|
Общие причины неэффективности ГМСЭ.Существует масса примеров как эффективности, так и неэффективности предприятий ГМСЭ. Причины неэффективности ГМСЭ рассматриваются в рамках концепции провалов государства. В этой теории источниками провалов государства являются: - во-первых, несовершенство механизма общественного выбора в условиях как прямой, так и представительной демократии; - во-вторых, агентские отношения в общественном секторе. В частности, изъяны государства с позиций общественного выбора проявляются в парадоксе Кондорсе, неэффективности выбора при пропорциональном налогообложении, искажении общественных предпочтений, логроллинге. Маркиз де Кондорсе Жан Антуан Никола (1743-1794) французский ученый, который сформулировал принцип или критерий, позволяющий определить победителя в демократических выборах Суть парадокса Кондорсе состоит в том, что результаты демократического голосования не всегда обладают этим свойством. Например, парадокс Кондорсе возникает при постатейном принятии некоторого постановления или закона, когда каждая из статей закона принимается большинством голосов, а поставленный на голосование закон в целом отвергается. Либо наоборот, вполне возможно, что коллективно будут приняты решения, которые на индивидуальном уровне не поддерживал ни один из голосующих. Логроллинг - практика «торговли голосами» среди членов законодательных органов. Изъяны государства с позиций агентских отношений проявляются в асимметричности информации в ГМСЭ, в существовании бюрократической монополии, в системе погони за рентой. В целом наблюдается меньшая эффективность предприятий ГМСЭ по сравнению с частными предприятиями, действующими в той же отрасли. Издержки производства предприятий ГМСЭ во многих случаях, но не во всех, оказываются выше издержек на частных предприятиях. Это относится, например, к такому виду общественного транспорта, как автобусное сообщение, к предприятиям, предоставляющим коммунальные услуги. Вместе с тем прямое сравнение эффективности государственных, муниципальных и частных предприятий во многих случаях представляется невозможным, так как они производят разную, часто несопоставимую продукцию. Существуют также исследования, доказывающие, что государственные предприятия вовсе не обязательно менее эффективны, чем частные предприятия. Так же есть много примеров неэффективности производства товаров и услуг в частном секторе. Проблемой является измерение производительности труда многих государственных и муниципальных служащих. Это связано с тем, что трудно измерить результаты их труда. Типовая система параметров эффективности труда государственных и муниципальных служащих показана на рисунке 4.4.
Рисунок 4.4 – Типовая система параметров эффективности труда государственных и муниципальных служащих
В целом производительность труда государственных и муниципальных служащих растет. Об этом свидетельствует тот факт, что вместе с сокращением числа государственных служащих во многих развитых странах в конце прошлого века имел место высокий рост масштабов предоставляемых услуг. Исследование ситуаций неэффективной деятельности предприятий ГМСЭ показало, что существуют несколько конкретных причин неэффективности многих государственных и муниципальных предприятий. Эти причины связаны с управленческими проблемами на уровне предприятий, с отраслевыми особенностями тех сфер, где действуют предприятия, с особенностями стимулирования труда государственных и муниципальных служащих. Существует много факторов, отрицательно влияющих на эффективность предприятий ГМСЭ. К ним можно отнести следующие факторы, представленные в таблице 4.1 Таблица 4.1 - Факторы, отрицательно влияющих на эффективность предприятийгосударственного и муниципального сектора
Предприятия ГМСЭ функционируют в условиях «мягкого бюджетного ограничения». «Мягкое бюджетное ограничение» - это финансовые условия функционирования предприятия, которые включают в себя необязательность получения прибыли как условия эффективности предприятия, слабый контроль за расходами, доступность средств для покрытия убытков. Во многих случаях у предприятий ГМСЭ отсутствует мотив максимизации прибыли. На решения о расширении масштабов производства влияет политика, проводимая правительством, региональными органами власти и ОМСУ в частности политика по поддержанию уровня занятости в данной отрасли или регионе. Во многих странах государственные компании и муниципальном предприятия не обеспокоены проблемой финансовых потерь и банкротства. Эти потери списываются за счет общих государственных или муниципальных доходов. Последовательность событий, предшествующих возбуждению дела о банкротстве организации показана на рисунке 4.5.
Рисунок 4.5 - Последовательность событий, предшествующих возбуждению дела о банкротстве организации
Система субсидий предприятиям также создает условия «мягкого бюджетного ограничения». Все это является причиной более низкой эффективности предприятий ГМСЭ в рамках системы управления и организации производства на государственных и муниципальных предприятиях. Стремление руководителей предприятий ГСМЭ увеличить размеры своего бюджета и бюрократическая монополия, сходная с естественной монополией, во многом объясняют неэффективность предприятий ГМСЭ. Кроме того, одним из факторов неэффективности с точки зрения управления и организации является стремление избежать риска при принятии решений (risk aversion). Risk aversion (неприятие риска) – отношение к риску, выражаемое в неприемлемости наличия риска. Это стремление связано с желанием освободить себя от ответственности за принимаемые решения. Риск уменьшается, если государственный или муниципальный служащий следует формальным процедурам принятия решений. Эти процедуры предполагают, что действия служащего проверяются другими. Формализованные процедуры, групповое принятие решения, неясное распределение ответственности - все это удлиняет технологию производства товара или услуги, снижает эффективность их производства. Неприятие риска (нерасположенность к риску) представляет собой стремление бюрократической системы управления избежать ответственности за принимаемые решения, предполагающее групповое принятие решений, акцент на формальной процедуре принятия решений. Повышение эффективности предприятий ГМСЭ предполагает, как реформу системы управления предприятиями ГМСЭ, так и усиление элементов конкуренции в тех сферах, где действуют государственные и муниципальные предприятия. Повышение эффективности предприятий ГМСЭ – это длительный процесс, включающий разнообразные меры. В литературе этот процесс называют также реструктуризацией предприятий ГМСЭ. Длительность и сложность процесса реструктуризации предприятий ГМСЭ позволяют назвать все эти преобразования реформой предприятий ГМСЭ.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|