|
Методика изучения факторов привлекательности профессии В. Ядова, модификация Н.В.Кузьминой, А.А.Реана.Процедура исследования: Студентам указывается, что следует отмечать в предлагаемом тесте (прил.№1).действительно значимые пункты, т.е. фиксировать только то, что действительно значимо в выбранной профессии. Правила не принуждают делать выбор во всех без исключения пунктах. Инструкция к тесту: Испытуемым студентам выбранной профессии бухгалтер, логист, юрист и менеджер гостиничного сервиса предложено обвести кружком те пункты в колонках «А» и «Б», которые отражают то, что привлекает их в избранной профессии. В колонке «А» отмечено, что «привлекает», а в колонке «Б», что «не привлекает». Обработка результатов: По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется: КЗ = (n+)-(n-): N Где: N – объем выборки (количество обследуемых), п+ - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, п - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б. Коэффициент значимости может изменяться в пределах от – 1 до + 1. Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) нельзя автоматически трактовать как проявившуюся в данной выборке незначимость определенного фактора. Необходимо, прежде всего, оценить, каким образом этот низкий коэффициент получился. Тест-опрос на устойчивость и продуманность выбранной профессии. Процедура исследования: Группе испытуемых выдается тест опрос в виде бланка (прил.№1). Из предлагаемых 14 вопросов на каждый нужно выбрать и подчеркнуть один из вариантов ответа «Да» или «Нет». Заданные вопросы позволяют сделать выводы о том, имеются ли у студентов профессиональные цели, связана ли их реализация с выбранным учебным заведением; знают ли студенты особенности выбранной профессии; готовы ли проявлять активность для достижения цели; могут ли вербализовать (описать) свои профессиональные планы. 2.2.Анализ результатов исследования профессионального самоопределения в юношеском возрасте По результатам опросника профессиональной направленности методики Дж. Холланда проводим качественный и количественный анализ ответов респондентов. Составляем сводную таблицу и гистограмму, включающие результаты анкетирования. Данные респондентов, полученные в ходе исследования, переведены в процентное отношение (табл. №1). Таблица №1
Рис.1. Тип личности (гистограмма) Описание результатов. 1. Между студентами 1 и 3 курсов не наблюдались особых различий по шкалам типов «Конвенциальный», «Интеллектуальный», «Реалистичный». Различий не было, потому что у студентов не достаточно сформировались личные качества и ценности для данного типа профессий, которые требует повышенного внимания к деталям работы, жесткости и четкости исполнения. 2. У студентов 1 курса высокие показатели были получены по шкале «Социальный», а меньше выражено «Конвенциальный», «Интеллектуальный», «Реалистичный». Это наблюдалось потому, что студенты ориентированы на взаимодействие с социальной средой, которая позволяет наиболее продуктивно включиться в самостоятельную жизнь и труд. 3. У студентов 3 курса больше выражено «Артистичный» тип, а меньше выражено «Реалистичный, «Конвенциальный». Это наблюдалось потому, что студенты в отношениях с окружающими независимы в принятии решений, обладают необычным взглядом на жизнь, опираются на свое воображение и интуицию. Проводим ранжирование каждого листа ответов ДДО Е.А.Климова и находим процентное соотношение для каждой группы испытуемых. Результаты исследования (табл. № 2). Таблица №2 Общая структура профессиональных интересов студентов
Рис.3. Тип профессий (гистограмма) Описание результатов: 1. Между студентами 1 и 3 курсов не наблюдалась особых различий по показателям тип профессии «человек – художественный образ». Различий не было, потому что, у студентов профессиональные склонности выступают, как представление о творческом содержании будущей профессии. 2. У студентов 1 курса больше выражено тип профессии «человек – человек», а меньше выражено «человек – знаковая система». Тип профессии «человек – техника» и «человек-природа» не выбрал ни один из студентов. Это наблюдается потому, что у студентов, которые выбрали тип профессии «человек – человек» предполагают работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности. 3. У студентов 3 курса больше выражен профессиональный интерес к «человек – художественный образ», « человек-человек », а меньше выражен «человек-природа», «человек – техника» выбрал юноша. Это наблюдается потому, выраженность профессиональных интересов у студентов 3 курса получились разнообразнее, т.к. к концу обучения колледжа студенты достаточно развиты, чтобы иметь склонности и пристрастия к разным сторонам профессий.
Анализ результатов исследования по методике В.А. Ядова (модификация Н. Кузьминой, А. Реана). Результаты диагностики факторов привлекательности в выбранной профессии1 и 3 курсов отражены в таблице №3. Описание результатов. У студентов 1 курса исключим пункты фактора значимости, т.к. студенты в своих значениях противоречат друг другу. №3- работа требует творческого подхода (нет условий для творчества) №4-работа не вызывает переутомления (работа вызывает переутомления). №9-небольшой рабочий день (большой рабочий день), у студентов 3 курса исключим: № 5 большая зарплата (небольшая зарплата), № 8 работа соответствует моему характеру(не соответствует моему характеру), № 9 небольшой рабочий день (большой рабочий день). Таблица №3 Фактор значимости выбранной профессии
Рис.6. График коэффициента значимости 1. Между студентами (рис.6) 1 и 3 курсов не наблюдалось различий по коэффициенту фактора значимости: - «возможность самосовершенствования (к=0,56), -«возможность достичь социального призвания и уважения» (к=0,8). Различий не было потому, что каждый студент, выбирая профессию, видит возможность в личностном развитии и в профессиональном росте. 2. У студентов 1 курса высокий коэффициент к выбранной профессии связан с фактором значимости: -«важнейшая для общества профессия» (к=0,9); -«большая зарплата» (к=0,9), Наименьший (отрицательный) фактор значимости выражено: - «излишне частый контакт с людьми» (к= - 0,25). Это наблюдалось, потому что выражена потребность не столько в профессиональной деятельности, сколько социальной значимости выбранной профессии и внешней мотивации. 3. У студентов 3 курса высокий показатель фактора значимости в выборе профессии связан: - «возможность достичь социального призвания и уважения» (к=0,8), -«работа соответствует моим способностям» (к=0,56), -«возможность самосовершенствования» (к=0,56). Отрицательные факторы значимости выражено: - «излишне частый контакт с людьми» (к= - 0,78), -«работа вызывает переутомление» (к= - 0,4). Это наблюдалось, потому что у студентов 3 курса фактор привлекательности к выбранной профессии означает самостоятельно сформированную внутреннюю мотивация и осознание своих потенциальных возможностей. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|