Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психология работы с персоналом разных юридических органов





Основные темы раздела

II.1 Психологический отбор в правоохранительные органы

II.2 Психология милицейской деятельности

А.М. Столяренко

Психологический отбор в правоохранительные органы [4]

II.1.1. Психологический отбор и его проблемы. Не каждый желающий работать в, системе укрепления законности и правопорядка способен на это, так как эта работа предъявляет особые, высокие требования к личным качествам че­ловека. Это не является исключением. Зависимость успешности работы от способностей человека к ней установлена давно. Чем сложнее работа, чем выше ее требования, тем меньшее число людей способно выполнять ее, тем важнее тщательно отбирать людей при приеме на работу. В 1912 г. Г. Мюнстербергом (1863-1916) был предложен экспериментальный психологический метод определения способностей. С тех пор психологический отбор, решающий задачу определения способностей у кандидатов на работу, получил в мире широкое, практически повсеместное распространение. В системе правоохранительных органов нашей страны он стал применяться с конца 70-х годов. За 20 лет накоплен значительный опыт, подтвердивший его жизненную необходимость. Вместе с тем есть серьезные основания критически оценить сделанное с практических позиций. От психологического отбора можно ожидать многого, что подтверждают зарубежная практика и опыт различных ведомств нашей страны.

Оправдываемость психодиагностических оценок в них достигает 92—95%, что позволяет существенно снизить текучесть кадров и экономит огромные средства. Кроме того, найти человеку работу по способностям — значит повысить ее эффективность, дать самому человеку возможность самоутвердиться, почув­ствовать себя нашедшим свое место в жизни, добиться успеха, и напротив. К сожалению, нельзя этого сказать об отборе в правоохранительных органах. Так, в структурах Министерства внутренних дел, где центры психодиагности­ки функционируют не менее пяти лет, число милиционеров, уволенных на первом году службы, только на 4% меньше, чем в тех, где таких центров нет, преступлений и нарушений законности сотрудниками — соответственно на 1,5%, а количество суицидов — на 3% меньше.[5]

При довольно больших численности работников, занимающихся психо­логическим отбором, затратах времени, усилий, финансовых средств, дли­тельном опыте можно было бы ожидать и более впечатляющих результатов.

Правоохранительные органы продолжают тревожить факты: прогулов, отказов от работы, самостоятельных оставлений службы, злоупотреблений спиртными напитками, дорожно-транспортных нарушений на служебном транспорте, халатного отношения к служебным обязанностям, аморального поведения, поборов, взяточничества, рукоприкладства, сокрытия преступлений, фальсификации, неправомерного использования оружия, неделовых связей с преступной средой, укрытия от учета изъятого оружия, покушений на самоубийство и др.

По признанию специалистов, психологический отбор «в лучшем случае находится на стадии становления, не имея достаточной самостоятельности, целевой установки, критериев и правового обеспечения».[6] По результатам проведенных анализов, причины недостаточной эффективности действующей системы психологического отбора весьма существенны:

1. психологический отбор строился и строится преимущественно на подражательной, эклектической основе.

В нем есть что-то от отбора операторов, что-то от отбора военнослужащих, что-то от отбора космонавтов и пр., но нет своей основы — учета специфики правоохранительной деятельности, понимания юридической психологии;

2. При создании системы отбора в МВД в конце 70-х годов были допуще­ны серьезные методолого-теоретические и организационные ошибки, кото­рые сохраняются в своей основе до сих пор. Так, отбор был построен как психофизиологический (который и сейчас «в значительной мере ориентирован на выявление психопатологии»), психологические лаборатории (назы­вавшиеся до недавнего времени психофизиологическими) комплектовались почти исключительно психиатрами, врачами, а не психологами;

3. Применяемый банк психодиагностических методик не ориентирован на изучение и оценку психологии личности и психологии профессионала юриста (так, как они понимаются в психологической науке), а построен с медицинских позиций (по образцу понимания личности в медицине, психиатрии) и в интересах определения психического здоровья.

Приведенные выше факты, тревожно характеризующие качество кадро­вого состава, демонстрируют недостатки существующей практики работы с ним, в том числе и первичного психологического отбора на службу. Невоо­руженным взглядом видно, что главные причины тревожащих фактов — не в недостатках психического здоровья, а это значит, что в процессе отбора изучается и оценивается сейчас не то, что главным образом определяет способность гражданина заниматься правоохранительной деятельностью.

