|
Таким образом, все касающееся права можно включить в правовую систему, а в свою очередь сходные правовые системы объединяются в правовые семьи.Стр 1 из 3Следующая ⇒ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА. Прежде чем перейти к понятию собственно правовой системы, определимся с понятием «система». Система – целостное образование, состоящее из определенных взаимосвязанных элементов. Элемент же системы – это самостоятельно функционирующая в рамках системы часть, определенным образом связанная с другими частями системы. Таким образом, право как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов – общезначимых и общеобязательных правовых норм и возникающих на их основе правовых отношений. По другому- конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики и правовой идеологии. Следует отличать систему права как структурирование норм права по отраслям и правовую систему, как сложный феномен, вбирающий в себя множество понятий. В свою очередь, правовая действительность-также другое понятие. Под ним мы понимаем все действия, события и явления, так или иначе связанные с правом. Вопрос о том, что включает в себя правовая система, несколько различается в различных типах правопонимания. Так, позитивистская (этатистская) концепция относит к правовой системе 1) Систему права (собственно, структурированные нормы права по отраслям права), 2) правовую идеологию 3)юридическую практику). Коммуникативная теория гласит, что к правовой системе относятся: 1) правовые тексты, 2) субъекты, которые их интерпретируют, 3) средства легитимации (например, правосознание, общественные коммуникация, 4) собственно – право как система права. В обобщенном виде, правовая система – это конкретно-историческая целостная совокупность всех правовых явлений общества, структурируемая нормами (системой норм) позитивного права, получившими официальное закрепление в юридических источниках права (системе юридических источников права), а также иными правовыми императивами, определяющими правовой характер этих норм и практику их применения (основополагающие принципы права) либо существующими наряду (или в конкуренции) с ними (религиозное, традиционное право) (нормативный блок правовой системы) и образуемая в ее динамике актами деятельности, в том числе в определенных организационных формах, субъектов права, прав и обязанностей (практико-деятельностный блок), воспринимающих, создающих и воспроизводящих в процессе и в результате своей деятельности, интегрируемой общественным правосознанием, культурные ценности в сфере права (духовно-ценностный блок). Правовая культура и общественное сознание оказывают влияние на институционализацию права как системы. Под институционализацией мы понимаем процесс становления права как устойчивого комплекса норм, определяющих права и обязанности субъектов на основе социальной легитимации. Легитимация права как системы осуществляется через первичные правовые тексты (т.е. обычаи, законы) и через вторичные правовые тексты (формируются в ходе реализации прав и обязанностей субъектов, т.е. юридическая практика). Понятие правовая семья шире, чем понятие правовая система, поскольку под правовой семьёй мы подразумеваем группу правовых систем, обладающих сходными признаками. Единых подходов к выделению критериев для классификации правовых систем нет. Различные ученые и юристы предлагают различные основания для классификации. В целом, для проведения комплексного анализа и сравнения различных правовых систем могут использоваться как т.н. общецивилизационные критерии, так и чисто правовые. 1) Общецивилизационные критерии в широком смысле отражают идеологические, политические, религиозные, культурные особенности формирования и развития общества, которые непосредственно влияют на процесс возникновения, развития и функционирования правовых систем. Общецивилизационные критерии отражают основополагающие принципы, показывающие закономерности и динамику развития правовых систем в тесной связи с развитием политического, духовного, религиозного и культурной жизни общества на различных этапах его трансформации.
Важнейшим компонентом общецивилизационных критериев религиозный фактор. Благодаря правовому регулированию, не в последнюю очередь, обеспечивается структуризация общества и сохраняется его единство, а религиозные мировоззрения и догмы способствуют объединению людей в рамках единых канонов, необходимых для общественного развития. Роль религии в разные периоды развития общества, государства и права, а также правовых систем, трудно переоценить. Учет степени влияния религиозного фактора, при классификации правовых систем делает ее более объективной.
Традиции и обычаи, сложившиеся на протяжении веков и даже тысячелетий, играли и продолжают играть определяющую роль в формировании образа жизни и поведения людей, проживающих в разных обществах. Более того, в некоторых обществах традиции и обычаи по-прежнему формируют поведение и в правовой сфере. История развития различных обществ является важнейшим фактором, объясняющим закономерности их трансформации на различных этапах. Исторические особенности имеют свои проявления и в правовой жизни, то есть, тип правовой системы не в последнюю очередь определяется именно особенностями исторического развития обществ.
