Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Исследование мотивации к занятию социальным предпринимательством (анализ результатов исследования в г. Сыктывкаре)





Изучение мотивации к занятию социальным предпринимательством очень актуально и важно, поскольку «для организации и развития социального предпринимательства важна только внутренняя мотивация предпринимателя, его базовые ценности»[76].

Социальная мотивация является не врожденной, а, как правило, приобретенной потребностью. Она формируется под воздействием воспитания, обучения, среды обитания и воздействия на него других лиц и событий даже случайного, единичного воздействия. Преобладающим является влияние социальных и культурных факторов среды обитания. Социальные мотивы на практике являются достаточно мощными силами, управляющими поведением человека. У социальных предпринимателей возникают следующие мотивы профессиональной деятельности: значимость выполняемой работы; поддержка со стороны семьи; чувство долга за выполняемую работу; доверие, оказываемое личности как работнику, самоуважение; возможность принести пользу обществу; ответственность перед собой и людьми, удовлетворение от профессионально выполненной работы.

Это свидетельствует о том, что у социальных предпринимателей сохраняется милосердное отношение к слабо защищенным людям, и мотивы выбора социальной деятельности основываются на стремлении служения обществу, желании профессионально выполнять свою работу и ответственности перед людьми и собой. Важное место в структуре мотивационной сферы социального предпринимателя занимают и материальные мотивы, а именно, неплохое материальное вознаграждение за труд, стабильная заработная плата, наличие прибыли.

Социальный предприниматель – это особый тип предпринимателя со своей структурой мотивации, своеобразной реакцией на разные типы внешней мотивации (стимулирования).

Автор книги «Как изменить мир: социальное предпринимательство и сила новых идей» Д. Борстайн «высказывает ряд суждений о социальном предпринимательстве, на основе которых можно сделать некоторые выводы о мотивах, сложностях, с которыми сталкивается социальное предпринимательство»[77]. Его суждения можно свести к следующему: в основе социального предпринимательства лежит этический мотив, который предприниматель стремится максимизировать, оно слабо мотивировано на зарабатывание больших денег, оно больше мотивировано на счастье, положительные эмоции, уважение, восхищение; социальные предприниматели, добиваясь успеха, не становятся богатыми, они меняют мир, их результат оценивается нематериальными ценностями, не существует единого эталона, в каждом виде деятельности находятся свои показатели; самые важные качества социального предпринимательства – это эмпатия, способность к совместной работе и упрямая вера в то, что можно многое изменить – это и побуждает, стимулирует людей к действию; в социальном предпринимательстве в основном работают люди, которые ищут счастье, удовлетворенность и глубокую значимость своей деятельности; социальное предпринимательство обладает позитивной энергией и порождает этические компоненты активных действий овладения чистыми технологиями для решения проблем человечества; социальное предпринимательство открыто для массовой аудитории, для большого выбора и самоопределения, но это явление в мире довольно редкое, оно не всех привлекает, это воплощение мечты в жизнь; основными препятствиями развития социального предпринимательства является недостаток финансирования на цели роста, трудности найма и удержания талантливых людей, отсутствие взаимосвязи между социальными предпринимателями, коммерческим сектором и органами власти; социальный предприниматель достигает успеха, если он способен создать команду разных людей с талантами и способностями и получить от них продукт коллективного разума. В данном случае, социальный предприниматель выступает в качестве эпицентра организующей силы.

Вопрос о мотивации СП – «то есть о том, как человек пришел к социальному предпринимательству, что стало его побудительной причиной к этой деятельности, безусловно, является естественным и наиболее адекватным для качественного исследования, выполняемого с использованием разных стратегий и методик»[78].