II.1.2. Концептуальные основы психологического отбора в правоохранительных органах. Психологический отбор потому и называется психологическим, что он должен быть психологически ориентированным, представлять собой соеди­нение психологической науки и практики, строиться на строгих методолого - теоретических основах этой науки. В этом утверждении есть, конечно, тавтология, но об этом приходится говорить, ибо, как отмечено выше, до сих пор ориентация отбора в некоторых юридических органах была иной; строился

он на эклектичных основах и методах; задавали тон в нем не психологи-профессионалы; а медики, врачи, лаборатории и отделения, занимавшиеся им, подчинялись медицинским управлениям, а не управлениям кадров.

Психологический отбор может быть эффективным, если он строится на ос­нове диагностики способности личности к правоохранительной деятельности. Отбор по способностям — наиболее распространенный и собственно психологи­ческий отбор. Нет способностей вообще, есть качества человека, оцениваемые по их соответствию требованиям предстоящей деятельности. Способности вы­ступают предпосылкой профессионального успеха, именно они определяют ско­рость, легкость и степень овладения деятельностью, продуктивность ее осущест­вления и последующий непрерывный ее рост. Способности к правоохранитель­ной деятельности должны определяться и при психологическом отборе в юридические органы, а сам он должен быть по существу профессионально-психологическим. Отбор по пригодности, оцениваемой с позиций психического здоровья, бесспорно нужен, но столь же бесспорно, что он относится к меди­цинскому (психиатрическому), а не психологическому отбору.

Способность к правоохранительной деятельности - системная характе­ристика личности. Даже сотня разрозненно определенных индивидуальных особенностей человека не может заменить строго системной оценки его.

По­лезно определять интеллектуальные качества, склонность к симуляции и диссимуляции, степень и характер тревожности, экстравертированность и интровертированность, психотический или невротический тип реагирования.

Направленность сексуального интереса, непосредственность и др., но если не дать целостную и определенную оценку направленности личности и ее мо­рально-психологического облика, то никакого заключения о способности данного человека к правоохранительной деятельности сделать нельзя.

Распространенная практика как раз и страдает тем, что определением множества третьестепенно значимых психологических качеств она прикрыва­ет свои слабости в определении главных свойств личности.

В соответствии с основополагающими положениями психологической науки и юридической психологии способность к правоохранительной деятельно­сти определяется по совокупности оценок важнейших свойств личности, а именно:

1)социально-мотивационных качеств (жизненных ориентации, уровня социальной ответственности личности);

2)профессионально-мотивационных качеств (мотивов выбора профессии сотрудника правоохранительных органов и деятельностных ценностных ориентации);

3)правосознания;

4)морально-психологической подготовленности;

5)деловых качеств (волевых, организаторских);

6)познавательных психологических качеств мышления, внимания, памяти и др.);

7)психофизиологических качеств.

Набор стандартизованных методик, используемых при профессиональ­но-психологическом отборе в правоохранительные органы, должен обеспечивать полноценное интегральное изучение и оценку всех этих свойств.

Специфика правоохранительной деятельности определяет специфику приори­тетов при профессионально-психологическом отборе.

Трудности космонавта связаны с нагрузками на организм, а поэтому первостепенное внимание к определе­нию психофизиологических качеств при оценке способности быть космонавтом оправданно.

Трудности вождения автотранспортных средств определяются при­оритетной необходимостью в оценке дорожной обстановки, действий других уча­стников дорожного движения и мгновенного уверенного реагирования на их из­менения. Отсюда и специфика приоритетов в оценке способности человека быть водителем спецмашины.

Правоохранительная же деятельность — это социальная деятельность, осуществляемая в режиме права. Специфика ее требований в прин­ципиально ином: в требованиях социальности, строгой законности, высокой мо­ральности.

Если еще раз возвратиться к приведенному в начале параграфа списку тревожащих кадры фактов, то станет очевидным, что в основе их лежат именно дефекты правовой психологии и морально-психологической подготовленности сотрудников.

Поэтому-то и психологический отбор в правоохранительные органы должен строиться на принципиально ином подходе. Приоритетными для оценки способностей конкретного гражданина к правоохранительной деятельности выступа­ет изучение и оценка его мотивационных качеств, правосознания и морально-психологических особенностей.

