Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава I. Внутреннее положение Англии второй половины XVI века.





Введение

В данной работе мы бы хотели рассмотреть следующую тему исторического исследования: «Внешняя политика Англии во второй половине XVI века». Одно из важных мест в истории занимают внешнеполитические отношения между странами и государствами. Безусловно, внешняя политика всегда оказывала существенное влияние на складывание и развитие исторических событий. Целью данной работы является осуществление всестороннего анализа основных идей внешней политики Англии во второй половине XVI века, в годы правления династии Тюдоров и изучение возможности использования материалов данной темы в средней школе. Хронологические рамки охватывают вторую половину XVI века, а именно: начало правления Марии Тюдор – 1553 год и конец правления младшей сестры – Елизаветы I Тюдор – 1603 год.

Для достижения поставленной цели необходимо поставить ряд следующих задач:

- Проанализировать внутреннее положение Англии второй половины XVI века и проследить его влияние на внешнюю политику страны;

- Охарактеризовать основные направления внешней политики Англии данного периода;

- Рассмотреть дипломатические отношения Англии, как одного из направлений внешней политики страны;

- Изучить возможности использования материалов темы в школьном курсе.

Объектом нашего исследования будет служить общество на стыке средних веков и раннего нового времени;

Предметом данного исследования будет служить внешняя политика Англии второй половины XVI века при правлении Марии и Елизаветы Тюдор;



Научно – теоретическая актуальность исследования состоит в том, что на данный момент, тема внешней политики Англии второй половины XVI века не достаточно изучена в школьном курсе, не смотря на то, что данный период является важным звеном в цепочке последовательных исторических событий;

Научно – практическая актуальность заключается в том, чтобы как можно больше использовать знания по данной теме при различных видах деятельности, в том числе и на занятиях в школе.

Для анализа данной темы исследования необходимо привлечение соответствующей источниковой базы.

На основе нее мы сможем более явно представить эпоху того времени и ознакомиться с деталями некоторых исторических событий, которых, в последствии, мы сможем задействовать при дальнейшем изучении нашей темы.

При изучении темы, были привлечены различные типы исторических источников.

Для начала, мы представим письменные источники, свидетельствующие о характере правления старшей из сестер, Марии Тюдор.

Источники по Контрреформации в Англии при Марии Тюдор.

1.) «Письмо послов императора в Англии — Марии Тюдор»

Тип: письменный

Вид: источник личного происхождения

Автор: послы императора Англии

Дата написания: 24 юиюля,1553г

Место написания: Лондон

Структура: сплошной текст

Язык: английский

Информативность: внешняя политика, религия, внутренняя политика, структура управления. В документе послы Англии заверяют Марию Тюдор о том, что бы она пока не издавала соответствующий закон о религии.

Достоверность: средняя, так как является источником личного характера, но имеет подтверждение в других источниках.

2.) «Копия королевской прокламации о высылке из королевства проповедников и иностранцев»

Тип: письменный

Вид: государственный документ

Место: Лондон

Автор: неизвестен 543

Дата: март 1554 г

Язык: английский

Структура: сплошной текст

Информативность: прокламация свидетельствует о том, что все иностранцы, не являющиеся подданными королевы или купцами, должны покинуть ее королевство в течение 24 дней со дня издания этой прокламации.

Достоверность: средняя

3.) «Акт об отмене всех статутов, статей и постановлений»

Тип: письменный

Вид: законодательный акт

Место: Англия

Автор: неизвестен

Дата написания: 3 января 1555г

Структура: состоит из 9 глав

Информативность: Указанный акт, содержащий клятву против супрематии и другие клятвы, принятые по этому поводу, с нынешнего времени отменяются и объявляются не имеющими силы. Так же свидетельствует об отмене всех статутов, статей и постановлений, сделанных против римской апостольской церкви начиная с 22 года правления короля Генриха VIII, а также о подтверждении владельческих и наследственных прав светских лиц на все духовные и церковные владения.

Достоверность: высокая, так как является государственным актом

4.) «Речь королевы Марии, произнесенная перед Советом по поводу возвращения церковных земель»

Тип: письменный

Вид: Источник личного происхождения

Место: Англия

Дата: 28 марта 1555 г.