Важно обратить внимание и на геокультурный фактор как составной компонент общецивилизационных критериев, который выступает своеобразным макрокритерием классификации, отличает западные системы права от незападных, определяет правовую культуру и правовое сознание населения, проживающего в рамках этих правовых систем. Геокультура выступает как система устойчивых культурных реалий и представлений, формируется на определенной территории в результате сосуществования, переплетения, взаимодействия, столкновения различных вероисповеданий, культурных традиций и норм, ценностных установок, направленных на восприятие особенностей функционирования общества. 2) Правовые критерии классификации правовых систем заключаются в связанности правовых элементов одним общим правопорядком специфического типа. Основными критериями правового характера, универсальными для классификации правовых систем, есть такие.
Правовые традиции является критерием правового характера. Однако они производные от общецивилизационных критериев, поскольку правовые традиции отражают не столько чисто правовые особенности развития общества, сколько в них отражаются общецивилизационные факторы и их роль в формировании и функционировании правовых систем. Правовые традиции отражают по существу-содержательную сторону правовых систем и является главным основанием отнесения национальных правовых систем в той или иной правовой семьи. В юридической литературе выработано понятие «западная традиция права» и «незападная традиция права», является основанием для выделения различных типов правопонимания, то есть под влиянием правовых традиций формируются те или иные типы правопонимания, выступают как правовой критерий классификации правовых систем.
В понятие правопонимания входит система правовых идей, представлений, теоретических концепций, отражающих закономерности возникновения, эволюции и функционирования права. Кроме того, именно правопонимание отражает познания, восприятие и оценку права и его реальную роль в жизни общества.
Важное место среди правовых критериев занимают особенности происхождения и эволюции различных правовых систем, отражающих особенности функционирования правовых систем на различных этапах их развития. На основе данного критерия можно выявить специфику правовых систем не только в прошлом, но и рассматривать их современное состояние.
Система источников права, закрепляет правовые нормы, служит материализованными формами их выражения. Практически во всех классификациях правовых систем источники права выступают важнейшим критерием, поскольку именно в них наиболее ярко выражаются особенности различных правовых систем, а также в них содержатся основные правовые принципы их функционирования. Например, Коран является основополагающим источником исламского права, отражает всю специфику данной правовой системы. Что касается общего права, то основные принципы его формирования и функционирования содержатся в его главном источнике - судебном прецеденте.
Правовыми критериями классификации правовых систем является структура права, а также специфические институты различных правовых систем. Структура права отражает наличие определенных уровней изложения правового материала в рамках правовых отраслей, институтов и норм. Данный критерий предоставляет классификации правовых систем объективный характер.
Юридическая техника - это совокупность приемов и правил, которые используются не только при разработке содержания и структуры нормативно-правовых актов, но и их реализации. Данный критерий также необходимо при классификации правовых систем. Юридическая техника состоит из юридической терминологии и юридических конструкций. Раздел правоведения, изучающих и сопоставляющий различные правовые системы мира на основе определённой классификации и различных критериев называется юридической компаративистикой (или сравнительным правоведением). Правовые семьи зависят от социокультурных особенностей и могут существенно отличаться. Поэтому выделяются такие правовые семьи, как романо-германская (континентальная), общего права (англо-американская) и мусульманская. ДЕЙСТВИЕ ПРАВА. Действие права также по-разному рассматривается. В рамках позитивизма действие права сводится к действию нормативных правовых актов, установленных законодателем. Коммуникативная теория права говорит о том, что действие права всегда предполагает деятеля (субъекта правоотношений). То есть действие права имеет место, если существующие правовые тексты интерпретируются и легитимируются социальными субъектами.
