Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основной гипотезой исследования является устойчивость и продуманность профотбора у лиц юношеского возраста.





Содержание

 

Введение……………………………..……………………………….................. 3

1. Теоретические аспекты профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте …………………………………........ 7

1.1. Отечественные и зарубежные исследования по проблеме профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте………………………………………………………………........7

1.2. Психологические особенности лиц юношеского возраста…………..11

1.3. Сущность процесса профессионального самоопределения………….15

1.4. Психологическая оценка профессионального самоопределения личности………………………………………………………...………..21

2. Исследования профессионального самоопределения в юношеском возрасте…………………………………………………………............… 27

2.1. Описание хода исследования………..…………………………..….…27

2.2.Анализ результатов исследования профессионального самоопределения …………………………………………….…………….......32

Выводы и предложения…………………………………..………………….. 45

Заключение………………………………………………….….…..………..... 50

Список литературы……………………………………………….……..…… 53

Приложение….…………………………..………………………………..…... 55

 

 


 

Введение

 

Профессиональная деятельность человека является основой его социальных притязаний, самореализации и самоутверждения.

Актуальность темы дипломной работы определяется ролью профессионального самоопределения, как формирование профессионального самосознания, которое является одним из центральных моментов становления личности в юношестве.

Проблема профессионального становления личности в незавершенности или растянутости этого процесса во времени и во многих случаях причина недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией. Весь процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека — от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости.

В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем. Предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения. Сложная ситуация для выбора профессии, часто ни старшеклассник, ни даже его родители полностью не осознают важности момента, и его значимость для последующей жизни. На данном этапе часто решение принимается случайно, под влиянием внешних факторов: подружка или друг уговорили пойти учиться вместе, институт находится поблизости от места жительства. Затем полученная, но нелюбимая профессия становится пунктиром на жизненном пути. Конечно, все еще можно изменить, но не забудем упущенное время, опыт неудач, заниженную самооценку, проблема в трудоустройстве и т.д. Позднее человек на собственном опыте убеждается в его ошибочности, но происходит это уже после того, как выбор профессии осуществлен и слишком «дорогую цену» приходится платить и личности, и обществу за исправление подобных ошибок.

Современная молодежь, в отличие от предшествующих поколений, значительно большее значение придает условиям жизни, что вполне объяснимо, учитывая возросший уровень благосостояния и комфорта. В будущем многие юноши и девушки предполагают иметь столь же, если не более благоприятные условия жизни. Поэтому характерным приобретением юности является формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой.

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

Все вышеизложенное обуславливает выбор темы нашего исследования «профессиональное самоопределение в учебно-профессиональной деятельности лиц юношеского возраста».

Целью работы является анализ профессионального самоопределения лиц юношеского возраста с теоретических и практических позиций.

На основании цели в работе поставлены следующие задачи:

• анализ особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте;

• изучение профессионального самоопределения лиц юношеского возраста.

• экспериментальное исследование особенностей профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.

Предметом исследования данной работы является психологические особенности юношеского возраста.

Объект исследования – профессиональное самоопределение лиц юношеского возраста.

Теоретические аспекты профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте

Исследования профессионального самоопределения в юношеском возрасте

Описание хода исследования

 

Респондентам было предложено письменно ответить на вопросы анкеты, в бланке указывалось 4 вида теста опроса, направленные на определение показателя профессионального самоопределения. Испытуемых предупредили о том, что над вопросами теста не следует долго задумываться и на выполнение задания требуется времени примерно 20-30 мин. Затем нами были проанализированы ответы испытуемых.

1. Методика Дж.Холланда предназначена для определения профессиональной направленности личности (прил.№1). Успешность деятельности определяется такими компонентами направленности, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы.

Процедура исследования:

Респондентам предложено письменно ответить на вопросы анкеты (прил.№1). Стимульный материал теста представляет собой 42 дихотомических альтернатив, каждая из которых задана в виде определенной профессии.

Инструкция к тесту:

Испытуемому необходимо осуществить предпочтительный вариант одного из двух столбцов (А и Б) предлагаемых профессий. Иными словами, ответить на вопрос: "Могу ли я заниматься данным видом деятельности, хочу ли я этого?", но не с точки зрения престижности, а с точки зрения ее сути. Отметить выбранный вариант ответа в виде «кружочка» на регистрационном бланке.

