Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Виды претензий к железной дороге





Упаковка

Отправляемые грузы должны быть надлежащим образом упакованы грузоотправителями в соответствии с действующими стандартами, чтобы обеспечить как сохранность грузов, так и безопасность движения при осуществлении перевозки. Это немаловажная деталь, так в случае неправильной, небрежной упаковки предъявление претензий впоследствии может быть затруднительным.

Подача вагонов под погрузку

Перевозчик уведомляет отправителя о времени подачи вагонов под погрузку не менее чем за два часа. Следует иметь в виду, что за простой вагонов не по вине железной дороги грузоотправитель будет обязан уплатить штраф. Перевозчик несет ответственность за пригодность поданных вагонов в техническом отношении. Его ответственность за пригодность и погрузку вагонов в коммерческом отношении определяется договором между перевозчиком и отправителем. За состояние и погрузку контейнеров по общему правилу отвечает отправитель.

Зачастую причиной недостачи или порчи грузов служит неправильная погрузка, закрепление груза в вагоне либо наличие в вагоне посторонних предметов, например торчащих гвоздей либо штырей. В таком случае при перевозке, скажем, сыпучего груза в мешках очень высока возможность повреждения мешков, что может привести к возникновению недостач при приемке товара получателем.

Приемка товара

По прибытии груза на станцию назначения в железнодорожной накладной ставится штемпель данной станции с датой получения груза. Этим удостоверяется надлежащее или ненадлежащее выполнение перевозчиком обязанности по доставке груза в срок. При ненадлежащем выполнении перевозчиком его обязанностей составляется коммерческий акт.

Кроме коммерческого акта часто составляется акт общей формы, который служит для подтверждения таких фактов, как:

утрата перевозочных документов;

задержка вагонов на различных этапах перевозки;

подача под погрузку неочищенных вагонов, цистерн и т. п.;

отсутствие ЗПУ на вагоне, контейнере;

обнаружение в пути следования неисправности вагонов и т. д.

Правила составления описанных и иных, используемых РЖД, актов четко регламентированы и утверждены Приказом МПС России № 45 от 18 июня 2003 г.

документ: Коммерческий акт

Этот документ необходимо составлять для удостоверения следующих обстоятельств:

несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в транспортной железнодорожной накладной;

повреждение или порча груза и возможные причины такого повреждения;

обнаружение груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;

возвращение перевозчику похищенного груза;

непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза (в этом случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя).

Коммерческий акт должен быть составлен в день выгрузки груза или, самое позднее, в течение следующих суток. Проверка груза должна проводиться в процессе или непосредственно после выгрузки груза.

Виды претензий к железной дороге

Согласно статье 95 УЖД РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам. Общие законодательные требования, регулирующие организацию и ведение претензионной работы с организациями железнодорожного транспорта, установлены главой VIII УЖД РФ.

Сумма ущерба, вызванного недостачей или порчей груза при перевозке железнодорожным транспортом, может быть взыскана в судебном порядке. Однако законодательство предусматривает обязательность проведения досудебных процедур. Так, в соответствии со статьей 120 УЖД РФ перевозчику предъявляется претензия до предъявления иска, связанного с осуществлением перевозок груза.

В большинстве случаев предъявлять претензии к железной дороге имеют право грузоотправитель, грузополучатель (вне зависимости от того, принадлежит им право собственности на груз или нет) и страховщик, осуществивший страховую выплату. В некоторых случаях правом предъявления претензий к РЖД наделен также и владелец железнодорожных путей необщего пользования.

Распространенные претензии

Претензии к РЖД можно предъявлять в случае:

утраты груза;

недостачи, повреждения (порчи) груза;

просрочки доставки груза;

задержки выдачи груза;

необоснованной уплаты различных штрафов;

возврата провозной платы либо платы за пользование вагонами;

повреждения перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителю или грузополучателю.

