|
Дела воспитания и образованияСтр 1 из 6Следующая ⇒ Воспитание было одной из главных забот Сейма. Он руководил делами открытия и содержания духовных школ, печатания книг, принимал участие в издании книг. Трибунал Второе учреждение еврейского представительства был «Трибунал». Зачаток сеймских трибуналов можно усмотреть в торговых судах. Ибо, начиная с 15-го столетия, существовал обычай, чтобы большие еврейские общины посылали бы своих лучших судей на большие рынки Люблина, чтобы судить в самых важных процессах и принимать участие в обсуждении особенно важных юридических проблем. Когда был создан сейм, эти рыночные суды стали постоянными и санкционированными учреждениями и были превращены в «сеймский трибунал». Трибунал избирал маршала, который обычно бывал одним из знаменитых раввинов страны. Трибунал был уполномочен обсуждать вопросы, переданные ему сеймом, как, например, спорные вопросы между общинами и их отдельными членами, между общинами и земствами, между двумя общинами по поводу главенства над «под-общинами» и т.д. Кроме того, трибунал занимался и вопросами теоретическими, толкуя и разъясняя юридические проблемы современной жизни. Как видно из всего изложенного выше, организация евреев в Польше была осуществлением извечной цели евреев в рассеянии — быть «нацией без территории» и жить и управляться по своим собственным законам, как строго централизованное целое с твёрдой иерархией внутри и резкой обособленностью от окружающей, не-еврейской, массы населения. К тому же, не нести воинской повинности, заменяя её денежными взносами. С начала 18-го столетия, в результате междоусобиц в Польше и падения авторитета её правительства, стал падать и авторитет Еврейского Сейма. А в 1764 году, решением Сейма Польши, был вообще распущен Еврейский Сейм. Однако, вся организация общин-«кагалов» сохранилась неизменной и их авторитет и власть над отдельными евреями остались непоколебленными. В том же году Польский Сейм постановил обложить всех евреев налогом в два злотых с головы ежегодно. В связи с этим налогом, особо назначенные чиновники произвели перепись всех евреев, проживающих на территории Речи Посполитой Польской и установили, что всего евреев было 577 889. Вскоре после переписи, начались «разделы» Польши, затем было создано «Герцогство Варшавское», а после Венского Конгресса (1815 г.) — «Царство Польское», вошедшее в состав Российской Империи. После 1815 г. границы разделённых частей Польши не менялись больше ста лет — вплоть до конца 1-й Мировой войны и возрождения Польского Государства. Большая часть еврейства Польши осталась на землях, вошедших в состав России, как в этнографической Польше, так и в Белоруссии и Малороссии, отошедших к России по первым трём «разделам» Польши. Напомним, в самых кратких чертах, об этих «разделах» Польши. В действительности, по всем трём «разделам», Россия не получила ни пяди этнографической Польши, а только вернула земли Киевской Руси, долго бывшие под властью Польши. Да и то не все: Червонная Русь (Галиция), Северная Буковина и Закарпатье были захвачены Австро-Венгрией, этнографическая же Польша была поделена между Пруссией и Австрией. К России отошла Белоруссия (Полесье, Волынь) и Правобережная Украина — Малороссия. Пруссия захватила львиную долю этнографической Польши. В Варшаве был Прусский Губернатор. Белосток входил в состав Королевства Пруссии. Таково было положение до Наполеоновской войны и создания Наполеоном из земель этнографической Польши «Герцогства Варшавского», просуществовавшего до падения Наполеона в 1814 году. «Венский Конгресс» (1815 г.) перекроил карту Европы, а «Герцогство Варшавское», с небольшими территориальными изменениями, превратил в «Царство Польское». Наследственным «Царём Польским» был провозглашён Император Александр 1. По существу, это была персональная уния Российской Империи и Царства Польского. Так, под властью России, точнее, Императора Всероссийского, Царя Польского, после Венского Конгресса оказались земли бывшей Речи Посполитой Польской, населённые поляками, с большим процентом евреев, пользовавшихся в Польше самым широким самоуправлением. «Царство Польское» имело свою конституцию, свой парламент-сейм, своё войско, свою монетную единицу (злотый), таможенные границы с Россией. Только впоследствии, после двух польских восстаний (1830 и 1863 гг.) вся территория «Царства Польского» стала называться «Привисленским Краем». Первые евреи в России После многих столетий категорического воспрещения пребывания евреев в России, подтверждённого в последний раз в царствование императрицы Елизаветы, в 1764 году, в царствование императрицы Екатерины II, легально прибыли в Россию первые евреи — иммигранты на постоянное жительство. Екатерина II, вскоре после восшествия на престол, решила вызвать в Россию колонистов, в особенности для южных губерний, с целью оживления торговли, промышленности и земледелия. Для этого, именным указом от 22 июня 1763 года была создана «Канцелярия Опекунства Иностранных», во главе которой императрица поставила наиболее близкого ей человека Григория Орлова. И вот, наперекор всем существовавшим в её время предрассудкам, она решила включить в число этих «иностранных» также евреев. Однако, открыто это