Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.





Прежде чем перейти к понятию правового регулирования, определимся с понятием социального регулирования. Под социальным регулированием мы понимаем целенаправленное воздействие на поведение людей с целью упорядочивания поведения людей и подчинения его определенному образцу.

Социальное регулирование может быть автономным и гетерономным. Автономное регулирование подразумевает под собой саморегулирование, когда субъект сам устанавливает для себя правила поведения. Гетерономное – регулирование внешнее по отношению к человеку. В этом случае субъект подчиняется уже правилам, которые он установил не сам для себя, а которые уже существуют в обществе в качестве общеобязательных правил. К такому виду регулирования и относится правовое.

Правовое регулирование является частью правовой системы.

Под правовым регулированием разные правовые концепции понимает несколько разное. Можно дать такое определение правовому регулированию –это результативное информационно-ценностное воздействие на взаимообусловленное поведение субъектов путем определения и установления взаимных прав и обязанностей при помощи правовых средств.

Надо понимать, что право не может регулировать все общественные отношения и регуляция направлено только на те отношения, которые объективно требуют правового регулирования (в коммуникативной теории – «опосредования»)

Предмет, вид, метод, способ, тип и механизм правового регулирования.



1) Предметом правового регулирования может являться как общественные отношения, так и поведение отдельного человека. Впрочем, что все-таки является предметом правового регулирования, остается спорным.

2) Под видами правового регулирования мы обозначим индивидуальное ПР (включающее автономное и гетерономное, аналогичное входящему в социальные нормы) и нормативное ПР (также автономное и гетерономное, но первое подразумевает определенные внутренние и внешние стимулы и факторы, а второе – правоприменительные акты).

3) Метод – это единственный возможный вариант практического осуществления чего-либо, совокупность действий для решения чего-либо. Таким образом, под методом правового регулирования мы будем иметь в виду способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства. Метод определяется предметом правового регулирования. Таким образом, выделяется два основных метода правового регулирования – императивный (централизованный, авторитарный) и диспозитивный (децентрализованный, автономный). Первый метод регулирует отношения между частными лицами и государством на основе императивных отношений (отношений подчинения). Второй метод регулирует отношения между частными лицами на основе диспозитивности и дозволительности.

4) Под способом можно понимать один из вариантов осуществления чего-либо. Способ правового регулирования определяется характером сформулированной в норме правила поведения. Это: а) управомочивание – предоставление субъекту определенных правомочий (характерен для диспозитивного метода); б) обязывание – выражается в предписании совершения необходимого действия (характерен как для диспозитивного, так и для императивного методов); в) запрет – предписание о недопустимости совершения определенного действия (характерен для императивного метода)

5) Под типом правового регулирования выясняется общая направленность правового регулирования. Это либо общедозволительный тип правового регулирования, выражающийся емкой формулой: «разрешено все, что не запрещено», и такой тип характерен для частноправовых отношений; и общезапретительный тип правового регулирования, выражающийся формулой: «запрещено все, кроме прямо разрешенного», и такой типа характерен для публично-правовых отношений

6) Наконец, механизм правового регулирования, под которым мы будем понимать то, как осуществляется правовое регулирования. Элементами механизма правового регулирования являются: а) правовые нормы, б) правовые отношения, в) акты реализации, г) правоприменительные акты, д) юридические факты, е) акты толкования норм права.

Правовое регулирование начинается со стадии правового моделирования, т.е. идет создание текстуальных правовых моделей (возникают первичные правовые тексты). На второй стадии происходит информационное и ценностно-ориентационное воздействие созданных правовых текстом. Происходит «интерпретация» и «легитимация» норм. На третьей стадии правового регулирования идет уже реализация нормотворчества. Субъекты активно исполняют свои права и обязанности, своими действиями порождают новые права и обязанности. Таким образом, происходит создание уже вторичных правовых текстов.

Стадии правового регулирования.

Правовое регулирование – это довольно «долгий», растянутый во времени, длящийся процесс, который предполагает активную деятельность субъектов права, направленных на создание и применение норм права

Итак, первая стадия правового регулирования начинается с создания правовых норм, придания им официальной юридической силы путем издания нормативно-правового акта государственным органом и официальным опубликованием. На данной стадии норма права адресована неопределенному (т.е. очень широкому кругу лиц), непосредственно определяя правовой статус субъектов права, очерчивается круг прав и обязанностей.

Вторая стадия правового регулирования происходит индивидуализация прав и обязанностей субъектов. На данной стадии возникают конкретные правоотношения, соответственно, возникают и конкретные права и обязанности, которые исходят из тех или иных правоотношений, а также установленных норм права.

Наконец, третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении).

 

НОРМЫ ПРАВА.

Правовые нормы наряду со взаимообусловленными правами и обязанностями является одной из составляющих механизма правового регулирования. Они служат основанием наличия у субъектов принадлежащих им прав и обязанностей и в этом смысле являются источниками субъективных прав и обязанностей. Таким образом, норма права – это общеобязательное, формально определённое правило поведения, гарантируемое государством и отражающая права и свободы граждан и организаций.

