|
Стратегия развития персоналаСовременный этап научно-технической революции привел к принципиальному изменению роли человека в производстве. Человек, персонал становится важнейшим ресурсом современного предприятия, организации. Сегодняшний работник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой, что выдвинуло на повестку дня требование непрерывного развития персонала. Оно бывает общим и профессиональным. Общее развитие сводится к совокупности мероприятий по формированию у людей общих ценностей, повышению уровня образования, полному раскрытию личного потенциала. Профессиональное развитие состоит в подготовке сотрудников к выполнению новых функций, занятию более высоких должностей, решению современных задач, обусловленных требованиями внешней среды, появлением новых образцов техники и технологии и т.п. Развитие персонала имеет результатом рост производительности труда, сокращение текучести, улучшение морально-психологического климата. Не случайно сегодня более 85% опрошенных японских менеджеров среди тех задач, которые им приходится решать, на первое место ставят именно эту. В настоящее время в крупных западных фирмах разрабатываются соответствующие стратегии, цель которых – пробудить в работниках стремление к постоянному самосовершенствованию. Мотивами участия в их реализации могут быть: желание поскорее освоить новую работу, получить более высокую должность; приобрести знания, стать более независимыми от работодателей. Крупные западные фирмы инвестируют в развитие персонала до 10% фонда заработной платы, так как внешний рынок труда и система образования не успевают приспособиться к быстрым изменениям их потребностей в кадрах, обладающих необходимыми знаниями и навыками. Эти средства рассматриваются сегодня не как досадные дополнительные расходы, а как инвестиции, которые в будущем сулят немалую прибыль. Важнейшим моментом развития персонала является профессиональное обучение и переподготовка работников. Основными задачами профессионального обучения являются: • первичная подготовка в соответствии с задачами компании и особенностями предстоящей работы; • ликвидация разрыва между требованиями должности и личными возможностями человека на данный момент; • повышение общей квалификации; • освоение передовых приемов и методов работы, получение новых или смежных профессий в соответствии с новыми направлениями деятельности компании; • подготовка к занятию более высокой должности. Стратегия фирмы в этой области предполагает решение вопроса о том, где, какими методами и чему обучать. Этот процесс может осуществляться в индивидуальной или групповой формах непосредственно на рабочем месте, на специально организованных в рамках компании курсах, в учебных заведениях с отрывом от основной работы. На рабочем месте речь идет: 1) об ученичестве, когда начинающих рабочих или технических исполнителей индивидуально либо группой прикрепляют к опытным работникам (специалистам, низовым руководителям) для получения практических знаний и навыков. Теоретический курс при этом изучается самостоятельно или с помощью консультантов; 2) инструктаже – разъяснении и демонстрации опытным сотрудником приемов выполнения отдельных операций (процедур) одному человеку или группе; 3) ротации, т.е. последовательной работе в разных должностях, в том числе и в других подразделениях. Ротация широко используется в западных фирмах в отношении специалистов, а также руководителей низового и среднего уровня; 4) самообучении путем знакомства с соответствующей литературой, осмысления прочитанного; наблюдения и анализа своих действий и работы окружающих; выполнения постоянно усложняющихся заданий, дополняемых инструктированием и консультациями. Считается, что это заменяет теоретическое образование; 5) стажировке для работы в новой должности. Она осуществляется в виде ассистирования, дублирования, совместного руководства и т.п. и обеспечивает приобретение опыта организаторской и руководящей работы. При достаточном запасе теоретических знаний вариант обучения на рабочем месте более предпочтителен, так как позволяет входить в работу сразу же в процессе ее выполнения, требует меньших затрат, обеспечивает связь с практикой. Курсовое обучение применяется для подготовки работников по сложным профессиям и происходит в два этапа: сначала в учебной группе мастером на специальной учебно-производственной базе предприятия или учебного комбината, а затем на рабочих местах под руководством инструктора. Обучение в учебных заведениях и специальных центрах касается в основном специалистов и руководителей. Оно универсально, осуществляется специалистами особо высокой квалификации и более подходит лицам, работа которых отличается разнообразием, повышенной самостоятельностью, постоянной сменой видов деятельности. А именно таковыми и являются менеджеры. В то же время такая подготовка слабо учитывает конкретные потребности компании, требует больших затрат, отвлекает людей от основной деятельности, слабо контролируется. Определенной спецификой отличается стратегия в области подготовки руководителей. В идеале ее реализация включает три этапа. Во-первых, базовую учебу перед занятием первичной должности в течение одного-двух лет в специальном учебном заведении по экономическим, правовым или управленческим специальностям с последующей стажировкой. Во-вторых, краткосрочную учебу перед занятием каждой новой должности, дополняющую и углубляющую базовую. Она включает обучение в учебном заведении и стажировку в общей сложности в течение трех–шести месяцев. В-третьих, регулярное повышение квалификации сроком до двух месяцев. На Западе сегодня сложилось две модели стратегии подготовки управленческого персонала. Во-первых, традиционная, предполагающая обучение отдельных руководителей низового звена (их групп) основным управленческим навыкам. Цель здесь состоит в повышении эффективности их индивидуальной работы путем приведения знаний менеджеров в соответствие с текущими потребностями компании. Такая стратегия реализуется в форме семинаров и курсов, проводимых обычными преподавателями по стабильной программе. Во-вторых, интегративная, направленная на обучение всех руководителей и специалистов. Помимо рациональных знаний, им прививается умение общаться, разрешать конфликты и проблемы. Во главу угла ставятся реальные интересы людей, что предполагает свободный выбор формы обучения, гибкие, меняющиеся программы, активное участие обучающихся в их составлении; широкое привлечение консультантов вместо преподавателей. Таким образом, речь идет о переходе к целостному развитию личности, самообучению по проблемно-ориентированным программам. Это позволяет научить работников самостоятельно и системно мыслить (в том числе и экономически), решать сложные комплексные проблемы, осуществлять предпринимательский подход к делу, работать в команде, побуждает желание учиться дальше. На Западе такое обучение часто происходит в специальных консультационных центрах. Наряду с этим реализуются специальные стратегии обучения действием. Они предусматривают, что каждый самостоятельно или в группе саморазвития (при необходимости с помощью консультантов) работает над выбранной проблемой, а полученные результаты коллективно обсуждаются. Это позволяет обмениваться информацией, совершенствовать профессиональные знания и навыки, развивать общие способности, межличностное взаимодействие. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|