|
Программа Дней дружбы для 10-х классовСтр 1 из 11Следующая ⇒ Сентября 9.00- линейка «Место встречи изменить нельзя» Сентября, пятница
Программа дней дружбы(второй вариант)
День первый «Торжественный»
День второй «Сдружительный»
День третий «Спортивно-оздоровительный»
День четвертый «Интеллектуально-творческий»
День пятый «Родительский»
Идея №2 «А давайте перезнакомимся снова…» (Удав из мультфильма «33 попугая») В рамках недели Дружбы (или как самостоятельное дело) можно провести тренинг «на знакомство». Особенно он полезен в том случае, если коллектив сформирован вновь или если в класс пришли новые ребята. Но даже если состав класса остался без изменения, проведение тренинга «на углубленное знакомство», будет полезным и интересным событием. Вообще термин «тренинг» происходит от английского “to train” – обучать, тренировать. Социально-психологический тренинг - это наиболее эффективный на настоящее время и широко используемый в цивилизованном мире метод обучения психологическим навыкам построения межличностных отношений в малых группах при содействии ведущего. В каждом тренинге условно выделяются три этапа(вводный, основной и заключительный). На первом проводятся специальные упражнения и игры – «ледоколы», направленные на снятие напряжении, «разогрев» группы, создание творческой, рабочей атмосферы. Во время основного этапа побираются упражнения и задания, собственно решающие задачи тренинга(развитие специальных навыков, умений, знаний). Последний- этап рефлексии, групповой и индивидуальной оценки работы. Ниже приведены варианты упражнений и заданий каждого этапа. Все представленные упражнения и задания используются в рамках каких общих идей или дел. При выборе игр и упражнении важно помнить о возрасте детей и не переутомлять их заданиями. В то же время важно, упражнения не превращались просто в игры- развлечения. Для этого после каждого упражнения можно проводить краткое обсуждение того, как проходило упражнение. Тренниговое упражнение – занятие в группе по развитию коммуникативных навыков, закреплению способов поведения и отдельных качеств личности. Чаще всего проводится самим педагогом или подготовленным ведущим(водящим). Состоит из нескольких обязательных частей: 1.Объяснение смысла, задач и содержания деятельности каждого участника и всей группы во время упражнения (проводит педагог или ведущий). 2.Основная часть – выполнения задания (реализация содержания) в группе или индивидуально. 3. Личностный анализ(оценка) смысла и значимости для собственного развития каждым участником 4. Групповая рефлексия итогов и значения упражнения для развития личности и всей группы. Основные правила проведения упражнений:
Итак, час общения - тренинг знакомства в раках Дней дружбы. Участники располагаются по кругу. Представившись, педагог предлагает участникам сыграть в несколько игр на «знакомство» (возможны два варианта игр – для совсем не знакомых друг с другом и с детьми, уже знакомыми между собой). Игры 1 варианта 1. «Снежный ком». Назвав себя по имени, каждый ребенок представляет себя всем присутствующим. Теперь по часовой стрелке участникам предстоит по очереди называть имена всех сидящих от него справа и вновь назвать свое имя. На «втором» круге можно усложнить задачу и вместе с именем называть ласковое прозвище, самое любимое занятие, адрес дома, любимую книгу и др. 2. «Визитная карточка» - предложите детям нарисовать свою визитку – со всеми возможными данными, о которых они хотели бы поведать другим. Эти визитки можно использовать в качестве «бейджей» на других занятиях. 3. «Самореклама» - участники по очереди «дают о себе рекламу в газету» – говорят о том (в форме объявления или призыва), что они могут делать лучше всего. 4. «Последний герой» - ребятам предлагается «пройти отбор» для участия в передаче «Последний герой». Для этого они по очереди встают и говорят: «Я, Петя Иванов пригожусь команде на острове, потому что…». Игры 2 варианта. 1. «Снежный ком» - имя + характеристику из песни и стиха, другого литературного произведения 2. «Волшебный календарь» - ведущий просит объединиться детей в группы по какому-нибудь признаку календаря Ø родившихся в мае (ноябре, декабре…) Ø родившихся 14, 15 (18, 20 числа) Ø больше всего любящих воскресение (субботу…) Ø любящих сериал по пятницам (субботам…) Ø по гороскопу (в год Дракона, под знаком…) 3. «Встаньте те, кто». Ведущий просит встать (сделать шаг вперед) детей, которых объединяет какой-либо признак. Вначале это должен быть «простой» признак – общие детали одежды, общие месяцы рождения. Затем можно брать «качественные» признаки и характеристики личности. Можно задать 10-20 вопросов. Затем предложите одному из детей выйти в круг, а остальные попробуют вспомнить как можно больше его характеристик. Ø Встаньте те кто любит собак Ø Кто любит компьютер Ø Кто никогда не опаздывает Ø У кого есть братья Ø Кто всегда вежлив Ø Кто всегда честен Ø Кто никогда не кричит Ø Кто любит весну Ø Кто прочитал «Гарри Поттера» Ø Кто считает себя ответственным человеком Ø Кто был в других городах Ø Кто хочет стать миллионером 4. «Домино». Первый игрок называет свое имя и свою индивидуальную черту (голубые глаза) – на одну руку и качество на другую (я – веселый). Участники, у которых есть такие же черты или качества берут первого игрока за соответствующую руку и придумывают на другую руку «свое качество».
