Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Макетирование развивает способность фиксировать свою мысль.





Макетирование развивает способность фиксировать свою мысль.

6.2. Задания для самостоятельной работы студентов

Программой дисциплины «Пластическое моделирование» предусмотрено 5,8 (208) зачетных единиц (часов) самостоятельной работы студентов.

Видами самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Пластическое моделирование» являются:

а) выполнение домашних заданий;

б) освоение и проработка тем лекционного курса, подготовка к лабораторным работам;

в) подготовка к зачетам, экзамену;

г) выполнение курсовой работы.

По итогам изучения дисциплины предусмотрены виды промежуточной аттестации: зачет, экзамен и дифференцированный зачет. Распределение самостоятельной работы по семестрам и часам представлено в таблице 6.

Таблица 6

№ п/п Содержание самостоятельной работы Количество часов
6-й семестр
Самостоятельное изучение теоретического курса
Домашние задания
ДЗ №1. Исследование пластических свойств бумаги (доработка, оформление ЛР №1)
ДЗ №2. Виды рельефных форм (оформление ЛР №2)
ДЗ №3. Моделирование орнаментального модульного рельефа (доработка ЛР №3)
ДЗ №4. Моделирование замкнутой формальной композиции средствами линейной графики, фактурной и рельефной пластики (доработка, оформление ЛР №4)
ДЗ №5. Моделирование пластических композиций с различной пространственной активностью (доработка ЛР№5)
ДЗ №6. Моделирование рельефной формы из пластичного материала (выполнение макета в материале ЛР №6)
ДЗ №7. Моделирование объема из плоского листа (доработка ЛР №9)
ДЗ №8. Графическо-пластическое моделирование объемной формы (выполнение макетов в материале ЛР №10)
Контроль самостоятельной работы
Всего

 



 

  №   Наименование ЛР   Кол.часов
Лабораторная работа №7. Формирование объемных форм с помощью ритмических элементов
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

В основе любой техники лежат свои, специфические конструктивные приемы.

В бумагопластике это: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка.
Биговка (нем. biegen — огибать) — операция нанесения прямолинейной или криволинейной бороздки на лист бумаги. Необходима для последующего складывания бумаги по этой линии линии.
Фальцовка — это процесс складывания.

Биговка и фальцовка — приемы трехмерного моделирования, формирующих конструктивный элемент — ребро жесткости.
Вырубка — это процесс вырезания определенной формы изделия или заготовки. А так же это выполнение прорезей в заготовке, изделии.
Высечка, применительно к бумагопластике, не что иное, как разрез.
Приемы высечки и вырубки (прорезей и разрезов) предлагают мощные средства визуальной организации бумажной формы, придания формы.
Склейка — способ монтажного соединения бумажных плоскостей. Существуют и некоторые другие способы конструирования и получения объемных художественных композиций: тиснение при помощи булек, выгибание, растягивание, скручивание.

Есть еще и дополнительные приемы: сворачивание, придание бумаге объемной формы, выгибание заготовок и приклеивания их на ребро.

На сегодняшний день такие техники как квиллинг, оригами считаются направлениями бумагопластики, и это правильно. Оригами — использование ребер жесткости. Ведь за счет сгибания и складок и держится форма. Квиллинг — потому что используется пластичность материала. Мало скрутить деталь. Потом заготовки еще и выгибаются, выворачиваются, выкручиваются. Да и опять же — объем.

МОДЕЛИРОВАНИЕ из бумаги – это создание формы.

Лабораторная работа №5

Моделирование пластических композиций с различной пространственной активностью

Цель – освоение композиционных принципов организации пространства с повышением визуальной активности за счет повышения значимости третьего измерения.

Учебная задача

Моделирование пластических композиций с различной пространственной активностью, воплощающих особенности формообразования геометрической (прямолинейной) и скульптурной (криволинейной) пластики.

Состав работы

Задание 1. Выполнить две рельефные композиции (замкнутое пространство), отражающие характерные особенности геометрической (прямолинейной) и скульптурной (криволинейной) пластики (формат А4).

Задание 2. Выполнить две объемно-пространственные композиции, отражающие характерные особенности геометрической (прямолинейной) и скульптурной (криволинейной) пластики (формат А4).

Материалы и инструменты: бумага ватман (формат А4), нож для бумаги, графитный карандаш, ластик, циркуль, металлическая линейка, циркуль-измеритель с заточенной иглой, лекало, доска для резания макетов.

