|
Государство в этнополитическом конфликтеОсобенности прояштения и развертывания этнополитического конфликта, а также способы решения проблем, противоречий и вызовов, возникающих в сфере межэтнических отношений, связаны с действиями государства, его институтов и территориальных структур. Государство — основной институт власти в современной политической системе. Поэтому любой политический конфликт так или иначе затрагивает государственные институты и сам испытывает воздействие с их стороны. Этнополити-ческий конфликт не является исключением. Недовольство этнических групп часто бывает направлено на государство либо с реформистскими целями — изменить правила политической игры (например, добиться более равномерного распределения ресурсов, в том числе власти), либо с более радикальными целями — коренным образом перекроить этнические и политические границы. Политические конфликтологи разных школ и направлений сходятся во мнении, что отношения между этническими группами и государством являются важным показателем сложности содержания этнополитического конфликта. При этом следует учитывать ролевые вариации государства в этнополитическом конфликте. Одна из особенностей политического развития человечества с начала XX в. заключается в неуклонном расширении функций современного государства. Государство уже давно перестало быть «ночным сторожем» и превратилось в мощную регулирующую силу, проникающую во все сферы социальной жизни любого общества. Объем государственного регулирования различных форм экономической и социальной деятельности своих граждан или подданных (например, размеры налогообложения и финансирование различных социальных услуг — от здравоохранения и образования до транспорта и сельского хозяйства) неуклонно растет как в индустриально развитых, так и в развивающихся странах. Благодаря этому государство стало важным, а иногда и главным инструментом перераспределения общественных ресурсов в любой современной политической системе. Государственная политика влияет на степень доступа разных социальных групп к материальным ценностям, образованию, управлению, занятости на государственной службе и в государственном секторе экономики, получению государственных заказов, лицензий для частного предпринимательства, кредитованию, пользованию землей и другими видами капитала. Государство определяет социально-экономические возможности, предоставляемые государственными программами развития отдельных регионов или областей. Кроме того, государственная политика обусловливает реальные модели участия различных групп населения в управлении и принятии политических решений (например, через особенности избирательной системы и системы представительства групп во властных структурах), принципы занятия должностей на гражданской или военной службе, правила использования и статуса языков в школьном и вузовском обучении, в делопроизводстве, в официальных сообщениях и принадлежащих государству СМИ. Этноконфликтологи обращают внимание на то, что рост современного государства и масштабов его проникновения в экономику и гражданское общество хотя сам по себе и не создает этническую идентичность и солидарность, тем не менее является мощным стимулом для политизации и активизации этнично-сти. В полиэтничных системах как блага, так и издержки возросшей сферы государственного вмешательства в жизнь общества весьма редко воспринимаются группами как этнически нейтральные, в равной степени затрагивающие интересы всех этнических групп. М. Эзман справедливо замечает, что «территориальное государство повсюду стало той ареной, на которой разворачивается соперничество этнических групп, утверждаются их требования, оспариваются и регулируются их притязания» (88, 16—17). В полиэтничном государстве межгрупповое соперничество даже за «справедливые» доли участия приводит к политической активизации этничности. В условиях межэтнической конкуренции каждая этническая группа стремится продвигать свои интересы и повышать жизненные шансы своих членов в сфере социальной мобильности. Отсюда возникает объективная потребность в групповой политической мобилизации, чтобы заявить о своих предпочтениях и опасениях и сделать их вопросами государственной политики, обеспечивая их решение статьями государственного бюджета. На личном опыте низкостатусные группы убеждаются в том, что, если они не мобилизуются политически для предъявления государству требований защиты своих интересов, другие группы опередят их. Получив абсолютный контроль над государством, этнические группы могут скрыто или явно манипулировать этим базовым политическим институтом в целях распределения ре- сурсов исключительно в интересах своей группы, тем самым обостряя межгрупповую напряженность. Исследования Т. Гур-ра показали, что в полиэтничных обществах экспроприация государственных символов, власти и ресурсов в пользу лишь одной этнической группы является индикатором остроты этнического