Автор: Мария Тюдор

Структура: сплошной текст

Информативность: «Я считаю, что указанные земли были отобраны у церквей во времена схизмы и беззаконным образом, что противно божественному закону и закону церкви, поэтому моя совесть не позволяет мне удерживать их. И по этой причине я здесь решительно отказываюсь претендовать на эти земли или сохранять их за собой..», повествует Мария в своей речи. Мария отказывается от владения землями. Присутствует внутренняя политика, управление государством, экономика, характеристика оценки правления королевы Марии.

Достоверность: средняя, так как не является законодательным актом, но подкрепляется другими источниками.

Еще одну группу источников, характеризующих Марию Тюдор, составляют произведения изобразительного искусства.

Портреты Марии Тюдор занимают обширную базу источников изобразительного характера.

Портрет Марии Тюдор.

Автор: Антонис Мор (Моро) ван Дасхорст.

Антонис Мор ван Дасхорст (1519- 1577гг) - нидерландский портретист XVI века, работал при дворах Испании, Италии и Англии. В историю европейского искусства мастер вошел как создатель нового типа парадного аристократического портрета, получившего широкое распространение.

Дата: 1554г

Материал: Холст, масло.

«Портрет Марии Тюдор» - самое знаменитое произведение мастера, считающееся шедевром портретной живописи. Королева Англии изображена сидящей в кресле, обитом роскошным красным бархатом. Ее поза статична, что придает картине церемониальную торжественность. Художник беспристрастно запечатлел внешний облик уже не молодой модели, стараясь выявить характер правительницы. В правой руке Мария Тюдор держит красную розу - геральдический знак своей семьи, в левой - перчатки, украшенные драгоценными камнями. Скупой колорит, точная проработка украшений, напряженная поза королевы передают невероятную твердость, силу и властность ее характера.

Еще один портрет написан автором: Гансом Эвортом.

Ганс Эворт – южнонидерландский живописец, в последствие ведущий придворный художник Англии.

Дата создания: 1554 г.

Материал: Холст, масло.

Описание: Портрет выполнен в национальном английском стиле, свойственном тому времени. На этом портрете изображена Мария в возрасте 38 лет. Уже немолодая королева изображена угрюмой, чопорной и строгой. Автор не стремится приукрасить внешность королевы, он изображает ее такой, какая она есть – далеко не красавицей, обремененной жизненными заботами и трудностями.

Самым ранним портретом из написанных портретов Марии является портрет мастера Джона.

Дата: 1544г

Автор: мастер Джон

Материал: Холст, масло

Описание: на портрете изображена еще совсем молодая Мария, в возрасте 28 лет.

Художник изобразил ее грустной, подавленной. Невыразительные глаза,

блеклые черты лица выражают признаки душевных страданий. Пенри Уильямс писал, что Мария Эворта и Мора — «хмурая и подавленная, лишённая искры образа Божия» и королевского величия. В отличие от Марии Стюарт Мария Тюдор красотой не отличалась даже в молодости, естественно возраст не украсил её.

Далее, мы рассмотрим группу источников, посвященных второй сестре из династии Тюдоров – Елизавете.

Имеется обширная база источников, как по внутренней, так и по внешней политике королевы. В нашей работе нам важно рассмотреть источники, как внешнеполитические, так и внутриполитические, так как внутренняя политика в государстве безусловно влияет на его внешнеполитические действия.

Источники по внутренней политике Елизаветы:

1.) «О религии»

Тип: письменный

Вид: государственный документ

Дата: 1559 г.

Язык: английский

Автор: Елизавета 1 Тюдор – королева Англии и Ирландии, последняя из династии Тюдоров

Место: Англия

Цель: ответ английским епископам, которые хотели продолжить прокатолическую политику Марии

Структура: сплошной текст

Информативность: религия, внутренняя политика государства, внешняя политика, структура государства, взаимоотношение народа и власти;

Достоверность: высокая, так как является государственным документом

2.) «Прощальная» Золотая речь Елизаветы 1

«Золотые слова» воспроизводились снова и снова вплоть до 18 века, когда Англия оказывалась в опасности, и вошли в историю, как Золотая Речь Королевы Елизаветы.

Тип: письменный

Вид: актовый материал

Автор: Елизавета 1

Дата: 1601г

Язык: английский

Структура: сплошной текст

Место: Англия

Информативность: внешняя и внутренняя политика страны, характер государственного управления Англии, права и свободы граждан, характеристика личности королевы Елизаветы и ее государственного управления, религия.