высказать она опасалась, зная культурную отсталость той среды, которая её окружала. Вследствие этого, она только гораздо позже, в ноябре 1769 года, в указе киевскому генерал-губернатору Воейкову официально разрешила евреям поселиться во вновь созданной Новороссийской губернии. До этого же, намерение императрицы пустить евреев в Россию выразилось, так сказать, в заговоре её с приближёнными лицами, отразившимся в переписке с рижским генерал-губернатором Брауном, в коей всему этому делу был придан конспиративный характер. В письме, доставленном Брауну секунд-майором Ртищевым, значилось: «когда от Канцелярии Опекунства будут рекомендованы некоторые иностранные купцы Новороссийской губернии, то им разрешить проживание в Риге для производства торговли на таких же основаниях, как это дозволено законом купцам других русских губерний в Риге. Ежели, далее, эти купцы отправят для поселения в Новороссию своих приказчиков, уполномоченных и рабочих, то выдавать им для безопасного пути, независимо от их вероисповедания, надлежащие паспорта и давать им провожатых. Ежели, наконец, из Митавы прибудут три или четыре человека, которые пожелают отправиться в Петербург из-за требований к казне, то выдавать им паспорта, без указания их национальности и не наводя справок об их вероисповедании, а обозначать в паспортах только их имена. Для удостоверения своей личности эти люди предъявят письмо, находящегося в Петербурге, купца Левина Вульфа». Таким-то таинственным образом было начато водворение евреев в Россию. Как видно, самодержавие Екатерины II не освобождало её от необходимости очень и очень считаться с мнением и вкусами окружающих её лиц и даже широких масс русского народа, для которого все «жиды» оставались «врагами Христовыми». Поэтому-то в письме тщательно избегается слово «еврей». Однако, Браун, очевидно, понял желание Екатерины или же ему объяснил его на словах Ртищев, Последний был немедленно командирован в Митаву к русскому посланнику при герцогском дворе фон Смолину с секретным поручением, и 7 мая 1764 года он вернулся от Смолина с семью евреями. Евреи, которые водворялись в Новороссии были митавские купцы — Давид Леви, Моисей Арон, Израиль Лазарь и рабочий Яков Маркус, к которым заботливая Екатерины не преминула присоединить раввина Израиля Хаима и его помощника Натана Аврама из Бирзена, и даже «моэля» Лазаря Израиля, очевидно, в видах устроения религиозных потребностей будущей еврейской общины. 9 мая эти евреи, в сопровождении Ртищева, были отправлены в Петербург, причём, генерал-губернатор в сопроводительном докладе заявил, что он «не ручается за то, чтобы в этом деле удалось сохранить тайну, так как евреи прибыли в Ригу открыто и их отъезд, насколько он знает эту нацию, тоже едва ли будет сохранён в тайне». Если вспомнить, при этом, что в то время, и ещё много позже, до сороковых годов 19-го столетия, рижско-немецкое бюргерство, имевшее европейский облик, вело борьбу за недопущение поселения евреев в Риге и за разрешение приезжающим на время евреям проживать только в одном заезжем дворе, в Московском форштате, то можно оценить, насколько Екатерина II, по широте взглядов и гуманности, опередила своё время. И евреи того времени это поняли и оценили. В 1780 году, когда Екатерина посетила Шклов, они её приветствовали специально написанной одой на еврейском языке, с переводом на языки русский и немецкий. Заключительная строфа этой оды гласит: «Ты дозволила нам проживать в твоей стране в мире и безопасности, под сенью твоего благоволения и под охраной твоего скипетра, в согласии с природными жителями. Как и они, мы восхищаемся твоим величием, как и они, мы счастливы тем, что мы твои подданные». Такою же одою встретили Екатерину и Могилёвские евреи, и Полоцкие. Последние, в её честь, устроили на Двине блестящую иллюминацию. Теперь это событие забыто, а, между тем, оно заслуживает особого внимания, особенно в наше время, когда, в результате длительной и целеустремлённой пропаганды, во всём мире существует мнение, что евреи в России всегда и во все времена были преследуемы, лишены элементарных гражданских прав и подвергались гонениям. Забыты и указ Екатерины II 1791 года, уравнивающий евреев в правах с купцами, ремесленниками и мещанами тех городов и местечек, в которых они проживали в момент, когда эти города и местечки, бывшие раньше польскими или литовскими, стали городами и местечками России. Забыт и указ императора Александра 1, который в 1804 году открыл свободный доступ евреям к образованию, гласящий: «все евреи могут быть принимаемы и обучаемы, без различия от других детей, во всех российских училищах, гимназиях и университетах». Забыты и стипендии еврейским мальчикам, обучавшимся в светских училищах, в то время, как не-еврейские мальчики таковых стипендий не имели. Зато, обо всех ограничениях не забывается и постоянно напоминается, чем создаётся картина России, как страны еврейского бесправия и страданий. Обо всём этом будет более подробно сказано в дальнейшем. Как о мероприятиях Правительства России, уравнивающих евреев с остальным населением, так и о ряде ограничений, равно, как и о причинах, эти ограничения, в своё время, вызывавших. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|