Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль социального предпринимательства в формировании благополучия в регионе





Роль социального предпринимательства в формировании благополучия в регионе

Научный руководитель:

ст. преподаватель

_________ Н.А. Бутрим

“___” __________2016 г.

 

Исполнитель:

студентка 741 группы

_________Д.Л. Абукаева

“___” _________2016 г.

 

 

Сыктывкар 2016

Введение

За последние два десятилетия социально-экономическая система нашей страны подверглась серьезной трансформации, сформировав рыночную экономическую систему, успешность которой во многом определяется активностью предпринимательских структур. Но в стране существует ряд серьезных социальных проблем. К ним можно отнести безработицу, снижение благосостояния ряда сельских и лесных поселков, различные проблемы в здравоохранении и образовании, низкое качество жизни пенсионеров. «Эти проблемы еще не находят решения ни в частном, ни в государственном секторе»[1].

Так, в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин прямо связал улучшение качества оказываемых социальной сферой услуг с развитием реальной конкуренции: открытием бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса. А премьер-министр Дмитрий Медведев говорил на Гайдаровском форуме о необходимости сокращения избыточного присутствия государства в некоторых отраслях народного хозяйства: «По большому счету речь идет об определенном самоограничении власти в сфере социального обслуживания — там, где собственник по определению более эффективен и поэтому должен быть заинтересован в развитии своего бизнеса».

По данным Агентства стратегических инициатив, «на 2014 год социальным предпринимательством в России в той или иной форме занимается только около 1 % компаний»[2], для сравнения «в Европе этот показатель приближается к 25 %»[3]. Это говорит о необходимости увеличения доли частного капитала в социальной сфере России.

На сегодняшний день по Республике Коми нет официальной статистики по количеству социальных предприятий. В г. Сыктывкаре на данный момент насчитывается «285 индивидуальных предпринимателей и 149 юридических лиц, осуществляющих коммунальные, социальные и персональные услуги»[4].

Понятие социального предпринимательства многогранно и отражает широкий спектр задач и особенностей, присущих ему. Уже само название указывает на то, что приоритетом для этого вида бизнеса является не извлечение прибыли, а решение или смягчение существующих социальных проблем. Определяющее значение приобретают позитивность, устойчивость и измеримость достигнутых социальных результатов. Социальный предприниматель ставит перед собой задачу внесения положительных изменений в инфраструктуру общественной системы, имеющих долгосрочный эффект.

Впервые в России тему социального предпринимательства начал поднимать Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Фонд, основанный Вагитом Алекперовым в 2007 году, стал первой отечественной организацией, всецело специализирующейся на поддержке, развитии и продвижении социального предпринимательства в стране.

Фонд «Наше будущее» определяет социальное предпринимательство как «новаторскую деятельность, изначально направленную на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости»[5].

Критериями социального предпринимательства являются: «социальная миссия; предпринимательский подход; инновационность (новаторство в решении социальной проблемы, новая комбинация ресурсов, новая услуга для региона); тиражируемость; самоокупаемость и финансовая устойчивость»[6].