конфликта. Прямо или косвенно санкционированные государством модели этнического неравенства и дискриминации, особенно если они поддерживаются публичной политикой, часто приводят к этническому насилию (125, 4). С конфликтологической точки зрения государство может играть в этнополитическом конфликте две основные роли: роль третьей стороны (посредника или арбитра, равноудаленного от конфликтующих этнических групп) либо роль непосредственной стороны—субъекта конфликта. В зависимости от того, какую именно роль играет государство, выделяются два основных типа конфигураций этнополитического конфликта (рис. 2). Во-первых, конфликт двух этнических групп, предметом которого является противостояние их интересов в отношении власти и государства, причем само государство как институт не является непосредственно вовлеченной в конфликт стороной, а потому в принципе может и должно выполнять роль третьей стороны (например, посредника или арбитра). Во-вторых, конфликт, в котором одним из субъектов является этническая группа, а другим, непосредственно государство (в лице центрального или регионального правительства), например, в случае если этническая группа бросает вызов легитимности территориальных границ государства или региона (провинции, штата, республики, земли) в пределах этого государства. 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КОНФЛИКТУЮЩИХ СТОРОН Вторым структурным компонентом, выделяемым при анализе любой конфликтной ситуации, являются отношения конфликтующих сторон. При анализе конфликта прежде всего важно установить, какие отношения между сторонами были до его начала и какие планируются после его завершения. В литературе по обшей конфликтологии отмечается тесная связь между характером взаимозависимости конфликтующих субъектов и моделями их взаимодействия в поведении (54; 62; 165). Субъекты конфликтов в малых группах (например, в семье, трудовом коллективе) имеют высокую степень взаимозависимости и поэтому в конфликте ведут себя, как правило, относительно сдержанно, понимая, что им придется так или иначе общаться и после завершения конфликта. Если же между субъектами конфликта отсутствовали какие-либо тесные отношения в прошлом и они не намерены их поддерживать в будущем, выбор ими поведения в конфликте характеризуется гораздо большей степенью произвольности. В литературе по данному вопросу выделяется ряд других переменных, на которые необходимо обращать внимание при оценке отношений конфликтующих сторон. 1. Следует принимать во внимание характер и степень интеграции и субординации сторон по отношению друг к другу; стороны могут зависеть друг от друга, находиться внутри большей структуры, опосредующей их взаимодействие, одна сторона может быть частью другой и т.п. 2. Баланс сил и его оценка сторонами существенно влияет на осознание соперниками конфликта, на его динамику и выбор предпочтительных средств достижения поставленных целей (насильственные или мирные), на определение вероятного результата, а также на то, будет ли конфликт существовать в открытой форме. 3. Оказывает влияние на ситуацию и степень уверенности, с которой одна сторона требует признания сложившегося статус-кво законным, а другая не признает этого. 4. Необходимо учитывать также совместимость характеристик сторон (социальные позиции, уровень организации, ценности, ресурсы и т.п.) (165; 166). Эти же переменные необходимо учитывать и при анализе этнополитической конфликтной ситуации. Кроме того, следует принимать во внимание и ряд особенностей, свойственных природе этнополитического конфликта. Во-первых, этнические группы представляют собой разновидность больших социальных групп, в которых невозможно непосредственное взаимодействие всех членов группы А с членами группы В. Поэтому для оценки отношений сторон до конфликта и возможности сохранить их после конфликта важны в первую очередь структурные (степень интеграции групп в рамках единого государства) и социально-психологические (коллективные образы, стереотипы, межэтнические восприятия и установки) характеристики. Если первые являются более или менее устойчивыми и определенными (и могут быть оценены на основе анализа устройства и функционирования политических институтов), то вторые гораздо более подвижны и вариативны как внутри каждой из этнических сторон, так и на протяжении развития самого конфликта. Во-вторых, для более адекватного определения континуума, в рамках которого отношения между конфликтующими группами характеризуются состоянием мира или — напротив — насилия, особое значение имеет тип преобладающего межгруппового восприятия. В связи с этим конфликтологи предлагают различать три основных типа взаимного восприятия этническими группами друг друга — эссенциалистское, прагматическое и ре-ципрокное (235, 87—93). Эссенциалистское восприятие преобладает в ситуациях, когда группы оценивают друг друга как тотальную физическую, социальную или культурную угрозу своему существованию и жизненным интересам. Сам конфликт воспринимается как имеющий нулевую сумму (т.