«Быть королем и носить корону – вещь более славная для тех, кто видит это, чем приятная для тех, кто носит ее. Что касается меня, я никогда не была настолько соблазнена славным именем Короля или королевской властью Королевы, но восхищена тем, что Бог сделал меня инструментом утверждения его правды и славы и защиты его королевства, как я сказала, от опасности, бесчестья, тирании и угнетения».

Достоверность: средняя, так как сохранилось несколько версий речи королевы, имеются так же сведения об исправлении текста королевой Елизаветой.

Исторические источники по внешней политике Елизаветы Тюдор:

3.) «Ответ на предложение Эрика Шведского»

Тип: письменный

Вид: источники личного происхождения (эпистолярный источник)

Место: Англия, дворец в Вестминстере

Автор: Елизавета .

Язык: английский

Дата написания: 25 февраля,1560 г.

Цель: отказ Елизаветы 1 на предложение короля Швеции Эрика

Структура: сплошной текст.

Информативность: внешняя политика, внутренняя политика, взаимоотношения между монархами Англии и Швеции, структура управления государством, экономика стран.

Достоверность: средняя, является перепиской личного характера, но имеет подтверждение в других источниках

4.) «Письмо Генриху IV»

Тип: письменный

Вид: источник личного происхождения (эпистолярный)

Автор: Елизавета 1

Дата написания: неизвестна

Цель написания: оценка испанской политики Елизаветой Английской и предложение своей помощи Генриху IV.

Язык: английский

Структура: сплошной текст

Место: Англия

Информативность: внешняя политика, войны, характер правления государя Филиппа II, религия, экономика стран.

Достоверность: средняя, с одной стороны прослеживается субъективизм, с другой стороны подтверждается в других источниках.

5.) «Послание Ивана Грозного Английской королеве Елизавете I»

Тип: письменный

Вид: источник личного происхождения (эпистолярный источник)

Автор: царь и великий князь Иван Васильевич

Дата написания: 24 октября, 1570 г.

Язык: английский

Структура: сплошной текст

Контент – анализ: торговые дела, купцы, государь, доверие, посланник

Цель написания: разъяснить с новой королевой Англии сложившуюся торговую обстановку.

Информативность: внешняя политика, экономика, взаимоотношения между государями, дипломатия, характер правления государей.

Достоверность: средняя, является перепиской личного характера, но имеет подтверждение в других источниках

6.) «Мустафа Бей – королеве Елизавете»

Тип: письменный

Вид: источник личного происхождения (эпистолярный источник)

Автор: приближенный султана Мурада III – Мустафа - Бей

Дата написания: 20 марта, 1579 г.

Язык: английский

Структура: сплошной текст.

Контент – анализ: союз, религия, господин, согласие.

Цель написания: заключение союза между Англией и Османской империей.

Информативность: внешняя политика, экономика, взаимоотношения между государями, дипломатия.

Достоверность: средняя.

При работе с источниками необходимо выбрать методы исторического исследования. Согласно И.Д. Коваленко, к числу основных общеисторических методов научного исследования относятся: историко – сравнительный, историко – генетический, историко – типологический и историко – системный. При использовании того или иного общеисторического метода применяются и другие общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, описание, измерение, объяснение [c183].

В нашей работе необходимо будет использовать историко – генетический метод, историко – сравнительный метод, историко–типологический метод.

Историко–генетический метод последовательно раскрывает функции и изменения изучаемой реальности. Данный метод позволяет показать причинно – следственные связи и закономерности исторического развития. [с 184] В рамках этого метода, те или иные события внешней политики Англии данного периода рассматриваются в процессе своего становления и изменения.

Историко–сравнительный метод дает возможность вскрывать сущность изучаемых явлений и по сходству и по различию присущих им свойств, а так же проводить сравнение в пространстве и времени[с 189] В процессе использования этого метода открывается возможность для объяснения рассматриваемых фактов, раскрытия сущности для изучаемых явлений. Данный метод мы можем применить при сравнении различных источников по нашей теме.

Историко–типологический метод имеет своей целью упорядочение совокупности объектов или явлений на качественно определенные типы, на основе присущих им общих существенных признаков [с 191]. Согласно этому методу, мы можем выделить следующие типы внешнеполитических связей, таких как: дипломатия и войны.