Сегодня над этой темой работают такие отечественные ученые и практики как: Кучина М.А., Бояркина С.И. изучают «понятийный анализ социального предпринимательства»[7]. Мухин А.В раскрывает «понятие социального предпринимательства, а также изучает его функции»[8]. Гришина Я.С. рассматривает вопросы «инновационно-правового регулирования поддержки социального предпринимательства в целях обеспечения социально-имущественных потребностей граждан»[9], в частности, анализируются правовые формы и средства государственной поддержки среднего и малого бизнеса. Лебедева И.С. изучает «теоретические подходы к пониманию сущности социального предпринимательства и практические аспекты данного феномена в условиях современного российского общества»[10], а также определяются основные технологии социального партнерства. Эксперт в области социального предпринимательства Зверева Н.И. изучает вопросы социального предпринимательства, «рассматривает социальное предпринимательство как источник финансово-экономической устойчивости российских негосударственных НКО»[11], также предлагает новый для отечественной науки взгляд на социальное предпринимательство «как не на экономический или социальный, а политический феномен»[12]. Жохова В.В. исследует «сущность и понятие социального предпринимательства в российской и международной практике»[13]. Восколович Н.А. показала «отличительные черты социального предпринимательства от традиционной коммерческой деятельности, благотворительности»[14]. Калугина Т.Г. анализирует «теоретические подходы к феномену социального предпринимательства»[15]. Юрина Е.А. изучает «развитие и функционирование института социального предпринимательства»[16]. Шматкова Е.М. рассматривает «феномен социального предпринимательства как дуалистическое явление, разъясняются такие понятия как, «бизнес», «гражданское общество», «социальное предпринимательство»; обосновывается дуализм социального предпринимательства – как части бизнеса и гражданского общества»[17]. Манахова И.В. рассматривает «социальное предпринимательство как экономическое явление, изучает его основные признаки и критерии деятельности»[18]. Макарова А.С. рассматривает «взаимодействие бизнеса, государства и социально незащищенных групп населения»[19]. В Республике Коми интерес ученых, занимающихся исследованием социального предпринимательства только появляется, что обуславливает потребность региона в научно-исследовательской проработке данной темы. Накопленный опыт реализации проектов в сфере социального предпринимательства требует осмысления, оценки проблем и перспектив развития этого явления в условиях Крайнего Севера на примере Республики Коми.

На 2015 год в Законодательстве РФ отсутствует отдельный общеправовой раздел о социальном предпринимательстве, нет достаточной законодательной базы, которая была бы в состоянии урегулировать все вопросы социального предпринимательства, упростить создание и снизить налоговое бремя для социальных предпринимателей. На федеральном и региональном уровнях в России отмечаются попытки поддержки социального предпринимательства, но в целом оно финансируется недостаточно и в очень узкой области, не охватывая всё многообразие этого явления; результативность этой деятельности так же является открытым вопросом.

Явление социального предпринимательства «возникает на стыке традиционного предпринимательства и благотворительной деятельности, аккумулируя их черты»[20]. От традиционного предпринимательства оно вбирает характер деятельности, нацеленный на извлечение прибыли, а от благотворительности – направленность на решение социальных проблем общества и благоприятные социальные изменения. Социальные предприятия – это коммерческие предприятия, которые, удовлетворяя общественные потребности, методически решают проблемы социально-незащищенных категорий граждан, получая при этом оптимальную прибыль. В то время, как некоммерческие организации и благотворительные фонды для решения проблем слабо защищенных категорий граждан используют привлеченные финансовые средства в виде грантов, пожертвований и государственной помощи.

Нужно отметить, что в настоящее время в Республике Коми социальное предпринимательство только начинает развиваться, число реально действующих социальных предприятий невелико, и зачастую они даже сами не воспринимают себя в таком качестве.

Объектом выпускной квалификационной работы является социальное предпринимательство.

Предметом выпускной квалификационной работы выступает социальное предпринимательство как инструмент развития регионального благополучия.

Цель выпускной квалификационной работы - влияние социального предпринимательства на формирование благополучия в регионе.

Задачи выпускной квалификационной работы:

1- проанализировать взаимосвязь благополучия в регионе и уровень развития социального предпринимательства

2- выявить приоритетные направления и проблемы развития социального предпринимательства в современных российских условиях

3- изучить основные меры государственной поддержки социального предпринимательства

4- проанализировать субъективные и объективные факторы, определяющих развитие социального предпринимательства

5- провести аналитический обзор инновационной практики социального предпринимательства в России и за рубежом

6- изучить масштабы и основные направления деятельности социального предпринимательства в Республике Коми

7- исследовать мотивацию к занятию социальным предпринимательством (анализ результатов исследования в г. Сыктывкаре)

8- показать развитие социального предпринимательства в области социального обслуживания людей пожилого возраста и людей с инвалидностью в г. Сыктывкаре

В соответствии с целью, задачами, объектом и предметом выпускной квалификационной работы для теоретического осмысления роли социального предпринимательства в формировании благополучия в регионе были использованы такие методы как: анализ нормативно-правовой, научной литературы, результатов социологических исследований отечественных и зарубежных авторов и собственного социологического исследования; синтез и обобщение выводов исследователей. В эмпирической части выпускной квалификационной работы для получения фактического материала был использован метод анкетирования действующих и потенциальных социальных предпринимателей г. Сыктывкара; математические методы (нахождение процентного соотношения, группировка, ранжирование ответов), графическое представление данных, сравнение результатов собственного социологического исследования с результатами предшествующих исследователей.