Согласно типологии личности американского психолога Дж. Холланда, различают шесть шкал психологических типов людей. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера, мотивов, установок и т.д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют определенные категории профессий. Это уравновешивает шкалы в количественном отношении и позволяет осуществить сравнение выраженности того или иного типа «внутри» каждого испытуемого.

Обработка результатов:

В регистрационном листе бланка подсчитывается количество отмеченных ответов. За каждое совпадение начисляется 1 балл.

Реалистический тип: 1,2,3,4,5,16,17,18,19,21,31,32,33,34 – все А.

Интеллектуальный тип:1Б,6А,7А,8А,9А,16Б,20А,22А,23А,24А,31Б,35А,36А, 7А.

Социальный тип: 2Б,6Б,10А,11А,12А,17Б,20Б, 5А,26А,27А 36Б,38А,39А, 41Б.

Конвенциальный тип: 3Б,7Б,10Б,13А,14А,18Б,22Б,25Б,28А,29А,32Б,40А,42А,38Б.

Предприимчивый тип: 4Б,8Б,11Б,13Б,15А,23Б,26Б,28Б,30А,ЗЗБ,35Б,37Б, 39Б,40Б.

Артистичный тип: 5Б,9Б,12Б,14Б, 5Б,19Б,21Б,24Б,27Б,29Б,30Б,34Б 41А, 42Б.

«Реалистичный» тип: охотнее делают, чем говорят. Настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Близкие типы: интеллектуальный и конвенциальный.

«Социальный» тип: связанный с частыми контактами с другими людьми – обучением, воспитанием, лечением, обслуживанием и т.д. Активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Главное содержание труда – взаимодействие с людьми. Близкие типы: артистический и предпринимательский.

«Артистичный» тип личности: оригинальны, независимы в принятии решений. Обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, эмоциональной чувствительностью, обостренным восприятием, - часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Отношения с людьми строит, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Избегает жесткой регламентации, предпочитая свободный график. Близкие типы: интеллектуальный и социальный.

«Предприимчивый» (предпринимательский) тип: находчивы и практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству, готовы рисковать, ищут острых ощущений. Выбирают профессии следователя, журналиста, политика и т.д. Близкие типы: конвенциальный и социальный.

«Интеллектуальный» тип: аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Близкие типы: реалистический и артистический.

«Конвенциальный» тип: аккуратность, актуальность, практичность. Предпочитают четко определенную деятельность. Любят расчеты, вычисления, работу с фактами, предпринимательскую деятельность, связанную с систематическим манипулированием данными. Близкие типы: реалистический и предпринимательский.

Обработка результатов теста:

Доминирующим у испытуемого является тот тип личности, по которому он набрал максимальное количество баллов. Анализ полученных данных характеризует выраженность к выбору категории профессий каждого студента по классификации Дж. Холланда.

2. «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова показывает, к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес (прил.№1).

Процедура исследования:

Испытуемым предлагается в каждой из 20 пар вопросов, выбрать только один вид деятельности и соответствующую позицию «а» или «б» выделить знаком «+». Текст опросник указан в приложении №2.

Инструкция к тесту:

Дана инструкция ответить вопрос: «Предположим, что у Вас появилась возможность делать то, что нравиться, какое занятие из двух возможных предпочли? Лист ответов сформирован так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти вертикальных строк. Каждый из 5-ти строк соответствует определенному типу профессии. Максимальная сумма знаков «+» при подсчете, определяет тип профессии.

Обработка результатов и интерпретация:

После заполнения листа ответов подсчитываем число знаков в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять в соответствии с типами профессий).

После этого по каждому из пяти вертикальных рядов подсчитываем количество значимый для варианта ответ, полученный результат записываем в последнюю пустую строку листа ответов.

Человек - природа: 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а;

Человек - техника: 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а;

Человек - человек: 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а;

Человек - знаковая система: 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б;

Человек - художественный образ: 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б.

Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий, которые закодированы в опросном листе под буквами Ч, Т, П, З, Х.

«Человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

«Человек–техника» – все технические профессии;

«Человек–человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

«Человек–знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

«Человек–художественный образ» – все творческие специальности.