Методические указания к выполнению задания

Формообразование пластических композиций должно осуществляться с учетом различных сочетаний трех основных факторов: пространственной активности, вида пластики, технологии формообразования.

Композиционная активность каждой работы будет зависеть от того, насколько в ее содержание заложена возможность выхода в пространство, какая из характеристик должна визуально доминировать – поверхность или пространственная структура (фронтальная, объемно-пространственная композиции).

Формообразующие факторы первых двух работ заданы таким образом, чтобы основная композиционная работа велась в направлении пластической организации поверхности исходного листа бумаги, а следующих двух работ - в направлении композиционно-пластической организации точного объема пространства, заданного параметрами исходного листа бумаги.

Для успешной работы необходимо пояснить формообразующие особенности различных видов пластики: геометрической и скульптурной.

Геометризм всегда ассоциируется со строгостью и точностью построения различных фигур как результатом расчета их существенных характеристик на основе математических законов и формул. Однако сам по себе геометризм еще не является гарантом достижения композиционной гармонии и необходимой степени художественно-образной выразительности. Работа над пластической организацией разнообразных геометрических фигур является с художественной точки зрения наиболее сложной, поскольку каждый ее элемент обладает определенной самодостаточностью, завершенностью. Поэтому геометрическая пластика требует промежуточные, переходные элементы от одного пластического мотива к другому для обеспечения гармонизации композиционного строя. Главную роль в композиционной организации геометрической пластики играют принципы и средства гармонизации размерных величин самих элементов и интервалов (масштабная, пропорциональная соразмерность, метроритмические отношения т. п.).

Скульптурная пластика имеет свои формообразующие особенности. В самом термине «скульптурная» подразумевается признак монолитности, сплоченности, органичности, непрерывности развития и движения формы, когда один ее элемент плавно переходит, перевоплощается в другой, являясь его естественным продолжением. В композиционной организации скульптурной пластики главную роль играют принципы естественно-закономерного саморазвития пластического мотива [23].

Для более эффективной работы следует сделать несколько замечаний:

· второй ряд работ должен строиться таким образом, чтобы ни физически, ни композиционно не нарушалась граница внешнего контура листа бумаги;

· в первом задании следует использовать следующие технологические приемы работы с бумагой: надрез, сгиб;

· во втором задании следует использовать следующие технологические приемы работы с бумагой: надрез, прорез, сгиб.

· при построении композиций нельзя полностью вырезать и удалять участки бумаги, т.е. если привести законченную работу в исходное состояние, то прямоугольный лист бумаги должен полностью восстановить свой первоначальный вид;

· при работе с бумагой не разрешается пользоваться клеем, скрепками, нитками и т.п. для соединения или фиксации элементов в нужном положении;

· все композиции требуют высокой чистоты и точности технического исполнения, правильного определения пропорций, масштаба, оптимальной степени сложности строения элементов и их пространственной активности.

Лабораторная работа №7

Состав работы

Задание 1. Пирамида. 120×120×57 мм.

Задание 2. Полусфера. 120×120×30 мм.

Материалы и инструменты: бумага ватман форматом А4 (1 лист), макетный нож, графитный карандаш, ластик, циркуль, металлическая линейка, циркуль-измеритель с заточенной иглой, доска для резания макетов.

Методические указания к выполнению задания

В данном задании показана возможность получения объемной формы из листа бумаги без клея.

Можно получить объемную форму, не имея ее внешней плоскости. Внешние контуры будут восприниматься за счет внутренней структуры, за счет компоновки (соединения) элементов, формирующих этот объем. В зависимости от количества, размеров, расположения членящих элементов получается различная степень изменения первоначальной массы основного объема. Из замкнутой, массивной, форма может превратиться в легкую, ажурную, имеющую свое внутреннее пространство. Когда объемная форма гладкая, поверхность ее не разработана, то внутреннее пространство не читается. Если поверхности членятся, прорезаются, то появляются пространственные проемы, начинает выявляться внутреннее пространство самой объемной формы.

В качестве конструктивных элементов могут использоваться формы сечений, получаемые при пересечении первоначальной монолитной формы вертикальными, горизонтальными и наклонными плоскостями.

На схемах показаны геометрические рисунки прорезей в виде концентрических окружностей и треугольников. Путем прорезывания и отгибания отдельных частей можно создать полусферу и пирамиду.