Н. И. Смоленский выделяет метод терминологического анализа. Данный метод тоже необходим в работе с историческими источниками, хотя и является второстепенным методом. Согласно этому методу, слово – ключ к понимаю события[c243]. Терминологический анализ имеет особое значение при использовании различных категорий античных и средневековых источников. От того или иного истолкования терминов зависит много принципиальных конкретно – исторических проблем [с 244]. При работе с историческим источником, мы можем воспользоваться данным методом при истолковании термина. Например, при разборе источника по англо-испанским взаимоотношениям, мы можем столкнуться с таким термином, как «Каперы». Чтобы понять значение этого термина, нам и следует обратиться к методу терминологического анализа.

Интересен метод контент – анализа. Благодаря этому методу, мы можем выяснить ключевые термины, используемые в нашем исследовании и на основании этого, сделать соответствующие выводы.

Необходимостью, в работе над исследованием, является выявление обзора историографии по интересующей нас теме.

В первую очередь, назовем некоторых западноевропейских историографов, интересовавшихся внутренней и внешней политикой Англии данного периода.

Характеру правления Марии Тюдор посвящены такие работы, как «Мария Кровавая», Эриксона Кэролли и «Царствование Марии Тюдор: политика, правительство и религия» - Д.М. Лоудза.

Автором политической биографии Елизаветы Тюдор - «Елизавета Английская» является Кристофер Хейг. В отличие от других монографий по данной теме, Хейг в своей работе дает анализ опыта политической власти Елизаветы. Последние исторические исследования о влиянии католицизма и аресте рьяных протестантов, о роли аристократии, о махинациях политиков в Совете, суде и парламенте – изменили тот угол зрения, под которым рассматривалась Елизавета[с 2].

Примечательной является работа Кэролли Эриксон «Елизавета I». Интересна эта историко–биографическая работа тем, что повествование событий ведется от первого лица – самой наследницы трона.

По анализу внешней торговли Англии есть несколько библиографических обзоров К. Дж. Круикшенка и Дж. Р. Элтона. Они рассматривают военно–морскую и административно–конституционную историю страны данного периода.

Историк А.Л. Мортон в работе «История Англии», делает выводы о том, что распространение пиратства в XVI веке было связано с кризисом феодальных отношений в стране.

Переходя к отечественной историографии, мы не можем не отметить работы В.В.Штокмар, которая достаточно подробно рассматривает внешнюю политику Англии второй половины XVI века в своей работе «История Англии в средние века». Ранее, в работе «Очерки по истории Англии XVI века», Валентина Владимировна Штокмар дает анализ внешнеполитическим отношениям, рассматривая феномен «каперства» с позиций экономической нестабильности в стране. И прослеживает тесную взаимосвязь политики Елизаветы с английским пиратством.

Историк Ю.Е.Ивонин уделяет особое внимание англо–испанским отношениям. В своей работе, он прослеживает формирование англо–испанских отношений при Генрихе VII до правления Елизаветы I. В отличие от других историков, Ивонин представляет в своей работе связанную историю тюдоровской политики, а не анализ отдельных направлений истории страны.

Углубляясь во внешнеполитические отношения Англии с Ирландией второй половины XVI века, необходимо выделить две основных работы, которые в полной мере дают нам представления о характере взаимоотношений данных стран. Это исследование Ю.М. Сапрыкина «Английская колонизация Ирландии XVI века» и работа Т.С. Осиповой «Освободительная борьба ирландского народа против английской колонизации». Эти работы основаны на детальном изучении английских источников и представляют собой связанную картину англо – ирландских отношений XVI - XVII вв.

Что же касается политических биографий, необходимо отметить работу О.Дмитриевой «Елизавета Тюдор». В этой работе детально описывается характер правления королевы, ее взаимоотношения с народом, поданными и достаточно глубоко рассматривается внешняя политика Англии. Кроме того, в работе имеются источники изобразительного характера, что, безусловно, является плюсом.

В работе О.А. Руденко «Контрреформация при Марии Тюдор», автор, помимо характеристики внутренней политики Марии и рассмотрения религиозных вопросов, касается и англо - испанских отношений.

В хрестоматии С.Д. Сказкина «История средних веков» имеется большой объем источников, характеризующих внешнюю политику Англии второй половины XVI века. Автор дает оценку испанской политики Елизаветы и представляет информацию о переписке Елизаветы с Иваном Грозным, что является немало важным при работе над нашим исследованием.