Упражнения на «углубленное знакомство» Упражнение. Работа «в круге». Дети по-очереди называют «личностные» изменения, которые произошли с ними за какой-то период. Упражнение. «Живое ранжирование». Педагог (ведущий) просит выстроиться по определенным внешним критериям, каждый следующий критерий – сложнее предыдущего. По первой букве имени в алфавитном порядке, по цвету волос, по росту, по цвету глаз, по количеству пуговиц на одежде, по радуге «любимых цветов» и др. Другой вариант – объединение по группам «интересов» («любимый сериал», «любимый вид деятельности», «любимая книга» и др.) Групповое обсуждение проводится через фразу-шаблон: «На игре я почувствовал…» Упражнение. «Импульс по кругу». Участники стоят в кругу, взявшись за руку. В центре водящий. Один из игроков называет имя другого в фразе «Передаю телеграмму…» и легким пожатием руки вправо или влево «отсылает» импульс «адресату». Водящий должен заметить «импульс» (перехватить телеграмму). Упражнение «Движение». Все участники встают в круг. По сигналу ведущего дети закрывают глаза и двигаются в «хаотичном порядке». При «столкновении» друг с другом они должны не открывая глаз, пожать руку и запомнить «прикосновение». По второму сигналу дети вновь встают в круг и не открывая глаза пытаются мысленно указать кто теперь стоит справа или слева. Упражнение. «Экспресс-интервью». Дети сидят в кругу. По желанию выбирается 1 игрок – интервьюированный. Каждый игрок может задать ему 1 вопрос. Интервьюированный может «уклониться» от ответа («шаблон «ответа нет») Упражнение «Чей предмет». Детям предлагается отдать ведущему 1 свой предмет (деталь одежды, аксессуар и др. – не подписанный) так, чтобы водящие не видели этого. Затем водящие должны «вспомнить» чей это предмет и раздать их хозяевам. Упражнение. Игра Добрая». Дети встают в кругу, лицом друг к другу, ладошки сомкнуты у каждого за спиной. В центре – водящий. Ведущий ходит по кругу за спинами игроков и делая вид, что опускает камушек (конфету) в ладони говорит: «Игра добрая, Саша честный, Паша смелый – и другому водящему нужно угадать, кому достанется камушек. Упражнение «Фраза по кругу ». Выбрав простую фразу, предлагается по кругу произнести её по-очереди, но каждый участник игры должен произнести её с новой интонацией. Упражнение «Зеркало ». Работая в паре, участникам предлагается выполнить несколько простых заданий, сымитировать действие. Оценивается быстрота реакции и «быстрота» реакции и слаженность работы в парах. Возможные задания: 1) пришить пуговицу 2) собраться в школу (собрать портфель) 3) одеться – раздеться 4) написать фразу «в воздухе» (тогда её нужно прочесть партнеру)
Дополнительные упражнения. Упражнение « Рисунок вдвоем ». Не договариваясь между собой в парах, предлагается нарисовать заданный ведущим рисунок. Возможно одна минута на «бессловесный контакт» - объяснить партнеру, что за задание получено. Упражнение "Наши имена ". Ведущий предлагает всем участникам группы встать в круг. Каждый по очереди делает шаг к центру круга и произносит свое имя в той форме, которая ему самому особенно нравится. После этого по сигналу ведущего все тоже делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник не двигается и молча наблюдает за этим. Упражнение « Спутанные цепочки » Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается "проворачивание шарниров" - изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар. В конце обсуждаются вопросы: · Что узнал нового о других · Что узнал нового о себе
Можно предложить также участникам составить старт-анкету. Старт-анкета.
Эта анкета – первоначальная информация о тебе группе. Сообщи не менее 25 сведений о себе в этой анкете (в том числе внешние данные, социальную информацию, физические параметры, информацию о родных и близких).
___________________________________________________________________
… 25._____________________________________________________________
Домашнее задание: открытый опрос «Все обо мне»
Инструкция. На предлагаемые в таблице мнения – тезисы ответь сам и попроси ответить твоих друзей, родителей, учителей (информация будет учитываться в викторине «Узнай наших»). При необходимости продолжи работу на дополнительном бланке (или в специальной).
В следующие два-три дня можно продолжить знакомство участников друг с другом. Предложите ребятам заполнять бланк- информации о своих одноклассниках.
Инструкция: В течении 2-3 занятий тебе предстоит собрать как можно больше информации о своих одноклассниках (это поможет тебе лучше узнать их). В предлагаемой форме делай краткие записи о наиболее существенных деталях твоих товарищей (можно завести несколько бланков).
