Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Философия жизни: Шопенгауэр, Ницше.





Иррационалистическое направление, сложившееся на рубеже XIX и XX вв. Его возникновение было связано с быстрым развитием биологии, психологии и других наук, обнаруживших несостоятельность механистической картины мира. В центре этой философии лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного уникального начала мира, которое в отличие от материи и сознания активно, многообразно, вечно движется.

Артур Шопенгауэр - немецкий философ-идеалист; снискал себе славу как блестящий эссеист. Считал себя последователем Канта. При интерпретации его философских взглядов основной акцент делал на учении об априорных формах чувственности в ущерб учению о категориальной структуре мышления. Выделял два аспекта понимания субъекта: тот, который дан в качестве объекта восприятия, и тот, который является субъектом сам по себе. Мир как представление всецело обусловлен субъектом и является сферой видимости.

Шопенгауэр - сторонник волюнтаризма. Воля в его учении предстает как космический принцип, лежащий в основе мироздания. Воля, будучи темной и таинственной силой, крайне эгоцентрична, что означает для каждого индивида вечное стремление, беспокойство, конфликты с другими людьми.

Эстетический идеал Шопенгауэра - в буддийской нирване, в умерщвлении "воли к жизни", в полном аскетизме.

Фридрих Ницше - немецкий философ, один из основоположников современного иррационализма в форме философии жизни. Его взгляды претерпели определенную эволюцию от романтической эстезации опыта культуры через "переоценку всех ценностей" и критику "европейского нигилизма" к всеобъемлющей концепции волюнтаризма.

Основными положениями зрелой философии Ницше являются:

все существующее есть воля к власти, могуществу;

сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира, или перспектив, исходящих из центров власти - перспективизм.

Ницше - решительный противник ускоренного в европейской культуре противопоставлени "истинного мира" миру эмперичекому, истоки которого он видит в отрицании жизни, в декадансе. Ницше связывает критику метафизику с критикой языка. Глубокая внутренняя противоречивсть ницшеанского витализма проявляется в вопросе о соотношении истинности той или иной доктрины, идеи, понятия и т.п. и их исторического генезиса. Основные сочинеия: "Человеческое, слишком человеческое", "Веселая наука", "По ту сторону добра", "Антихристианин".

27. Марксистская философия (предпосылки, источники, основные идеи)

1. Общее понятие марксистской философии.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

 

2. Предпосылки возникновения марксизма и марксистской философии.Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIXв.);

бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

3. Источники марксистской философии (главные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса).

Главными произведениями основателей марксизма являются:

«Тезисы о Фейербахе» К. Маркса;«Капитал» К. Маркса;«Экономическо-философские рукописи 1844 г.» К. Маркса;«Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса;«Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса;«Диалектика природы» Ф. Энгельса;«Анти-Дюринг» Ф. Энгельса;«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса;«Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса.

Философия экзистенцилизма

По экзистенциализму, задача философии – заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия. Человек помимо его воли заброшен в чуждый ему мир; жизнь его окружена таинственными знаками, она иррациональна, в ней преобладает страдание и страх. Мир тем более страшен, чем он непостижим. Люди под доброй маской действуют друг против друга.

Экзистенциализм исходит из того, что человек живет прежде всего эмоционально. Под существованием понимается духовное бытие личности, ее сознание. Человек существует как сознание. Чтобы осознать себя как нечто существующее, человек должен оказаться в пограничной ситуации (борьбы, вины, бытия перед лицом смерти). Тогда мир оказывается очень близко. Наиболее надежна интуиция как способ постижения мира. Свобода трактуется вне всякой закономерности и причинности. Свобода – это не свобода деятельности, а свобода отношения к окружающему миру. Сама свобода превращается в мучительную необходимость.

Экзистенциализм немыслим без страха, ощущения кризиса. Выход из кризиса экзистенциалисты ищут не в изменении общественных отношений, а в индивидуальной духовной жизни (религиозное крыло – в мистическом общении с Богом). Экзистенциалисты настаивали на необходимости сохранения личностной уникальности, в ее неприобщенности к социальному контексту.

