им благоде­тельствовать?.. Люби людей, с которыми тебе суждено жить, и люби их истинною любовью... Чего тебе еще нужно, когда ты делаешь добро людям? Разве тебе недостаточно того, что ты сделал нечто, соответствующее твоей природе, и ты хочешь еще награды? Это все равно, если бы глаз потребовал платы за то, что смотрит, и ноги за то, что ходят... Я член одного великого тела, которое составляют все разумные существа... Такой-то меня презирает, это его дело. Что касается до меня, то я буду остерегаться делать и говорить что-либо достойное презрения. Другой меня ненавидит, и это его дело. Я кроток и хорошо ко всем расположен...” Те же стоики провозглашали, что отечество человека — вся вселен­ная, что и рабы имеют те же нравственные достоинства, какие вообще заключаются в человеческой природе, что все люди братья, что любовь к ближнему есть главный закон, связывающий всех людей в одно великое отечество и т. д.,


т. е. проповедовали принципы, диаметрально противо­положные тем. которые лежали в основе морали грека и римлянина в начале их исторической жизни. Насколько эти принципы проникали в жизнь, это другой вопрос, но что они могли зародиться только в обществе, достигшем известной степени нравственного развития, это едва ли подлежит сомнению.

Теперь, наконец, прогресс социальный. Война есть одно из самых антисоциальных явлений. Греки и римляне начали с войны; войной Рим завоевал древний мир; война прослав­лялась старыми поэтами. Объединение “вселенной” Римскою империею водворило мир, по крайней мере, внутри этой империи, направило общество к более мирной деятельности и заставило тогдашних поэтов прославлять именно это умиротворение вселенной. Позднейшие войны империи имели целью не столько расширение пределов империи, сколько защиту ее границ. В начале античной истории мы замечаем, далее, доведенный до крайности партикуляризм: отдельные гражданские общины вечно враждуют между собою, и если среди них образуются союзы, то обыкновенно самая сильная пользуется союзом лишь для того, чтобы владычествовать над остальными: это — господство города над городом, граждан над побежденными, как антисоци­альный результат изначального в Греции и Италии обособ­ления отдельных общин, не считающих себя связанными между собою какими-либо узами. Но среди этого хаоти­ческого быта замечается и отчасти осуществляется стремле­ние к единению на началах равноправности: греческие города в эпоху македонского владычества создали Ахейский союз уже на началах равноправности; замкнутый сначала сам в себе, Рим распространил права своих граждан на все свободное население империи. Внутри самих гражданских общин сначала господствует антисоциальный принцип крайнего неравенства; эвпатриды и патриции являются едиными господами и распорядителями общин, демос. плебеи либо совсем исключены из пользования полити­ческими правами, либо играют самую последнюю роль. Разве нельзя причислить к прогрессивным явлениям падение


этого неравенства, когда, напр., в Афинах установилась демократия, или когда в Риме были уравнены права патри­циев и плебеев? Правда, античный мир пал, не уничтожив рабства, но и тут законодательство империи, взявшее раба под свою защиту, было прогрессом в сравнении с более ранним правом, оставлявшим раба в полной зависимости от господина. Социальный принцип есть принцип солидар­ности, и понятное дело, что эта солидарность имела к концу античного мира гораздо большую сферу действия, чем в начале его истории: все жители обширной империи в качестве граждан единого государства были теперь так же политически солидарны между собой, как прежде могли быть солидарны только граждане одного города; между отдельными общественными классами было более солидар­ности, когда их права были уравнены, нежели тогда, когда сословия чуть не были готовы превратиться в касты наподо­бие тех, какие существовали в Индии. Правда, Римская империя не осуществила принципа солидарности вполне, но, спрашивается, осуществило ли его во всем его объеме хотя бы одно из новых государств Европы? Не является ли осуществление этого принципа и теперь еще далеким идеалом будущего в мечтах лишь передовых людей нашего времени? Нужно брать вещи относительно, и, смотря на дело с этой точки зрения, мы обнаружим и в античном мире прогресс социальный. Одна история римского права есть история прогрессивного, постоянного движения вперед к разумному и общечеловеческому. Старые сакральные воз­зрения с течением времени уступали место философским, так как первые римские юристы стояли в связи с жречеством, последние находились под влиянием стоиков. Старое, исключительно римское, строгое и буквальное право (jus strictum) стало вытесняться постепенно правом, основанным не на букве закона, а на справедливости (jus aequum), приме­няясь не к данному только месту, а к потребностям всякого народа (jus gentium). В политике родовая связь первоначаль­ных общин, выражавшаяся в слове patria, заменилась более широкою связью общности интересов, что выразилось в названии государства общественным делом (res publica, to


koivov). Свободные учреждения Греции и Рима также вос­питывали общественный дух граждан, и уже Аристотель объявил, что “государство не что иное, как союз равных между собою существ, ищущих заодно благополучного и удобного существования”. Это уже не восточная деспотия, но это и не первоначальная античная община.

Совершив известного рода прогресс, античный мир пал. На развалинах Западной Римской империи основались новые народы, начавшие новую жизнь. Восточная, или Византий­ская империя с центром в Константинополе продолжала еще существовать после того около тысячи лет, но в неко­торых отношениях это было какое-то существование забытой смертью дряхлости. Падение античного мира давно уже сделалось предметом историко-философских рассуждений, усматривавших в этом явлении или нечто, предопределен­ное заранее Провидением в его неисповедимых путях, или естественный конец известного момента в истории челове­чества, совершающейся будто бы по известному плану, выполняя который отдельные нации выступают каждая со своей особой миссией — осуществить известную идею: роль сыграна, пора и сойти со сцены. Первый ответ ничего не решает в вопросе, второй дает решение совершенно произ­вольное.