Таблица №1

 

Тип личности по тесту Дж. Холланда  
  Социальный Артистичный Предпринимательский Конвенциальный Интеллектуальный Реалистичный
1 курс            
3 курс            

 

Рис.1. Тип личности (гистограмма)

Описание результатов.

1. Между студентами 1 и 3 курсов не наблюдались особых различий по шкалам типов «Конвенциальный», «Интеллектуальный», «Реалистичный». Различий не было, потому что у студентов не достаточно сформировались личные качества и ценности для данного типа профессий, которые требует повышенного внимания к деталям работы, жесткости и четкости исполнения.

2. У студентов 1 курса высокие показатели были получены по шкале «Социальный», а меньше выражено «Конвенциальный», «Интеллектуальный», «Реалистичный». Это наблюдалось потому, что студенты ориентированы на взаимодействие с социальной средой, которая позволяет наиболее продуктивно включиться в самостоятельную жизнь и труд.

3. У студентов 3 курса больше выражено «Артистичный» тип, а меньше выражено «Реалистичный, «Конвенциальный».

Это наблюдалось потому, что студенты в отношениях с окружающими независимы в принятии решений, обладают необычным взглядом на жизнь, опираются на свое воображение и интуицию.

Проводим ранжирование каждого листа ответов ДДО Е.А.Климова и находим процентное соотношение для каждой группы испытуемых. Результаты исследования (табл. № 2).

Таблица №2

Общая структура профессиональных интересов студентов

Типы профессий по ДДО Е.А. Климова  
Тип профессии Человек-художеств. образ Человек-человек Человек- знаков. система Человек-природа Человек-техника
1 курс          
Ранг       - -
3курс          
Ранг          

 

Рис.3. Тип профессий (гистограмма)

Описание результатов:

1. Между студентами 1 и 3 курсов не наблюдалась особых различий по показателям тип профессии «человек – художественный образ». Различий не было, потому что, у студентов профессиональные склонности выступают, как представление о творческом содержании будущей профессии.

2. У студентов 1 курса больше выражено тип профессии «человек – человек», а меньше выражено «человек – знаковая система». Тип профессии «человек – техника» и «человек-природа» не выбрал ни один из студентов.

Это наблюдается потому, что у студентов, которые выбрали тип профессии «человек – человек» предполагают работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности.

3. У студентов 3 курса больше выражен профессиональный интерес к «человек – художественный образ», « человек-человек », а меньше выражен «человек-природа», «человек – техника» выбрал юноша.

Это наблюдается потому, выраженность профессиональных интересов у студентов 3 курса получились разнообразнее, т.к. к концу обучения колледжа студенты достаточно развиты, чтобы иметь склонности и пристрастия к разным сторонам профессий.

 

Анализ результатов исследования по методике В.А. Ядова (модификация Н. Кузьминой, А. Реана).

Результаты диагностики факторов привлекательности в выбранной профессии1 и 3 курсов отражены в таблице №3.

Описание результатов.

У студентов 1 курса исключим пункты фактора значимости, т.к. студенты в своих значениях противоречат друг другу.

№3- работа требует творческого подхода (нет условий для творчества)

№4-работа не вызывает переутомления (работа вызывает переутомления).

№9-небольшой рабочий день (большой рабочий день),

у студентов 3 курса исключим:

№ 5 большая зарплата (небольшая зарплата),

№ 8 работа соответствует моему характеру(не соответствует моему характеру),

№ 9 небольшой рабочий день (большой рабочий день).

Таблица №3

Фактор значимости выбранной профессии

Группа I курса. Объем выборки (N) =32 человека.
Факторы                      
п+                      
п -                      
КЗ +0,9 +0,63 +0,07 -0,04 +0,9 +0,56 +0,7 0,41 0,11 -0,33 +0,8
Группа III курса. Объем выборки (N) =27 человек.
Факторы                      
п+                      
п -                      
КЗ +0,4 +1 +0,26 -0,4 +0,2 +0,56 +0,56 +0,2 -0,1 -0,78 +0,8
                                         

 

Рис.6. График коэффициента значимости

1. Между студентами (рис.6) 1 и 3 курсов не наблюдалось различий по коэффициенту фактора значимости:

- «возможность самосовершенствования (к=0,56),

-«возможность достичь социального призвания и уважения» (к=0,8).

Различий не было потому, что каждый студент, выбирая профессию, видит возможность в личностном развитии и в профессиональном росте.

