|
Факторы этнополитической мобилизацииВ работах М. Эзмана (88; 87) рассматриваются семь ключевых факторов, которые поддерживают и активизируют процесс этнополитической мобилизации, тем самым способствуя его стабилизации: это структура политических возможностей, ролевая дифференциация внутри этнических движений, этническая идеология, особенности политической организации этничности, формулируемые этническим движением цели, тип и количество мобилизуемых движением ресурсов, а также избираемые им политические стратегии и тактики. Рассмотрим их более подробно. 2.2.1. Структура политических возможностей Структура политических возможностей отражает качественные особенности контекста, в котором этнические движения и партии формулируют идеологии, а также выбирают стратегии и тактики, в частности обусловливает выбор того или иного вида политического действия, задает границы допустимого поведения, определяет возможности и степень политического риска (перед лицом которого оказываются этнические лидеры и политические антрепренеры), а также влияет на ожидания тех социальных групп, которые образуют опору этнического движения. Основными компонентами структуры политических возможностей являются, с одной стороны, существующие в политической системе нормы и практика, которые позволяют или, наоборот, ограничивают способности этнического движения и входящих в его состав организаций эффективно мобилизовываться, публично выражать политические требования от имени группы и вести пропаганду среди своих сторонников, с другой — готовность политического истеблишмента рассматривать эти требования в качестве легитимных (т.е. таких, по которым могут вестись переговоры и заключаться политические соглашения между правительством и этническим движением), а также сложившаяся практика регулирования этнических споров государственными институтами. Как показывают результаты сравнительных исследований, чем более открытой является политическая среда (т.е. чем более функционально развиты политические институты и чем более плюралистична и толерантна политическая культура), тем в большей степени этнические движения будут склонны использовать ненасильственные политические стратегии. Равным образом верно и обратное: чем более закрытой и репрессивной является структура политических возможностей, тем выше вероятность того, что этнические движения будут прибегать к неправовым и допускающим насилие тактикам политического поведения. 2.2.2. Ролевая дифференциация внутри этнических движений Ролевая дифференциация участников этнического движения предполагает выделение в нем, как и в любом политическом движении, четырех основных типов ролевых позиций: этнические лидеры, этнические активисты, рядовые участники и сочувствующие этническому движению. Позиции этнических лидеров занимают те участники движения, которые вносят наибольший вклад в его деятельность. Их видение ситуации, энергия и убежденность вдохновляют и задают направление идеологии и политической активности движения. Как правило, фигуры лидеров становятся политическими символами движения. Например, в XIX в. такими фигурами были Д. Мадзини в Италии, И. Каподистрия в Греции, И. Сечении и Л. Коссут в Венгрии. Из истории XX в. можно назвать такие имена, как Т. Масарик в Чехии, Д. Неру в Индии, Н. Мандела в ЮАР, Я. Арафат в Палестине, М. Лауристин и Э. Сависсаар в Эстонии, и др. Лидеры несут ответственность за то, куда они ведут этническое движение, как формулируют его ценности и защищают коллективные интересы, какую выбирают стратегию, как строят отношения с союзниками и аутсайдерами, как решают внутрилидерские и межфракционные конфликты. Для конфликтологического анализа важно определить те социальные группы (по уровню образования, региону проживания, социально-профессиональной принадлежности и др.), из которых появляются этнические лидеры, а также выявить мотивы, по которым эти индивиды начинают играть лидерские роли. Как отмечает Э. Смит, наиболее типичной социальной средой происхождения этнического лидерства являются различные группы интеллигенции (прежде всего журналисты, учителя и университетские преподаватели, юристы, деятели церкви), чьи уровень образования, способности к критическому мышлению, недовольство своим маргинальным социальным статусом, а также ораторское мастерство и харизма позволяют им сравнительно легко принимать на себя риски и обязанности лидеров (260). Вместе с тем при определенных условиях на роли этнических лидеров могут выдвигаться и представители других социальных слоев, например военные и чиновники местного или регионального уровня. Этническими активистами называют тех, кто вносит значительный вклад в деятельность движения, способствуя решению важных задач по обеспечению его социальной и организационной поддержки, пропаганде и агитации целей, поиску ресурсов и средств для эффективной политической деятельности. В отличие от лидеров и стремящихся занять лидерские позиции индивидов активисты не принимают политических решений, а являются скорее