Основные положения выпускной квалификационной работы были отражены:

1. в статье «Развитие социального предпринимательства в Республике Коми»[21], которая представлена на Всероссийской научно-практической конференции «Наука, образование и духовность в контексте концепции устойчивого развития» 26.11.15 – 27.11.15 в г. Ухте;

2. в статье «Дорожная карта» общественной организации «Женщины города Сыктывкара» на 2016 – 2018 годы: прогноз развития»[22], которая представлена на первых женских чтениях «Женщина. Социальное развитие. Новые идеи» 19 декабря 2015 года в г. Сыктывкаре;

3. в статье «Территориальные особенности развития социального предпринимательства на примере г. Сыктывкара»[23], которая представлена на февральских чтениях на базе СГУ имени Питирима Сорокина в г. Сыктывкаре;

4. в статье «Проблемы становления социального предпринимательства в условиях Крайнего Севера: региональный аспект»[24], которая представлена на XX Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Социальные проблемы глазами молодых – 2016» 26-27 апреля 2016 годана базе СГУ имени Питирима Сорокина в г. Сыктывкаре.

Данная работа будет полезна для деятельности государственных органов при принятии решений по развитию социального предпринимательства, подготовке программных и методических документов, направленных на развитие социальной сферы. Научные результаты могут составить теоретико-методологический базис дальнейших научных исследований по данной проблематике, а также использоваться в учебном процессе. Также материалы выпускной квалификационной работы могут быть полезны специалистам учреждений социального обслуживания населения, предпринимателям, имеющим и планирующим заниматься социальным предпринимательством.

 

Заключение

Социальное предпринимательство выступает как значимый фактор решения сложных региональных социальных проблем, развития инновационной региональной среды, как дополнительный стимул к развитию малого и среднего предпринимательства и как важный резервуар накопления социального капитала, способствующего развитию Республики Коми.

Фонд «Наше будущее» определяет следующие приоритетные направления социального предпринимательства в России: дошкольное образование (42%); оказание социально значимых услуг (16%); трудоустройство людей в сложной жизненной ситуации (15%); повышение качества и доступности медицинских услуг (8%); выпуск социально значимой продукции (7%); экология (4%); оказание гериатрических услуг населения (3%); развитие сельского хозяйства в регионах России (3%); сохранение и возрождение культурного и исторического наследия России (3%). Среди наиболее актуальных проблем, обозначенных социальными предпринимателями и экспертами в области социального предпринимательства, были названы: высокие ставки арендных платежей; высокий уровень налогообложения; проблема нехватки квалифицированных кадров; защита интеллектуальной собственности; дефицит финансовых ресурсов; недостаток информационной и консультационной поддержки социальным предпринимателям; популяризация социального предпринимательства; необходимость совершенствования институциональной среды в части развития инфраструктуры поддерживающих организаций СП; несовершенство нормативно-правовых документов в области социального предпринимательства.

На данном этапе развития социального предпринимательства целесообразно закрепить понятие социального предпринимательства путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство. Вернуться к вопросу об отдельном законе целесообразно, когда будет наработан опыт по государственному финансированию проектов социальных предпринимателей и иной поддержке, государственному регулированию сектора, а также отчетности предпринимателей.

Существуют различные объективные и субъективные факторы, влияющие на социальное предпринимательство, которые необходимо учитывать и изучать для более конструктивного принятия решений в данной области.

Социальное предпринимательство в регионе уже существует и является реальным инструментом развития, поскольку завязано на решении социально-значимых проблем территорий. Высокими темпами развиваются различные формы предпринимательской деятельности в сфере оказания социальных услуг для социально слабо защищенных категорий населения, в сфере культуры и народных ремесел, дошкольного и дополнительного образования, здравоохранения и другие с опорой на органы территориального общественного самоуправления в тесном межсекторном взаимодействии в рамках формулы «государство-общество-бизнес».