К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие возникновение юридического факта, послужившего причиной предъявления претензии. Как правило, это транспортная железнодорожная накладная с надлежащими отметками, квитанция в приеме груза, коммерческий акт или акт общей формы и другие документы, в зависимости от вида претензии. Подробный и исчерпывающий перечень необходимых по каждому виду претензии документов изложен в статье 120 УЖД РФ.

Претензии к РЖД, согласно статье 123 УЖД РФ, могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение 45 дней. Срок отсчитывается (по общему правилу) со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий. В случае если такую дату определить затруднительно (например, утрата груза в процессе перевозки либо возникновение недостачи и т. п.), УЖД РФ определяет точку отсчета - 30 дней от даты окончания срока доставки либо со дня выдачи груза.

Предъявленная претензия должна быть рассмотрена перевозчиком в течение 30 дней. Статья 124 УЖД РФ допускает частичное удовлетворение претензии. В этом случае, а также при отклонении претензии перевозчиком в уведомлении должно быть приведено основание принятого им решения со ссылкой на соответствующую статью УЖД РФ. Если перевозчик отказывается удовлетворить претензию либо ответ перевозчика на претензию не получен в течение 30 дней с момента ее получения, заявитель имеет право обратиться с иском в судебные или арбитражные органы. Порядок предъявления и рассмотрения претензий, а также исчерпывающий перечень сведений, которые должны содержаться в этом документе, детализированы в Правилах предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России №42 от 18 июня 2003 г. (далее - Правила).

Претензии в отношении утраты, недостачи, повреждения или порчи грузов предъявляются по каждой отправке, оформленной ТЖН. При оформлении перевозки грузов одного наименования, погруженных на одной станции одним грузоотправителем на одну станцию назначения в адрес одного грузополучателя допускается предъявление одной претензии на группу отправок, по которым перевозчиком был составлен один коммерческий акт. Допускается предъявление одной претензии по грузам, перевезенным маршрутной или групповой отправкой - на количество вагонов, указанных в коммерческом акте.

Стоимость груза (если он сдавался к перевозке без объявления ценности) устанавливается на основании его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии данных сведений - цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичный товар либо устанавливается на основании экспертной оценки. Из этой нормы статьи 96 УЖД РФ следует, что вне зависимости от того, объявлена ценность груза или нет, убытки должны быть возмещены грузоотправителю или грузополучателю (в зависимости от того, кто предъявил претензию) в том размере, который может быть подтвержден. Наряду с возмещением ущерба перевозчик возвращает грузоотправителю, грузополучателю взысканную плату за перевозку груза и иные взысканные перевозчиком платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза.

В пункте 16 Правил уточнено следующее. Если при рассмотрении претензии будет установлено, что страховая компания частично возместила заявителю претензии ущерб от несохранной перевозки грузов, то перевозчик возмещает ущерб в размере действительной стоимости утраченного, недостающего, поврежденного или испорченного груза с учетом суммы, полученной заявителем претензии от страховой компании.

Согласно пункту 19 Правил, при частичном удовлетворении или отклонении перевозчиком претензии заявителя перевозчик должен указать в уведомлении основание принятого решения со ссылкой на соответствующую статью УЖД РФ. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю. Уведомление перевозчика подписывается уполномоченным им лицом.

В случае удовлетворения претензии, подлежащей денежной оценке, к ответу на претензию прилагается платежное поручение с отметкой об исполнении (принятии к исполнению) либо сообщается о том, в какие сроки и в каком порядке претензия будет удовлетворена. Ответ на претензию отправляется заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование отправления ответа на претензию, либо вручается под расписку.

Практика

Самые распространенные претензии, связанные с железнодорожными перевозками, это, прежде всего, претензии в отношении недостачи товара.

Причинами внутритарной недостачи зачастую служит ненадлежащая упаковка товара.

Причинами внутритарной недостачи зачастую служит либо ненадлежащая упаковка товара, либо нарушения при погрузке и укреплении груза в вагоне. Претензии лучше предъявлять не к самой железной дороге, а к отправителю. Если по договору между грузоотправителем и РЖД ответственность за погрузку несет перевозчик, то грузоотправитель вправе требовать возмещения убытков от железной дороги. При оформлении подобных претензий помимо накладной должен быть приложен коммерческий акт, в котором будут описаны нарушения упаковки, способ определения недостачи и причины ее возникновения.

