Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







По своему происхождению потребности делятся на естественные и культурные.





Потребности характеризуются следующими признаками.

Во-первых, любая потребность имеет свой предмет, т.е. она всегда есть осознание нужды в чем-то.

Виды потребностей (Таблица 5.4)

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ДУХОВНЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫРАЖАЮТ ОБЩЕСТВЕННУЮ ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА. ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЕГО ЖИЗНИ ИГРАЮТ ТАКИЕ ПОТРЕБНОСТИ, КАК ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ И В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

 

Во-вторых, всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких у с л о в и я х и каким с п о с о б о м она удовлетворяется.

В-третьих, потребность обладает способностью в о с п р о и з в о д и т ь с я.

Своеобразную трактовку потребностей выдвинул А. Маслоу. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. У человека с рождения последовательно появляется и сопровождает личностное взросление семь классов потребностей.

Пирамида человеческих потребностей А. Маслоу (Таблица 5.5)

 

 

 

Потребности выражаются в мотивах, т. е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Так, потребность в пище может привести к внешне совершенно разным деятельностям по ее удовлетворению. Этим разным деятельностям и соответствуют разные мотивы.

Мотив определяет тип поведения личности, придавая ему определенную направленность. Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности. По своей роли, или функции, не все мотивы, направленные на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них, главный, другие вторичные.

А.Н. Леонтьев рассматривал мотив как объект, отвечающий той или иной потребности, и считал, что они выполняют двоякую функцию:

1 — побуждают и направляют деятельность. Это мотивы-стимулы;

2 — придают деятельности субъективный характер, личностный смысл. Это

смыслообразующие мотивы.

Все мотивы можно разбить на две большие группы: осознаваемые и неосознаваемые.

Осознаваемые мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Они определяют жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительного периода его жизни. К осознанным мотивам относятся интересы, которые направляют деятельность человека в течение длительного периода его жизни. К осознанным мотивам относятся интересы, убеждения, мировоззрения личности. К неосознанным побудителям относятся влечения, конформизм, установки.

Влечения (неосознаваемые мотивы) стремление удовлетворить недостаточно осознаваемую потребность.

Конформизм — это подчинение личности давлению группы. Как черта личности конформизм проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, соответствует или не соответствует она его собственной внутренней позиции.

Неосознанным побудителем деятельности является установка. Неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам. («Теория установка» была основана грузинским психологом Д. Узнадзе.)

Важнейшим психологическим новообразованием личности является становление самооценки и устойчивого «Образа «Я».

Совокупность психических принципов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представление индивида о самом себе складывается в мысленный «Образ Я*».

Самосознание — продукт развития. Этот процесс переосмысливания, происходящий всю жизнь у человека событий, образует основное содержание его внутреннего мира, определяющие мотивы и смысл его жизнедеятельности.

Существенной стороной самосознания является самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей. Она порождает самоутверждение и регулирует всю деятельность и поведение.

Теории личности

Теоретические направления психологии личности часто классифицируют в терминах трех основных категорий.

Первая — Психоанализ, Человек - существо, предопределенное биологическими инстинктами.

Вторая - Бихевиоризм, Человек послушная и пассивная жертва сил окружающей среды.

Третья - Гуманистическая психология — новое направление персонологии. Человек от природы способен к самосовершенствованию.

С точки зрения 3. Фрейда, источником активности являются энергия либидо и агрессивные потребности. Человеку постоянно приходится преодолевать различные внутренние и внешние возбуждения. В результате у него возникает тревога, назначение которой состоит в том, чтобы предупредить человека о надвигающейся угрозе. Тревога дает возможность реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом. Это делается возможным благодаря возникающим у личности механизмов защиты, которые проявляются в следующих формах: (Уважаемый студент! Механизмы защиты знать «на зубок»)

Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту Эго, которая обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги. Описываемое иногда как «мотивированное забывание», вытеснение представляет собой процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате действия вытеснения человек перестает осознавать причины, вызывающие тревогу, а также не помнит травматических прошлых событий. В итоге человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению, делается спокойным.

Проекция. Защитный механизм представляет собой процесс, посредством которого человек приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведения другим людям. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на других. (Так, очень часто студент, не подготовившийся должным образом к экзамену, всю вину возлагает на преподавателя, недостаточно объяснившего ему материал.)

Замещение. В защитном механизме, получившем название замещение, происходит переадресовка от одного объекта к другому. Такое замещение мы часто видим в жизни, когда человек срывает свое раздражение, гнев, досаду, вызванные одним лицом, на другом лице или на первом попавшемся предмете.

Рационализация. Этот способ основан на искажении реальности. Возникает ложная аргументация, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправдывается в глазах окружающих. Например, после многократных неудачных попыток добиться цели, человек начинает убеждать себя и других, что это к лучшему.

Реактивное образование. Этот защитный механизм проявляется в подавлении одних импульсов и выдвижении совершенно противоположных.

Регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребячеству, детским моделям поведения. Проявление регрессии у взрослых включает несдержанность, недовольство, а также такие особенности как «надуться и не разговаривать» с другими, детский лепет.

Сублимация. Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность чело-

Домашний тиран.

 

(Рисунок 5.6)


 

Согласно Фрейду, сильные, неосознанные агрессивные побуждения могут быть переадресованы или сублимированы в социально приемлемом направлении.

 

Человеку свойственно в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выразить посредством социально приемлемых мыслей или действий. Так, например, энергия и активность подростка может быть сублимирована в социально одобряемой деятельности в спорте.

Отрицание. Этот защитный механизм включается тогда, когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие. Отрицание реальности имеет место тогда, когда люди говорят или настаивают: «Этого не может быть», несмотря на очевидные доказательства обратного.

Все описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы.

 

Представители бихевиористов (Скинер и др.) отрицали все представления о том, что люди автономны и их поведение определено предполагаемым существованием внутренних факторов. Все психические явления сводились к реакциям организма, преимущественно двигательным. За единицу поведения принимается ими связь стимула и реакции.

С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самовыражения.

 

 

Удовлетворение потребности самоуважения позволяет ребенку чувствовать себя уверенным в присутствии сверстников

 


Ребенок, делая свои первые шаги, проявляет тенденцию актуализации самодостаточности, если только чрезвычайные обстоятельства окружения не мешают этому.

А. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее умиротворяющей характеристикой человека, которое потенциально присутствует во всех людях от рождения. (Поисковая активность).

Творчествоуниверсальная функция человека, ведущая ко всем формам самовыражения.

К. Роджерс, в своих клинических наблюдениях пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям. Доброта, по мнению Роджерса, свойственна природе человека и если дать ему возможность раскрыть врожденный потенциал, он, будет развиваться оптимально и эффективно.

Роджерс считал, что все поведение вдохновляется и регулируется объединяющим мотивом, - тенденцией актуализации. Эта тенденция ведет к самоактуализации и проявляется в желании достичь или завершить что-то, что сделает жизнь человека более разнообразной и совершенной.

 

(Таблица 5.7)







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.