По результатам проведенного социологического исследования можно сделать вывод о том, что основными мотивами являются: стремление реализовать определенную идею (64%), желание быть полезным обществу (54%), для 50% респондентов основным мотивом является самоутверждение в профессии. Повышение личного материального состояния является мотивом для 40% респондентов, это говорит о том, что данный мотив, хоть и не является приоритетным, все же является важным в структуре мотивационной сферы социального предпринимателя. Далее идут такие мотивы как: стремление изменить мир к лучшему (38%), самореализация (34%), стремление к самостоятельности и независимости (30%), достижение успеха в обществе (12%). Таким образом, мотивационная структура предпринимательской деятельности у социальных предпринимателей заметна «сдвинута» в сторону достижения социально полезных целей. Однако социальные предприниматели муниципалитета считают уровень существующей государственной поддержки недостаточным и выделяют ряд основных факторов и проблем, с которыми они сталкиваются (в основном, административные барьеры).

Традиция понимания и изучения предприятий социального назначения на стыке коммерческой и некоммерческой деятельности имеет в Европе более длинную историю, чем в России, Латинской Америке или США. Во-первых, она опирается на исторические традиции кооперативного движения и рабочих ассоциаций, уходящих корнями в организации самопомощи, создаваемые рабочими в 19 веке. Во-вторых, активную роль в поддержке социально-ориентированных предприятий здесь уже не первое десятилетие играет государство.

Развитие социального предпринимательства в области социального обслуживания граждан пожилого возраста и лиц с инвалидностью в г. Сыктывкаре обусловлено модернизацией социальной политики, в настоящее время, направленной на повышение качества предоставляемых услуг гражданам.

Таким образом, можно выработать ряд конкретных рекомендаций: создание Совета по социальным инновациям под руководством властей Республики Коми; разработка регионального законопроекта по вопросу поддержки развития социального предпринимательства; формирование корпуса экспертов, менторов, тренеров и преподавателей в сфере социального предпринимательства; создание регионального реестра социальных предпринимателей; проведение научных и социологических исследований в целях развития социального предпринимательства; активизация государственной поддержки и устранение административных барьеров.

 

Литература

Роль социального предпринимательства в формировании благополучия в регионе

Научный руководитель:

ст. преподаватель

_________ Н.А. Бутрим

“___” __________2016 г.

 

Исполнитель:

студентка 741 группы

_________Д.Л. Абукаева

“___” _________2016 г.

 

 

Сыктывкар 2016

Введение

За последние два десятилетия социально-экономическая система нашей страны подверглась серьезной трансформации, сформировав рыночную экономическую систему, успешность которой во многом определяется активностью предпринимательских структур. Но в стране существует ряд серьезных социальных проблем. К ним можно отнести безработицу, снижение благосостояния ряда сельских и лесных поселков, различные проблемы в здравоохранении и образовании, низкое качество жизни пенсионеров. «Эти проблемы еще не находят решения ни в частном, ни в государственном секторе»[1].

Так, в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин прямо связал улучшение качества оказываемых социальной сферой услуг с развитием реальной конкуренции: открытием бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса. А премьер-министр Дмитрий Медведев говорил на Гайдаровском форуме о необходимости сокращения избыточного присутствия государства в некоторых отраслях народного хозяйства: «По большому счету речь идет об определенном самоограничении власти в сфере социального обслуживания — там, где собственник по определению более эффективен и поэтому должен быть заинтересован в развитии своего бизнеса».

По данным Агентства стратегических инициатив, «на 2014 год социальным предпринимательством в России в той или иной форме занимается только около 1 % компаний»[2], для сравнения «в Европе этот показатель приближается к 25 %»[3]. Это говорит о необходимости увеличения доли частного капитала в социальной сфере России.

На сегодняшний день по Республике Коми нет официальной статистики по количеству социальных предприятий. В г. Сыктывкаре на данный момент насчитывается «285 индивидуальных предпринимателей и 149 юридических лиц, осуществляющих коммунальные, социальные и персональные услуги»[4].