страстными последователями и энергичными исполнителями, приверженными тому или иному лидеру. Так как деятельность активистов обеспечивает функционирование и рост движения и так как именно они (в отличие от лидеров) наиболее тесно связаны с широкими этническими массами, кадры этнических активистов являются важным ресурсом и базой поддержки для лидерства. Поэтому их интересы и предпочтения обязательно учитываются лидерами при выработке политической линии. Для конфликтологического анализа важно адекватно определить, какие факторы и мотивы влияют на привер- женность этнических активистов целям движения, на устойчивость их лидерских симпатий, через какие каналы активисты связаны с рядовыми участниками движения, а также то, как потребности и предпочтения активистов воздействуют на направленность и формы деятельности движения. Рядовые участники движения оказывают содействие активистам и вносят вклад в деятельность движения своими ресурсами и добровольно предоставляемыми услугами, например участвуют в публичных демонстрациях и акциях протеста, работают в ходе избирательных кампаний, а иногда даже могут участвовать в насильственных столкновениях. Под симпатизирующими понимаются те члены этнической общности, которые на данном этапе не вовлечены в движение непосредственно и не являются членами какой-либо из его организационных структур. Вместе с тем симпатизирующие, как правило, разделяют широкие устремления этнического движения и в принципе доступны для последующего рекрутирования в качестве рядовых членов, могут откликнуться на призывы активистов о мобилизации финансовых средств или оказанию иных услуг движению. 2.2.3. Этническая идеология Наличие у этнического движения своей идеологии существенно облегчает и ускоряет процесс успешной этнополитической мобилизации и часто является ее необходимой предпосылкой. Идеология помогает очертить контуры и определить политизируемую сферу групповой идентичности (этнорегиональная, этнолингвистическая, этноконфессиональная, этнонациональная), подкрепить требования этнической группы моральным обоснованием, придать политической деятельности движения смысл и цели, которые приобретают особое, превосходящее потребности повседневного существования значение. Движение от сакрализации этнических маркеров через идеологизацию и политизацию этничности к мобилизации ее носителей во многом является результатом деятельности этнических элит. В периоды социального стресса и обострения межгруппового соперничества этническим лидерам весьма легко удается убедить носителей этнокультурных маркеров воспринимать свою судьбу в этнических категориях (а не в индивидуальных или социально-классовых). Лидеры стремятся убедить массы, что без этнической солидарности их особые групповые ценности и интересы, равно как и личные стремления, будут находиться под серьезной угрозой. По мнению М. Эзмана, этническая идеология выполняет ряд принципиально важных для процесса этнополитической мобилизации функций. Во-первых, она представляет собой систематизированный набор сформулированных убеждений, которые определяют коллективную идентичность и критерии членства, подчеркивают общность интересов членов группы, а также определяют аутсайдеров, которые бросают вызов или препятствуют реализации законных прав этнической группы. Как правило, идеологи этнических движений ставят акцент на единстве интересов всех членов группы и, следовательно, на потребности в единстве их мыслей и действий. При этом существующие внутри этнической группы социальные различия (например, по уровню достатка, роду занятий, региону проживания и др.) затушевываются и тускнеют перед лицом воспринимаемой всеми членами группы общей угрозы и представлений об общности их судеб. Все члены этнической общности трактуются как жертвы приписанного им статуса этнического меньшинства, а потому все они обязаны мобилизовываться, сопротивляться и преодолевать существующие, воспринимаемые или воображаемые несправедливость и дискриминацию, от которых они якобы «страдают в такой же мере», как и рвущиеся к власти амбициозные элиты, не удовлетворенные нынешним статусом. Во-вторых, этническая идеология объясняет и оправдывает потребность в движении, обосновывает значение ведущейся движением политической борьбы и трактует участие в ней как этническую ценность. В-третьих, этническая идеология задает видение конечного успешного результата деятельности движения, который оправдывает цену участия в нем. В-четвертых, внешней функцией идеологии является создание и проецирование при помощи СМИ определенного образа движения и его требований на аутсайдеров, в том числе на правительство и на иностранную аудиторию (88, 34—35). 