По экзистенциализму, задача философии – заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия. Человек помимо его воли заброшен в чуждый ему мир; жизнь его окружена таинственными знаками, она иррациональна, в ней преобладает страдание и страх. Мир тем более страшен, чем он непостижим. Люди под доброй маской действуют друг против друга.

Экзистенциализм исходит из того, что человек живет прежде всего эмоционально. Под существованием понимается духовное бытие личности, ее сознание. Человек существует как сознание. Чтобы осознать себя как нечто существующее, человек должен оказаться в пограничной ситуации (борьбы, вины, бытия перед лицом смерти). Тогда мир оказывается очень близко. Наиболее надежна интуиция как способ постижения мира. Свобода трактуется вне всякой закономерности и причинности. Свобода – это не свобода деятельности, а свобода отношения к окружающему миру. Сама свобода превращается в мучительную необходимость.

Экзистенциализм немыслим без страха, ощущения кризиса. Выход из кризиса экзистенциалисты ищут не в изменении общественных отношений, а в индивидуальной духовной жизни (религиозное крыло – в мистическом общении с Богом). Экзистенциалисты настаивали на необходимости сохранения личностной уникальности, в ее неприобщенности к социальному контексту.

29. основные школы и исторические формы классического позитивизма, неопотивизма, постопотивизма

Позитивизм – это ведущее западное течение философии науки, возникшее как реакция на её бурное развитие. Основатель классического позитивизма – Огюст Конт (1798 – 1857). Историю человечества он разделил на три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную.

На теологической стадии господствует религия. Все явления объясняются действием сверхъестественных сил. На метафизической стадии философия пытается раскрыть тайны сущего, объяснить смысл жизни человека, постичь ход истории и т.д. Положительное (позитивное), то есть новое знание философия, по Конту, дать не может. Это могут лишь отдельны науки или их синтез. Задачами новой позитивной философии Конт назвал классификацию конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук. Он предложил свою классификацию, в которой расположил науки по степени их метафизичности. Самыми «чистыми» от метафизики у Конта являются математика и астрономия, а самой метафизичной – история, которую он предложил заменить социологией – наукой об общих законах развития общества. К классическому позитивизму принято также относить философию Д. С. Милля и Г. Спенсера.

Неопозитивизм предстаёт в нескольких формах. Основной его вариант – аналитическая философия. Представитель её Бертран Рассел (1872 – 1970). В философии он больше всего ценил логику. По Расселу, логика даёт метод исследования философии так же, как математика даёт метод физике. Логический анализ языковых предложений позволяет выявить неадекватность их употребления. В языке Рассел выделил имена собственные и описания. Имена собственные указывают на конкретного носителя. Они значимы сами по себе и не нуждаются в контекстах. Описания обозначают признаки и абстракции и существуют лишь в целом предложении.

По Расселу, предмет философии – логический анализ наук с целью обнаружения конечных структур их материала в виде атомарных (неделимых) фактов, образующих элементарные предложения. На базе таких атомарных фактов при помощи логически совершенного языка необходимо построить новую научную картину мира.

Также представитель аналитической философии – Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951). Он разрабатывал лингвистическую философию. Витгенштейн вводит понятие «языковая игра». Языковая игра – модель коммуникации или создания текста, в которой ᴄᴫᴏʙа употребляются в строго определённом смысле. Это позволяет точно описать факт или явление, построить модель поведения человека или группы, задать самим построением текста способ его прочтения. Возникает вопрос: как возможна коммуникация различных языковых игр? Для его решения Витгенштейн вводит понятие «семейное подобие». Согласно ему, в основе коммуникации лежит не некая сущность языка или мира, а реальное множество способов описания. Витгенштейн показал, что тому, что в языке обозначается с помощью слова, в реальности соответствует множество сходных, но не тождественных между собой явлений и процессов.

Другая форма неопозитивизма представлена «Венским кружком философии». Его основатель – Мориц Шлик (1882 – 1936). Основной заслугой Шлика считается введение принципа верификации. Данный принцип позволяет, по мнению его сторонников, отделить научное знание от ненаучных положений. Для того чтобы считаться научным, знание должно быть таким, чтобы его можно было подверᴦʜуть верификации – опытной проверке. Всё, что верификации не поддаётся, к науке не относится. Принцип верификации стал причиной многочисленных споров в философии и даже расколов в философских школах.