НОРМЫ ПРАВА. Правовые нормы наряду со взаимообусловленными правами и обязанностями является одной из составляющих механизма правового регулирования. Они служат основанием наличия у субъектов принадлежащих им прав и обязанностей и в этом смысле являются источниками субъективных прав и обязанностей. Таким образом, норма права – это общеобязательное, формально определённое правило поведения, гарантируемое государством и отражающая права и свободы граждан и организаций. Правовые нормы наряду с моральными, нравственными, религиозными, «техническими» нормами входит в систему социальных норм. Социальные нормы возникают только в результате деятельности социальных субъектов. Именно поэтому они представляют собой отношение субъекта к внешне обязывающей, гетерономной норме должного. Такими образом, под социальными нормами следует понимать все действующие в обществе правила должного поведения. Следует при этом заметить, что при коммуникативном подходе нормы никогда не тождественны самим текстуальным правилам как знаковым комплексам. Социальные нормы являются результатом социально-коммуникативной деятельности человека и представляют собой целостные социальные явления, включающие в себя не только социально осмысленные и признанные правила поведения, но и социальные практики по их реализации. Социальные нормы существуют как интерсубъективные явления, не имеющий смысла вне деятельности человека. Таким образом, это межсубъектыне нормы, т.е. регулируют отношение между людьми. Объектом регулирования социальных норм является поведение тех субъектов, которым они адресуются, т.е. общественные отношения. Основное отличие правовых норм от всех остальных социальных в том, что они носят ярко выраженный двусторонний, представительно-обязывающий характер. Правовая норма обладает рядом признаков: 1) Общезначимость – норма представляет собой социально признанную ценность 2) Общеобязательность – норма должна безусловно исполняться теми, кому она адресована. 3) Представительно-обязывающий характер – норма устанавливает порядок отношений между субъектами, определяя их взаимные права и обязанности. 4) Функциональность – норма возможна только как действующая, т.е. это правило поведения выступает необходимым элементом правовой коммуникации, порождая соответствующие правомочия (т.е. социально признанная возможность действовать в определенных границах) и правообязанность. Государственно-организованные нормы обладают рядом дополнительных признаков – официальная текстуальная форма, юридическая сила, защищенность государством. СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ. Совокупность элементов в единстве с существующими между ними связями называется структурой. С позиции коммуникативного подхода в структуре нормы обычно выделяют: логическое содержание (что предписывает норма); ценностное значение (социальная оправданность); поведенческое значение; текстуальная привязка. С этатистской точки зрения главным является деление нормы на трехзвенную структуру: гипотеза, диспозиция и санкция. Логическая структура выглдяит как «Если-то-иначе». 1) Диспозиция – главный элемент в структуре правовой нормы. Это – само правило поведения, определяющее права и обязанности субъектов правоотношения. Пример: «Родители обязаны воспитывать свои детей». Любая диспозиция носит представительно-обязывающий характер. Можно вывести несколько классификаций диспозиций. Это по форме выражения: абстрактные (отвлеченно-общий характер) и конкретные (виды поведения, сформулированные при помощи конкретных признаков). Это по количеству возможных вариантов поведения: альтернативные (сложные – определяют несколько вариантов поведения) и безальтернативные (простые – закрепляют только один возможный вариант поведения). Это по связи с остальными элементами: условные (имеется определенная связь с гипотезой) и безусловные (присутствует только одна диспозиция). Наконец, по защищенности и незащищенности санкцией. 2) Условия действия диспозиции сформулировано в гипотезе. Можно также провести несколько классификаций. Это по количеству условий, определяющих действие диспозиции – простые (одно условие для диспозиции), альтернативные (несколько условий для диспозиции; субъект должен руководствоваться диспозицией при наличии хотя бы одного из обстоятельств), сложные (несколько обстоятельств, субъект должен следовать диспозиции при наличии всех этих условий). Это по форме выражения – абстрактные и конкретные (те же правила определения, что и для гипотезы). 3) Санкция способствует реализации правовой диспозиции. Это текстуально закрепленные меры воздействия на правонарушителя. Они могут быть как публично-правовыми, так и частноправовыми. Таким образом (хотя существуют мнения и о положительных санкциях), санкцию стоит все же определять как закрепленное в правовом тексте негативное последствие нарушения установленного правила поведения. Санкции могут быть абсолютно-определенными (только один вид наказания), относительное-определенные (в рамках одного наказания существует определенный выбор). Альтернативные (несколько видов санкций) Это что касается классической трехзвенной модели правовой нормы. Есть предложения и по двухзвенной модели правовой нормы. Суть заключается в делении на регулятивные (гипотеза-диспозиция) и охранительные (диспозиция-санкция). ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ. 1) Нормы социального и государственно-организованного права. Такое деление присутствует для ряда типов правопонимания, но не для этатистского 2) По предмету правового регулирования - по отраслям и институтам права. 3) Нормы материального (первичные права и обязанности субъектов) и процессуальные (регламентируют процедурные, организационные, судебные вопросы) 4) По способу текстуального выражения – обычные (складываются постепенно) гетерономные (устанавливаются авторитетным государственным органом или учреждением) и автономные (создаются самими субъектами права в результате согласования их интересов, например, нормы международного права). 5) По функциям – регулятивные (установительные) и охранительные. 6) Нормы частноправовые и публичные. 7) По методу правового регулирования - императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные. 8) Специальные нормы – нормы-принципы (закрепляют основные, исходные начала права), дефинитивные (содержат определения юридических понятий), оперативные (отменяют действующие нормативные акты и вводят в действие новые) и коллизионные (направлены на разрешение правовых коллизий, под которыми мы понимаем несоответствие, противоречие между двумя нормативными правовыми актами) нормы. ИСТОЧНИКИ ПРАВА. Источник права – выраженный в письменной или устной языковой форме текст, содержащий информацию о правовых нормах, которыми должны руководствоваться субъекты. Несмотря на имеющееся общее определение, понятия «источник права» имеет в юриспруденции несколько значений. 1) В генетическом смысле это означает причины, обусловившие возникновение права и трактовка которых зависит от типа правопонимания. Так, для этатистской точки зрения характерен взгляд на источник права как проявление государственной воли. Для юснатурализма это выражается в объективной воле природы/божества/разума. Для социологического подхода источником является само общество. Для психологического подхода подразумевается индивидуальная психика субъекта.
В коммуникативной теории права в генетическом смысле понимается, во-первых, интерсубъективная деятельность членов общества, в ходе которой реализуются разнообразные человеческие потребности (т.н. внетекстуальный источник права) Во-вторых, есть текстуальные источники права, которые подразделяются на первичные и вторичные. Первичные правовые тексты – тексты, которые являются первичными основаниями для возникновения у субъектов взаимообусловленных прав и обязанностей (закон, правовой обычай). Такой текст является источником информации о правовой норме и получает правовое значение только тогда, когда он будет социально интерпретирован и получит легитимацию субъектами. Вторичные правовые тексты – это то, что непосредственно выходит при интерпретации и использовании первичных правовых текстов. Фактически, они уточняют и подтверждают смысл первичной правовой нормы. Вторичные правовые тексты делятся на гетерономные (т.е. извне определяющие поведение участников соответствующих правоотношений) и автономные (т.е. установленные самими участниками правовых отношений).
2) Следующий подход к наименованию «источник права» - это источник в материальном смысле. Под этим подразумеваются объективные причины, обуславливающие конкретное содержание правовых норм (исторические, политические, экономические условия)
3) Источник в формально-юридическом смысле – форма внешнего выражения содержания права. Больше всего это характерно для этатистского подхода, который утверждает, что право не существует вне государственно установленной и государственно защищенной формы (формы закона, указа, постановления). С помощью формы происходит придание государственной воле общеобязательного характера, и воля эта доводится до ее исполнителей. Традиционной классификацией источников права можно назвать классификацию по формам выражения нормативно-правовых текстов: а) официальные письменные тексты можно подразделить на правоустановительные и правоприменительные; б) неофициальные тексты можно подразделить на определенным образом санкционированные со стороны официальной власти письменные тексты (правовая доктрина) и устные тексты (правовой обычай). ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА. Какие же существуют виды источников права? Их достаточно много: мифология, правовой обычай, судебный прецедент, судебная и административная практика, правовая доктрина, священные книги, нормативно-правовой акт, общепризнанные принципы и нормы международного права. 1) Мифология – это самый ранний источник права. Предания и сказания воспринимались как нормативные тексты, и вытекавшие из них правила поведения были включены в систему традиционных знаний древнего человека. Мифологическое выражение правовых норм и публичность их выполнения обеспечивали в древних культурах сохранение стабильности права.