2.2.4. Особенности политической организации этнического движения Эффективная организация чрезвычайно важна для любого вовлеченного в длительную политическую борьбу движения. Наличие формальных организаций позволяет агрегировать ма- териальные и людские ресурсы, подготовиться к их использованию в целях коллективного политического действия, обеспечить эффективное разделение труда, поддержание коммуникационных инфрастуктур, а также мобилизацию индивидов в движение. Так как организации являются необходимым орудием политической борьбы, этнические лидеры тратят много сил и энергии на строительство, укрепление и поддержание. Важной составляющей конфликтологического анализа является изучение воздействия, которое оказывает на эффективность этнополитических движений организационный плюрализм (наличие нескольких организаций внутри одного движения). Согласно гипотезе М. Эзмана организационный плюрализм, с одной стороны, облегчает мобилизацию (так как умножает связи движения с этнической группой и в целом ведет к росту числа участников, активистов и лидеров), но с другой — может замедлять развитие этнической солидарности и усложнять задачи борьбы с этническими антагонистами и государственной властью. С точки зрения М. Эзмана, при оценке силы этнических движений следует учитывать, что их политический вес зависит от плотности уже существующих организационных и коммуникативных сетей, объединяющих членов группы (например, культурные, языковые, религиозные, общинные и другие организации). Эти сети неполитических организаций образуют важный ресурс, который может быть вовлечен в политическую борьбу. Так, ирландское национальное движение в XIX в. опиралось в политической деятельности на ресурсы католических приходов (объединявших преимущественно ирландцев); движение в защиту гражданских прав в США в 1960-е гг. — на сети негритянских церквей; движение квебекцев в Канаде — как на традиционные сети католических церквей, так и на сети франкоязычных профсоюзов. 2.2.5. Цели этнического движения При формулировке этническими движениями целей первостепенное значение имеет видение ими конечного результата, ожидаемых последствий коллективного политического действия, которые оправдывают издержки и риски мобилизации. Как показывает исторический и современный опыт, основными целями этнополитических движений могут быть те или иные варианты гегемонии (поддержания, сохранения или захвата контроля над государством), сецессии (выхода из государства или установления контроля над его частью), автономии (регионального самоуправления в рамках существующего государства) или же равного включения в состав политической и экономической систем на условиях недискриминации или на более благоприятных условиях государственной поддержки институтов меньшинств. Для этнополитических конфликтологов важно определить, насколько отчетливо существующее представление об этих целях и насколько различные сегменты движения едины в своей готовности преследовать эти цели. Кроме того, необходимо выявить существующие различия между ближайшими и последующими целями движения и влияющие на это соотношение факторы. Хотя конечные цели этнических движений обычно остаются постоянными, они тем не менее могут частично меняться в зависимости от внешних событий, поколенной смены лидеров, опыта деятельности организаций. Например, неожиданный распад СССР в начале 90-х гг. оказал существенное влияние на изменение целей большинства эт-нонапиональных движений во многих частях постсоветского пространства. Выдвигаемые этнополитическими движениями цели, как правило, связаны с распространенным в той или иной этнической группе типом недовольства и возникающим на его основе осознанием этнических интересов. Сравнительные аспекты моделей мобилизации этнического недовольства специально рассматривались в исследовании Т. Гурра и его коллег «Меньшинства как группы риска». Гурр отмечает, что часто несколько разных организаций соперничают между собой за право называться истинными представителями и выразителями интересов группы, а правительство, легитимности которого этническая группа бросает вызов, пытается дискредитировать или приуменьшать требования. Поэтому наилучшим свидетельством об истинных интересах и о недовольстве групп остаются заявления и стратегии политических движений, которые и следует принимать за основу при научном анализе моделей группового недовольства. В проекте «Меньшинства как группы риска» при оценке требований и аргументов, заявляемых в качестве этнических интересов, учитывались четыре аспекта и соответственно четыре принципа. 1. Коллективные этнические интересы нельзя рассматривать как единые и нерасчлененные. Внутри группы присутствуют различные индивидуальные и сегментированные интересы (одни члены группы или фракции готовы принять статус-кво, а другие — нет). 2. Для формулирования и выражения коллективного этнического интереса необходима политическая организация, а не индивидуальное чувство горечи и несправедливости, заявляемые истеричными или экзальтированными представителями национальной интеллигенции в СМИ. С политической точки зрения важным следует считать наличие организованной формы выражения субъективного интереса. 