В 70-х годах ХХ века возникает постпозитивизм. Его наиболее известные представители – Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.

Как и неопозитивисты, постпозитивисты заняты, в основном, исследованием науки и её языка. Но если неопозитивизм обращал преимущественное внимание на изучение структуры научного знания, противопоставлял эмпирический и теоретический уровни знания, придерживался линейного подхода к истории науки (считалось, что знания накапливаются постепенно), отграничивал науку от философии, то постпозитивизм делает упор на динамику научногознания, взаимопроникновение эмпирического и теоретического уровней знания, исследование роли научных революций, включение в научно-исследовательские программы философских обоснований.

30.Характерные черты и периодизация русской философии

Русская философия – одна из важных составляющих отечественной культуры. В ней выразительно представлены возможности научно-теоретического познания и интеллектуального поиска россиян, самобытные черты национальной мысли, оригинальные мировоззренческие установки и концепции. Русская философия как духовно-культурная ценность имеет ряд специфических черт:

· религиозно-идеалистическое миропонимание, признание религии в качестве мировоззренческой системы взглядов, восходящей к самому источнику жизни первозданной природы; отсюда - постоянный поиск смысла и значения ристианских идей для отдельного человека, общества и культуры;

· тяготение к западной (рациональность) и восточной (созерцание) культурам как особым способам освоения действительности;

· практически-нравственная ориентация, беззаветное искание путей к достижению добра и социальной справедливости;

· социальность (общинное сознание, соборность) и софийность («слово-мудрость-дело»), что предполагает постановку вполне земных, человеческих проблем;

· высокая гражданственность русских мыслителей: каждый из них не просто кабинетный ученый, а общественно сориентированный деятель. Эту особенность русской идейно-теоретической мысли образно подчеркнул поэт Н. А. Некрасов: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»;

· эстетически- художественный характер: собственно философские идеи, а также этические, эстетические, социально-политические, теологические концепции выражались в форме литературных и публицистических произведений (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. В. Розанов, Д. С. Мережковский и др.);

· иррациональность русской философии, выражающаяся в том, что противоречие жизни воспринимается как абсолютное, не способное к «снятию». Вслед за западноевропейскими философами русские мыслители рисуют целостный образ человека: по духу он от Бога, по жизни он материальное существо, временное бытие. Однако в русской философии делается акцент на глубину и «неустраненность» этих фундаментальных противоречий. Большинству русских философов свойственно осознание острого, трагического восприятия человеческого существа.

Профессор философии и психологии Православной богословской академии в Париже В. В. Зеньковский в своей работе «История русской философии» (1934) сравнивая западную и русскую философию, говорит о разных корнях, которыми питались обе культуры на заре своей истории: западная философия ориентировалась на идеалы античности и богословия, русская философия - на византийские (восточные) традиции, отсюда - долгое становление научного мышления, преобладание мистики и художественного элемента в культурных образах.

Вопрос о периодизации истории отечественной философской мысли многовариантен и до сих пор остается дискуссионным. Одни исследователи осуществляют попытки сузить хронологические рамки русской философии до XIX - начала XX и выделяют преимущественно идеалистическое направление (Э. А. Радлов, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский и др.). Другие мыслители, наоборот, расширяют границы русской философии, включая в нее мифы, былины, боготворчество. Наибольшей убедительностью, как нам представляется, обладает точка зрения, когда весь исторически значимый материал философских исканий прошлого документированно вписывается в следующие хронологические рамки: с X века до первой половины XX век (В. Е. Евграфов, А. Н. Маслин, В. В. Сербиненко и др.).

