|
Российская концепция мотивации
Сущность мотивации трудовой деятельности рассмотрена в научных трудах ряда отечественных ученых в области экономики труда, управления персоналом, менеджмента и психологии. При всех различиях эти определения сближает единое мнение о том, что мотивация – это, по сути, заявка на трудовое поведение, выбор мотивов, побуждающих человека к труду, к соответствующей активности. Следует отметить, что в приведенных определениях присутствует новое понятие мотива действий личности – удовлетворение потребностей в благах, находящихся в частной собственности. Методологическое значение исследования мотивации для целей социального управления состоит в том, что такой подход позволяет представить обобщенную модель мотивации в единстве ее объективной и субъективной обусловленности, показать ее место в структуре общественной деятельности, вычленить материальные и идеальные факторы, посредством которых субъект управления может воздействовать на механизм формирования мотивов. Базовыми понятиями исследования мотива трудового поведения работника служат: уровень общественного разделения труда, перспектива научно-технического прогресса, степень развития частной формы собственности (отношения людей по поводу присвоения благ и отношения между людьми в процессе производства). К понятиям в области мотивации трудовой деятельности относятся: 1. Мотивы человека – определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. 2. Стимулы труда – побуждение к действию или причина поведения человека в процессе труда. 3. Потребности – нужда в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы. 4. Теории мотивации – концептуальные научные подходы к объяснению мотивации человека в трудовой деятельности. 5. Труд – процесс соединения живого труда, предметов и средств труда с целью получения продукта труда. 6. Трудовой потенциал – уровень использования человеческого капитала в общественном производстве материальных и духовных благ. 7. Сферы человеческой деятельности – основные направления всестороннего развития личности человека. 8. Человеческий капитал – совокупность природных и накопленных качеств, способных быть источником дохода для человека и определяющих стоимость рабочей силы и производительность труда. 9. Типы личностей человека – характеризуют внутренний потенциал человека и его общую направленность к выполнению определенных видов работ и сфер деятельности. 10. Методы воздействия – способы воздействия на людей, побуждающие их к труду и позволяющие достигать поставленных целей управления. Вопрос влияния рыночной экономики переходного периода России на мотивацию трудовой деятельности изучен недостаточно. Основные проблемы развития мотивации предпринимательской деятельности: • отсутствие политической и экономической стабильности в стране и четкого плана развития предпринимательства на среднесрочную перспективу; • государственная поддержка отечественного предпринимательства недостаточна, институты поддержки производительного и инновационного бизнеса находятся в стадии создания; • формирование открытого и равновесного рынка только началось, и его мотивирующее влияние еще не изучено. На всех этапах отечественного бизнеса развитие свободного предпринимательства было затруднено дорогими «входными барьерами»; • основная масса населения недостаточно понимает и поддерживает рыночные реформы, которые не обрели пока социально ответственных форм развития; • отечественные предприниматели ориентированы на развитие прибыльных отраслей экономики (ТЭК, торговля, МТС, транспорт и связь, финансы и страхование); • состав и квалификация трудовых ресурсов не в полной мере соответствуют требованиям рынка, в частности, имеется значительный дефицит квалифицированных рабочих и мастеров, инженеров технических специальностей. По данным исследований профессора С.Д. Резника, предприниматели уверены, что на этапе становления рыночной экономики проблемы неизбежны (23%), отклонения от правовых норм поддерживают теневую экономику (17%), развивают новую экономику (13%), без них могло бы быть хуже (11%). Рыночная система хозяйствования породила к жизни не только множество положительных, но и ряд негативных тенденций к мотивации трудовой деятельности. Позитивное влияние оказывают следующие факторы: 1. Нормальные рыночные отношения приводят в действие кризисную административную экономику и обеспечивают рост материального благосостояния населения. 