Задание 1. Пирамида

Пирамида строится из взаимно перпендикулярных треугольных пластин разной величины, изменяющейся с определенным ритмом и создающей структурную форму, что помогает получить впечатление объема и пространства внутри нее. Ритмический рисунок прорезей на горизонтальной поверхности основания определяет ориентацию объема пирамиды во внешнем пространстве по отношению к зрителю, при этом организуется движение вокруг пирамиды и направление основного движения внутрь нее (рис. 7).

 

 
   
                             

Рис. 7. Схема пирамиды [4, 19]

 

Задание 2. Полусфера

Полусфера строится, соответственно, из взаимно перпендикулярных полукруглых пластин разной величины, изменяющейся с определенным ритмом и создающей структурную форму. Ритмический рисунок прорезей на горизонтальной поверхности основания определяет ориентацию объема полусферы во внешнем пространстве по отношению к зрителю.

Описанный прием можно использовать для членения поверхностей и проникновения во внутреннее пространство объема, при этом достигается разное впечатление от решения поверхности и степени пространственного раскрытия самой формы [4, 19] (рис. 8).

 
       

 

Рис. 8. Схема полусферы [4, 19]

Лабораторная работа №8

Лабораторная работа №9

Учебные задачи

- исследование приемов соединения и фиксации элементов композиции из листа бумаги;

- построение объемных композиций отражающих особенности формообразования геометрической (прямолинейной) и скульптурной (криволинейной) пластики.

Состав работы

· Задание 1. Выполнение замкóв из бумаги для моделирования объемных форм различной пластики: четыре замкá для объемных форм скульптурной пластики; четыре замкá для объемных форм геометрической пластики (формат листа для каждого замка А6).

· Задание 2. Выполнить две композиции в виде объема с пластически сложной поверхностью. Геометрическая и скульптурная пластика (формат А4).

Материалы и инструменты: бумага ватман (формат А4), макетный нож, графитный карандаш, ластик, циркуль, металлическая линейка, циркуль-измеритель с заточенной иглой, лекало, доска для резания макетов.

Содержание Лабораторной роботы №5.( Учебная задача)

Моделирование пластических композиций с различной пространственной активностью, воплощающих особенности формообразования геометрической (прямолинейной) и скульптурной (криволинейной) пластики.

Состав работы

Задание 1. Выполнить две рельефные композиции (замкнутое пространство), отражающие характерные особенности геометрической (прямолинейной) и скульптурной (криволинейной) пластики (формат А4).

Задание 2. Выполнить две объемно-пространственные композиции, отражающие характерные особенности геометрической (прямолинейной) и скульптурной (криволинейной) пластики (формат А4).

Материалы и инструменты: бумага ватман (формат А4), нож для бумаги, графитный карандаш, ластик, циркуль, металлическая линейка, циркуль-измеритель с заточенной иглой, лекало, доска для резания макетов.

Методические указания к выполнению задания

Формообразование пластических композиций должно осуществляться с учетом различных сочетаний трех основных факторов: пространственной активности, вида пластики, технологии формообразования.

Композиционная активность каждой работы будет зависеть от того, насколько в ее содержание заложена возможность выхода в пространство, какая из характеристик должна визуально доминировать – поверхность или пространственная структура (фронтальная, объемно-пространственная композиции).

Формообразующие факторы первых двух работ заданы таким образом, чтобы основная композиционная работа велась в направлении пластической организации поверхности исходного листа бумаги, а следующих двух работ - в направлении композиционно-пластической организации точного объема пространства, заданного параметрами исходного листа бумаги.

Для успешной работы необходимо пояснить формообразующие особенности различных видов пластики: геометрической и скульптурной.

Геометризм всегда ассоциируется со строгостью и точностью построения различных фигур как результатом расчета их существенных характеристик на основе математических законов и формул. Однако сам по себе геометризм еще не является гарантом достижения композиционной гармонии и необходимой степени художественно-образной выразительности. Работа над пластической организацией разнообразных геометрических фигур является с художественной точки зрения наиболее сложной, поскольку каждый ее элемент обладает определенной самодостаточностью, завершенностью. Поэтому геометрическая пластика требует промежуточные, переходные элементы от одного пластического мотива к другому для обеспечения гармонизации композиционного строя. Главную роль в композиционной организации геометрической пластики играют принципы и средства гармонизации размерных величин самих элементов и интервалов (масштабная, пропорциональная соразмерность, метроритмические отношения т. п.).