 

Предлагаемый вариант периодизации истории русской философии отражает альтернативность в подходах и решениях коренных мировоззренческих проблем:

X-XV в. – начало философской мысли на Руси (летописный период);

XV-XVII в. – время становления русской философии, когда происходит зарождение творческого мышления, складываются основные понятия, категории и концепции (московский период);

XVIII в. – обособление философии от религии и утверждение ее как теоретического знания (просветительский период);

XIX – первая половина XX века структурно выглядит так:

1) «философское побуждение» в 30-40-х гг. XIX в., славянофилы и западники

2) философия и социология русских революционеров-демократов и народников в 50-80-е гг. XIX в.

3) религиозно-идеалистическая мысль в отечественной философии (середина XIX – начало XX вв.)

4)русский позитивизм (вторая половина XIX – начало XX вв.)

5) философия марксизма (вторая половина XIX – XX вв.)

Развитие философской мысли в России после Октябрьской революции 1917 г. претерпело кардинальные изменения. Многие представители религиозно-философских течений, не согласные с новым политическим режимом большевиков, были высланы или эмигрировали из страны. Религиозно-идеалистическое направление русской философской мысли продолжало развиваться уже за пределами отечества. В советской России благоприятные возможности для своего развития на долгие годы получила лишь диалектико-материалистическая философия.

31. Философские воззрения ломоносова и радищева

2. С начала 18 века в России происходят глубокие, коренные преобразования, связанные с Петровскими реформами. Эти реформы затронули все стороны жизни русского общества. Реформы в экономике потребовали необходимость развития науки – естествознания. В этот период начинает формироваться материалистическая линия русской философии.

Зарождение материалистической традиции в русской философии связано с именем М.В. Ломоносова (1711-1765).

Он разрабатывал прежде всего натурфилософские проблемы, проблемы философии природы. Он был деистом. Материалистические идеи, которые он проповедовал, носили механический характер. Главная идея мировоззрения Ломоносова была концепция атомно – молекулярного строения материи, на ее основе Ломоносов создает теории теплоты, газов, электричества. Все эти теории он объединил сформулированным им законом сохранения материи и движения - выдающееся открытие (1748 г.)

Этот закон базировался на достижении науки и философии того времени и в последующем он стал коренным принципом естествознания. Ломоносов отстаивал идею материального единства мира. Он различал два вида материи:

· Материя как атомы

· Материя, заполняющая промежутки между атомами – эфир.

В роцессе движения атомов возникали их различные сцепления новые комбинации материи.

Движение рассматривается Ломоносовым в качестве источника всех

Изменений в природе, именно с движением ломоносов связывает многообразие материального мира. Однако под движением он понимает только механическое передвижение в пространстве.

Большой вклад Ломоносов внес в разработку теории познания (гносеологическая). Он верит во всемогущество науки, он подчеркивает решающую роль опыта как исходного момента в исследовании. Он считает, что опыт является источником необходимых данных, которыми должен оперировать ученый. Вместе с тем, говорил ломоносов, ученый должен быть не только практиком, но и теоретиком.

Ломоносову принадлежит концепция двух истин:

· Научная истина

· Религиозная, истина веры.

Они являются родными сестрами. Заслуга Ломоносова – предложил классификацию наук, разделил все науки на отдельные группы. Критерии разделения: степень их теоретичности, обобщения, связи со ступенями познания. Ломоносов обращал большое внимание на общественную роль наук. Он говорил, что достижения науки необходимо использовать для экономического и культурного развития России.

Выдающимся мыслителем второй половины 18 века был А.Н. Радищев (1749-1802). Он положил начало антикрепостнической идеологии в России. В своем знаменитом произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев поставил вопрос об уничтожении крепостного права. Но основным философским произведением является философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии». Он сложен по содержанию – в первых двух книгах Радищев выступает как материалист, а 3-4 книги – с религиозно – идеалистической позицией – бессмертие души и тд.

Подобно Ломоносову, Радищев был деист. В 1-2 книгах своего трактата он дает материалистическое решение основного вопроса философии. Он убежден в объективном существовании объективного мира. Говорит, что материя состоит из атомов, называет основные свойства материи, среди которых он называет непроницаемость, протяженность, образ, рождаемость, твердость, движение. Важнейшим из этих признаков Радищев считал движение. Он говорил, что движение от материи не отделимо. Однако под движением, как и Ломоносов, понимал простое перемещение. Что касается сознания, то Радищев прямо говорил о том, что сознание является функцией мозга. Вместе с тем, размышляя об активности сознания, он начинает отходить от материализма, начинает искать ответы в идеалистических системах – до признания бессмертия души.