е. в терминах абсолютной победы или поражения). В такой ситуации мирный характер взаимоотношений возможен лишь при условии подавления конфликта методами принуждения или жесткого контроля. Прагматическое восприятие характеризует ситуации, при которых может сохраняться острый конфликт интересов, но одновременно создается возможность для маргинального (по вопросам, не затрагивающим жизненно важные интересы групп) компромисса. Реципрокное (т.е. формирующееся на основе взаимности) восприятие преобладает в ситуациях, когда группы стремятся трансформировать саму структуру взаимоотношений с целью согласования интересов и их взаимовыгодной реализации прежде всего через посредничество государства как политического института, объединяющего обе группы. Доминирование эссенциалистского типа межгруппового восприятия чаще всего приводит к насильственному конфликту между группами; преобладание прагматического восприятия позволяет достигнуть перемирия или сотрудничать в ограниченных сферах; широкое распространение реципрокного восприятия закладывает основу для длительного мирного сотрудничества между этническими группами. 4. ПРЕДМЕТ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА Наряду с противостоящими субъектами и их отношениями третьим важнейшим компонентом конфликтной ситуации является предмет конфликта, т.е. та проблема, по поводу которой он возникает. Предмет конфликта отражает ценности, интересы, намерения и цели конфликтующих сторон, которые приводят участников конфликта в движение и диктуют выбор ими стиля поведения и средств борьбы. В общей конфликтологии проводится различие между предметом и объектом конфликта, которые характеризуют его содержательный аспект. Под объектом конфликта понимается то, что притягивает внимание и устремления субъектов и одновременно противопоставляет их друг другу, выступая объективной основой возникновения конфликтных отношений. Это может быть территория, ограниченные ресурсы (в том числе власть), статус или ценности (и связанные с ними жизненные установки). В литературе к ресурсам обычно относят все то, что может быть эффективно использовано в качестве средства удовлетворения потребностей субъекта, реализации интересов и целей. Статус связан с положением субъекта в обществе, выступает главным образом не как средство, а как условие обеспечения нормальной жизнедеятельности при сложившемся положении вещей. Под ценностями в узком смысле понимается нечто принципиально важное для определенного социального субъекта и его жизнедеятельности, что выступает не как средство и условие, а как самоцель, выражение идентичности субъекта, с потерей которой исчезает и сам субъект как нечто самостоятельное, самоопределяющееся и достойное признания и уважения со стороны других субъектов. Конфликты на почве ценностей, как правило, возникают из-за навязывания их одним социальным субъектом другому, принудительного к ним приобщения либо из-за пренебрежительного к ним отношения со стороны других субъектов (68, 56). Под предметом конфликта понимаются те характеристики объекта, по поводу которых субъекты противостоят, что делает внимание и устремления одного из них противоречащими вниманию и устремлениям другого, определяя тем самым их готовность противоборствовать между собой (68, 55). Предмет конфликта — это та объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, которая подлежит решению и становится причиной расхождения во взглядах, оценках и целях оппонентов, которые активно пытаются разрешить эту проблему в выгодном для себя отношении. В межгрупповых конфликтах такими проблемами могут быть идентичность территории, с которой связывают идентичность группы, собственность и распределение ресурсов (в том числе и власти), условия их использования, равноправие или неравноправие статусов групп, признание или игнорирование определенных групповых ценностей и т.п. Предметом этнополитического конфликта являются проблемы отношений субъектов конфликта (этнических групп или этнической группы и государства) к специфическим ресурсам (прежде всего государственной власти и территории), политическому статусу и групповым ценностям. Некоторые наиболее типичные примеры соотношения объекта и предмета этнополитического конфликта представлены в табл. 3. Таблица 3 Объект и предмет этнополитического конфликта Объект Предмет 1 2 Территория Соотношение идентичности территории и идентично- сти этнической группы. Признание этнической группой легитимности государственной власти на «своей» территории. Суверенитет группы или государства над территорией и ресурсами Ресурсы (экономи- Баланс и распределение апасти между группами и регу- ческие и полити- лируемыми государством экономическими возмож- ческие) ностями групп. Возможности групп по политическому участию. Представленность групп во властных