Скульптурная пластика имеет свои формообразующие особенности. В самом термине «скульптурная» подразумевается признак монолитности, сплоченности, органичности, непрерывности развития и движения формы, когда один ее элемент плавно переходит, перевоплощается в другой, являясь его естественным продолжением. В композиционной организации скульптурной пластики главную роль играют принципы естественно-закономерного саморазвития пластического мотива [23].

Для более эффективной работы следует сделать несколько замечаний:

· второй ряд работ должен строиться таким образом, чтобы ни физически, ни композиционно не нарушалась граница внешнего контура листа бумаги;

· в первом задании следует использовать следующие технологические приемы работы с бумагой: надрез, сгиб;

· во втором задании следует использовать следующие технологические приемы работы с бумагой: надрез, прорез, сгиб.

· при построении композиций нельзя полностью вырезать и удалять участки бумаги, т.е. если привести законченную работу в исходное состояние, то прямоугольный лист бумаги должен полностью восстановить свой первоначальный вид;

· при работе с бумагой не разрешается пользоваться клеем, скрепками, нитками и т.п. для соединения или фиксации элементов в нужном положении;

· все композиции требуют высокой чистоты и точности технического исполнения, правильного определения пропорций, масштаба, оптимальной степени сложности строения элементов и их пространственной активности.

_______________________________________________________________

Продолжение задания ЛР № 9

 

Поскольку в работах должно доминировать третье измерение, т. е. развитие объема в высоту, то композиционный поиск может быть начат с расположения листа бумаги вертикально по его короткой или длинной стороне, что позволяет с самого начала избежать его привычного восприятия как горизонтально расположенной плоскости. Эскизный поиск композиционно-пластического решения объемной формы должен быть подчинен стремлению не просто любым способом замкнуть поверхность листа бумаги прямоугольного формата. Необходимо отыскать такой способ, который позволил бы это сделать, не нарушая общего замысла, как органичный элемент его логически закономерного развития. Для фиксации листа бумаги в замкнутом состоянии, предполагается использование замков (задание 1).

В задании следует использовать следующие технологические приемы работы с бумагой: надрез, прорез, сгиб, отворот.

При построении композиций нельзя полностью вырезать и удалять участки бумаги, т.е. если привести законченную работу в исходное состояние, то прямоугольный лист бумаги должен полностью восстановить свой первоначальный вид.

При работе с бумагой не разрешается пользоваться клеем, скрепками, нитками и т. п. для соединения или фиксации элементов в нужном положении.

Выполненные композиции требуют высокой чистоты и точности технического исполнения, правильного определения пропорций, масштаба, оптимальной степени сложности строения элементов.

 

Лабораторная работа №10

Состав работы

· серия поисковых эскизов объемных композиций на основе принципа пересечения простых геометрических тел 5,7 элементов (графика, цветовое решение);

· макеты двух объемных композиций (картон, акварельная бумага или ватман) – за основу взять куб 15х15 см.

Материалыи инструменты

Для выполнения поисковых эскизов: ватман форматом А4, А3, графитный карандаш, линейка, циркуль, ластик, кисти, гуашь, маркеры, цветные карандаши.

Для выполнения графических листов: ватман форматом А3 – 2 листа, графитный карандаш, линейка, циркуль, ластик, тушь, рейсфедер, рапидограф, изограф, кисти, гуашь.

Для выполнения макета: картон толщиной 2 мм, бумага пастельная 3-х цветов (черный и белый обязательно), акварельная бумага или ватман, резак, клей (ПВА, резиновый), металлическая линейка, графитный карандаш, циркуль, ластик, доска для резания макетов (пластик, ДВП и др.).

Методические указания к выполнению задания

Разработать и выполнить в макете две объемные композиции - куб. Каждая композиция должна состоять из 5, 7 простых геометрических тел. Каждое тело должно иметь свои величину и пропорции. Композиция строится на основе принципа пересечения геометрических тел (врезания). Композиция может быть, как статичной, так и динамичной, но устойчивой и компактной, без пространственных пустот. Обе композиции идентичны по своему пластическому решению.

Графическое решение композиций основано на сочетании трех цветов: белого, черного и любого хроматического (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий и т.д.). Графическое решение должно очевидно демонстрировать: в первом случае «сохранение» пластического характера объемной формы, во втором – «разрушение». Композиции выполнить из картона и цветной (пастельной) бумаги на подмакетнике – как вариант, ориентировочно, форматом А-4 (200×300 мм), максимальная высота композиции 200 мм.

