Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие социального предпринимательства в области социального обслуживания граждан пожилого возраста и лиц с инвалидностью в г. Сыктывкаре





Модернизация социальной политики, в настоящее время, направлена на повышение качества предоставляемых услуг гражданам. В федеральном и региональном законодательстве отражаются новые подходы к организации предоставления социальных услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания. Поэтому внедрение и развитие аутсорсинга в систему социального обслуживания является абсолютно новым способом оказания услуг в социальной сфере, которая ранее не применялась. Обуславливает его появление тот факт, что зачастую качество предоставления социальных услуг негосударственными организациями в несколько раз выше качества услуг, предоставляемых населению государственными учреждениями. Этот феномен можно объяснить стремлением коммерческих и некоммерческих организаций изначально оптимизировать свои расходы для нормального функционирования на рынке социальных услуг в условиях жесткой конкуренции.

На сегодняшний момент в Республике Коми единственным социальным предприятием, имеющим сертификат, подтверждающий, что предприятие осуществляет деятельность в области социального предпринимательства является ООО производственно-реабилитационное предприятие «Мастер» от Всероссийского общества слепых. Основной задачей ООО «Сыктывкарское ПРП "Мастер» является «социально-трудовая реабилитация инвалидов по зрению и инвалидов совместимых патологий, их качественное трудоустройство»[89]. Продукцией ООО «Сыктывкарское ПРП "Мастер» являются щётки всех разновидностей и назначений, вешалки (плечики) для одежды из древесины, массажные коврики для автомобилистов и на сиденье стула из древесины, лопаты для уборки снега, решётки на ванну и другие изделия. В настоящее время численность постоянно работающих сотрудников предприятия - 37 человек, из них 20 (54%) - инвалиды по зрению 1-2 групп и инвалиды по общему заболеванию. Невозможно реабилитацию инвалидов свести лишь к восстановлению трудоспособности и трудоустройству.



Интересен опыт реабилитационного центра помощи детям "Синяя птица", который открыт при Коми республиканской общественной организации родителей детей с особенностями развития «Особое детство». Центр оказывает психолого-педагогическую реабилитацию детям с инвалидностью. Обслуживает детей с тяжелыми заболеваниями, такими как: аутизм, неговорящие дети, дети с синдромом дауна, дети с умственной отсталостью, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, слабовидящие дети, дети с генетическими заболеваниями и т.д. На данный момент в центре 6 специалистов и 30 детей. В основном специалистами центра проводятся индивидуальные занятия с детьми. Ежедневно работает группа кратковременного пребывания, состоящая из семи человек.

Республика Коми находится в числе нескольких регионов, где ГЧП применяется в области социальной защиты и социального обслуживания. По сравнению с традиционными закупками, ГЧП проекты предоставляют частному сектору большую роль в проектировании, строительстве, финансировании и эксплуатации общественной инфраструктуры и предлагают уникальную бизнес-возможность, позволяя частным компаниям предоставлять широкий спектр услуг в социальном обслуживании граждан. Следует учитывать, что при ГЧП в сфере социального обслуживания частные компании не всегда занимаются эксплуатацией построенных учреждений, поэтому для них прибылью являются средства, полученные от сдачи построенного здания в долгосрочную аренду государству и (или) от выкупа здания органами государственной власти.

Наиболее реализованным и проработанным проектом является проект по строительству пансионата для проживания пожилых людей в посёлке Максаковка. В 2014 году Правительством Республики Коми совместно с частным партнером начата реализация инвестиционного проекта по созданию коммерческого пансионата для граждан пожилого возраста в поселке Максаковка, его реализация позволит увеличить мощность учреждений стационарного типа общего профиля на 50 коек. Инициатором и участниками проекта являются Министерство труда, занятости и социальной защиты населения и Агентство Республики Коми по управлению имуществом. Цель проекта: создание негосударственного учреждения для предоставления социальных, социально-медицинских услуг, а также услуг по постоянному и временному пребыванию граждан пожилого возраста и инвалидов в условиях стационарного учреждения повышенной комфортности. Срок реализации проекта составляет 6 лет: с 2013 до 2020 г. Источником финансирования служат внебюджетные средства и бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Республики Коми. Рекомендуемой формой ГЧП является приобретение объекта соглашения в собственность публичного партнера в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Коми и соглашением[90]. Общая стоимость проекта – 347,91 млн. руб.[91] Открытие пансионата с присутствием в тот момент действующего главы Республики Коми, заместителя председателя Государственного Совета Республики Коми и министра труда и социальной защиты Республики Коми (в настоящее время – министр труда, занятости и социальной защиты Республики Коми) состоялось 19 августа 2015 г.[92] Начало функционирования планировалось на II полугодие 2015 г., однако, по причинам ведения отделочных работ и иным причинам, оно было перенесено на II полугодие 2016 г. Несмотря на это, пансионат уже на данном этапе можно считать успешным оптом сотрудничества государства и бизнеса по обеспечению социального обслуживания населения.