2) Правовой обычай – общезначимое и общеобязательное правило поведения, которое сложилось в результате единообразного повторения каких-либо фактических отношений, являющееся источником возникновения взаимных прав и обязанностей субъектов. Надо понимать, что не все обычаи имеют статус правового, а лишь те, которые регулируют социально признанные права и обязанности, а также те, которые являются носителем правообязывающей структуры (ср. обычай наряжать елку и «право первой брачной ночи»). Характерной чертой правового обычая считается его неписанность. Это позволяют ему должны образом отвечать постоянно изменяющимся потребностям гражданского оборота. Однако свой правовой характер, с точки зрения этатизма, обычай получает, лишь будучи официально признанным государством (как например, это отразилось в ст.5 ГК РФ). Сейчас, тем не менее, обычай не распространен в романо-германской правовой семье, однако законом попросту невозможно урегулировать все, поэтому обычай зачастую играет весьма существенную роль.
3) Судебный прецедент – часть судебного решения по делу, содержащая информацию о сформулированном судом правиле поведения, обязательном для всех, кому оно адресовано, в том числе для судов при решении аналогичных дел. Судебный прецедент – основной источник права в англосаксонской правовой семье. Доктрина судебного прецедента гласит, что суд не может отказать в рассмотрении дела кому-либо лишь потому, что этого нет в законе. Суд обязан принять решение и по такому уникальному делу, а значит, фактически наделяется правотворческой функцией. Истоки применения судебного прецедента идут из «права справедливости», которые было создано в «подмогу» общему праву, не поспевавшему за изменениями общественной жизни.
4) От судебного прецедента следует отличать и не путать судебную и административную практику, под которой подразумевается не нормотворчество, а лишь приемы и способы разрешения судебных дел, которые формируют и уточняют значение правовых норм. Это совокупность решений всех инстанций. А. В. Поляков выделяет и такой вид практики, как правовая. Под ней он разумеет вторичный источник права как реализацию своих прав и обязанностей между субъектами (или по-другому повседневная практика реализации субъектами их прав и обязанностей). Таким образом, субъекты права приспосабливают свое нормативно определенное поведение к конкретным социокультурным условиям «правовой коммуникации», которые в свою очередь корректируют смысл первичных правовых текстов.
5) Правовая доктрина – изложение правовых принципов и правовых норм, которые принадлежат наиболее авторитетным представителям юридической науки и практики, которым придается общезначимое пи общеобязательное значение. Это неофициальный по происхождению, но получивший официальное закрепление источник права. Например, В Древнем Риме большое значение придавалось мнению авторитетных юристов, и именно правовые конструкции, разработанные римскими юристами, и создали столь стройную и продуманную систему римского права. Уже в эпоху Домината мнения юристов были закреплены как обязательные на государственном уровне. Большое значение правовая доктрина имеет в мусульманской и англосаксонской правовых семьях. Представляется, что такое имеет место в связи с сильным влиянием конкретных социальных и экономических условий, а также в специфике источников права.
5) Священные тексты – письменные и сакральные тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога и признанные государством и обществом в качестве общеобязательных (Библия, Коран, веды). Иногда священные книги считаются специфической разновидностью правовой доктрины. Тем не менее, в большинстве они все же признаются как правовые источники.