лист 1 - Графическо-пластическое моделирование объемной формы. Визуальное «сохранение» графикой объема – на формате А4;

лист 2 - Графическо-пластическое моделирование объемной формы. Визуальное «разрушение» графикой объема – на формате А4.

Графические листы и эскизы собрать в папку, оформить титульный лист где указать фамилии автора, руководителя, обозначение и номер академической группы, дисциплину, номер и тему контрольной работы.

 

Лабораторная работа №11

Необходимо построить шесть объемно-пластических композиций, формообразование которых должно осуществляться с учетом различных сочетаний трех основных факторов: вида пластики, типа пространства, технологии формообразования.

 

 

Освоение структурного и свободного формообразования с помощью формообразующих технологических приемов в макетировании (надрез-отгиб, врезки) (Рис. 3(a,b))

 

 

 

Рис. 3(a,b): a) технологические приемы трансформации плоскости;

Макетирование развивает способность фиксировать свою мысль.

6.2. Задания для самостоятельной работы студентов

Программой дисциплины «Пластическое моделирование» предусмотрено 5,8 (208) зачетных единиц (часов) самостоятельной работы студентов.

Видами самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Пластическое моделирование» являются:

а) выполнение домашних заданий;

б) освоение и проработка тем лекционного курса, подготовка к лабораторным работам;

в) подготовка к зачетам, экзамену;

г) выполнение курсовой работы.

По итогам изучения дисциплины предусмотрены виды промежуточной аттестации: зачет, экзамен и дифференцированный зачет. Распределение самостоятельной работы по семестрам и часам представлено в таблице 6.

Таблица 6

№ п/п Содержание самостоятельной работы Количество часов
6-й семестр
Самостоятельное изучение теоретического курса
Домашние задания
ДЗ №1. Исследование пластических свойств бумаги (доработка, оформление ЛР №1)
ДЗ №2. Виды рельефных форм (оформление ЛР №2)
ДЗ №3. Моделирование орнаментального модульного рельефа (доработка ЛР №3)
ДЗ №4. Моделирование замкнутой формальной композиции средствами линейной графики, фактурной и рельефной пластики (доработка, оформление ЛР №4)
ДЗ №5. Моделирование пластических композиций с различной пространственной активностью (доработка ЛР№5)
ДЗ №6. Моделирование рельефной формы из пластичного материала (выполнение макета в материале ЛР №6)
ДЗ №7. Моделирование объема из плоского листа (доработка ЛР №9)
ДЗ №8. Графическо-пластическое моделирование объемной формы (выполнение макетов в материале ЛР №10)
Контроль самостоятельной работы
Всего

 

 

  №   Наименование ЛР   Кол.часов
Лабораторная работа №7. Формирование объемных форм с помощью ритмических элементов
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

В основе любой техники лежат свои, специфические конструктивные приемы.

В бумагопластике это: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка.
Биговка (нем. biegen — огибать) — операция нанесения прямолинейной или криволинейной бороздки на лист бумаги. Необходима для последующего складывания бумаги по этой линии линии.
Фальцовка — это процесс складывания.

Биговка и фальцовка — приемы трехмерного моделирования, формирующих конструктивный элемент — ребро жесткости.
Вырубка — это процесс вырезания определенной формы изделия или заготовки. А так же это выполнение прорезей в заготовке, изделии.
Высечка, применительно к бумагопластике, не что иное, как разрез.
Приемы высечки и вырубки (прорезей и разрезов) предлагают мощные средства визуальной организации бумажной формы, придания формы.
Склейка — способ монтажного соединения бумажных плоскостей. Существуют и некоторые другие способы конструирования и получения объемных художественных композиций: тиснение при помощи булек, выгибание, растягивание, скручивание.

Есть еще и дополнительные приемы: сворачивание, придание бумаге объемной формы, выгибание заготовок и приклеивания их на ребро.

На сегодняшний день такие техники как квиллинг, оригами считаются направлениями бумагопластики, и это правильно. Оригами — использование ребер жесткости. Ведь за счет сгибания и складок и держится форма. Квиллинг — потому что используется пластичность материала. Мало скрутить деталь. Потом заготовки еще и выгибаются, выворачиваются, выкручиваются. Да и опять же — объем.

МОДЕЛИРОВАНИЕ из бумаги – это создание формы.

Лабораторная работа №5







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.