2. У студентов 1 курса высокий коэффициент к выбранной профессии связан с фактором значимости:

-«важнейшая для общества профессия» (к=0,9);

-«большая зарплата» (к=0,9),

Наименьший (отрицательный) фактор значимости выражено:

- «излишне частый контакт с людьми» (к= - 0,25).

Это наблюдалось, потому что выражена потребность не столько в профессиональной деятельности, сколько социальной значимости выбранной профессии и внешней мотивации.

3. У студентов 3 курса высокий показатель фактора значимости в выборе профессии связан:

- «возможность достичь социального призвания и уважения» (к=0,8),

-«работа соответствует моим способностям» (к=0,56),

-«возможность самосовершенствования» (к=0,56).

Отрицательные факторы значимости выражено:

- «излишне частый контакт с людьми» (к= - 0,78),

-«работа вызывает переутомление» (к= - 0,4).

Это наблюдалось, потому что у студентов 3 курса фактор привлекательности к выбранной профессии означает самостоятельно сформированную внутреннюю мотивация и осознание своих потенциальных возможностей.

Продуманность профотбора.

Обработка результатов:

Выводы и предложения

Выводы по 1 главе

Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий. На стадии фантастического выбора (до 11 лет), при отсутствии выраженных интересов и склонностей. По мере интеллектуального развития, стадия пробного выбора (до 16-19 лет), между которыми и предстоит выбирать. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопросов с осведомлёнными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.

В психологических периодизациях ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстактно-логическое мышление. В юношеском возрасте происходит расширение временной перспективы, переориентация сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль, возрастает потребность в достижении целей.

Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни и жизненной позиции. Выбор профессии упорядочивает всю систему соподчинения разнообразных мотивов,от отдельного мотива, до все более расширенной системы мотивов. Высокий уровень профессионального самоопределения соответствует ведущему мотиву предпочтения профессии к объективному содержанию профессии. При низком уровне ведущий мотив выражает потребность не столько в деятельности, сколько в различных, связанных с ней обстоятельствах.

Уровень личностных притязаний включает самооценку объективных возможностей, т. е. стремление к цели такой сложности, которая, по мнению личности, соответствует его способностям.

С амодетерменированный человек действует на основе собственного выбора, базируется на осознании своих потребностей и осуществляет гибкое взаимодействие с социальной средой.

Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самоактуализации. Важен анализ опыта планирования жизни.

Информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.Эмоциональная включенность в ситуацию выбора профессии во многом будет определять способность личности к преодолению кризисных этапов профессионального становления, связанных с поиском новых смыслов профессиональной деятельности.

В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда. На основе адекватной оценки общезначимых перспектив формируются мировоззрения, взгляды, убеждения и идеалы, система целей и установок, намерения. Основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность.

Чем взрослее становится человек, тем яснее он осознает свою индивидуальность, неповторимость, отличие от окружающих, тем более четко может объяснить особенности своего поведения.

Основная цель профессионального самоопределения в юношеском возрасте – самостоятельно сформированная внутренняя мотивация к осознанному планированию, и умение реализовывать перспективы своего развития в профессиональной деятельности.

Вывод по 2 главе.

Анализируя результаты исследования по методике Дж.Холланда у студентов 1 курса выбранная профессия логист и бухгалтер, главное содержание труда - расчеты, вычисления, работа с фактами, соответствует «Конвенциальный» тип, выражено только у 1 студента, а по результатам тестирования преобладающим фактором выявлен «Социальный» тип у 12 студентов, главное содержание труда – взаимодействие с людьми.

У студентов 3 курса выбранная профессия юрист и менеджер гостиничного сервиса соответствует профессиональная направленность «Предприимчивый» тип, выражено у 6 студентов. Люди этого типа находчивы и практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству, готовы рисковать, ищут острых ощущений. Преобладающим фактором по результатам выявлен «Артистичный» тип у 10 студентов, независимый в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь.

Таким образом

Анализируя результаты исследования по методике ДДО Климова, мы выяснили, что по результатам теста 13 студентов 1 курса отметили тип профессии «человек – человек» 13, что не соответствует выбранной специальности логист и бухгалтер тип профессии «человек – знаковая система» выбрали всего 3 студента.

