Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И





Конспект 4 ЭГМС

Раздел 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И

МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ И ПРОБЛЕМЫ

ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ

Условные обозначения:

ГМС -государственный и муниципальный сектор

ГС -государственный сектор

МС -муниципальный сектор

ЭГМС -экономикагосударственного и муниципального сектора

ФЭА - финансово-экономический анализ

 

Необходимость государственного и муниципального производства

В разделе 2 было показано, что естественная монополия как провал рынка представляет собой самый убедительный аргумент в пользу государственного производства частных благ, а проблема производства общественных благ в рыночной экономике ведет к возникновению государственного предпринимательства, развитию системы государственных закупок, системы налогообложения.

В эконом. теории существуют и др. аргументы, обосновывающие необходимость государственного и муниципального производства. К ним в основном относят аргументы, представленные на рисунке 4.1:

Необходимость государственного и муниципального производства
внешние эффекты
асимметричная информация  
неполные рынки  
макроэкономическая нестабильность
неравенство в распределении ресурсов и доходов

Рисунок 4.1 - Аргументы, обосновывающие необходимость

государственного и муниципального производства

Перераспределение ресурсов и благ в социальных целях является одним из важнейших направлений государственного регулирования в рыночной системе.

Государственное и муниципальное производство стабилизирует экономику в периоды экономических спадов. Все эти ситуации так или иначе объясняют необходимость государственного и муниципального производства частных благ.

Вместе с тем противники расширения масштабов государственного и муниципального производства частных благ небезосновательно считают, что во многих случаях нет конкретных расчетов, доказывающих преимущество государственного и муниципального производства частных благ. Имеются в виду расчеты выгод государственного и муниципального производства по сравнению с потерями для общества в рамках частного производства. В настоящее время многие исследования в экономике ГМС связаны с такого рода анализом.

Проблема эффективности предприятий ГМСЭ

Возрождение интереса к проблеме эффективности ГМСЭ отмечается не только в общественной мысли, но и в специальной экономической литературе.

Рассматриваемая проблема сложна и многогранна. Важнейшие аспекты проблемы эффективности предприятий ГМСЭ представлены на рисунке 4.3.

Важнейшие аспекты проблемы эффективности предприятий ГМСЭ
обоснование необходимости государственного и муниципального производства
факторы неэффективности предприятий ГМСЭ и общие направления их реструктуризации
тенденции развития предприятий ГМСЭ
общие причины неэффективности ГМСЭ

Рисунок 4.3 – Важнейшие аспекты проблемы эффективности предприятий ГМСЭ

Интерес к вопросу эффективности предприятий ГМСЭ вновь возродился на рубеже ХХ и ХХI вв., особенно в переходных обществах. Это объясняется разными факторами:

во-первых, в переходных экономиках формируется ГМС нового типа;

во-вторых, продолжающимся процессом реструктуризации государственных и муниципальных предприятий;

в-третьих, возрождением интереса к проблеме ГМС после завершения масштабной приватизации.

Реструктуризация предприятий ГМСЭ

Современные условия функционирования предприятий ГМСЭ отли­чаются высоким динамизмом и непредсказуемостью. Требования к организаци­онной эффективности становятся более углубленными, поэтому традиционные методы управления зачастую не дают желаемого результата. Необходимы карди­нальные комплексные преобразования, способные вывести организацию на но­вый уровень.

Значительная часть причин неэффективности предприятий ГМСЭ ликвидируется при корпоратизации.

Но многие государственные и муниципальные организации в принципе не могут быть рыночными, действовать как частная компания. Это относится ко многим организациям, предоставляющим услуги всем участникам рыночной экономики, организациям, услуги которых не могут быть измерены рынком в стоимостном выражении.

Реструктуризация таких организаций осуществляется в рамках формирования так называемых организаций, ориентированных на результаты (performance-based organizations).

«Организация, ориентированная на результаты», - это государственная или муниципальная организация, в большей степени отдаленная от рынка по сравнению с государственной корпорацией, но формирующая свою деятельность и систему оплаты труда служащих в зависимости от результатов, измеренных особым образом.

Важнейшими условиями превращения обычных государственных и муниципальных организаций в «организации, ориентированные на результаты», выступают, во-первых, возможность в той или иной форме измерить результаты деятельности организаций и, во-вторых, возможность выполнения ими своих функций при переходе к новой организационно-правовой форме.