6) Правовой акт. Правовые акты подразделяются на акты-действия (юридические факты) и акты-документы (текстуальное закрепление правовой информации в письменной форме). Правовые акты делятся на нормативные и ненормативные. Нормативные, в свою очередь, распадаются на общие (т.е. адресованы неопределенному кругу лиц) и индивидуальные (адресованы конкретному лицу). Ненормативные фиксируют определенные юридические факты. Таким образом, нормативный правовой акт – официальный акт-документ правотворчества компетентного органа, содержащий информацию о правовых нормах, т.е. правилах поведения, адресованных неопределенному кругу лиц.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ. Какие признаки имеет нормативно-правовой акт? А) Императивный характер, б) принимается с соблюдением определенной процедуры, в) имеет признаки официального письменного документа, г) имеет собственную структуру, д) установленная юридическая сила, е) четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия. Идем дальше. Под нормативными правовыми актами мы разумеем сразу четыре его разновидности: 1) автономный (т.е. устанваливается по воле самих субъектов) общенормативный правовой акт (нормативный правовой договор); 2) автономный индивидуальный правовой акт (индивидуальный правовой договор); 3) гетерономный (т.е. устанавливается извне) общенормативный правовой акт (закон); 4) гетерономный индивидуальный правовой акт (судебное решение по конкретному делу). (Впрочем, индивидуальные нормативный акты не всегда признаются у нас в качестве источников права в силу того, что норма права должна быть адресована как можно более широкому кругу лиц). Автономные правовые акты. 1) Общенормативные. Правовой договор – письменный правовой текст, созданный на основе взаимного волеизъявления сторон. Как правило, правовой договор распространен в международном праве (конвенции, декларации, пакты и пр.). Большое распространение договоры имеют в гражданском (сделки) и трудовом праве (трудовые договоры). 2) Индивидуально-правовые акты. Это –вторичный текстуальный источник права. Она также заключается на основе взаимного волеизъявления сторон и содержит информацию об индивидуальных правовых нормах, предназначенных для регулирования поведения конкретно указанных лиц (как правило, применяется в различных частноправовых договорах: купли-продажи, аренды, хранения). Вытекающая из такого договора норма конкретизирует и уточняет смысл социально-признанной нормы. Гетерономные правовые акты. 1) Общенормативные. Это – письменные правовые тексты общего содержания, из которого «путем интерпретации можно вывести общую правовую норму». Характеризуется рядом признаков: императивный характер; принимается с соблюдением определенной процедуры; официальный письменный документ; четкая структура; заранее установленная юридическая сила; имеет четкие пространственные, временные и субъектные связи; конституируют общие правовые нормы.
Все гетерономные нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Закон - это принятый в особом порядке акт законодательного органа, регулирующий наиболее важные общественные отношений и обладающий высшей юридической силой. В случае противоречия двух равных по юридической силе законов применяется тот, который был издан позже. Законы принимаются специально уполномоченными на то органами или на референдумах. По своей юридической силе законы делятся на конституционные (которые закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства. Для принятия ФКЗ предусмотрен особый порядок) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных и регулируют различные стороны жизни общества). В свою очередь обыкновенные законы делятся на кодифицированные и текущие. Кодифицированные – сводные юридические акты, позволяющие комплексно, на основе определенной системы принципов регулировать какую-либо важную сферу общественной жизни. Текущие законы могут иметь всего лишь несколько статей и регулировать отдельные вопросы и проблемы. Кроме того, по характеру действия законы делятся на постоянные (не имеют установленных ограничений своего действия во времени), временные (действуют в течение определенного времени), чрезвычайные (действуют лишь в условиях и на время происхождения чрезвычайных обстоятельств).
Подзаконные акты – правовой акт органа государства или организации, иерархически подчиненный закону. Их также можно разделить на общенормативные подзаконные акты и индивидуальные подзаконные акты. К подзаконным нормативным актам относятся Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ (общие акты), акты местных органов власти, ведомственные акты, локальные акты, действующие внутри организаций, предприятий, учреждений, индивидуальные.
Общепризнанные принципы и нормы международного права. При этом ст. 15 Конституции определяет, что, если международными договорами установлены иные правила, чем предусмотрены национальным законодательством, применяются правила международного договора.