Г.И. Цыпурина в своей работе «Английская дипломатия в османской империи во второй половине XVI века» рассматривает торговые отношения Англии и Османской империи, подкрепляя информацию обширным количеством источников по данному периоду.

Таким образом, историография по внешней политике Англии второй половины XVI века представляется обширной. Достаточно подробно уделяется внимание всем аспектам, рассматриваемым в нашем исследовании. Кроме того, имеется обширная источниковая база.

Но тот факт, что данной теме уделяется недостаточное внимание в школьном курсе средней школы наталкивает нас на более детальное рассмотрение темы, ее анализа и выявления определенных особенностей данного периода. Таким образом, данное исследование является актуальным.

Война с Испанией

Одним из важных направлений внешней политики Англии являются англо – испанские отношения.

Елизавета никогда не симпатизировала католической Испании. Но и вступать в военные действия с соперниками тоже не хотела. Масло в огонь подливали постоянные набеги на испанские корабли английских пиратов. И, чтобы положить этому конец, Филипп II начал подготовку вторжения в ненавистную Англию.

Расчет испанского короля на противоречия внутри Англии не оправдался. Самые различные слои населения сплотились вокруг своей королевы, когда речь зашла о защите страны.

Однако недостаток в деньгах привел к тому, что английский флот был плохо снабжен провиантом и оружием, а из-за плохой организации снабжения отряды моряков, солдат и добровольцев нередко голодали и, не получая жалованья, были близки к мятежу[с 173].

Не смотря на это, англичане продумали маневр и, заманив, испанский корабль, который испанцы называли «Армадой», незаметно атаковали. На следующий день началось морское сражение, в результате него «Непобедимая Армада» пострадала. Погода была на стороне англичан и, в довершении всего, начался сильный шторм. В результате чего, испанцы были застигнуты бурей в открытом море и потерпели поражение.

Валентина Штокмар вначале описывает численное превосходство испанских кораблей и снаряжения: «Счастливейшая и непобедимая Армада», как ее называли в Испании, состояла из 134 кораблей с командой в 8766 моряков и 2088 галерных рабов. Помимо этого, на кораблях находились 21855 солдат. К этим военным силам должны были присоединиться еще 17 тыс. солдат из состава испанских войск, находившихся тогда в Нидерландах. На кораблях ехали также 300 монахов, священников и инквизиторов, которые сразу же после вторжения должны были приступить к обращению англичан в католическую веру» [с 173].

Далее, Штокмар подмечает тот факт, что в последствии англичане имели уже 140 судов, что превышало количество судов испанской флотилии. Описывая причины поражения испанцев, Валентина Владимировна Штокмар ссылается на три факта: 1. Численное превосходство английского флота; 2. Высокое качество английской артиллерии; 3. Прекрасную ориентацию английских моряков в проливе Ла- Манш.

Существуют источники, описывающее само сражение и гибель Армады, а так же поведение королевы перед битвой: «Сообщение о гибели Великой Армады», полученное 19 ноября 1588года и «Речь войскам в Тилбери», в которой Елизавета подбадривает артиллерию перед морским сражением.

Гибель Армады произвела сильное впечатление и на врагов Англии. Узнав о печальной одиссее своего флота, Филипп II затворился в Эскориале, не промолвив ни слова. Господь отвернулся от него, даровав победу еретикам. Было очевидно, что он гневается и наказывает Испанию, испытывая ее в вере. И страна погрузилась в молитвы и траур[с 162 дмитр].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что разгром Армады стал поворотным пунктом в истории англо–испанских отношений, а так же существенным образом изменил соотношение сил на политической арене. Англия становится владычицей морей, а королева - новой «хозяйкой океанов».

Заключение

Проанализировав внутреннее положение Англии и проследив его влияние на внешнюю политику страны во время правления Марии и Елизаветы Тюдор, мы можем прийти к выводу, что огромное, негативное влияние на страну оказала католическая политика Марии Тюдор, сопровождавшаяся секуляризацией земель, а так же курс на сближение отношений с Испанией. В корне отличающаяся политика Елизаветы послужила примером для дальнейшего развития государства.