Эксперты Исследовательской группы «Циркон» Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» в декабре 2012 – феврале 2013 г. провели социологическое исследование «Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики» и выявили следующие мотивы к занятию социальным предпринимательством: «у социальных предпринимателей в отличие от бизнесменов, которые ведут чисто коммерческую деятельность, извлечение собственной выгоды является вторичной задачей»[79]. Только 37% респондентов озвучили эту причину для занятия бизнесом. Первичными стимулами для данной категории предпринимателей становится цель «изменить мир к лучшему» (35 %), «желание быть полезным обществу» (40 %) и «удовлетворение потребностей общества» (24 %). Безусловно, важны и личностный рост, и самореализация (56%), а также осуществление идеи – так ответили 53% социальных предпринимателей.

Проанализировав основные мотивы к занятию социальным предпринимательством, было проведено социологическое исследование в октябре 2015 года в городе Сыктывкар на базе СГУ имени Питирима Сорокина, с целью выявления мотивации к занятию социальным предпринимательством у начинающих и действующих социальных предпринимателей. Для отбора респондентов была использована целенаправленная выборка. Социологическое исследование проходило в четыре этапа: этап подготовки методического инструментария; этап анкетирования; этап обработки анкет, полученных данных, и этап анализа результатов исследования. Методом анкетирования было опрошено 50 человек, из которых 24 начинающих и 26 действующих социальных предпринимателя.

Полученные результаты позволили сделать следующие выводы: основным мотивом занятия социальным предпринимательством респонденты отметили стремление реализовать определенную идею (64%), также распространена такая альтруистическая (даже идеалистическая) мотивация, как желание быть полезным обществу (54%), для 50% респондентов основным мотивом является самоутверждение в профессии. Повышение личного материального состояния является мотивом для 40% респондентов, это говорит о том, что данный мотив, хоть и не является приоритетным, все же является важным в структуре мотивационной сферы социального предпринимателя. Далее идут такие мотивы как: стремление изменить мир к лучшему (38%), самореализация (34%), стремление к самостоятельности и независимости (30%), достижение успеха в обществе (12%). Таким образом, мотивационная структура предпринимательской деятельности у социальных предпринимателей заметна «сдвинута» в сторону достижения социально полезных целей.

Большинство участников опроса, из действующих социальных предпринимателей, осуществляют деятельность в области социального предпринимательства от 1 до 5 лет (24%). Равное количество процентов разделили социальные предприниматели, занимающиеся предпринимательством до 1 года и от 5 до 10 лет. Доля тех, кто занимается СП более 10 лет, невысока – 8%. Очевидно, можно говорить о том, что социальное предпринимательство как явление в г. Сыктывкаре возникло довольно давно и сравнительно широкое распространение стало получать только в последние годы.

Также, главным свойством социального предпринимательства было выделено стремление к позитивным изменениям в обществе (76%), немаловажную роль также играет чувство ответственности (60%). Половина респондентов отметили инновационность и новаторство. Немного отстает коммерческая эффективность (48%), однако занимает далеко не последнюю позицию. Далее идет создание рабочих мест для социально незащищенных групп населения (32%), независимость деятельности (18%), первенство социальной миссии над коммерцией (12%). Малая доля респондентов считают, что социальному предпринимательству свойственно вложение доходов от предпринимательской деятельности в развитие своего предприятия (6%).

Вопрос о глубинных мотивах какой либо деятельности, поступков, решений и т.п. довольно трудно подается социологическому измерению в силу своей специфики (существуют неосознаваемые мотивы; стремление – сознательное и бессознательное – выдать одни мотивы за другие; глубоко личностные, индивидуальные и потому скрываемые мотивы и т.п.). И все же результаты опроса, безусловно, могут отразить существующие тенденции, показав, как минимум, декларируемые социальными предпринимателями мотивы их деятельности.

Таким образом, данное исследование показало, что хотя финансовый успех для социальных предпринимателей важен, но социальная составляющая оказалась весомее бизнес составляющей. Т.е. в социальное предпринимательство, что естественно, пошли люди, имеющие склонность трудиться на благо общества.

Из этого можно сделать вывод, что социальное предпринимательство – это деятельность, построенная не на материальной, а на духовной мотивации.

«Это зарождающийся элемент новейшей экономики будущего, направленной на гармоничное социальное совершенствование мира»[80].

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.