В этом и находит выражение специфика профессио­нально-психологического отбора в правоохранительные органы. Негативная оценка их — безусловное противопоказание для такой деятельности.

Предстоит еще математически решить задачу системной оценки всех се­ми основных свойств, входящих в структуру способности к правоохранитель­ной деятельности. Их нельзя просто суммировать, игнорируя ранговую зна­чимость свойств, резко возрастающую от седьмого к первому свойству. Об­разно говоря, даже десять «пятерок» по седьмому свойству не могут переве­сить одной «двойки» по первому.

Изложенные концептуальные положения относятся к изучению и оцен­ке всех отбираемых в правоохранительные органы, но нужны изучение и оценка специальных способностей при отборе специалистов в конкретные юридические органы, службы, подразделения.

При этом отборе должно уде­ляться внимание оценке степени развития отдельных качеств или их групп, отвечающих особенностям деятельности специалиста, например, управленче­ских, профессионально-педагогических, оперативно-розыскных, следствен­ных и других способностей. Хотя это и очевидно, но реализуется далеко не всегда. В этом отношении интересен получивший в последние годы опыт разработки методики психологического отбора прокурорских работников (В.В. Романов, М.В. Кроз), излагаемый ниже.

Вопросы методики психологического отбора. Одной из актуальнейших задач в совершенствовании арсенала стандартизованных методик выступает обогащение их такими, которые позволяют диагностировать приоритетные группы качеств. Для этого могут быть использованы имеющиеся в психологической науке методики:[7]

1)диагностики мотивационных качеств:

• методика «Смысл жизни»,

• тест «Мотивационный профиль личности» (МПЛ), основанный на иерархической модели личности А. Маслоу,

• мотивационный тест Хекхаузена,

• методика Кучера—Смекала,

• методика ориентации личности Б. Басса,

• «Список личностных предпочтений» А. Эдвардса,

• опросник для измерения мотивации достижений РАМ),

• биографический метод,

• Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ) Г. Мюррея,

• Рисованный Апперцептивный Тест (РАТ) Л.Н. Собчик,

• методика «Мотивация к успеху» Т. Элерса,

• методика «Ценностные ориентации» М. Рокича,

• методика «Социально-психологические установки личности» О.Ф. Потемкиной,

• методика «Карта интересов»,

• методика «Неоконченное предложение», разработанная М.О. Калашниковым;

2) диагностики морально-психологических (характерологических качеств):

• тест интерперсональной диагностики Т. Лири,

• методика акцентуаций характера К. Леонгарда,

• методика «Шкала лживости» Д. Марлоу и Д. Крауна,

• 16-факторный опросник Р. Кеттелла,

• методика «Агрессия» А. Басса и А. Дарки,

• тест руки,

• методика личностного дифференциала (адаптированная в НИИ им. В.М. Бехтерева),

• методика «Как ты поступаешь в конфликтной ситуации?» К. Томас и др.

Представляют повышенный интерес различные методики изучения самосознания, почти не используемые ныне (например, опросник самоотношения В.В. Столина, тест «Уровень субъективного контроля» — локуса кон­троля личности в различных сферах жизнедеятельности, методика измерения притязаний и др.).

Названные методики необходимо постепенно дополнять другими, адаптируемыми и разрабатываемыми применительно к специфике потребностей профессионально-психологического отбора. Имеется заслуживающий внима­ния опыт изучения мотивационных и морально-психологических особенно­стей сотрудников правоохранительных органов с помощью профессионали­зированных методик «Карта интереса*, САН, неоконченных предложений, рисуночных тестов по типу ТАТ, РАТ, Розенцвейга, «Деловые ситуации» Н.Г. Хитровой, рейтинговых методик ценностных ориентации, ранжирования качеств, юридических и моральных казусов и др.

Все виды психологического отбора целесообразно сделать в основном компьютеризованными.

II.1.3. Вопросы организации психологического отбора. Справедливо уделяется повсеместное внимание первичному профессиональному отбору в правоохрани­тельные органы и образовательные учреждения, готовящие специалистов для ряда юридических органов. Психологический отбор выступает как часть про­фессионального отбора, который предполагает также:

• социально-правовой отбор: проверка кандидатов, подавших заявления,
по социально-демографическим данным, образованию, отношению к воен­ной обязанности, специальности, трудовому опыту, опыту жизни, характеристикам, наркологическим и криминологическим учетам и др.,

• медицинский отбор, направленный на определение состояния здоровья, в том числе психического.