Понятие социального предпринимательства многогранно и отражает широкий спектр задач и особенностей, присущих ему. Уже само название указывает на то, что приоритетом для этого вида бизнеса является не извлечение прибыли, а решение или смягчение существующих социальных проблем. Определяющее значение приобретают позитивность, устойчивость и измеримость достигнутых социальных результатов. Социальный предприниматель ставит перед собой задачу внесения положительных изменений в инфраструктуру общественной системы, имеющих долгосрочный эффект.

Впервые в России тему социального предпринимательства начал поднимать Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Фонд, основанный Вагитом Алекперовым в 2007 году, стал первой отечественной организацией, всецело специализирующейся на поддержке, развитии и продвижении социального предпринимательства в стране.

Фонд «Наше будущее» определяет социальное предпринимательство как «новаторскую деятельность, изначально направленную на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости»[5].

Критериями социального предпринимательства являются: «социальная миссия; предпринимательский подход; инновационность (новаторство в решении социальной проблемы, новая комбинация ресурсов, новая услуга для региона); тиражируемость; самоокупаемость и финансовая устойчивость»[6].

Сегодня над этой темой работают такие отечественные ученые и практики как: Кучина М.А., Бояркина С.И. изучают «понятийный анализ социального предпринимательства»[7]. Мухин А.В раскрывает «понятие социального предпринимательства, а также изучает его функции»[8]. Гришина Я.С. рассматривает вопросы «инновационно-правового регулирования поддержки социального предпринимательства в целях обеспечения социально-имущественных потребностей граждан»[9], в частности, анализируются правовые формы и средства государственной поддержки среднего и малого бизнеса. Лебедева И.С. изучает «теоретические подходы к пониманию сущности социального предпринимательства и практические аспекты данного феномена в условиях современного российского общества»[10], а также определяются основные технологии социального партнерства. Эксперт в области социального предпринимательства Зверева Н.И. изучает вопросы социального предпринимательства, «рассматривает социальное предпринимательство как источник финансово-экономической устойчивости российских негосударственных НКО»[11], также предлагает новый для отечественной науки взгляд на социальное предпринимательство «как не на экономический или социальный, а политический феномен»[12]. Жохова В.В. исследует «сущность и понятие социального предпринимательства в российской и международной практике»[13]. Восколович Н.А. показала «отличительные черты социального предпринимательства от традиционной коммерческой деятельности, благотворительности»[14]. Калугина Т.Г. анализирует «теоретические подходы к феномену социального предпринимательства»[15]. Юрина Е.А. изучает «развитие и функционирование института социального предпринимательства»[16]. Шматкова Е.М. рассматривает «феномен социального предпринимательства как дуалистическое явление, разъясняются такие понятия как, «бизнес», «гражданское общество», «социальное предпринимательство»; обосновывается дуализм социального предпринимательства – как части бизнеса и гражданского общества»[17]. Манахова И.В. рассматривает «социальное предпринимательство как экономическое явление, изучает его основные признаки и критерии деятельности»[18]. Макарова А.С. рассматривает «взаимодействие бизнеса, государства и социально незащищенных групп населения»[19]. В Республике Коми интерес ученых, занимающихся исследованием социального предпринимательства только появляется, что обуславливает потребность региона в научно-исследовательской проработке данной темы. Накопленный опыт реализации проектов в сфере социального предпринимательства требует осмысления, оценки проблем и перспектив развития этого явления в условиях Крайнего Севера на примере Республики Коми.

На 2015 год в Законодательстве РФ отсутствует отдельный общеправовой раздел о социальном предпринимательстве, нет достаточной законодательной базы, которая была бы в состоянии урегулировать все вопросы социального предпринимательства, упростить создание и снизить налоговое бремя для социальных предпринимателей. На федеральном и региональном уровнях в России отмечаются попытки поддержки социального предпринимательства, но в целом оно финансируется недостаточно и в очень узкой области, не охватывая всё многообразие этого явления; результативность этой деятельности так же является открытым вопросом.