3. Одни политические формы выражения коллективных интересов более аутентичны, чем другие. Как правило, на начальных стадиях этнической мобилизации наблюдается ситуация политического базара, на котором продавцы идей и идеологий (этнические антрепренеры разных мастей, например корыстные чиновники, воинствующие на деньги доноров «правозащитники», фундаменталистские священники и др.) пытаются продать потенциальным сторонникам различающиеся по цене планируемого коллективного политического действия и аргументированности версии национального интереса. Соперничество этнических политиков продолжается и на последующих стадиях роста этнического движения. Индикатором аутентичности заявленных групповых требований и интерпретаций коллективного интереса является степень поддержки, провозглашенных этнических требований, оказываемый группой. 4. Понимание сути групповых интересов и политических целей меняется со временем. Изменения в политике как этнических движений, так и правительства, как правило, влекут за собой переоценку интересов и стратегий индивидами и сегментами групп (125, 68-69). При сравнительном изучении выдвигаемых политизированными этническими меньшинствами требований и корреляции заявленных требований с объективными условиями в проекте Гурра использовалась трехмерная шкала кодировки (0 — вопрос несущественный, 1 — вопрос малосущественный или значимый лишь для сегмента этнической группы, 2 — существенный для всей группы вопрос) по четырем основным измерениям моделей этнополитического недовольства, которые включали требования: а) политической автономии (коды включали общую обеспокоенность ситуацией при неопределенности конкретных целей, объединение с этническими родственниками, достижение большей региональной автономии, независимости); б) политических прав, кроме автономии (коды включали распространение политического недовольства при неопределенности конкретных целей, большие политические права в собственной общности или регионе, ббльшая доля политического участия в принятии решений на государственном уровне, равенство гражданских прав и групповых статусов, замена непопулярных местных чиновников или типов политики, другое заявленное недовольство в связи с политическими правами группы); в) увеличения объема экономических прав (коды включали распространение экономического недовольства при неопределенности конкретных целей, а также групповые требования большей доли в общественных фондах и услугах, больших экономических возможностей (лучшее образование, доступ к высокостатусным позициям в сфере занятости), улучшения условий труда и повышения его оплаты, защиты группового владения землей и другими экономическими ресурсами от отчуждения, другие проявления экономического недовольства); г) социальных и культурных прав (коды включали свободу религиозных убеждений и отправления культа, признание или толерантное отношение к языку и культуре группы, защиту от угроз или посягательств со стороны других групп, другие социально-культурные права). 2.2.6. Мобилизуемые ресурсы Ресурсный потенциал, находящийся в распоряжении сторон, является важным показателем характера протекания и результативности конфликта. Он во многом определяет решимость сторон участвовать в конфликте, содержание их требований по изменению сложившейся ситуации в нужном для себя направлении, а также их готовность нести издержки ради достижения поставленных целей. Избираемые этническими движениями стратегии политического действия, как правило, соотносятся с объемом ресурсов, доступных для мобилизации внутри общности и из внешних источников. М. Эзман предлагает различать потенциальные и актуальные ресурсы мобилизации. К потенциальным ресурсам обычно относят численность группы и ее долю в общем населении государства, относительное распределение населения с точки зрения его географической или региональной концентрации или дисперсности общности, доступные для мобилизации на цели борьбы финансовые средства, а также организационные и коммуникационные навыки движения. К актуальным ресурсам относят групповой политический статус и возможность доступа к политическим институтам, объем и типы находящихся под контролем членов этнической группы материальных и социальных ресурсов, относительная сплоченность или фрагментация экономических интересов, идеологии или структур родства и способность использовать моральную, дипломатическую и материальную поддержку (в том числе оружием) со стороны этнических соотечественников или сочувствующих из-за границы. Наличие или отсутствие каждого из этих видов демографических, материальных и политических ресурсов может облегчать или, наоборот, осложнять этнические движения, наделяя их потенциальной силой или накладывая прагматические ограничения на их чаяния, стремления, стратегии. 2.2.7. Политические стратегии и тактики этнических движений Стратегии и тактики этнических движений и входящих в их состав организаций отражают способы использования ими своих ресурсов в политическом действии. Стратегии этнополитиче-ского действия могут быть направлены как на поддержание внутренней мобилизации, так и на противодействие угрозам со стороны аутсайдеров или же на стремление использовать в интересах группы предоставляемые окружающей средой возможности для реализации заявленных программ. Гурр предлагает различать три основные формы этнополити-ческого действия: 1) выход (т.