Причиной крупной недостачи по количеству мест может стать хищение части груза в процессе перевозки. Например, был случай недостачи 83 мешков с сахаром-песком (по 50 кг каждый мешок). Штемпель на накладной с датой фактического принятия перевозчиком груза к транспортировке был перечеркнут, и вместо него был поставлен другой, с гораздо более поздней датой. Таким образом, вагон несколько дней находился в неизвестном месте, без надлежащей охраны, что повлекло за собой утрату значительной части груза.

Еще один случай был связан с недостачей 111 мешков зерна, когда в коммерческом акте в разделе, описывающем состояние транспортного средства, было написано, что боковые шлевки на вагоне отломаны. Видимо, на одной из попутных станций злоумышленники взломали вагон и вынесли мешки с товаром, при этом ЗПУ на вагоне не были нарушены.

В обоих случаях претензии были удовлетворены с одновременным возбуждением уголовных дел по факту кражи.

Еще один вид претензий, наиболее часто встречающихся в практике, это претензии, связанные с просрочкой доставки груза. Согласно статье 97 УЖД РФ, перевозчик обязан уплатить пени в размере 9% от провозной платы за каждые сутки просрочки, но в общей сложности не более чем в размере платы за перевозку данных грузов. Срок доставки исчисляется с 24.00 дня приема груза к перевозке. Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения указанного срока доставки. Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом МПС России № 27 от 18 июня 2003 г. Если поставки регулярные, а просрочки случаются часто, то имеет смысл оформлять и предъявлять такие претензии. Для подтверждения факта просрочки требуется лишь транспортная железнодорожная накладная с отметкой о получении груза на станции назначения. Такие претензии удовлетворяются оперативно и, как правило, без возражений.

 

Задача 3

Смотри в задачу 1.

Задача 4Заявители

Это те, кто имеет право предъявлять претензии. Если организация является структурной единицей вышестоящей организации, у которой есть статус юридического лица, то она может предъявить претензию, если приложит доверенность от вышестоящей организации и выписку из документа, где указано, что она имеет право выступать стороной в спорах от имени вышестоящей организации.

Заявители бывают следующие:

· грузоотправители (ГО) и грузополучатели (ГП) – по договору перевозки за задержку выдачи, об уплате или о возврате платежей и штрафов;

· владельцы и арендаторы подвижного состава – о замене утраченных вагонов, контейнеров, о ремонте поврежденных и о возмещении убытков, если был заплачен штраф, но он не покрыл убытки;

· страховые компании;

· пассажиры по пассажирским перевозкам.

Куда адресовать претензии

Неправильно адресованная претензия не порождает правовых последствий, так как дороги не обязаны пересылать их друг другу. Сейчас, когда отделения дороги лишены права юридического лица, они обязаны пересылать претензии в управление дороги.

Для ускорения рассмотрения претензии их предъявляют в конкретные службы и управления дороги:

· в грузовую службу – претензии за несохранность грузов, самовольное использование вагонов ОАО «РЖД», повреждение перевозчиком чужих контейнеров;

· в службу вагонного хозяйства – о повреждении чужих вагонов;

· в Дирекцию по обслуживанию пассажиров (ДОП) – любые претензии, касающиеся пассажиров, багажа и грузобагажа;

· в управление дороги назначения – за несохранность, утрату, задержку выдачи, невыполнение сроков доставки, а также об уплате и возвращении штрафов и платежей;

· в управление дороги отправления – об уплате и возврате штрафов и платежей;

· в управление дороги по месту нарушения – о возврате штрафов за самовольное использование вагонов или контейнеров дороги, за повреждение собственных или арендованных вагонов предприятия;

· в управление дороги по месту нахождения собственника или арендатора подвижного состава – по поводу утраты вагонов или контейнеров предприятия;

· в отделения дороги по месту нарушения – о задержке подачи или уборки вагонов;

· в отделение дороги отправления (а если его нет, то ДЦФТО) – об уплате штрафов по учетным карточкам;

· в финансовую – все остальные претензии;

Подробнее – см. сводную таблицу.