Хорошо, когда психологический отбор сочетается с оценкой специаль­ных способностей и распределением, т.е. рекомендациями, к какой службе, специальности поступающий на службу имеет наибольшие способности. Важно, чтобы и то и другое завершалось подготовкой рекомендаций для ру­ководителей и сотрудников кадровых аппаратов по индивидуальной работе с принимаемым на службу.

Необходимо и значительно более широкое использование вторичного отбора, который целесообразен при решении задач:

• зачисления в резерв на выдвижение,

• при отборе на освободившиеся более высокие должности одного из имеющихся нескольких кандидатов,

• при выдвижении на должности руководителей.

В штатных расписаниях подразделений психологического отбора должно быть предусмотрено обязательное наличие базового психологического обра­зования у лиц, назначаемых для работы в них, и дополнительного — по юри­дической психологии.

А.И. Папкин

Психология милицейской деятельности[8]

II.2.1. Актуальные проблемы психологии милицейской деятельности. В Закона РФ «О милиции» говорится, что «милиция - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом приме­нения мер принуждения». Психологический анализ деятельности требует четкого знания основных функций, задач и требований к деятельности милиции. В связи с этим целесообразно обратиться к ст. 2 этого закона, в которой отмечается, что задачами милиции являются:

· обеспечение личной безопасности граждан;

· предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

· раскрытие преступлений;

· охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

· оказание помощи в пределах, установленных законом, гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Объект деятельности сотрудников милиции (правонарушитель) имеет ряд особенностей. К числу значимых для деятельности работников милиции следует отнести такие характеристики правонарушителей: а) антиобщественная направленность и общественная опасность поведения; б) противодействие или сопротивление правомерным воздействиям сотрудников милиции; в) опыт противоправной или преступной деятельности; г) маскировка истинных целей и мотивов противоправной деятельности; д) типичность и индивидуальность в поведении; е) своеобразие связей с окружающим миром, в том числе часто наблюдаемая идентификация себя с криминальной средой.

Анализ специфики деятельности милиции позволяет выделить десять общих для представителей ее различных служб характеристик:

· деятельность милиции является разновидностью государственной службы, и порядок ее прохождения работниками определен в Положении о службе в органах внутренних дел Р.Ф. Сотрудники милиции имеют специальные звания и при выполнении своих должностных обязанностей должны, как правило, носить специально установленную форму одежды;

· деятельность сотрудников милиции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав человека и гласности;

· нормативно-правовая регламентация деятельности милиции определяет специфику проведения правоохранительных мероприятий в сфере борьбы с преступностью и охраны общественной безопасности;

· как правило, выполнению милицейских функций противодействуют правонарушители и их пособники;

· работникам милиции предоставлены обширные властные полномочия, реализация которых зависит от их умения разумного, целесообразного и законного применения власти;

· полиция обладает специфическими средствами воздействия, в том числе принуждения, в процессе профилактики и пресечения правонарушений (психологическое воздействие, в виде предупреждения, замечания и т д.; применение специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия);

· разнообразие социальных ситуаций, в которых приходится действовать работникам милиции, определяет требования к их психологической готовности, умению быстро входить в сущность произошедшего события и коммуникативным качествам;

· деятельность милиции проходит в условиях конспирации и необходимости сохранения ее сотрудниками служебной тайны;

· полицейская деятельность характеризуется экстремальностью, связанной с наличием различных стресс-факторов (повышенная ответственность, неопределенность информации, дефицит времени, опасность для здоровья и др.) и психическими перегрузками в работе;

· на деятельность сотрудников влияют атмосфера в обществе, оценки населением степени ее эффективности и складывающийся авторитет милиции.

Исключительная сложность деятельности милиции диктует высокие тре­бования к профессиональной подготовленности и выучке каждого сотрудника. Эта деятельность оказывает обратное влияние на сотрудников милиции как субъектов деятельности, развивая их знания, навыки, умения и способности, формируя определенные характерологические качества.