По результатам теста 9 студентов 3 курса отметили «человек-художественный образ», что не соответствует выбранной специальности юрист и менеджер гостиничного сервиса тип профессии «человек – человек»– профессии, выбрали 8 студентов.

Таким образом,

Анализируя результаты исследования фактора значимости, мы выяснили, что у студентов 1 и 3 курсов разная оценка профессиональной значимости. У студентов 1 курса выражена потребность не столько в профессиональной деятельности, сколько в различных, связанных с ней обстоятельствах, т.е в престижности и материального благополучия.

У студентов 3 курса фактор привлекательности к выбранной профессии означает самостоятельно сформированную внутреннюю мотивацию, а 1 курса ее отсутствия.

Результаты исследования по тесту опроса на устойчивость и продуманность профотбора.

Студенты 1 курса считают выбранную специальность перспективной, значимой, испытывают позитивные чувства, однако отмечают средние показатели в знаниях, способностях и низкие показатели в выборе профессионального самоопределения.

Студенты 3 курса считают, что у них достаточно знаний выбранной профессии и в дальнейшем планируют получить другую специальность, для профессионального развития. Готовы проявлять активность для достижения цели, и действуют на основе собственного выбора, а не на основе принуждений и обязательств.

Таким образом, психологически более зрелая личность студента к концу обучения и характерна мотивация достижения успеха.

 

Предложение

Полученные данные, выявленных в процессе диагностического исследования профессионального самоопределения лиц юношеского возраста можно использовать, прежде всего, в индивидуальной консультации, либо в групповой тренинговой работе. В качестве перспективных направлений исследования в данной области можно выделить изучение данных характеристик в психологической службе, психологами консультантами, психологам-педагогам в образовательной сфере, позволяющих определить профессиональные интересы и склонности раннего юношеского возраста. Психологи-педагоги должны помочь старшеклассникам с использованием по следующим направлениям:

- профессиограммы — краткие описания профессий (традиционные профессиограммы с трудом воспринимаются многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);

- экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);

- встречи школьников со специалистами по различным профессиям

- определение интересов, возможностей и способностей учащихся;

-формирование внутренней мотивации к профессиональной деятельности;

- выявление и решение проблем, связанных с выбором профильной программы обучения.

В целях профессионального консультирования и профессионального психологического отбора могут использоваться самые разнообразные психодиагностические методики, прогностическая ценность которых подтверждена специальными исследованиями, а так же методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения. Задача психолога - сформировать чувство ответственности у самоопределяющегося подростка.

Психологическая диагностика предполагает проведение тестирования для определения профессиональных интересов, склонностей и сформировавшихся способностей; выявление, измерение и объективизацию индивидуально-психологических особенностей личности, имеющих отношение к успешности выполнения той или иной профессиональной деятельности.

 

Заключение

Проблема профессионального становления личности в незавершенности или растянутости этого процесса во времени и во многих случаях причина недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией. Весь процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека — от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости.

В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем. Предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения. На данном этапе юношеского возраста решение принимались случайно, под влиянием внешних факторов друг или подруга посоветовали, низкая информированность учебных заведений для поступления и в определении специальности, а так же внутренних факторов средние знания, способности, и т.д. Современная молодежь, в отличие от предшествующих поколений, значительно большее значение придает условиям жизни, что вполне объяснимо, учитывая возросший уровень благосостояния и комфорта. В будущем многие юноши и девушки предполагают иметь столь же, если не более благоприятные условия жизни. Затем полученная, но нелюбимая профессия становится пунктиром на жизненном пути. Конечно, все еще можно изменить, но не забудем упущенное время, опыт неудач, заниженную самооценку, проблема в трудоустройстве и т.д. Позднее человек на собственном опыте убеждается в его ошибочности, но происходит это уже после того, как выбор профессии осуществлен и слишком «дорогую цену» приходится платить и личности, и обществу за исправление подобных ошибок.

Поэтому характерным приобретением юности является формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой.

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения в юношеском возрасте - сформированная внутренняя готовность самостоятельно и умение осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

В процессе профессионального самоопределения в юношеском возрасте устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда. В юношеском возрасте происходит пробный выбор будущей профессии, когда из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых, между которыми и предстоит выбирать.