Политика, проводимая Елизаветой Тюдор в стране стала предпосылкой к блестящим действиям во внешней политике Англии. С помощью построения торговых отношений, государство укрепилось в экономической сфере, закрепила свои позиции на море, добившись признания владычицы морей. Этому способствовали военные действия с Испанским государством, окончившиеся для Англии положительно. Кроме того, Англия расширила свои владения за счет колонизационной политики и географических открытий.

Немаловажную роль сыграли и дипломатические отношения с Османским государством и Россией.

Из маленького, островного государства, Англия превратилась в великую морскую державу, оказывавшего огромное значение на политику других стран.

Переходя к четвертой, педагогической главе, необходимо отметить важность каждого внутриполитического и внешнеполитического события, ставшего определенным звеном в исторической цепочке. Поэтому мы и хотим донести всю важность каждого из исторических составляющих до учащихся средней школы, изучив и проанализировав внешнеполитические события более подробно.

Проанализировав нормативно – правовой аспект, мы можем сделать вывод о том, что в современном УМК недостаточно уделено место нашей теме: «Внешняя политика Англии во второй половине XVI века». Теоретический и практический материал имеет место быть, но в довольно малом размере. Данную тему нужно изучать более подробно. Для этого нам могут помочь материалы ВКР и различные исторические источники: «Гибель Великой Армады», «Речь Елизаветы I войскам в Тилбери», «Переписка Елизаветы с Иваном Грозным». Учитель может опираться на данные материалы и использовать их при работе над данной темой. Безусловно, это послужит более эффективным способом подачи и донесения новой информации и закрепления старой. Как мы уже убедились, внеклассная работа так же необходима при работе над историческим материалом. Она является важной составляющей в учебном процессе.

Изучив и проанализировав нормативно-правовую базу, мы можем прийти к выводу о том, что необходимость изучения мировой истории имеет важное место в историческом курсе. Она являет собой целостную картину всего мира и позволяет изучить историю не только своей страны, но и всего мира в целом. Это дает возможность учащимся более четко осознавать историю, связывая и противопоставляя между собой факты и события в разных точках земного шара. Достаточно четко мы можем проследить и межпредметные связи, это позволяет облегчить понимание тем и насытить учебный процесс разнообразной информацией. Межпредметные связи достаточно четко прослеживаются во внеклассной работе учителя, тем самым оказывая положительный эффект на донесение информации.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать то, что использование материалов данной ВКР позволит учителю в полной мере задействовать исторический материал и сделать уроки истории более интересными и познавательными, данные материалы будут являться эффективным средством использования и донесения информации, как в урочной, так и в неурочной школьной работе.

 

 

Список используемой литературы

Источники:

1. «Письмо послов императора в Англии — Марии Тюдор» http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/XVI/1540-1560/Kontreformac/text1.phtml?id=11215

2.«Копия королевской прокламации о высылке из королевства проповедников и иностранцев» http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/XVI/1540-1560/Kontreformac/text1.phtml?id=11215

3.«Акт об отмене всех статутов, статей и постановлений» http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/XVI/1540-1560/Kontreformac/text1.phtml?id=11215

4. «Речь королевы Марии, произнесенная перед Советом по поводу возвращения церковных земель» http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/XVI/1540-1560/Kontreformac/text1.phtml?id=11215

5. «О религии» http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/XVI/1540-1560/Elisabet/rede1559_religion.phtml?id=4831

6. «Прощальная Золотая речь Елизаветы 1» http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/XVII/1600-1620/Elisabet/Gold_rede.phtml?id=4839

7.«Ответ на предложение Эрика Шведского» http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/XVI/1560-1580/Elisabet/Erik.phtml?id=4833

8.«Письмо Генриху IV» http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/XVI/Elisabet/brief_GenrichIV.phtml?id=4837

9.«Послание Ивана Грозного Английской королеве Елизавете I» http://old-ru.ru/07-30.html

10.«Мустафа Бей – королеве Елизавете» http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XVI/1560-1580/Angl_dipl_turc/text1.htm

11. Переписка Ивана Грозного и Елизаветы I// [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B8_%D0%95%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B_I

12. ГИБЕЛЬ “ВЕЛИКОЙ АРМАДЫ” http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/XVI/1580-1600/Armada/text.phtml?id=4841