Однако большинство исследователей считают, что 3-4 книги не представляют самостоятельного значения. Они являются простым пересказом идеалистических концепций. А свою точку зрения Радищев высказывает лишь в виде предположения.

Идеи:

Радищев утверждал, что главный мотив человеческих стремлений – это его личный интерес. Он выдвинул закон цикличного развития общества. Он говорит о том, что в обществе идет постоянная борьба между началами равенства и неравенства, и попеременно побеждает то одно, то другое. Радищев выступил против идеи Гоббса о том, что естественным состоянием общества является война всех против всех. С точки зрения Радищева, начальная ступень человеческого общества характеризуется природным равенством людей. Вступая в общество, люди заключают как бы между собой безмолвный договор. В результате этого договора вначале власть выполняла волю народа, однако затем, она обособилась от него и превратилась в его господина, стала подавлять людей. Наиболее противной человеческому существу формой власти, по мнению Радищева, является самодержавие. Что же касается будущего политического строя, то он представлял его в форме демократической республики, в которой власть принадлежит народу. В целом, несмотря на противоречивость, философские идеи Радищева представляют важный этап в развитии русской философии.

32.философские идеи Достоевского и толстого

Л. Н. Толстой (1828—1910) — самобытный мыслитель.

Критикуя общественно-политическое устройство России, он уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Исторический прогресс у него решал вопрос о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который должна была дать созданная им «истинная религия». В ней Л. Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты и роль церкви в общественной жизни. Самосовершенствование человека он связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви.

По Л. Толстому «царство Божие — внутри нас», и потому онтологически-космологическое и метафизико-богословское понимание Бога неприемлемо. Считая всякую власть злом, Л. Толстой пришел к отрицанию государства. В общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, а упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей. Если религиозно-нравственное самосовершенствование человека должно было дать ему душевный и социальный порядок, то полное отрицание всякой государственности такого порядка гарантировать не могло. В этом — противоречие принципов и выводов. Философия Толстого утопична.

Сущность познания — в уяснении смысла жизни — основного вопроса всякой религии. Она призвана дать ответ на коренной вопрос нашего бытия: зачем мы живем, каково отношение человека к окружающему бесконечному миру.

Ф. Достоевский (1821—1881) — писатель-гуманист, гениальный мыслитель. Занимает огромное место в русской и мировой философии. В общественно-политических исканиях Достоевского различают несколько периодов.

1.Увлечение идеями утопического социализма (кружок петра

шевцев).

2.Перелом, связанный с усвоением религиозно-нравствен

ных идей.

Начиная с 60-х гг. XIX в. исповедовал почвенничество: религиозно-философское осмысление судеб русской истории. Вся история человечества — история борьбы за торжество христианства. Самобытность пути России в этом движении: на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Он призван спасти человечество через «новые формы жизни, искусства» благодаря широте его «нравственного захвата».

Ф. Достоевский — выразитель начал, которые стали основанием нашей национальной нравственной философии. Он — искатель искры Божьей во всех людях — даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора — идеал великого мыслителя.

«Русское решение» социальных проблем — отрицание революционных методов борьбы, разработка темы особого исторического призвания России, способной объединить народы на основе христианского братства. Религиозные мотивы в философском творчестве Ф. Достоевского иногда сочетались с отчасти даже богоборческими, религиозными сомнениями.

Ф. Достоевский — скорее, великий прозорливец, чем последовательный мыслитель. Повлиял на религиозно-экзистенциальное и персоналистское течения в русской и западной философии.

 

33.Философия всеединства В.С. Соловьева.

Важнейшим вкладом в русскую философскую мысль стала заложенная B.C. Соловьевым традиция русской метафизики всеединства, воплощающая внутреннюю интенцию русской культуры к синтезу философии и богословия, западной и восточной, рациональной и мистической мысли.