е. требования большей автономии группы внутри политической системы или сецессии, полного выхода из системы), 2) голос (выражение политического протеста в надежде улучшить положение группы внутри системы и открыть для нее новые возможности), 3) лояльность (принятие ситуации, воздержание от открытого выражения недовольства и попытка использовать уже открытые в рамках системы возможности). Стратегии этнополитического действия могут реализо-вываться в различных формах. Это могут быть конвенциональные формы политического поведения, т.е. игра по принятым правилам и в рамках существующих в системе политических институтов (например, используя политическую пропаганду, петиции, давление заинтересованных групп, выборы, законодательный процесс, судебный поединок). Но это могут быть и неконвенциональные формы, сознательно нарушающие принятые правила игры (располагающиеся в диапазоне от гражданского неповиновения и ненасильственного протеста до актов политического насилия). По степени интенсивности Гурр выделяет две основные стратегии политического действия, объединяющие различные тактики, при помощи которых этнические группы пытаются реализовать свои интересы: этнополитический протест (в свою очередь, он может носить ненасильственный или же насильственный характер) и зтнополитическое восстание (как организованная форма этнополитического насилия). Стратегия этнополитического протеста имеет целью выразить коллективное недовольство и убедить государственных чиновников изменить политику по отношению к этнической группе. Основой стратегии протеста является мобилизация демонстрируемой социальной поддержки требований реформ в межэтнических политических отношениях. Использование протестующими насилия носит, как правило, спорадический и не спланированный заранее характер, часто являясь лишь реакцией на силовые действия полиции и военных. Шкала интенсивности форм ненасильственного протеста в проекте Гурра включала позиции: 0 — протестное поведение не зарегистрировано; 1 — вербальная оппозиция (открытые письма, петиции, постеры, плакаты, подпольные публикации, агитация и др.); 2 — деятельность существенных масштабов по политической организации, включая традиционную деятельность политических партий во имя групповых интересов; 3 — отдельные демонстрации, забастовки, митинги с участием сотен или нескольких тысяч человек; 4 — число участников демонстраций, забастовок, митингов 10 000 человек и более; 5 — аналогичные события с участием свыше 100 000 человек; 6 — другие формы протеста. Шкала интенсивности форм насильственного протеста в проекте Гурра включала позиции: 0 — движение не зарегистрировано; 1 — отдельные акты саботажа и символического разрушения собственности; 2 — погромы или стычки в ограниченных масштабах (1—2); 3 — значительные погромы и беспорядки; 4 — серьезные и широко распространенные беспорядки; 5 — местные восстания, нацеленные прежде всего на захват власти в той или иной местности, но не принимающие еще форму гражданской или партизанской войны; 6 — другие формы протеста. Стратегия этнополитического восстания направлена на достижение более глубоких изменений в правительстве и во властных отношениях между группами. Основой стратегии восстания является мобилизация достаточного количества силы для того, чтобы вынудить правительство пойти на требуемые пере- мены. Использование насилия повстанцами принимает форму вооруженных нападений в диапазоне от политического бандитизма и терроризма до крупномасштабной гражданской этнической войны. Шкала интенсивности форм восстания (повстанческого насилия) в проекте Гурра включала позиции: 0 — таких форм не зарегистрировано; 1 — политический бандитизм, спорадические случаи терроризма, неуспешные госперевороты в интересах группы; 2 — кампании террора, успешные перевороты в интересах группы; 3 — партизанская деятельность малого масштаба; 4 — партизанская деятельность крупного масштаба (число участников превышает 1000), которая охватывает значительную территорию частыми атаками; 5 — затяжная гражданская война, ведущаяся военными формированиями с опорными базами; 6 — другие формы насилия. Сравнительные этнополитические исследования (в частности, проведенные по проекту Гурра) показали, что различие между этнополитическим протестом и восстанием не является абсолютным, так как политические цели недовольных этнических групп носят, как правило, смешанный характер. Выбор этническими группами политических стратегий и тактик меняется с обстоятельствами, в том числе и в зависимости от ответа оппонентов. Ключевой переменной, которая формирует ход и итог этнических конфликтов, является ответ государства на этническое недовольство. Сильное государство способно как подавить восстание, так и пойти на существенные уступки протестующим, слабое государство не способно ни