13. Сайт: «Восточная литература» РЕЧЬ ЕЛИЗАВЕТЫ I ВОЙСКАМ В ТИЛБЁРИ http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/XVI/1580-1600/Elisabet/rede_tilbery.phtml?id=4838

14. Отрывок из хроник английского историка В Камдена( 1551-1623): Гибель "Непобедимой армады" http://latin-history.limarevvn.ru/n-a.htm

15. Портрет Марии Тюдор, художника Антониса Мора (Моро) ван Дасхорста, 1554г;

16. Портрет Марии Тюдор, художника Ганса Эворта, 1554г;

17. Ранний портрет Марии Тюдор, художника мастера Джона;

Исследовательская литература:

1.Кристофер Хейг «Елизавета Английская», - Феникс, 1997 г. – 244с.

2.Энтони, Э. Елизавета I / Э. Энтони. - Москва: АСТ, 2003. - 297 с.

4. Кэролли Эриксон «Мария Кровавая». – 325с.

5. Королева Англии Елизавета I // Московский Кремль: выставки за рубежом: [сайт]. URL:http://old.kreml.ru/ru/exhibition/International/?from_4=7&id_4=77

6. "Золотой век" английского двора: от Генриха VIII до Карла I // Московский Кремль: выставки за рубежом: [сайт]. URL: http://old.kreml.ru/ru/exhibition/International/?from_4=7&id_4=77

7. Дмитриева О.В. Елизавета Тюдор / Ольга Дмитриева. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2012. – 308[12] с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: сер.биогр; вып.1380)

8. Маркова, С.В. Англия эпохи средневековья и раннего нового времени / С.В. Маркова. - Минск: КДУ, 2007. - 405 с.

9. Т.С.Осипова. Освободительная борьба ирландского народа против английской колонизации (вторая половина XVI – начало XVII в.). М. – 1962. – 208с.

10. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. М.: Прогресс, 1992. – 400с. – с.146

11. Руденко О.А. Англо-испанский союз 154 г. и его крах. // Автореф.дис.канд.ист.наук. М., – 1984. – 23с.

12. Цыпурина Г.И. Английская дипломатия в Османской империи во второй половине XVI в. // Англия в эпоху абсолютизма (статьи и источники). – М.: Изд-во Моск.,ун-та, 1984, 200 с.

13. Штокмар В.В. История Англии в средние века. – СПб. Алетейя. 2005. – 203 с.: ил. – (PaxBritannica)

14. Штокмар В. В. Экономическая политика английского абсолютизма в эпоху его расцвета. Л., 1962. – 157с.

15. Англия в эпоху абсолютизма (статьи и источники). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984, 200 с. – 71c.

16. Цыпурина Г.И. Некоторые направления борьбы Англии за торговые пути и рынки сбыта во второй половине XVI в. // Научные труды МПГУ. Сер.: Социально-исторические и гуманитарные науки. Сб. ст. М., 2007. С. 143 – 150.

17. С. Д. Сказкин «Средние века. Сборник», - Издательство Академии наук СССР. М. – 1961г. – 369 с.

18. О.М. Медушевская «Источниковедение: Теория, история, метод». М., 1996.- 78 с.

 

Учебно – методическая литература:

1. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе; - М.: Владос, 2000. — 240 с.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе.- М.: Владос, 2008. – 116с.

3.Цветкова О.Н. Формирование толерантного сознания учащихся в процессе изучения курсов истории и обществознания и внеурочной деятельности // Преподавание истории в школе. 2013 № 7. С. 35-37

4.Савинова Н. А. Пути установления межпредметных связей истории и обществознания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена . 2011 № 132. С. 300-304.

5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета: [сайт]. URL:http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

6. Федеральный государственный стандарт основного общего образования http://www.edu.ru/db/portal/obschee/

7. Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории от 19 мая 2014 г. – 83 с

8. Коваль Т.В. Дидактические материалы по истории.- М., - 2009. – 134с.

9. «7 класс Всеобщая история. История Нового времени 1500-1800», авторы: А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина, изд. «Просвещение», - 340с, 2011.

10. Учебник Дмитриева О.В. «Всеобщая история. История Нового времени конец XV – XVIII век». 7 класс – Москва, «Русское слово» - 2007- 320 с.