2) Индивидуально-правовые акты. Такие акты регулируют индивидуальные отношения субъектов путем письменного закрепления индивидуальных норм) всевозможные судебные решения). Такие акты имеют общеобязательное значение для лиц, кому они непосредственно адресованы, но также имеют такое значение и для «пассивно наблюдающих» субъектов. ПРАВОТВОРЧЕСТВО. Правотворчество – это форма и направление государственной деятельности, связанная с официальным выражением и закреплением норм права. Представляется, что правоустановительная деятельность более широкое понятие, чем правотворчество, представляющее непосредственное официальное формулирование норм права (В.А. Четвернин). В.С. Нерсесянц же не разделял понятия правоустановительная деятельность и правотворчество. Принципами правотворчества будут служить: правовой процесс; правовая легитимность; общественна легитимность; научная обоснованность; системность; профессионализм. Выделяются следующие стадии правотворчества: законодательная инициатива, разработка и предварительное обсуждение законопроекта, рассмотрение законопроекта, принятие закона и его опубликование (промульгация) 1) Законодательная инициатива представляет собой право строго определенного законом круга лиц или учреждений вносить в законодательный орган законопроект, подлежащий обязательному рассмотрению. 2) Разработка и предварительное обсуждение. На данной стадии важно как можно более полно отразить положения будущего закона. Важную роль при этом играет юридическая техника оформления закона. Проект проходит предварительное обсуждение в законодательном органе. 3) Рассмотрение осуществляется в нескольких чтениях. При необходимости он может быть вынесен на всенародное обсуждение. Предложенные поправки к закону голосуются отдельно. 4) Принятие закона происходит путем подачи голосов «за» или «против» на заседании законодательного органа или референдума. 5) Промульгация (опубликование) состоит из подписания закона главой государства и последующего его опубликования (или обнародования). Неопубликованные законы не будут иметь юридической силы и не применяются. Что же такое уже упоминавшаяся юридическая техника? Юридическая техника – это совокупность приемов, принципов, методов, правил, средств и методов адекватного выражения, определенного нормативного правового содержания в форме текста правового акта. Ассистент Полякова: Рамзик Андрамикович. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА. Прежде чем перейти к понятию собственно правовой системы, определимся с понятием «система». Система – целостное образование, состоящее из определенных взаимосвязанных элементов. Элемент же системы – это самостоятельно функционирующая в рамках системы часть, определенным образом связанная с другими частями системы. Таким образом, право как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов – общезначимых и общеобязательных правовых норм и возникающих на их основе правовых отношений. По другому- конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики и правовой идеологии. Следует отличать систему права как структурирование норм права по отраслям и правовую систему, как сложный феномен, вбирающий в себя множество понятий. В свою очередь, правовая действительность-также другое понятие. Под ним мы понимаем все действия, события и явления, так или иначе связанные с правом. Вопрос о том, что включает в себя правовая система, несколько различается в различных типах правопонимания. Так, позитивистская (этатистская) концепция относит к правовой системе 1) Систему права (собственно, структурированные нормы права по отраслям права), 2) правовую идеологию 3)юридическую практику). Коммуникативная теория гласит, что к правовой системе относятся: 1) правовые тексты, 2) субъекты, которые их интерпретируют, 3) средства легитимации (например, правосознание, общественные коммуникация, 4) собственно – право как система права. В обобщенном виде, правовая система – это конкретно-историческая целостная совокупность всех правовых явлений общества, структурируемая нормами (системой норм) позитивного права, получившими официальное закрепление в юридических источниках права (системе юридических источников права), а также иными правовыми императивами, определяющими правовой характер этих норм и практику их применения (основополагающие принципы права) либо существующими наряду (или в конкуренции) с ними (религиозное, традиционное право) (нормативный блок правовой системы) и образуемая в ее динамике актами деятельности, в том числе в определенных организационных формах, субъектов права, прав и обязанностей (практико-деятельностный блок), воспринимающих, создающих и воспроизводящих в процессе и в результате своей деятельности, интегрируемой общественным правосознанием, культурные ценности в сфере права (духовно-ценностный блок). Правовая культура и общественное сознание оказывают влияние на институционализацию права как системы. Под институционализацией мы понимаем процесс становления права как устойчивого комплекса норм, определяющих права и обязанности субъектов на основе социальной легитимации. Легитимация права как системы осуществляется через первичные правовые тексты (т.е. обычаи, законы) и через вторичные правовые тексты (формируются в ходе реализации прав и обязанностей субъектов, т.е. юридическая практика). Понятие правовая семья шире, чем понятие правовая система, поскольку под правовой семьёй мы подразумеваем группу правовых систем, обладающих сходными признаками. Единых подходов к выделению критериев для классификации правовых систем нет. Различные ученые и юристы предлагают различные основания для классификации. В целом, для проведения комплексного анализа и сравнения различных правовых систем могут использоваться как т.н. общецивилизационные критерии, так и чисто правовые. 1) Общецивилизационные критерии в широком смысле отражают идеологические, политические, религиозные, культурные особенности формирования и р ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|