На самом деле в истории не существует прямолинейного и безостановочного прогресса, и рядом с силами, двигаю­щими общество вперед, в жизни проявляют себя еще иные силы, которые искажают, замедляют, останавливают прогресс и даже толкают общество назад. Вследствие этого прогресс существует рядом с регрессом; поэтому же отдельные тече­ния прогресса опережают одно другое или одно от другого отстают. Высокая культура народа, выработанная меньшин­ством, не всегда гармонирует со степенью духовного разви­тия большинства, которое при известных обстоятельствах может главным образом и начать задавать тон жизни. Подобным же образом высшее умственное развитие встреча­ется рядом с меньшим соответствием между поведением людей и их нравственными правилами, нежели это было при менее значительном умственном развитии, и тогда


в обществе происходит понижение нравственного уровня. Наконец, менее сносные для большинства формы общежи­тия совмещаются иногда с самым развитым миросозер­цанием, и тогда умственный прогресс, не сопровождаемый прогрессом социальным, является чем-то односторонним и непрочным и т. д. История есть явление в высшей степени сложное, представляя ряд одновременных и последова­тельных, частью друг друга обусловливающих, частью друг на друга влияющих культурно-социальных процессов весьма различного свойства. Очевидно, что между находящимися во взаимодействии общественными явлениями есть прогрес­сивные, есть и регрессивные. Иногда последние являются зародышами смертельной болезни, которую не в силах предотвратить первые, или же прогрессивной тенденции приходится обрабатывать такой материал, который очень трудно поддается обработке, и обрабатывать его притом средствами, прямо не ведущими к цели. Таков именно был случай античного мира. Прогрессивность его истории оче­видна, но в высшее его состояние перешли такие старые недуги и выработались из них такие новые, что должны были естественно и необходимо привести к смерти. Главная беда, как мы видели, заключалась в том, что античная цивилизация была только цивилизацией меньшинства, масса же продолжала коснеть в невежестве. Труд этой массы поддерживал существование культурного слоя, но рабством, бедностью, отвращением от нее образованных классов, деспотизмом государства сама она была поставлена в полную невозможность духовного развития. Благодаря самому про­грессу, совершившемуся в одном только культурном слое, с течением времени пропасть между меньшинством и боль­шинством делалась все большею и большею, и это уже само по себе было явлением регрессивным. В раннюю эпоху отдельные общественные классы были теснее связаны между собою одинаковою степенью умственного развития, общими верованиями, преданиями и т. п. Прогресс состоял как раз в разложении этих верований и преданий, но так как он ограничивался лишь одним слоем, то первоначальное единство разрушалось: культурный слой, интеллигенция


пережила веру отцов и находилась под влиянием философ­ских учений, а масса жила всякого рода суевериями; в интел­лигенции вырабатывалась самая гуманная мораль, тогда как народ был в совершенно диком состоянии; меньшинство додумывалось до более правильных форм общежития и пользовалось человеческими правами, масса находилась в порабощении, не имела ни прав, ни патриотизма. Изоли­рованное меньшинство не могло быть носителем прогресса, когда масса разучилась понимать меньшинство и начинала им тяготиться, как классом, жившим ее потом и кровью и ей взамен ничего не дававшим. Большинство, которое состав­ляет силу всякого общества, не имело оснований поддер­живать меньшинство, двигавшее общество вперед, но от большинства оторванное, и само меньшинство, изолирован­ное от массы, теряло под собою почву, лишалось своей основы, постепенно падало от внутреннего бессилия и внеш­них ударов и утрачивало свою свободу, не имея возможности заинтересовать все население в ее поддержке, а со свободой оно теряло одно из условий дальнейшего развития. Цивили­зация должна была иссякнуть: невежественная, грубая, бесправная масса не могла поддержать ту культуру, которую выработало для себя меньшинство. Так и случилось в Рим­ской империи. В основе ее находились многочисленные массы рабов и крепостных, живших в самой примитивной обстановке, и лишь верхи общества были проникнуты или затронуты греко-римской цивилизацией. Опираясь на поли­тическую неразвитость всего населения и на испорченность прежних свободных граждан, происшедшую от той деспоти­ческой власти, которую они имели над населением, — в государстве водворился крайний деспотизм, задержи­вавший свободное движение общества и истощавший его материальные силы. Мы уже видели, какие причины, с другой стороны, приводили Римскую империю к эконо­мическому оскудению, а за материальным обеднением следовали уменьшение народонаселения, меньшая возмож­ность для имущих классов поддерживать свою культурную жизнь, постепенное понижение интеллигенции до уровня массы, усиление преданий этой массы, и все это


вело к застою, к коснению в раз установившихся рамках: пример — Византия с ее чисто восточным складом жизни. Античный мир шел в данном случае, так сказать, по ложной дороге. Он выработал многое в области мысли, но эта мысль была достоянием незначительного меньшинства. Он стал дохо­дить до более высокой морали как раз в то время, когда характеры мельчали под влиянием политического деспо­тизма. Он установил лучшие формы общежития, уничтожив вечную вой







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.