структурах. Доступ группы к распределяемым государством ресурсам. Окончание табл. 3 1 2 Право собственности группы на ресурсы на «своей» территории Статус Признаваемые государством равенство или приоритет политического статуса групп. Признаваемый государством политический статус групповых культурных символов (языка, религии и др.) Ценности Соотношение идентичности государства и идентич- ности этнической группы. Признание государством групповых прав на культивирование этнических ценностей Предмет этногтолитического спора различается в зависимости от того, какую конфигурацию имеет конфликт по типу субъектов. Предметом спора между этнической группой и государством могут быть: 1) проблемы соотношения идентичности государства и идентичности этнической группы и связанные с этим проблемы символической политики (например, соотношения между ценностями и символами, являющимися базой политической власти в государстве, и ценностями и символами какой-либо этнической группы); 2) проблемы признания этнической группой легитимности территориальных границ государства, что чаше всего проявляется в спорах о суверенитете (верховенстве власти) на территории проживания этнической группы. Предметом спора между этническими группами внутри государства могут быть: 1) доступ этнических групп к политической системе и возможности политического участия; 2) регулируемые государством экономические возможности этнических групп; 3) признание государством равноправия или же различий культурных статусов этнических групп. Доступ этнических групп к политической системе. Важное значение для конфликтологического анализа имеют проблемы права на занятие политических должностей, правила отбора лиц на государственные должности, на их участие в отборе на государственные должности, характер подотчетности государственных чиновников, права этнических групп на объединение по политическим интересам в ассоциации для утверждения своих интересов и для предъявления государству своих требований. Степень участия в правительстве влияет на относительную власть, статус и действия соперничающих этнических групп и их способность устанавливать и обеспечивать соблюдение правил. Регулируемые государством экономические возможности этнических групп. В этом случае конфликтологов интересуют принятые нормы (правила), по которым распределяются рабочие места в армии, полиции, правительственной бюрократии, и реальная практика реализации этих норм. Следует изучить практику регулирования государством сравнительного доступа этнических групп к экономической системе, прежде всего к богатству, в том числе к земле, капиталу, кредитованию, внешней торговле, лицензиям на открытие (регистрацию) предприятия, право на участие в государственных тендерах. Необходимо обратить внимание на различия в возможностях групп для занятости в частном секторе и на правила и сложившуюся неформальную практику государственной поддержки, распределение общественных услуг — жилья, сельскохозяйственных субсидий, маркетинга, здравоохранения, местных работ (дороги, водные ресурсы, электричество) и приоритеты государственной политики в связи с тем, кто оплачивает расходы на эти услуги. Признание государством равноправия культурного статуса этнических групп. При анализе проблем признания государством равноправия культурного статуса обращается внимание в первую очередь на то, какие права и символический престиж приданы государством языку этнической группы, религии и бытовой практике; доступно ли образование на родном языке, до какого уровня или же дети должны обучаться на языке привилегированной группы; какой язык установлен в качестве рабочего языка правительства; доступны ли на национальном языке общественные услуги; поощряет ли государство политику неравенства—сегрегацию, культурный плюрализм, ассимиляцию. Язык — хороший показатель статуса этнической группы и возможности ее членов соперничать в сфере образования и экономики. В табл. 4 представлено различие в предметах спора в зависимости от типа участвующих в этнополитическом конфликте субъектов. Таблица 4 Предмет спора в этнополитическом конфликте Конфигурация конфликта Предмет спора 1 2 Конфликт двух этниче- I. Доступ этнических групп к политической ских групп за государство системе и возможности политического участия. Окончание табл. 4 1 2 2. Распределяемые государством ресурсы и регулируемые экономические возможности этнических групп. 3. Признание государством равноправия или же различий культурного статуса групп Конфликт этнической 1. Соотношение идентичности государства группы и государства с идентичностью этнической группы и связан- (центрального правитель- ные с этим символические аспекты этической ства) ПОЛИТИКИ. 2. Признание этнической группой легитимности территориальных границ государства и связанная с этим проблема суверенитета (верховенства власти) на территории группы ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|