Также запланировано расширение Тентюковского дома-интерната для престарелых и инвалидов (расширение на 90 мест; срок реализации - 2015-2022 г.; общая стоимость проекта – 782,619 млн. руб.). Инициатором проекта является Агентство инвестиционного развития Республики Коми, участниками – Агентство Республики Коми по управлению имуществом, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми. Целью реализации проекта является расширение сети стационарных учреждений социального обслуживания до уровня, соответствующего потребностям населения в постоянном уходе. На данный момент проекты находятся на прединвестиционной стадии, которая включает в себя поиск инвестора, знакомство с объектом, выбор формы ГЧП. Источниками финансирования проектов будут являться внебюджетные средства и бюджетные ассигнования республиканского бюджета Республики Коми[93]. Для этих проектов не определена форма ГЧП, но в число рекомендуемых форм входит предоставление публичным партнером частному партнеру находящихся в его собственности земельных участков, необходимых для осуществления частным партнером деятельности, предусмотренной соглашением; предоставление публичным партнером частному партнеру средств республиканского бюджета Республики Коми в целях полного или частичного возмещения затрат частного партнера, связанных с исполнением соглашения, и (или) возмещения недополученных доходов частного партнера в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, предусмотренных соглашением; приобретение объекта соглашения в собственность публичного партнера в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Коми и соглашением[94].

Также можно отметить опыт ООО «Социнвест», реализующего программу негосударственного социального обслуживания «Уход на дому». Целью программы является предоставление услуг на дому пожилым людям, нуждающимся в помощи по уходу или при выполнении повседневных бытовых действий. Программа осуществляет физическую, социальную и моральную поддержку и позволяет пожилым людям вести более независимый образ жизни. Также стоит отметить, что ООО «Социнвест» собирает документы для вступления в реестр поставщиков социальных услуг при Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.

Кроме того, КРОО «Еврейская национально-культурная автономия», деятельность которой «ориентирована на население Республики Коми, соответствующее критерию национальности и лиц, не являющихся евреями»[95], также планирует, в скором времени, вступление в реестр поставщиков социальных услуг при Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми. Программы организации нацелены на социальную поддержу граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, создание прочных связей с еврейской общиной, повышение качества жизни и развитие социально-культурных связей. Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг: социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия; социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга; социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности; срочные социальные услуги. С целью организации досуговой деятельности в общественной организации в рамках выпускной квалификационной работы был реализован социальный проект «Чтобы старость была в радость», на основе социального заказа от организации, цель которого заключалась в активизации культурно-познавательной деятельности пожилых людей еврейской общины.

Внимание стоит уделить и появляющимся социальным проектам в этой области, опубликованным в каталоге лучших социальных тиражируемых проектов Республики Коми. К ним относятся: 2 Агентства сиделок, оказывающих услуги сиделок на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в постоянном уходе и присмотре; проект «Компьютеру все возрасты покорны», который направлен на обучение пожилых людей компьютерной грамотности, с целью повышения социальной активности людей старшего возраста; проект «Культурно-познавательный досуг для маломобильных пожилых людей», целью которого является; проект «Санта Лючия», в рамках которого для пенсионеров разработана специальная программа по восстановлению и поддержанию тонуса жизни; проект калланетик-центра «Феникс», созданный специально для людей в возрасте, которые стремятся к самосовершенствованию по разработанной программе «Фитнес для пенсионеров».

Можно сделать вывод о том, что социальное предпринимательство в г. Сыктывкаре в области социального обслуживания граждан пожилого возраста и лиц с инвалидностью активно развивается. Об этом свидетельствуют как уже существующие социальные предприятия, так и появляющиеся социальные проекты в этой области.