Явление социального предпринимательства «возникает на стыке традиционного предпринимательства и благотворительной деятельности, аккумулируя их черты»[20]. От традиционного предпринимательства оно вбирает характер деятельности, нацеленный на извлечение прибыли, а от благотворительности – направленность на решение социальных проблем общества и благоприятные социальные изменения. Социальные предприятия – это коммерческие предприятия, которые, удовлетворяя общественные потребности, методически решают проблемы социально-незащищенных категорий граждан, получая при этом оптимальную прибыль. В то время, как некоммерческие организации и благотворительные фонды для решения проблем слабо защищенных категорий граждан используют привлеченные финансовые средства в виде грантов, пожертвований и государственной помощи.

Нужно отметить, что в настоящее время в Республике Коми социальное предпринимательство только начинает развиваться, число реально действующих социальных предприятий невелико, и зачастую они даже сами не воспринимают себя в таком качестве.

Объектом выпускной квалификационной работы является социальное предпринимательство.

Предметом выпускной квалификационной работы выступает социальное предпринимательство как инструмент развития регионального благополучия.

Цель выпускной квалификационной работы - влияние социального предпринимательства на формирование благополучия в регионе.

Задачи выпускной квалификационной работы:

1- проанализировать взаимосвязь благополучия в регионе и уровень развития социального предпринимательства

2- выявить приоритетные направления и проблемы развития социального предпринимательства в современных российских условиях

3- изучить основные меры государственной поддержки социального предпринимательства

4- проанализировать субъективные и объективные факторы, определяющих развитие социального предпринимательства

5- провести аналитический обзор инновационной практики социального предпринимательства в России и за рубежом

6- изучить масштабы и основные направления деятельности социального предпринимательства в Республике Коми

7- исследовать мотивацию к занятию социальным предпринимательством (анализ результатов исследования в г. Сыктывкаре)

8- показать развитие социального предпринимательства в области социального обслуживания людей пожилого возраста и людей с инвалидностью в г. Сыктывкаре

В соответствии с целью, задачами, объектом и предметом выпускной квалификационной работы для теоретического осмысления роли социального предпринимательства в формировании благополучия в регионе были использованы такие методы как: анализ нормативно-правовой, научной литературы, результатов социологических исследований отечественных и зарубежных авторов и собственного социологического исследования; синтез и обобщение выводов исследователей. В эмпирической части выпускной квалификационной работы для получения фактического материала был использован метод анкетирования действующих и потенциальных социальных предпринимателей г. Сыктывкара; математические методы (нахождение процентного соотношения, группировка, ранжирование ответов), графическое представление данных, сравнение результатов собственного социологического исследования с результатами предшествующих исследователей.

Основные положения выпускной квалификационной работы были отражены:

1. в статье «Развитие социального предпринимательства в Республике Коми»[21], которая представлена на Всероссийской научно-практической конференции «Наука, образование и духовность в контексте концепции устойчивого развития» 26.11.15 – 27.11.15 в г. Ухте;

2. в статье «Дорожная карта» общественной организации «Женщины города Сыктывкара» на 2016 – 2018 годы: прогноз развития»[22], которая представлена на первых женских чтениях «Женщина. Социальное развитие. Новые идеи» 19 декабря 2015 года в г. Сыктывкаре;

3. в статье «Территориальные особенности развития социального предпринимательства на примере г. Сыктывкара»[23], которая представлена на февральских чтениях на базе СГУ имени Питирима Сорокина в г. Сыктывкаре;

4. в статье «Проблемы становления социального предпринимательства в условиях Крайнего Севера: региональный аспект»[24], которая представлена на XX Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Социальные проблемы глазами молодых – 2016» 26-27 апреля 2016 годана базе СГУ имени Питирима Сорокина в г. Сыктывкаре.

Данная работа будет полезна для деятельности государственных органов при принятии решений по развитию социального предпринимательства, подготовке программных и методических документов, направленных на развитие социальной сферы. Научные результаты могут составить теоретико-методологический базис дальнейших научных исследований по данной проблематике, а также использоваться в учебном процессе. Также материалы выпускной квалификационной работы могут быть полезны специалистам учреждений социального обслуживания населения, предпринимателям, имеющим и планирующим заниматься социальным предпринимательством.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.