При изучении факторов профессионального самоопределения юношеского возраста мы опирались на теорию и практику профессионального самоопределения Е. А. Климова, который выделяет основы профессионального выбора и называет три главные составляющие — «три кита» профориентации:

1) учет желания работать по данной профессии («хочу»);

2) учет способностей и возможности освоить данную профессию, а также способности продуктивно работать в дальнейшем («могу»);

3) учет потребностей рынка в выбираемой профессии («надо»).

На основе обзора научных работ мы предлагаем системную классификацию факторов профессионального самоопределения:

1) объективные факторы - средовой фактор (социальное окружение, случайный фактор) и специальные факторы (содержание и условия профессиональной деятельности);

2) субъективные факторы профессионального самоопределения объединяют когнитивный, эмоционально-волевой, коммуникативный и мотивационный компоненты.

Для молодых людей, поступивших в профессиональное учебное заведение, проблема выбора профессии окончательно не решена. Большая часть из них разочарована в правильности своего выбора на третьем году обучения.

Таким образом, из проведенной нами диагностики существующего уровня профессионального самоопределения гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась, отсутствием грамотным профессиональным самоопределением лиц юношеского возраста.

Студенты 1 курса проявляют эмоциональное отношение к выбору профессии. Низкий уровень ведущего мотива выражает потребность не столько в профессиональной деятельности, сколько в различных, связанных с ней обстоятельствах. Студенты показывают несформированность психологической готовности к выбору жизненного пути и вообще к профессии в частности. По итогам исследования можно определить тех учащихся, с кем необходима дополнительная профориентационная работа (многие не могут определиться с выбором сферы деятельности или в малой степени знакомы с миром профессий).

Студенты 3 курса планируют повысить профессиональные знания в высшем учебном заведении уже выбранной профессии, либо получить дополнительную специальность для профессионального развития, для этого у нихсформировались психологические образования и механизмы, обеспечивающих возможность профессионального роста личности сейчас и в будущем.

В связи с небольшим объемом выборки полученные результаты нельзя признать окончательными, для получения более достоверных данных требуются значительно большее количество выборки.

Список литературы

 

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И.Божович. - М., 1995. - 345 с.

2. Воробьев А. Н., Сенин И. Г., Чирков В. И. Опросник профессиональных предпочтений. М.: Когито-Центр, 2001.

3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под ред. В.Е. Клочко.-М.: Владос Гуманитарный издательский центр, Владос-Пр., 2003.- 264 с.

4. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1979.-96с.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.-122с.

6. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1984.-160с.

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов на Дону, 1996.-512с.

8. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982.-207с.

9. Кроповницкий О.В. Психология подростка. Тренинг личностного роста. /Учебное пособие/2001. - 128 с.

10. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2002.-562с.

11. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 1997. - 176 с.

12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.,Москва.1976.- 576 с.

13. Майерс Д. Социальная психология/Перев. с англ. СПб: Питер, 1997г. - 688 с.

14. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997.- 432с.

15. Прусова Н. В., Боронова Г. Х., Психология труда. Конспект лекций. 2008г.

16. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. – М., 2001.

17. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. - М.: Москва, 1999-108с..

18. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Психология и педагогика.2002.

19. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. — В кн.: Проблемы общей психологии. М., 1973.- 424 с.

20. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб,: ООО «Речь», 2003.-350с.

21. Симоненко В. Д., Суровицкая Т. Б., Ретивых М. В. Профессиональное самоопределение школьников: Уч. пособие- Брянск: БГПУ, 1995.- 100 с.

22. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.- 976с.

23. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005.-349с.

24. Сайт. Pro-Psixology.ru - о психологии. Психологические особенности поздней юности (18-25 лет).

25. Сайт. Энциклопедия практической психологии. Психологос. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория.

26. Сайт. Наука в ноу «Деловая волна». Критерии психологической готовности личности к выбору профессии: свобода и детерминизм.

 

 

Приложение №1

Лист опрос

Тест Дж.Холланда

Вариант А Вариант Б
1 Инженер технолог 1 Инженер
2 Вязальщик 2 Санитарный врач
3 Повар 3Наборщик
4 Фотограф 4 Заведующий магазином
5 Чертежник 5 Дизайнер
6 Философ 6 Психиатр
7 Ученый химик 7 Бухгалтер
8 Редактор научного журнала 8 Адвокат
9 Лингвист 9 Переводчик художественной литературы
10 В





ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.