11. «Всеобщая история. История Нового времени». 7 класс, авторы: В.А. Ведюшкин, С.Н. Бурин. – 246с; - Дрофа. Москва; 2013

14. Статья: «Исторический театр в школе как средство социализации ребенка», автор: Абсалямова Марина Шайнуровна; Источник: http://si-sv.com/publ/6-1-0-270

12. Ю.М. Сапрыкин «Народные движения в Англии и Ирландии в XVI веке». – издательство Московского университета, - 1963г. – 74с.

13. Документальный фильм "Гибель Великой Армады, 1588 / The Spanish Armada 1588",1995г. http://doc-planet.net/news/gibel_velikoj_armady_1588/2015-06-12-736

14. Смоленский Н.И. Теория и методология истории : учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / Н. И. Смоленский. — 2-е изд., стер. —М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 272 с.

15. И. Д. Ковальченко Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко; Отделение историко-филологических наук. 2-е изд., доп. - М.: Наука, 2003. - 486 с.: ил. - І8ВК 5-02-008893-5 (в пер.).- 488с.

 

 

Приложение 1.

План – конспект урока по истории

Тема: «Британия – владычица морей»

Целевая аудитория: 7 класс

Продолжительность урока: 45 мин

Цели:

Образовательные: познакомиться с личностью королевы Елизаветы Тюдор и ее деятельностью; проследить становление Англии, как державы на мировой арене; познакомиться с основными событиями внешней политики второй половины 16 века; разобрать основные понятия и даты данной темы.

Развивающие: научить школьников пользоваться материалом учебника, строить причинно - следственные связи, формировать свою точку зрения и систематизировать материал.

Воспитательные: воспитать любовь к истории и сформировать толерантное отношение к нравственным ценностям, к другим народам.

Тип урока: Комбинированный

Межпредметные связи: История - география, исторя – обществознание, история - русский язык

Оборудование: Доска, мел, учебник, мультимедийный проектор, учебное пособие: Дмитриева О.В. «Всеобщая история. История Нового времени конец XV – XVIII век». 7 класс – Москва, «Русское слово» - 2007- 320 с., атлас.

Понятия, изучаемые на уроке: Непобедимая Армада, флот, колонии, патенты, галеоны.


 

 

Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учеников
Орг.момент   Проверка домашнего задания     Изучение нового материала   Закрепление пройденного материала     Актуализация знаний     Домашнее задание 8.00-8.03     8.03 -8.12   8.12- 8.30   8.30-8.38     8.38-8.42   8.42-8.45 Приветствие учащихся, проверка отсутствующих. На доске учитель пишет тему урока.     Опрос домашнего задания параграф 15 «Англия при Тюдорах» п. «Королевская реформация»     Изучение нового материала: 1.Биография Елизаветы I.(презентация) 2. Основные внешнеполитические события в данный период( кратко освещает) 3. Ход событий войны Испании с Англией( на доске) Записываем основные понятия: Непобедимая Армада, флот, колонии, патенты, галеоны. Чтение пунктов «Англия против Испании: столкновение в Антлантике», «Кругосветный рейд английского дракона» и « Победа над Великой Армадой» Анализируем прочитанное и отвечаем на вопросы: Какие внешнеполитические события произошли во время правления Марии Тюдор? Из-за чего развязались военные отношения между Испанией и Англией? Кто такой Френсис Дрейк? Что он сделал? Назовите итоги войны. Дается задание: по карте проследить военный маршрут Дрейка.   Повторяем, что сегодня было пройдено на уроке   § 16 п. 1-4 пересказ, записи наизусть, доклады: личность Френсиса Дрейка, личность Хоукинса, Ховарда. Приветствуют учителя, записывают в тетради тему урока   Рассказывают 2 ученика     Записывают в тетрадь основные факты Переписывают ход событий в тетрадь Переписывают понятия в тетрадь Читают вслух пункты Школьники отвечают на вопросы и анализируют ход военных действий   Открывают атласы и выполняют задание по карте   Ученики отвечают, с какими событиями и историческими деятелями они сегодня познакомились Записывают домашнее задание в дневник

 

Приложение

Внеклассное мероприятие.

Сценарий исторической постановки: «Гибель Непобедимой Армады».

Цели: Сформировать у учащихся интерес к предмету

Задачи: - Познакомить учащихся с основными событиями изучаемой темы;

- Углубить знания учеников по данной теме;

- Погрузить в военные действия Англии середины 16 века;

- Расширить общий кругозор учащихся







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.