на то, ни на другое. Последним обстоятельством объясняется серьезность вызова, который этнополитические движения бросали государству в постколониальных и посткоммунистических странах. Политико-статистические исследования Гурра на материале 233 этнополитиче-ских конфликтов за период 1945—1989 гг. выявили следующую частотность выбора этническими группами форм политического действия: самой распространенной формой являлся ненасильственный протест (180 случаев из 223), за которым следовали этнополитическое восстание (114 случаев из 223, в том числе 35 случаев масштабных террористистических кампаний и 79 случаев партизанской или гражданской войны) и насильственный протест (96 случаев из 223). Конкретные тактики политического поведения этнических движений и партий сходны с тактиками поведения неэтнических акторов. Как и любой субъект политического действия. этнические движения и партии могут вступать в открытые или же негласные коалиции с другими политическими акторами, в том числе и с теми или иными фракциями этнического большинства в структурах власти. При анализе этнополитического конфликта важно определить: что именно определяет выбор движением той или иной этнополитической стратегии и что влияет на ее изменение во времени? в какой степени избранные стратегии конфликтного поведения являются следствием эмоций или нерефлексированной идеологической приверженности, а в какой степени они, напротив, опираются на рациональные оценки прагматического характера? как меняются стратегии в зависимости от изменения внешней (международной) обстановки? В связи с этим политические конфликтологи уделяют большое внимание рассмотрению двух вопросов: с одной стороны, существующим внутри этнических движений разделениям (см. § 2.3 в этой главе), а с другой — международному контексту внутриполитического этнического конфликта (см. § 3 в этой главе). 2.3. Внутриэтнические политические деления и конкуренция элит Большинство конфликтологов сходятся во мнении, что модели внутриэтнической политики еще больше усложняют структурное измерение этнического конфликта (например, Esman, 1991, 1994; Ryan, 1995; Rothschild, 1982; Gurr, 1993; Sisk, 1996; Lake and Rothschild, 1998). Внутриэтнические разделения, основанные на классовой принадлежности, характере занятости, типе разделяемой идеологии, месте в системе клановых структур, а также на соперничестве за позиции лидерства, весьма распространены и, по мнению большинства ученых, неизбежны во всех этнических группах. Политической формой выражения внутриэтнической политической дифференциации является разделение этнического движения на фракции и конкурирующие между собой политические организации. При анализе этнических движений основное внимание часто обращается на конкретные организации, которые — пусть и на непродолжительное время — становятся основными действующими лицами и инструментом политизированной этнической группы (например, Объединенная национальная организация малайцев, Африканский национальный конгресс, народные фронты в Прибалтике и в Молдове). Вместе с тем нельзя упускать из виду и возникающие внутри таких организаций фракции, а также конкурирующие организации внутри одного и того же этнополитического движения. Часто этнополитические движения представляют собой довольно свободную федерацию соперничающих организаций, каждая из которых претендует на то, чтобы являться истинным представителем наиболее аутентичной версии национальной идеологии, диктующей «истинное» видение национальных интересов и «единственно верный» путь их осуществления. Большинство этнических движений состоят из множества организаций, которые существенно различаются по идеологическим ориентациям или личным амбициям лидеров, источникам ресурсов, масштабу и типу связи с различными социальными группами внутри и даже вне этнической общности. Фракции конкурируют между собой за контроль над групповыми ресурсами и за право представлять группу в ее отношениях с другой стороной этнополитического конфликта и с аутсайдерами (не вовлеченными в конфликтное противостояние третьими сторонами). Хотя все фракции ориентированы на определенный минимум целей, политика конкуренции является свойством любой этнической группы. Даже в условиях острого кризиса этнические группы редко выступают единым фронтом. Внутриэтни-ческий политический плюрализм влияет на способности групп эффективно реализовывать коллективные стратегии и добиваться общих целей. Особенно важной переменной политики внутриэтнических разделений является степень относительной сплоченности и конкурентности среди этнических элит и ненасытных в своем стремлении к власти лидеров. Дж. Ротшильд выделил два основных императива, определяющих выбор элитами тактики действий. Лидеры этнических движений стоят перед необходимостью распределять внимание между, с одной стороны, вызовами и возможностями, существующими вне этнической группы, т.