В разработке философии всеединства Соловьев исходит из славянофильской идеи соборности, трансформируя ее в онтологический, всеохватывающий, космический принцип. Ядро метафизической схемы всеединства составляет учение о сущем. Значения сущего: а) сущее как абсолютное начало безусловного единства (а не суммы частей) — Бог; б) сущее как бытие, как начало множественности форм. Бытие необходимо сущему, в противном случае сущее обратилось бы в ничто. Бытие Соловьев называет также сущностью, обозначая сущее как единство в бытии. Концепция сущего как начала и как бытия по­лучила название «положительного всеединства».

Всеединство в философии Соловьева выступает в нескольких аспектах: - онтологическом – как единство Бога, человека и космоса – «Все едино в Боге»;

- аксиологическом — как единство Истины, Красоты Добра;

 

- гносеологическом — как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философия) и мистического (религия). Философия всеединства в этом свете сохраняет единство конкретного («жизненного»), религиозного и отвлеченного (умозрительного);

- практическом — как единство общества, государства и церкви. Духовной основой такого объединения является слияние православия, католицизма и протестантизма. По принципу всеединства существуют все жизнеспособные целостности, в том числе и общество.

Мир, согласно Соловьеву, не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного создателя. Необходимо принять его внутреннюю противоречивость. В этом плане Соловьев демон­стрировал диалектический подход в действительности: непрерывная динамика бытия предполагала активное начало мира. Таким началом выступает мировая Душа. Ее основной признак — особая энергия, одухотворяющая все сущее. Но мировая Душа сама нуждается в божественном импульсе: Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название Софии-Мудрости. Фундаментальность понятия Софии для философии Соловьева такова, что саму его философскую систему нередко называют софиологией.

Понятие Софии заимствовано из неоплатонизма, но его Интерпретация носит оригинальный характер. София — это «душа мира», основа и сущность этого мира, связующее звеном между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человечеству. Значения, придаваемые Соловьевым софийности, многообразны: это и абсолютное, и богочеловеческое, антропологическое, и эстетическое, и эсхатологическое, принципиальным для системы всеединства является представление о возможном конкретном единстве Логоса и Софии: «Осуществляющий в себе и носящий это единство Христос, как цельный божественный организм и индивидуальный вместе — есть и Логос и София».

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывайся в философском учении Соловьева через концепцию Богочеловечества. Реальным и совершенным воплощением богочеловечества, по Соловьеву, является Христос. Но это не только идеал человеческого образа, но и высшая цель исторической процесса. Человечество придет к торжеству мира и справедливости не ранее того, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке Бог, переместившийся из центра вечности в центр исторического процесса.

В. С. Соловьев ставит проблему цельного знания, в котором совмещаются принцип автономности разума, на котором основан рационализм, с принципом богооткровенности христианского вероучения, являющимся основой богословия. Тем самым мыслитель ставит более широкую задачу интеграции христианской теологии с естественно-научным и философским эволюционизмом.

34.Экзистенциальный персонализм Н. А. Бердяева

Николай Александрович Бердяев (1874—1948) – наиболее известный в мире русский религиозный философ XX в. В эмиграции им были написаны книги, принесшие ему мировую известность: «Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы» (1924); «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931); «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939); «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937); «Русская идея» (1946) и др. В 1947 г. ему было присуждено звание почетного доктора Кембриджского университета (до него этой чести были удостоены два других великих деятеля русской культуры – И. С. Тургенев и П. И. Чайковский). Мировоззрение Бердяева представляет собой персоналистическую разновидность экзистенциальной философии, т. е. философии человеческого существования. Проблемы личности, свободы и творчества, смысла жизни и смерти всегда были в центре его философских размышлений. По Бердяеву, «личность вообще первичнее бытия», бытие – воплощение причинности, необходимости, пассивности, дух – начало свободное, активное, творческое. Личность прежде всего категория религиозного сознания, и поэтому проявление человеческой сущности, ее уникальности и неповторимости может быть понято лишь в ее отношении к Богу.

