|
Психологическая оценка профессионального самоопределения личностиЦентральным моментом самоопределения является самодетерминация, собственная активность, сознательное стремление занять определенную позицию. Профессиональная самоориентация – осознание индивидом собственных профессиональных склонностей и интересов и адекватная оценка своих возможностей и способностей в рамках выбранной профессии; желание идентифицировать себя с определенной профессиональной группой и планирование жизни в связи с выбранным направлением обучения и профессионализацией. Важную роль в выборе специальности играет уровень информированности юношей и девушек о будущей профессии и о себе. Как правило, молодежь плохо информирована о рынке труда, характере, содержании и условиях труда, деловых, профессиональных и личностных качествах, необходимых при работе по той или иной специальности, что также отрицательно сказывается на правильности выбора. При выборе профессии большое значение имеет уровень личностных притязаний. Он включает самооценку объективных возможностей, т. е. стремление к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Уровень притязаний может быть адекватным, т.е. соответствовать способностям и неадекватным, завышенным либо заниженным. Так как профессиональная ориентация является частью социального самоопределения, то выбор профессии будет удачен только тогда, когда молодой человек сочетает социально-нравственный выбор с раздумьями о смысле жизни и природе собственного «Я» (самодетерминации), т.е. осуществлять гибкое взаимодействие с социальной средой. Самодетерминацией называется способность выбирать и иметь выбор. Будучи самодетерменированным человек действует на основе собственного выбора, а не на основе обязательств или принуждений, и этот выбор базируется на осознании своих потребностей и сопоставлении их с внешними условиями. Поведение детерминируется информацией, поступающей от среды, а также самой личностью, которая эту информацию воспринимает и интерпретирует. Эмпирическими критериями самодетерминации являются такие ее проявления как спонтанность, креативность, интерес и личностная значимость как причины действия, чувство, ощущение себя свободным и такие психолингвистические индикаторы, как преобладание в речи глаголов «хочу» над «должен» [24]. Для того чтобы определиться в проблемно-ориентационной ситуации, личности нужно соотнести свои потребности, позиции, интересы, мечты с собственными возможностями: подготовленностью, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья. Возможности, в свою очередь, необходимо соотнести с требованиями профессионального учебного заведения, профессии, специальности, конкретной трудовой функции. Нередко согласование всех этих позиций затруднено. Если иметь в виду еще и социально-экономические факторы, позиции родственников, то становится очевидным, что профессиональное самоопределение, как правило, означает конфликт. Поскольку речь идет о профессиональном самоопределении, то этот конфликт имеет внутриличностный характер и это связано с тревожностью, самоуничтожением и другими неадаптивными паттернами поведения. Его разрешение осуществляется путем ревизии и коррекции профессиональных устремлений, и конечно, внутриличностный конфликт может разрешаться продуктивно и деструктивно. Готовность к самоопределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, т.е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем. Содержание психологической готовности к самоопределению включает: 1) сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии; 2) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека – члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы); 3) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним [22]. С точки зрения субъекта профессионального выбора, проблема свободного выбора может быть рассмотрена как возможность выбора между двумя различными видами детерминации: между внешней детерминацией и внутренней самодетерминацией. Свобода профессионального выбора проявляется в возможности дифференциации факторов и условий профессионального выбора самим человеком. Свобода – это возможность выбрать вид детерминации (внешний или внутренний) на основе определенного ценностного основания. В ситуации, когда наблюдается конфликт ценностных оснований необходимо попытаться найти компромисс между внешними и внутренними условиями с минимальным ущербом для субъектной позиции личности. Личность может реализовать свой профессиональный выбор в следующих ситуациях: 1. Внешняя детерминация преобладает над внутренней – данная ситуация может устраивать человека (отсутствие конфликта), а может приобрести конфликтный характер; 2. Внутренняя детерминация преобладает над внешней – данная ситуация может привести к недоучету субъектом условий внешнего мира (востребованность профессии, возможность трудоустройства, оплата труда, возможность обучения); 3. Внешняя детерминация совпадает с внутренней – конфликт отсутствует (понимание собственного призвания совпадает с традицией семьи, с мнением родителей). В качестве необходимых условий для выбора профессии выделяет автономность, информированность, опыт принятия решений, опыт планирования, эмоциональное отношение к профессии [25]. Психологическая оценка автономности субъекта профессионального выбора может базироваться на способности человека понимать себя как целостную личность, на стремлении достигать успеха, на самостоятельном опыте по планированию своего времени и деятельности, на умении прогнозировать профессиональное развитие, на собственной активности в получении информации, на уровне реализма в принятии жизненно важных решений. Необходима способность критически осмысливать получаемую информацию и соотносить ее с ценностным основанием профессионального выбора (интерес к предмету деятельности, атрибуты профессии, материальная сторона дела, развитие собственных способностей и самоактуализация личности и др.). Пассивность личности проявляется в том, что информация о профессияхзахватывает сознание человека и личность попадает в ситуацию информационного хаоса. Человек с активной позицией сам принимает решения относительно того какой именно информации ему не хватает и начинает поиск компетентных источников получения информации. В этом проявляется субъектность личности, ее самодетерминация. Умение принимать решения основано на любознательности человека, умении прогнозировать, решительности, планировании, адекватной оценке рисков и ответственности за риск (в т.ч. финансовой, юридической, нравственной), способности контролировать ситуацию. Данное условие профессионального выбора также связано с личностной позицией и жизненным опытом человека. Если в этом опыте преобладала внешняя детерминация событий (за человека принимали решения родители, друзья, педагоги и проч.), то можно будет предположить несформированность потребности в самодетерминации или же фрустрацию данной потребности. Во многом на умение принимать решения влияют и стиль воспитания в семье, и поведение человека в конфликтных ситуациях, его склонность к конформизму или модернизму. Для психологической оценки данного умения необходимо знать способность личности к оценке перспективы, реалистичность перспективы и эмоциональное отношение к ней (оптимистическая или пессимистическая оценка), а также дифференцированность перспективы, которая представляет собой анализ альтернативных вариантов выбора без ущерба для самолюбия человека. Важен анализ опыта планирования жизни. Необходимо знать, как самостоятельно планирует свою жизнь данный человек или же кто-то планирует за него (в некоторых крайних случаях это планирование распространяется вплоть до того, где будет жить юноша, с кем будет жить, на ком женится). Немаловажным для понимания свободы выбора профессии является также анализ эмоционального отношения к выбору. В данном случае эмоциональное отношение может выступить показателем добровольности выбора или наличия конфликта ценностных оснований выбора, а также конфликта между реальным (социально одобряемым выбором) и желаемым (личностно-приемлемым выбором). Эмоциональная включенность в ситуацию выбора профессии во многом будет определять способность личности к преодолению кризисных этапов профессионального становления, связанных с поиском новых смыслов профессиональной деятельности. Готовность к самоопределению означает определенную зрелость личности, т.е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем. Адекватно сделанный профессиональный выбор – это выбор, соответствующий призванию человека. Под призванием в психологии понимается влечение к какой-либо профессии, опирающееся на знание о предназначении профессии, осознание своих возможностей овладения ею и оценку своих потенциальных профессиональных способностей, как ощущение профессии. Высокий уровень психологической готовности к выбору профессии – это залог успешного профессионального обучения и база для формирования психологической готовности личности к профессиональной деятельности. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|