Деятельность работников милиции существенно зависит от мотивации труда, увлеченности и склонности к правоохранительной деятельности. Формирование устойчивых положительных мотивов деятельности сотрудников милиции можно вести в четырех направлениях:

· формирование непосредственных мотивов труда посредством раскрытия интересных и творческих сторон деятельности милиции;

· развитие интереса к деятельности опосредованным воздействием на мотивы путем воспитания у сотрудников милиции чувства профессионального долга и гордости за принадлежность к милиции;

· раскрытие перед сотрудниками перспектив служебного роста, продвижения по службе и повышения профессиональной квалификации как работника органов правопорядка;

· эффективная организация труда сотрудников и создание в коллективе служб и подразделений милиции благоприятного морально-психологического климата.

Психологические особенности различных видов деятельности работников милиции. Исходя из законодательно определенных задач деятельности милиции, можно выделить следующие ее разновидности: профилактическую; оперативно-розыскную; деятельность по дознанию и расследованию преступлений; по охране общественного порядка и безопасности; охранную деятельность.

II.2.2. Профилактическая деятельность. Основная цель профилактической деятельности работников милиции — предотвращение правонарушений и чрезвычайных происшествий. Практически профилактическая деятельность является составной частью работы любого сотрудника милиции. Однако по объему и приоритетности этот вид деятельности более характерен для участковых инспекторов милиции, работников подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних и некоторых других категорий работников.

Профилактическая деятельность строится на активном общении с населением, представителями органов местной власти, должностными лицами, что предъявляет особые требования к коммуникативным качествам и педагогическим способностям работников милиции, точному соблюдению законных прав граждан и правовых актов.

Составление психограммы участкового инспектора милиции путем анализа экспертных оценок показало, что для успешных профессиональных действий необходимо иметь следующие психологические качества:

· профессиональную наблюдательность;

· уравновешенность, самообладание при конфликтах;

· способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие;

· тонкую наблюдательность за душевной жизнью человека;

· умение отстаивать свою точку зрения;

· способность к воссозданию образа по словесному описанию;

· умение делать выводы из противоречивой информации;

· память на внешность и поведение человека;

· способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми.

Исследования показали, что значительно осложняют психологическую пригодность к профилактической деятельности работников милиции следующие показатели: индивидуализм; социальная отчужденность, нарушающая систему межличностных отношений и затрудняющая социальное взаимодействие; чрезмерная тяга к доминированию и настойчивая тенденция к лидерству; снижение уровня мотива достижения цели деятельности; тревожность; недостатки в волевой сфере и снижение волевых усилий; наличие психотических черт личности и др.

II.2.3. Оперативно-розыскная деятельность. Эта деятельность является ведущей для широкого круга работников милиции, в том числе для сотрудников уголовного розыска, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и организованной преступностью, оперативно-поисковых подразделений, отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и некоторых других служб. Для специалистов этих служб оперативно-розыскная деятельность является основной, схожей по применяемым методам решения служебных задач. Содержание оперативно-розыскной деятельности и применяемые методы определены Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Выполнение оперативным работником своих должностных обязанностей требует от него наличия следующих психологических качеств и умений:

· способности решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасности для жизни;

· готовности к ситуациям силового (включая огневое) единоборства с преступниками;

· повышенной ответственности за свои действия («отсутствие права на ошибку»);

· способности к интенсивной межличностной коммуникации с асоциальными и криминальными личностями;

· высокой психофизиологической выносливости, связанной с отсутствием фиксированного рабочего времени (средняя продолжительность рабочего дня составляет 10—12 часов, часто бывает 7-дневная рабочая неделя.

· ночные выезды на задержание преступника и т.п.);

способности выдерживать длительное эмоциональное напряжение, тревожные состояния, чувство страха, неопределенности,

· невозможности поделиться своими сомнениями с близкими и т.п.;

· постоянной интеллектуальной активности (анализ непрерывно меняющейся информации, удержание в памяти большого количества фактов; принятие решений в условиях дефицита времени и информационной неопределенности);

· способности к ролевому перевоплощению, умения выдавать себя за других людей, искусно разыгрывать роли различных социальных и профессиональных типов;

· речевой находчивости, умения быстро и достоверно объяснить критическую ситуацию другому, скрывая при этом истинные намерения.1

 

1. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справ. пособие./ Под ред.Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д._ М., 1997.-С.85

Значительная выраженность таких качеств, как открытая агрессивность, аутоагрессия, импульсивность, депрессивные и психосоматические формы реагирования в трудных ситуациях, социальная отчужденность, преобладание тормозных процессов над процессами возбуждения в нервной системе, могут в совокупности проявиться как синдром профессиональной непригодности к оперативно-розыскной деятельности.

