Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Моделирование пластических композиций с различной пространственной активностью





Цель – освоение композиционных принципов организации пространства с повышением визуальной активности за счет повышения значимости третьего измерения.

Учебная задача

Моделирование пластических композиций с различной пространственной активностью, воплощающих особенности формообразования геометрической (прямолинейной) и скульптурной (криволинейной) пластики.

Состав работы

Задание 1. Выполнить две рельефные композиции (замкнутое пространство), отражающие характерные особенности геометрической (прямолинейной) и скульптурной (криволинейной) пластики (формат А4).

Задание 2. Выполнить две объемно-пространственные композиции, отражающие характерные особенности геометрической (прямолинейной) и скульптурной (криволинейной) пластики (формат А4).

Материалы и инструменты: бумага ватман (формат А4), нож для бумаги, графитный карандаш, ластик, циркуль, металлическая линейка, циркуль-измеритель с заточенной иглой, лекало, доска для резания макетов.

Методические указания к выполнению задания

Формообразование пластических композиций должно осуществляться с учетом различных сочетаний трех основных факторов: пространственной активности, вида пластики, технологии формообразования.

Композиционная активность каждой работы будет зависеть от того, насколько в ее содержание заложена возможность выхода в пространство, какая из характеристик должна визуально доминировать – поверхность или пространственная структура (фронтальная, объемно-пространственная композиции).

Формообразующие факторы первых двух работ заданы таким образом, чтобы основная композиционная работа велась в направлении пластической организации поверхности исходного листа бумаги, а следующих двух работ - в направлении композиционно-пластической организации точного объема пространства, заданного параметрами исходного листа бумаги.

Для успешной работы необходимо пояснить формообразующие особенности различных видов пластики: геометрической и скульптурной.

Геометризм всегда ассоциируется со строгостью и точностью построения различных фигур как результатом расчета их существенных характеристик на основе математических законов и формул. Однако сам по себе геометризм еще не является гарантом достижения композиционной гармонии и необходимой степени художественно-образной выразительности. Работа над пластической организацией разнообразных геометрических фигур является с художественной точки зрения наиболее сложной, поскольку каждый ее элемент обладает определенной самодостаточностью, завершенностью. Поэтому геометрическая пластика требует промежуточные, переходные элементы от одного пластического мотива к другому для обеспечения гармонизации композиционного строя. Главную роль в композиционной организации геометрической пластики играют принципы и средства гармонизации размерных величин самих элементов и интервалов (масштабная, пропорциональная соразмерность, метроритмические отношения т. п.).

Скульптурная пластика имеет свои формообразующие особенности. В самом термине «скульптурная» подразумевается признак монолитности, сплоченности, органичности, непрерывности развития и движения формы, когда один ее элемент плавно переходит, перевоплощается в другой, являясь его естественным продолжением. В композиционной организации скульптурной пластики главную роль играют принципы естественно-закономерного саморазвития пластического мотива [23].

Для более эффективной работы следует сделать несколько замечаний:

· второй ряд работ должен строиться таким образом, чтобы ни физически, ни композиционно не нарушалась граница внешнего контура листа бумаги;

· в первом задании следует использовать следующие технологические приемы работы с бумагой: надрез, сгиб;

· во втором задании следует использовать следующие технологические приемы работы с бумагой: надрез, прорез, сгиб.

· при построении композиций нельзя полностью вырезать и удалять участки бумаги, т.е. если привести законченную работу в исходное состояние, то прямоугольный лист бумаги должен полностью восстановить свой первоначальный вид;

· при работе с бумагой не разрешается пользоваться клеем, скрепками, нитками и т.п. для соединения или фиксации элементов в нужном положении;

· все композиции требуют высокой чистоты и точности технического исполнения, правильного определения пропорций, масштаба, оптимальной степени сложности строения элементов и их пространственной активности.

Лабораторная работа №7

Формирование объемных форм с помощью ритмических элементов

Цель работы – изучить изменение пластического характера объемной формы (степень открытости) в зависимости от степени ее членения и характера используемых для членения элементов.

Учебная задача: выполнить макеты объемных форм из ритмических элементов.

Состав работы

Задание 1. Пирамида. 120×120×57 мм.

Задание 2. Полусфера. 120×120×30 мм.

Материалы и инструменты: бумага ватман форматом А4 (1 лист), макетный нож, графитный карандаш, ластик, циркуль, металлическая линейка, циркуль-измеритель с заточенной иглой, доска для резания макетов.

Методические указания к выполнению задания

В данном задании показана возможность получения объемной формы из листа бумаги без клея.

Можно получить объемную форму, не имея ее внешней плоскости. Внешние контуры будут восприниматься за счет внутренней структуры, за счет компоновки (соединения) элементов, формирующих этот объем. В зависимости от количества, размеров, расположения членящих элементов получается различная степень изменения первоначальной массы основного объема. Из замкнутой, массивной, форма может превратиться в легкую, ажурную, имеющую свое внутреннее пространство. Когда объемная форма гладкая, поверхность ее не разработана, то внутреннее пространство не читается. Если поверхности членятся, прорезаются, то появляются пространственные проемы, начинает выявляться внутреннее пространство самой объемной формы.

В качестве конструктивных элементов могут использоваться формы сечений, получаемые при пересечении первоначальной монолитной формы вертикальными, горизонтальными и наклонными плоскостями.

На схемах показаны геометрические рисунки прорезей в виде концентрических окружностей и треугольников. Путем прорезывания и отгибания отдельных частей можно создать полусферу и пирамиду.

Задание 1. Пирамида

Пирамида строится из взаимно перпендикулярных треугольных пластин разной величины, изменяющейся с определенным ритмом и создающей структурную форму, что помогает получить впечатление объема и пространства внутри нее. Ритмический рисунок прорезей на горизонтальной поверхности основания определяет ориентацию объема пирамиды во внешнем пространстве по отношению к зрителю, при этом организуется движение вокруг пирамиды и направление основного движения внутрь нее (рис. 7).

 

   
 
 
 
 
 
 
 
                           
     
                             

Рис. 7. Схема пирамиды [4, 19]

 

Задание 2. Полусфера

Полусфера строится, соответственно, из взаимно перпендикулярных полукруглых пластин разной величины, изменяющейся с определенным ритмом и создающей структурную форму. Ритмический рисунок прорезей на горизонтальной поверхности основания определяет ориентацию объема полусферы во внешнем пространстве по отношению к зрителю.

Описанный прием можно использовать для членения поверхностей и проникновения во внутреннее пространство объема, при этом достигается разное впечатление от решения поверхности и степени пространственного раскрытия самой формы [4, 19] (рис. 8).

   
 
     
 
       

 

Рис. 8. Схема полусферы [4, 19]

Лабораторная работа №8







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.