2. Самостоятельность и нестандартность организаций на рынке развивают предприимчивость людей в разных сферах деятельности. 3. Состязательность, конкуренция и наличие хозяйственного рынка способствуют развитию инновационного производства, связанного с созданием новых видов конкурентоспособных товаров, работ и услуг. 4. Потребительский рынок наполняется товарами и услугами, ликвидирован дефицит. 5. Наполняется рынок труда рабочей силой, существует конкуренция при найме рабочей силы, развиваются трудовой потенциал и человеческие ресурсы. 6. Формируются новые общественные отношения по созданию среднего класса. 7. Средства массовой информации культивируют ориентацию на достижение успеха, нового уровня потребления, удовлетворение высших потребностей, меценатство и т.д. 8. Предприниматели систематически обучаются менеджменту и бизнесу в западных и отечественных школах бизнеса, особенно по программе MBA*. 9. Социальная напряженность между предпринимателями, менеджерами и рабочими не перерастет в социальные конфликты в обществе. 10. Преодолена государственная организационная монополия в общественном производстве. Создается система государственной поддержки малого и среднего бизнеса. 11. Формируется государственное и частное страхование кредитов, коммерческого риска, имущества, товаров запасов. 12. Увеличивается удельный вес населения с высокими и средними доходами, что способствует росту числа предпринимателей, имеющих материальную базу для создания собственного бизнеса. 13. Активно идет процесс укрепления и интеграции бизнеса за счет создания горизонтальных и вертикальных структур управления. 14. Заработала концепция производства на основе спроса и предложения: «Производи столько, сколько сможешь выгодно продать». 15. Инвестирование частного капитала в производство способствует созданию новых рабочих мест и росту количества квалифицированных кадров. Негативное влияние вызывают следующие причины: 1. Бюрократизм и коррупционность государственных органов в переходной экономике создают условия для развития теневого бизнеса и минимизации поступления налогов в бюджет. 2. На этапе становления рыночной экономики распространен торгово-ростовщический и рваческо-спекулятивный тип предпринимательства. 3. Монополизм государственных ведомств и служб на природные ресурсы (земля, недра, энергия) на основе разрешительного принципа способствует взятничеству и коррумпированным связям крупных предпринимателей («олигархов») с представителями государственной власти. 4. Многие организации максимизируют прибыль не за счет развития производства, а за счет дефицита товаров и услуг и роста торговых наценок. 5. Отсутствует государственная поддержка бесприбыльной деятельности некоммерческих организаций, дающих социальный, научный, образовательный, экологический эффекты. 6. Со стороны предпринимателей и широких слоев населения нарушается гражданское, трудовое и налоговое законодательство. 7. Не соблюдаются права потребителей и отсутствует ответственность перед ними, не соблюдается деловая этика, слова расходятся с делами, нарушаются права человека.
* Программа университета менеджмента и бизнес-администрирования. 8. Распространено индивидуальное предпринимательство и малый бизнес в ущерб целям делового партнерства, корпоративности и интеграции бизнесов. 9. Репутация честного и компетентного предпринимателя в деловых кругах необязательна. Не соблюдается «купеческое слово», часто нарушаются хозяйственные договоры и увеличивается количество арбитражных споров. 10. Значительная дифференциация доходов «богатых» и «бедных» приводит к классовому расслоению общества и социальной напряженности. 11. Антигуманистическая и агрессивная психология предпринимателей азиатского типа в отношении наемных работников, оплата труда ниже минимального дохода и снижение уровня жизни части населения (рабочих и служащих). 12. Ориентация на безвозвратный отток накопленного капитала за рубеж, личное обогащение, покупка земли, особняков, яхт за рубежом. 13. Рост безработицы, ведущий к проблемам выбора и перемены места работы, изменению социального статуса и росту населения, живущего за «чертой бедности». 14. Развитие российско-азиатского типа рынка в отличие от западного цивилизованно-индустриального. 15. Усложнение межнациональных отношений в стране за счет политических конфликтов, беженцев из стран СНГ, создания многонациональных коллективов. 