Центральная категория бердяевского философствования – понятие свободы. Свобода истолковывается им не как врожденная, природная или социальная способность человека, а как первичная и фундаментальная реальность, проникающая во все сферы бытия – космос, общество и самого человека. Свобода первична, беспредпосылочна и безосновна. Для объяснения ее сущности Бердяев использует понятие Ungrund (безосновность, бездна), принадлежащее немецкому мистику XVII в. Якобу Бёме, истолковывая его, однако, по-своему. Бёме учил об Ungrund как о «темном начале» Бога, объясняющем муки мира, происхождение зла. Бердяев настаивает на том, что Ungrund – это состояние бездны, «добытийственности», «ничто», которое уже обладает свободой. Оно предшествует Богу, связано с Богом. Бог, в свою очередь, из добытийственной свободы творит мир и человека, обладающего свободой и потому принципиально равного Богу в творчестве и независимого от него.

По Бердяеву, человек как носитель первоначальной свободы есть носитель новизны, прибавления бытия, реальности, добра или зла. Свобода человека заключена именно в творчестве добра и зла, а вовсе не в выборе между ними. Поскольку человек рожден из добытийственнои свободы и сам обладает свободой (в этом он равен Богу), то задача философа заключается в том, чтобы обосновать не теодицею (оправдание бытия Бога), а антроподицею (оправдание человека). Для Бердяева «искание смысла первичнее искания спасения». Поэтому его христианские представления существуют в непременном окружении и сопряжении с философским персонализмом.

Религиозный персонализм дополнен у Бердяева учением о «коммюнотарности» – метафизической и мистической разновидности коллективизма, выработанной, по его мнению, русской народной жизнью и философской мыслью, начиная со славянофилов. «Коммюнотарность» противопоставляется созданной теории и практике индивидуализма, современной дегуманизированной машинной цивилизации Запада.

Философия истории Бердяева проникнута мотивами эсхатологии. Рассматривая три типа времени (космическое, историческое и экзистенциальное, или метаисторическое), он озабочен предсказанием того, как «метаистория входит в историю», обоснованием приближения конца истории. Эти мотивы особенно сильно проявились в его последних работах.

Труды Бердяева содержали критику социалистических преобразований в Советской России. Однако он одновременно выступал и в качестве критика капитализма и буржуазного общества. Гуманизм как продукт западной цивилизации, считал Бердяев, завершил полный цикл своего развития и перерос в свою противоположность. Современный гуманизм клонится к «царству Антихриста», доказательством чего являются бесчеловечные события XX в. – мировые войны, революции, социальные конфликты.

Важно отметить, что за рубежом Бердяев выступал как патриот, представитель русской культуры, противник различных форм русофобии. Его перу принадлежат глубокие исследования, посвященные А. С. Хомякову, К. Н. Леонтьеву, Ф. М. Достоевскому.

35.,Русский космизм

С философией всеединства связана и значимая для отечественной философии и науки традиция русского космизма. Русский космизм – особое мировоззрение, получившее развитие в XIX – XX веках.. Его признаками считаются : 1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом? 2) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека, в связи с чем предполагается преображение человека? 3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса? 4) признание необходимости соединения усилий людей, единства (“соборности”) человечества. В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. В отечественном космизме выделяют религиозно-философский космизм (В. Соловьев и традиция всеединства, Н. Федоров, Н. Бердяев) и естественнонаучный (Н. Умов, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский).

Один из наиболее ярких представителей религиозного течения в космизме - Н.Ф. Федоров (1829-1903) . В работе “Философия общего дела ” он представил оригинальную религиозную утопию. Мыслитель подчеркивает, что “ человечество призвано быть орудием Божьим в спасении мира ”. В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить этот процесс можно, преобразуя мир на основе соединения науки и религиозной веры, преодоления “небратского” отношения между людьми, объединения их вокруг проекта “Общего Дела”. Спасение мира – задача самого человечества. Решение этой задачи предполагает научное управление природой, преодоление конечности во времени и пространстве: освоение новых миров в космосе и власть над смертью. Особенно оригинальна идея поэтапного воскрешения всех предков на основе использования научных достижений. Лишь устранив







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.