Деятельность по дознанию и расследованию преступлений. Этот вид деятельности является основным для дознавателей, следователей и экспертов-криминалистов органов внутренних дел, а его содержание требует знания тактики и методики раскрытия и расследования конкретных преступлений, приемов проведения отдельных следственных действий, способов установления психологического контакта с другими людьми и т.д. Большое значение здесь приобретает интеллектуальная деятельность, творчество в выдвижении обоснованных версий преступлений и их квалифицированной отработки.

В психограмме дознавателя и следователя часто выделяют несколько групп личностных качеств, определяющих успешность работы при раскрытии и расследовании преступлений. К ним относят: мотивационно-ценностные особенности (развитое правосознание, честность, мужество, принципиальность, добросовестность исполнительность, дисциплинированность, развитая мотивация достижения, выраженная мотивация самоактуализации и др.);

познавательные качества (высокий уровень интеллекта, гибкость мыслительных процессов: творческое мышление, наблюдательность, умение, прогнозировать, развитая интуиция, хорошая память, развитое произвольное внимание и др.);

· коммуникативные качества (умение устанавливать психологический контакт, владение коммуникативной техникой поведения, наличие организаторских качеств и др.);

· иные личностные особенности (устойчивая и адекватная самооценка, самостоятельность и независимость, ответственность, самоуважение и др.).

Деятельность по охране общественного порядка и безопасности. Эта разновидность деятельности является ведущей для патрульно-постовой службы милиции, дорожно-патрульной службы ГАИ. Общая характеристика этой деятельности — целенаправленное наблюдение и пресечение правонарушений в общественных местах. Для этого сотрудники милиции обладают властными полномочиями по воздействию на поведение граждан в виде: предупреждения о необходимости прекращения противоправно деяния и принуждения в виде наложения штрафа, задержания правонаруши­телей и доставления их в ИВС или спецприемники (или медвытрезвители).

Для работников патрульно-постовой службы важны следующие личностные качества: наличие определенного жизненного и профессионального опыта; интерес к человеку, его переживаниям, способность к эмпатии; уверенность в себе, настойчивость, способность к противодействию нарушителям правопорядка; хорошая спортивная подготовка; уверенное владение табельным огнестрельным оружием; наблюдательность; способность к усвоению новых знаний, обучению; активная личностная позиция; мотивация достижений; оперативность в принятии решений; требовательность; контроль над агрессивностью и др.

II.2.4. Охранная деятельность. Это основная деятельность для сотрудников вневедомственной охраны милиции. Ее главная цель — охрана материальных ценностей государственной и частной собственности. Содержание охранной деятельности заключается в тщательном наблюдении за охранными объектами и пресечении противоправных посягательств на охраняемое имущество. Особыми условиями охранной деятельности часто являются изоляция при несении службы, нахождение в закрытом помещении и наличие стрессовой напряженности в связи с ожиданием преступного нападения на охраняемый объект.

Существенными для успешного выполнения должностных обязанностей сотрудниками вневедомственной охраны считаются следующие качества:

· наблюдательность и внимание (устойчивость внимания; распределение внимания; хороший объем внимания; умение видеть малозаметные изменения на охраняемом объекте и др.);

· эмоциональные и волевые качества (эмоциональная устойчивость; самообладание; упорство в преодолении возникающих трудностей; высокая активность; ответственность; самокритичность и др.);

· интеллектуальные качества (умение выбрать из нескольких вариантов решения оптимальный; способность принять решение при недостатке информации; умение определить объем информации, нужный для принятия решения и др.);

· коммуникативные качества (способность найти целесообразную в зависимости от ситуации форму общения; умение согласованно действовать с другими сотрудниками и др.);

· качества памяти (хорошая память на внешность и поведение человека; отличная моторная, двигательная память; способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации; хорошая зрительная память на обстановку охраняемого объекта и др.);

моторные качества (быстродействие в условиях дефицита времени; быстрая реакция на неожиданное слуховое впечатление и др.).

 

 

Психологический практикум к Разделу II.

Упражнение 1.