Идея №3. «Давайте жить дружно»(Кот Леопольд) Для успешной жизнедеятельности классного коллектива очень важно, чтобы в коллективе существовали всеми принятые «правила общежития», правила групповой работы. Хорошо если эти правила будут разработаны совместно. На первом этапе занятия, «для разогрева» можно провести несколько упражнений на «сближение» и снятия напряжения. « Рука к руке». Играет нечетное количество игроков. Нужно поменяться парой по команде водящего: Ø найти пару по цвету глаз Ø по дню рождения Ø по высоте и др. И встать – «ухо к уху» - бок о бок - нога к ноге и др. «Созвучие». Двое членов группы, встав спиной, друг к другу, по сигналу руководителя удаляются в разные стороны. Они должны одновременно оглянуться, причем без какого-либо сигнала со стороны группы или друг друга, т.е. они должны почувствовать тот момент, когда партнер хочет оглянуться и сделать это. Затем они обмениваются своими ощущениями. «Волшебное слово». Вся группа встает тесным кольцом крепко взявшись за руки. Один из участников встает в центр. Он должен найти какие-то слова, доводы, интонацию, жесты при обращении к кому-либо из группы, чтобы тот поверил в его искренность и выпустил его из круга (за определенное время). «Лучшее качество». Один из участников группы садится в его центр и все говорят по 1-2 лучших его качества (поступков за сегодня).
На втором этапе ведущий предлагает каждому участнику назвать качество личности помогающее жить в обществе, при этом они передают клубок друг другу, разматывая его. В конце концов все участники будут связаны между собой. Педагог отвечает что вот так «связаны» между собой все люди – связаны деятельностью событиями, желаниями, поступками. Но иногда нить может оборваться. Педагог предлагает потянуть нить каждому на себя (или просит игроков переместится с места на место). Нить натягивается и рвется, если участники не договорятся между собой, кто куда будет двигаться. Педагог подводит участников к мысли, что для того, чтобы люди в обществе понимали друг друга, нужны определенные правила. И предлагает принять правила работы в группе – так как многие вопросы и задания в программе на занятиях придется обсуждать в группе. Педагог предлагает ребятам самим выработать эти правила - правила обсуждения проблемы и работы в группе. Правила можно оформить и записать в виде знаков – сигналов(предупреждающих, запрещающих, разрешающих) и развесить их на информационном стенде в классе.
Другой вариант выработки общих правил может быть таким.. В стартовой части занятия (или накануне) педагог формирует проблемную ситуацию и предлагает представить себе, что все дети становятся участниками игры, подобной «Последний герой», высаживаются на необитаемый остров, каждый, имея при себе одну вещь (дети называют, что они возьмут с собой и почему). Но в нашей игре в отличие от последнего героя стоит другая задача- «Выжить всем». И если сначала все могли устроиться, кто как-то очень быстро станет ясно, что нужно объединяться для общей жизни и деятельности. Даже на примере телеигры (можно показать её куски в записи и проанализировать) быстро договориться, распределить обязанности очень не легко. Нужны правила, принятые всеми – только тогда можно договориться, иначе будем жить как в слепую. Педагог предлагает обсудить, нет ли проблем «Последнего героя» в классе, всегда ли удается быстро договориться. Идет обсуждение – анализ. Почему это происходит и что сделать чтобы изменить ситуацию. Неизбежно возникает мысль о том, что и в классе нужны общие правила. Педагог предлагает обсудить (по группам), какие моменты жизни класса требуют таких правил. Дальнейшая работа может быть организованна в логике 2 приемов: 1) мозговой штурм 2) «развивающаяся кооперация» (С. Поляков) В первом варианте: получив задание, 3 группы в 5-6 человек разрабатывают предложения и выносят их от имени группы на общее обсуждение. Все предложения принимаются (педагог отслеживает лишь «повторяемость» их в группе), тщательно записываются на доске или ватмане. Затем общим обсуждением выбираются и принимаются наиболее значимые и важные для всех 5-6 правил по каждому пункту. Вариантом работы может быть «вертушка идей». Тогда свои идеи и предложения каждая группа записывает на большом ватмане (их 3-4 по количеству групп). Затем по сигналу ведущего ватман передается соседней группе и идеи «дописываются» в соответствующем ватмане (каждый ватман содержит вопрос по 1 разделу конституции). Во втором варианте «развивающаяся кооперация» первоначальные предложения составляются индивидуально, затем они обсуждаются в парах (выбираются оптимальные 5-6), потом парные обсуждаются и по итогам роли в группе правила работы в группе раптируются в четверках (и вновь 5-6 лучших), затем работают группы по 8 человек (и снова отбор лучших). Затем все «оставшиеся» предложения вносятся в общий список, обсуждаются и принимаются (голосованием, «мягким раптированием», оценкой и др.). Утвержденные правила могут быть уточнены (как после индивидуального анализа, так и в результате общего обсуждения и корректировки). Для педагога очень важно, чтобы среди предложенных детьми правил были и правила «групповой дискуссии»- ведь это основа тренинговой работы и залог успеха многих дел в классе). Педагог может сам предложить их детям, если они не буду выдвинуты. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|