Текст претензии

В целях более оперативного рассмотрения претензий в них следует указывать следующие сведения:

· основание для предъявления претензии (полная или частичная утрата груза, недостача, повреждение (порча), просрочка в доставке и другие основания);

· сумма претензии по каждому отдельному требованию и по каждому отдельному документу (транспортной железнодорожной накладной (далее – накладная), квитанции о приеме груза, учетной карточке выполнения заявки, ведомости подачи и уборки вагонов и другим документам);

· юридический адрес (индекс, республика, край, область, город, населенный пункт, улица, номер дома, корпуса, квартиры), а для физических лиц – данные документа, удостоверяющего личность (паспорт или документ, его заменяющий), и адрес, по которому следует направлять ответ на претензию;

· банковские реквизиты;

· перечень документов, прилагаемых к претензии.

Претензии подписываются грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами. Если в тексте какая-то информация не указана, то необходимо ее запросить и установить срок для ответа. Возврат претензии из-за этого считается неправомерным!

Прилагаемые документы

К претензии должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у предъявителя права на обращение с претензией. При рассмотрении споров суд должен принимать во внимание все имеющиеся доказательства и документы и оценивать коммерческий акт в совокупности с ними.

Документы зависят от причины претензии (см. сводную таблицу). Рассмотрим каждый случай в отдельности:

Утрата груза и грузобагажа

Необходима грузовая квитанция с отметкой станции назначения о неприбытии груза. Если у ГП ее нет, тогда прилагается документ об оплате стоимости груза с отметкой банка и справка со станции отправления о том, что груз отправлялся. Причем в справке тоже должна быть отметка о неприбытии. Эта отметка должна быть сделана не позже чем за 10 дней до предъявления претензии.

Если станция отправления справку не высылает, то вместо нее необходимо приложить копию запроса на эту станцию и почтовую квитанцию.

Указанные документы являются правоустанавливающими. Помимо них, должны быть документы о стоимости и количестве груза (счет поставщика, договор поставки, фактура, спецификация или счет-фактура), то есть документы, по которым можно определить, что находилось в вагоне.

Нарушение срока доставки

В данном случае прилагается накладная или грузобагажная квитанция. Согласно статье 792 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортным уставом и ППГ, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

Задержка выдачи

В этом случае нужны накладная и коммерческий акт или грузобагажная квитанция и акт общей формы.

Утрата багажа.

Багажная квитанция.

Несохранность багажа.

Коммерческий акт.

Упаковка

Отправляемые грузы должны быть надлежащим образом упакованы грузоотправителями в соответствии с действующими стандартами, чтобы обеспечить как сохранность грузов, так и безопасность движения при осуществлении перевозки. Это немаловажная деталь, так в случае неправильной, небрежной упаковки предъявление претензий впоследствии может быть затруднительным.

Подача вагонов под погрузку

Перевозчик уведомляет отправителя о времени подачи вагонов под погрузку не менее чем за два часа. Следует иметь в виду, что за простой вагонов не по вине железной дороги грузоотправитель будет обязан уплатить штраф. Перевозчик несет ответственность за пригодность поданных вагонов в техническом отношении. Его ответственность за пригодность и погрузку вагонов в коммерческом отношении определяется договором между перевозчиком и отправителем. За состояние и погрузку контейнеров по общему правилу отвечает отправитель.

Зачастую причиной недостачи или порчи грузов служит неправильная погрузка, закрепление груза в вагоне либо наличие в вагоне посторонних предметов, например торчащих гвоздей либо штырей. В таком случае при перевозке, скажем, сыпучего груза в мешках очень высока возможность повреждения мешков, что может привести к возникновению недостач при приемке товара получателем.