е. во внешней среде (в отношениях с этническими противниками и союзниками), а с другой — вызовами внутри собственной этнической группы (в отношениях с оппонентами внутри этнического движения, которых непомерная гордыня претендентов на власть может рисовать себе даже большими врагами, чем внешний этнический противник) (237, 5). М. Эзманом была высказана гипотеза, что определенная степень конкуренции за лидерские позиции на самом деле укрепляет этнические движения, так как это позволяет ставить на повестку дня новые спорные вопросы, а также вовлекать в движение ранее не мобилизованных членов этнической группы. Вместе с тем существует порог, выше которого соперничество этнических лидеров становится разрушительным, расходует энергию и ресурсы в междоусобных спорах и ограничивает способность движения эффективно решать задачи борьбы с внешними угрозами или капитализации на возможностях (87, 33). Внутриэтнические политические разделения характерны и для групп этнического большинства. В связи с этим М. Эзман справедливо замечает, что, хотя государства и центральные правительства, как правило, предстают как более сплоченные субъекты политического действия, чем этнические группы, они редко однозначно отвечают на этнические требования. Государственные институты также включают фракции твердых и умеренных. Одни фракции более склонны к применению принудительных мер репрессивного характера, другие — к поискам компромисса и аккомодации (готовности идти на уступки ради примирения). Государственные чиновники могут разделять общую позицию в отношении территориальной целостности государства, но при этом существенно расходиться в отношении к этническим требованиям. Эти расхождения могут налагаться и пересекаться с внутренними различиями в этнических общностях, в результате чего могут возникать сложные по конфигурации коалиции между фракциями внутри государственного аппарата и внутриэтническими фракциями. Такие разделения внутри государственных институтов могут влиять на тактику поведения правительства в этнополитическом конфликте. Хотя вопрос о взаимосвязи и сложной динамике внутриэт-нических разделений и моделей политики еще сравнительно мало изучен, в современной конфликтологической литературе все большее признание получает точка зрения, согласно которой природа внутригрупповых различий является той критической переменной, которая определяет, будут ли этнические отношения основаны на прагматизме и взаимности (т.е. регулироваться ненасильственным способом) или же их основой станут эссенциалистские восприятия (и соответствующие им насильственные формы конфликтного взаимодействия). Одни авторы утверждают, что сплоченные и уверенные в себе этнические группы (т.е. обладающие легитимным и пользующимся широкой поддержкой лидерством) могут эффективно работать за столом переговоров, способствуя возникновению и упрочению политической сдержанности в этнических вопросах. Другие считают, что наличие значительных внутриэтнических расколов в конечном счете облегчает управление конфликтом, так как умеренные из одной группы образуют полиэтничную коалицию с умеренными из других групп, тем самым создавая широкий и толерантный межэтнический политический центр (254). Для этих точек зрения ключевыми являются два вопроса: кто именно (радикальные и категоричные эссенциалисты или же гибкие и умеренные прагматики) пользуется в тот или иной период конфликта растущим влиянием в данной этнической группе? существует ли реальная возможность для возникновения в каждой из конфликтующих групп такой критической массы разумных и умеренных политиков, которая позволит создать центристскую (и пользующуюся широкой социальной поддержкой в обеих этнических группах) межэтническую коалицию, способную выстоять перед натиском твердолобых националистических ультра (представленных националистическими «ослами-романтиками» или же «ястребами-убийцами»)? Некоторые убежденные в возможностях политической инженерии ученые, такие, как Д. Горовиц, предполагают, что сама структура политических институтов может повлиять на шансы тех или иных этнических субэлит (умеренных или радикалов) прийти к власти внутри своих этнических групп (157). В литературе также обращается внимание на присутствие и роль этнических антрепренеров, т.е. политических лидеров, которые пытаются расширить социальную базу своей политической поддержки путем изобретения или эксплуатации угроз, якобы исходящих от этнического противника. В глубоко разделенных обществах часто возникает проблема игры на повышении этнической цены политического действия, при помощи которой экстремистские лидеры, пытающиеся сделать капитал на недовольстве масс, отстраняют (превышают цену) умеренных политиков внутри собственной этнической группы тем, что клеймят акты сотрудничества и примирения как продажу групповых интересов, предательство и унижение группы. Поэтому умеренный полиэтничный центр далеко не всегда способен устоять перед натиском центробежных сил, развязанных горячей риторикой этнического шовинизма. Ряд сравнительных исследований на материале постколониа ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|