Таким образом, возможные организационные преобразования государственных и муниципальных предприятий и организаций включают мероприятия, представленные на рисунке 4.8.

l qKDzfsikdHVHBt3KDsTB+7CjQR/k2MpmxEMoN1quoyiRBnsOCx0OdNdR/VlNRsHbeq6S8qX9TpLX 9/I+nTQ+3O6UOj9byhsQnhb/F4YjfkCHIjDt7cSNE1pBeMT/3uBdx5sNiL2COE1jkEUu/9MXPwAA AP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRl bnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8B AABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQByNHChUAUAAF0dAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4C AABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQD4fwU93QAAAAUBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAA AKoHAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAtAgAAAAA ">

Возможные организационные преобразования государственных и муниципальных предприятий и организаций
формирование «организаций, ориентированных на результаты»
приватизация
корпоратизация (коммерциализация)

Рисунок 4.8 - Возможные организационные преобразования

государственных и муниципальных предприятий и организаций

Госкорпорации, МУПы и «организации, ориентированные на результаты», вовсе не обязательно будут приватизированы. У приватизации есть свои пределы, определяемые сбоями рынка, а также соображениями национальных и общественных интересов.

В связи с этим необходимо изучать опыт реструктуризации государственных предприятий в странах ЕС в целях его адаптации к условиям нашей переходной экономики, а также послеприватизационный опыт функционирования государственных и муниципальных предприятий в развитых странах.

 

Точка безубыточности

На практике многие затраты носят переменный характер, то есть могут быть условно-переменными (условно-постоянными). Недостатки «условности» разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами, которые дает анализ безубыточности.

Точка безубыточности (ТБ) - уровень физического объема продаж на протяжении расчетного периода времени, при котором выручка от реализации продукции/услуг совпадает с издержками производства. Точка безубыточности определяется по формуле:

 

ТБ = Зс / (Ц – Зп), где (4.1)

 

Зс - постоянные затраты, размер которых напрямую не связан с объемом производства продукции (руб.);

Ц - цена за единицу продукции/услуг (руб.);

Зп - переменные затраты, величина которых изменяется с изменением объема производства продукции (руб./ед.).

Ограничения, которые должны соблюдаться при расчете точки безубы­точности:

• объем производства равен объему продаж;

• постоянные затраты одинаковы для любого объема производства;

• переменные издержки изменяются пропорционально объему производства;

• цена не изменяется в течение периода, для которого определяется точка безубыточности;

• цена единицы продукции и стоимость единицы ресурсов остаются по­стоянными;

• в случае расчета точки безубыточности для нескольких наименований про­дукции соотношение между объемами производимой продукции должно оста­ваться неизменным.

Уровень резерва прибыльности (РП) как доли от планируемого объема про­даж (ОП) определяется по формуле:

РП = (ОП - ТБ) / ОП (4.2)

 

Расчет ТБ усложняется при оценке проекта, результатом которого является выпуск нескольких видов продукции. Алгоритм расчета точки безубыточности для этого случая приведен в таблице 4.5.

Таблица 4.5 - Расчет ТБ для предприятия ГМСЭ, выпускающего три вида продукции

№ п/п Наименование статьи Продукт «А» Продукт «Б» Продукт «В» Итого
  Объем продаж, млн. руб.        
  Доля в объеме продаж, %        
  Цена за единицу, тыс. штук       -
  Переменные издержки, млн. руб.        
  Доход, млн. руб.        
  Уровень дохода от объема продаж, % - - -  
  Постоянные издержки, млн. руб. - - -  
  Точка безубыточности для производства в целом, млн. руб. - - -  
  Точка безубыточности по видам продукции, млн. руб. 43,4 86,8 303,8  
  Точка безубыточности по видам продукции, штук.       -

Показатель ТБ позволяет определит:

÷ требуемый объем продаж, обеспечивающий получение прибыли;

÷ зависимость прибыли компании от изменения цены;

÷ значение каждого продукта в доле покрытия общих затрат.

Показатель ТБ следует использовать при:

æ введении в производство нового продукта;

æ модернизации производственных мощностей;

æ создании нового предприятия;

æ изменении производственной или административной деятельности предприятия.

Графическая интерпретация ТБ представлена на рисунке 4.9.

 

Объем продаж,

тыс. руб.

 

Совокупные доходы

ТБ

Совокупные расходы

 

200 ·

 

Постоянные издержки

 

10 20 30 40 50 60 Объем, тыс. шт.

Рисунок 4.9 - Образец графической интерпретации ТБ

Конспект 4 ЭГМС

Раздел 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.