 

Заключение

Социальное предпринимательство выступает как значимый фактор решения сложных региональных социальных проблем, развития инновационной региональной среды, как дополнительный стимул к развитию малого и среднего предпринимательства и как важный резервуар накопления социального капитала, способствующего развитию Республики Коми.

Фонд «Наше будущее» определяет следующие приоритетные направления социального предпринимательства в России: дошкольное образование (42%); оказание социально значимых услуг (16%); трудоустройство людей в сложной жизненной ситуации (15%); повышение качества и доступности медицинских услуг (8%); выпуск социально значимой продукции (7%); экология (4%); оказание гериатрических услуг населения (3%); развитие сельского хозяйства в регионах России (3%); сохранение и возрождение культурного и исторического наследия России (3%). Среди наиболее актуальных проблем, обозначенных социальными предпринимателями и экспертами в области социального предпринимательства, были названы: высокие ставки арендных платежей; высокий уровень налогообложения; проблема нехватки квалифицированных кадров; защита интеллектуальной собственности; дефицит финансовых ресурсов; недостаток информационной и консультационной поддержки социальным предпринимателям; популяризация социального предпринимательства; необходимость совершенствования институциональной среды в части развития инфраструктуры поддерживающих организаций СП; несовершенство нормативно-правовых документов в области социального предпринимательства.

На данном этапе развития социального предпринимательства целесообразно закрепить понятие социального предпринимательства путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство. Вернуться к вопросу об отдельном законе целесообразно, когда будет наработан опыт по государственному финансированию проектов социальных предпринимателей и иной поддержке, государственному регулированию сектора, а также отчетности предпринимателей.

Существуют различные объективные и субъективные факторы, влияющие на социальное предпринимательство, которые необходимо учитывать и изучать для более конструктивного принятия решений в данной области.

Социальное предпринимательство в регионе уже существует и является реальным инструментом развития, поскольку завязано на решении социально-значимых проблем территорий. Высокими темпами развиваются различные формы предпринимательской деятельности в сфере оказания социальных услуг для социально слабо защищенных категорий населения, в сфере культуры и народных ремесел, дошкольного и дополнительного образования, здравоохранения и другие с опорой на органы территориального общественного самоуправления в тесном межсекторном взаимодействии в рамках формулы «государство-общество-бизнес».

По результатам проведенного социологического исследования можно сделать вывод о том, что основными мотивами являются: стремление реализовать определенную идею (64%), желание быть полезным обществу (54%), для 50% респондентов основным мотивом является самоутверждение в профессии. Повышение личного материального состояния является мотивом для 40% респондентов, это говорит о том, что данный мотив, хоть и не является приоритетным, все же является важным в структуре мотивационной сферы социального предпринимателя. Далее идут такие мотивы как: стремление изменить мир к лучшему (38%), самореализация (34%), стремление к самостоятельности и независимости (30%), достижение успеха в обществе (12%). Таким образом, мотивационная структура предпринимательской деятельности у социальных предпринимателей заметна «сдвинута» в сторону достижения социально полезных целей. Однако социальные предприниматели муниципалитета считают уровень существующей государственной поддержки недостаточным и выделяют ряд основных факторов и проблем, с которыми они сталкиваются (в основном, административные барьеры).

Традиция понимания и изучения предприятий социального назначения на стыке коммерческой и некоммерческой деятельности имеет в Европе более длинную историю, чем в России, Латинской Америке или США. Во-первых, она опирается на исторические традиции кооперативного движения и рабочих ассоциаций, уходящих корнями в организации самопомощи, создаваемые рабочими в 19 веке. Во-вторых, активную роль в поддержке социально-ориентированных предприятий здесь уже не первое десятилетие играет государство.

Развитие социального предпринимательства в области социального обслуживания граждан пожилого возраста и лиц с инвалидностью в г. Сыктывкаре обусловлено модернизацией социальной политики, в настоящее время, направленной на повышение качества предоставляемых услуг гражданам.

Таким образом, можно выработать ряд конкретных рекомендаций: создание Совета по социальным инновациям под руководством властей Республики Коми; разработка регионального законопроекта по вопросу поддержки развития социального предпринимательства; формирование корпуса экспертов, менторов, тренеров и преподавателей в сфере социального предпринимательства; создание регионального реестра социальных предпринимателей; проведение научных и социологических исследований в целях развития социального предпринимательства; активизация государственной поддержки и устранение административных барьеров.

 

Литература







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.