16. Недобросовестная конкуренция в виде распространения ложной недоброжелательной и тенденциозной информации о конкурентах (черный пиар). На становление ценностных ориентаций оказали влияние социокультурные и экономические факторы: расчетливость, калькуляция, выгода, польза, рационализаторство, социальное происхождение, образование, настойчивость, целеустремленность. Мотивами деятельности служат потребности, установки и стимулы, такие как жажда деятельности, смена социальных позиций, социальная значимость, престиж и экономическая заинтересованность. Минимальный уровень предпринимательской активности характеризует действия по созданию и использованию экономических ситуаций, расширению деятельности, активной конкурентной борьбы. Уровень предпринимательской активности зависит от субъективных качеств личности. Основная функция мотивации предпринимательства как целостной психической системы состоит в реализации жизненных отношений личности предпринимателя и регуляции (организации, управлении) предпринимательской деятельности. Содержательная сторона включает в себя проекты, направляющие предпринимательскую деятельность в предметную зону, выбор приоритетных целей, формирование экономических намерений, принятие и контроль решений. Мотивация предпринимательской деятельности: • побуждает и инициирует действия, а также поведение предпринимателя; • определяет избирательность психических процессов – перцепции, внимания, памяти, мышления, воображения; • обеспечивает выбор целей, средств и действий, а также постановку целей в предпринимательской деятельности, направляет деятельность и действия предпринимателя на мотивационные объекты – цели; • поддерживает направленность предпринимательской деятельности и поведения предпринимателя, обеспечивает стабильность действования, а также упорство, интенсивность ее осуществления; • регулирует, контролирует реализацию поставленной цели и выполнение выбранного действия предпринимателем; • при возникновении преграды переключает одно экономическое действие на другое или возобновляет выбор новых путей действия, реализующих мотив предпринимателя. Основными мотивами в предпринимательской деятельности являются: • стремление к самореализации в предпринимательской деятельности, свобода выбора и риск; • деньги как универсальный стоимостный эквивалент деятельности предпринимателя, который оценивает все его ресурсы и способности; • личное богатство – накопление экономических ресурсов (дом, квартира, машина и др.); • власть и престиж, которые дают социальный статус в обществе; • имидж, образ и стиль жизни, которые отличают предпринимателя от представителей других социальных групп. Материальные потребности занимают высокую ступень в иерархии мотивов предпринимателя, материальный интерес соперничает во внутренней структуре с личностными мотивами и побеждает в случае обострения страха за финансовое благополучие близких людей. В предпринимательство идут люди, обладающие развитой потребностью в достижениях, но если у них нет объективной возможности ее реализовать, то она начинает постепенно угасать. Мотивации достижения удачи противостоит боязнь неудачи. Принятие ответственных решений зависит от соотношения этих мотиваций, и если вторая превосходит первую, то человек вряд ли станет преуспевающим предпринимателем. Когда обстановка в обществе нестабильна или острота конкуренции велика (а в обоих случаях риск неудачи весьма велик), то от предпринимательства могут отказаться люди даже с высокой мотивацией достижения успеха и умеренной боязнью неудач. Экономический рост создает ситуацию, при которой в мотивации предпринимателя возникают следующие аспекты: • предприниматели с преобладанием мотивации к успеху над мотивацией избежания поражения завышают вероятность успеха, идут на неоправданный риск и «пугают» социальное окружение, ориентированное на стабильность. Предприниматели теряют чувство реальности и принимаются за неразрешимые задачи, вследствие чего выпадают из предпринимательской деятельности; • предприниматели с мотивацией избежаания поражения стремятся зафиксировать достигнутое ими в предпринимательской деятельности и на этом останавливаются. Возникает социальная «расслабленность», вследствие чего общество ожидает социального комфорта, в экономической жизни снижается планка риска и одновременно растет стремление к сохранению достигнутого. Таким образом, в поведении предпринимателей проявляются две расходящиеся тенденции: одна группа испытывает головокружение от успехов, другая – чрезмерную осторожность. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|