При вступлении в должность начальника УВД Н-ской области полковника милиции Белова А.И. его предшественник только с положительной стороны охарактеризовал под­полковника милиции Жукова И.И., работавшего ранее на различных руководящих долж­ностях в аппарате УВД. По инициативе предыдущего начальника УВД Жуков назначался начальником отстающего РОВД г. Знаменска, а через некоторое время - начальником другого «запущенного» РОВД.

По мнению бывшего начальника УВД, Жуков «вытянул» оба этих РОВД из провала. Какими средствами он при этом пользовался, никого не инте­ресовало. Внешне Жуков И.И. «смотрелся»: энергичный, подтянутый, исполнительный, общи­тельный. Несколько развязен, но до панибратства не доходит, дело знает, указания по­нимает с полуслова. Правда, среди коллег - начальников ГРОВД и некоторых работников аппарата УВД - особым уважением не пользуется: заносчив, высокомерен.

Допускал Жу­ков и некоторые нарушения, злоупотреблял служебным положением. Негативная инфор­мация о Жукове дошла и до нового начальника УВД, но он, доверяя мнению своего предшественника, считал в целом Жукова деловым руководителем. Поэтому, когда у Жу­кова подошел предельный срок выслуги в звании подполковника, Белов А.И. настоял, чтобы его назначили начальником крупного ГОВД области, где предельное звание у на­чальника по штатному расписанию было «полковник милиции».

Через какое-то время, несмотря на возражения некоторых членов коллегии УВД, Белов А.И. направил в МВД РФ представление о присвоении Жукову И.И. очередного специального звания. В это же время среди руководящих работников аппарата УВД и горрайорганов области стали цир­кулировать слухи, будто Жуков И.И. является родственником нового начальника УВД и поэтому делает быструю карьеру.

Слухи дошли до Белова. Он пригласил к себе Жукова и спросил о причине слухов. На этот вопрос Жуков И.И. пояснил изумленному Белову А.И., что слухи распустил он сам, Жуков, чтобы повысить свой авторитет среди руководителей органов внутренних дел области.

Задания:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. Дайте обобщенную психологическую характеристику личности Жукова И.И.

3. Выделите основные мотивы действий Жукова И.И.

 

Упражнение 2.

Выпускник юридического факультета обратился в УВД одного из округов города Москвы с просьбой принять его на службу в органы внутренних дел, в уголовный розыск. При первичном знакомстве с кандидатом на службу психолог обнаружил у него выраженную повышенную агрес­сивность, в связи с чем возникли сомнения в профессиональной пригодности кандидата.

По результатам психологического тестирования кандидата в Центре психодиагно­стики при ГУВД г. Москвы у него был диагностирован гиперстенический профиль лично­сти и вынесено заключение: «Рекомендуется условно».

Однако к практическому психологу УВД зашел заместитель начальника отдела уго­ловного розыска и стал просить принять «парня на работу».

Он сказал, что это его сосед, что он знает его с детства, что у него порядочные родители, которые работают в право­охранительных органах, что он лично готов оформить поручительство за кандидата и выступить в роли его наставника.

Вопросы и задание:

1. Как бы вы поступили на месте старшего психолога в этой ситуации?

2. Что значит гиперстенический тип личности (профиль), какой тип поведения от не­го можно ожидать при службе в правоохранительных органах? Можно ли отнести данный тип личности к так называемой группе риска?

3. Если бы вы приняли решение поддержать ходатайство о принятии кандидата на службу в органы внутренних дел, то какой бы следовало наметить план мероприятий по управлению процессом его адаптации?

 

Упражнение 3.

Начальник поручил практическому психологу обследовать двух достаточно опытных сотрудников и дать им психологическую характеристику. О целях психологического тести­рования начальник не сообщил.

После того как психолог обследовал сотрудников и представил характеристики на­чальнику, выяснилось, что решается вопрос о назначении одного из них на вакантную руководящую должность. Ознакомившись с характеристикой, начальник упрекнул психо­лога, что он не указал уровень развития организаторских способностей, способность к руководству людьми. Психологическое обследование пришлось повторить.

Впоследствии один из сотрудников, тот, которого не назначили на новую должность, перестал здороваться с психологом, полагая, что по его вине он не получил продвижение по службе.

Вопросы:

1. Правильно ли была поставлена задача психологу? Если нет, то как надо было ее сформулировать?

2. Какие профессиональн







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.