Правовые нормы наряду с моральными, нравственными, религиозными, «техническими» нормами входит в систему социальных норм. Социальные нормы возникают только в результате деятельности социальных субъектов. Именно поэтому они представляют собой отношение субъекта к внешне обязывающей, гетерономной норме должного.

Такими образом, под социальными нормами следует понимать все действующие в обществе правила должного поведения. Следует при этом заметить, что при коммуникативном подходе нормы никогда не тождественны самим текстуальным правилам как знаковым комплексам. Социальные нормы являются результатом социально-коммуникативной деятельности человека и представляют собой целостные социальные явления, включающие в себя не только социально осмысленные и признанные правила поведения, но и социальные практики по их реализации. Социальные нормы существуют как интерсубъективные явления, не имеющий смысла вне деятельности человека. Таким образом, это межсубъектыне нормы, т.е. регулируют отношение между людьми.

Объектом регулирования социальных норм является поведение тех субъектов, которым они адресуются, т.е. общественные отношения.

Основное отличие правовых норм от всех остальных социальных в том, что они носят ярко выраженный двусторонний, представительно-обязывающий характер. Правовая норма обладает рядом признаков:

1) Общезначимость – норма представляет собой социально признанную ценность

2) Общеобязательность – норма должна безусловно исполняться теми, кому она адресована.

3) Представительно-обязывающий характер – норма устанавливает порядок отношений между субъектами, определяя их взаимные права и обязанности.

4) Функциональность – норма возможна только как действующая, т.е. это правило поведения выступает необходимым элементом правовой коммуникации, порождая соответствующие правомочия (т.е. социально признанная возможность действовать в определенных границах) и правообязанность.

Государственно-организованные нормы обладают рядом дополнительных признаков – официальная текстуальная форма, юридическая сила, защищенность государством.

СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ.

Совокупность элементов в единстве с существующими между ними связями называется структурой. С позиции коммуникативного подхода в структуре нормы обычно выделяют: логическое содержание (что предписывает норма); ценностное значение (социальная оправданность); поведенческое значение; текстуальная привязка.

С этатистской точки зрения главным является деление нормы на трехзвенную структуру: гипотеза, диспозиция и санкция. Логическая структура выглдяит как «Если-то-иначе».

1) Диспозиция – главный элемент в структуре правовой нормы. Это – само правило поведения, определяющее права и обязанности субъектов правоотношения. Пример: «Родители обязаны воспитывать свои детей». Любая диспозиция носит представительно-обязывающий характер. Можно вывести несколько классификаций диспозиций. Это по форме выражения: абстрактные (отвлеченно-общий характер) и конкретные (виды поведения, сформулированные при помощи конкретных признаков). Это по количеству возможных вариантов поведения: альтернативные (сложные – определяют несколько вариантов поведения) и безальтернативные (простые – закрепляют только один возможный вариант поведения). Это по связи с остальными элементами: условные (имеется определенная связь с гипотезой) и безусловные (присутствует только одна диспозиция). Наконец, по защищенности и незащищенности санкцией.

2) Условия действия диспозиции сформулировано в гипотезе. Можно также провести несколько классификаций. Это по количеству условий, определяющих действие диспозиции – простые (одно условие для диспозиции), альтернативные (несколько условий для диспозиции; субъект должен руководствоваться диспозицией при наличии хотя бы одного из обстоятельств), сложные (несколько обстоятельств, субъект должен следовать диспозиции при наличии всех этих условий). Это по форме выражения – абстрактные и конкретные (те же правила определения, что и для гипотезы).

3) Санкция способствует реализации правовой диспозиции. Это текстуально закрепленные меры воздействия на правонарушителя. Они могут быть как публично-правовыми, так и частноправовыми. Таким образом (хотя существуют мнения и о положительных санкциях), санкцию стоит все же определять как закрепленное в правовом тексте негативное последствие нарушения установленного правила поведения. Санкции могут быть абсолютно-определенными (только один вид наказания), относительное-определенные (в рамках одного наказания существует определенный выбор). Альтернативные (несколько видов санкций)

Это что касается классической трехзвенной модели правовой нормы. Есть предложения и по двухзвенной модели правовой нормы. Суть заключается в делении на регулятивные (гипотеза-диспозиция) и охранительные (диспозиция-санкция).

ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ.

1) Нормы социального и государственно-организованного права. Такое деление присутствует для ряда типов правопонимания, но не для этатистского

2) По предмету правового регулирования - по отраслям и институтам права.

3) Нормы материального (первичные права и обязанности субъектов) и процессуальные (регламентируют процедурные, организационные, судебные вопросы)

4) По способу текстуального выражения – обычные (складываются постепенно) гетерономные (устанавливаются авторитетным государственным органом или учреждением) и автономные (создаются самими субъектами права в результате согласования их интересов, например, нормы международного права).

5) По функциям – регулятивные (установительные) и охранительные.

6) Нормы частноправовые и публичные.

7) По методу правового регулирования - императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.

8) Специальные нормы – нормы-принципы (закрепляют основные, исходные начала права), дефинитивные (содержат определения юридических понятий), оперативные (отменяют действующие нормативные акты и вводят в действие новые) и коллизионные (направлены на разрешение правовых коллизий, под которыми мы понимаем несоответствие, противоречие между двумя нормативными правовыми актами) нормы.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.