Приемка товара

По прибытии груза на станцию назначения в железнодорожной накладной ставится штемпель данной станции с датой получения груза. Этим удостоверяется надлежащее или ненадлежащее выполнение перевозчиком обязанности по доставке груза в срок. При ненадлежащем выполнении перевозчиком его обязанностей составляется коммерческий акт.

Кроме коммерческого акта часто составляется акт общей формы, который служит для подтверждения таких фактов, как:

утрата перевозочных документов;

задержка вагонов на различных этапах перевозки;

подача под погрузку неочищенных вагонов, цистерн и т. п.;

отсутствие ЗПУ на вагоне, контейнере;

обнаружение в пути следования неисправности вагонов и т. д.

Правила составления описанных и иных, используемых РЖД, актов четко регламентированы и утверждены Приказом МПС России № 45 от 18 июня 2003 г.

документ: Коммерческий акт

Этот документ необходимо составлять для удостоверения следующих обстоятельств:

несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в транспортной железнодорожной накладной;

повреждение или порча груза и возможные причины такого повреждения;

обнаружение груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;

возвращение перевозчику похищенного груза;

непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза (в этом случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя).

Коммерческий акт должен быть составлен в день выгрузки груза или, самое позднее, в течение следующих суток. Проверка груза должна проводиться в процессе или непосредственно после выгрузки груза.

Виды претензий к железной дороге

Согласно статье 95 УЖД РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам. Общие законодательные требования, регулирующие организацию и ведение претензионной работы с организациями железнодорожного транспорта, установлены главой VIII УЖД РФ.

Сумма ущерба, вызванного недостачей или порчей груза при перевозке железнодорожным транспортом, может быть взыскана в судебном порядке. Однако законодательство предусматривает обязательность проведения досудебных процедур. Так, в соответствии со статьей 120 УЖД РФ перевозчику предъявляется претензия до предъявления иска, связанного с осуществлением перевозок груза.

В большинстве случаев предъявлять претензии к железной дороге имеют право грузоотправитель, грузополучатель (вне зависимости от того, принадлежит им право собственности на груз или нет) и страховщик, осуществивший страховую выплату. В некоторых случаях правом предъявления претензий к РЖД наделен также и владелец железнодорожных путей необщего пользования.

Распространенные претензии

Претензии к РЖД можно предъявлять в случае:

утраты груза;

недостачи, повреждения (порчи) груза;

просрочки доставки груза;

задержки выдачи груза;

необоснованной уплаты различных штрафов;

возврата провозной платы либо платы за пользование вагонами;

повреждения перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителю или грузополучателю.

К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие возникновение юридического факта, послужившего причиной предъявления претензии. Как правило, это транспортная железнодорожная накладная с надлежащими отметками, квитанция в приеме груза, коммерческий акт или акт общей формы и другие документы, в зависимости от вида претензии. Подробный и исчерпывающий перечень необходимых по каждому виду претензии документов изложен в статье 120 УЖД РФ.

Претензии к РЖД, согласно статье 123 УЖД РФ, могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение 45 дней. Срок отсчитывается (по общему правилу) со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий. В случае если такую дату определить затруднительно (например, утрата груза в процессе перевозки либо возникновение недостачи и т. п.), УЖД РФ определяет точку отсчета - 30 дней от даты окончания срока доставки либо со дня выдачи груза.

Предъявленная претензия должна быть рассмотрена перевозчиком в течение 30 дней. Статья 124 УЖД РФ допускает частичное удовлетворение претензии. В этом случае, а также при отклонении претензии перевозчиком в уведомлении должно быть приведено основание принятого им решения со ссылкой на соответствующую статью УЖД РФ. Если перевозчик отказывается удовлетворить претензию либо ответ перевозчика на претензию не получен в течение 30 дней с момента ее получения, заявитель имеет право обратиться с иском в судебные или арбитражные органы. Порядок предъявления и рассмотрения претензий, а также исчерпывающий перечень сведений, которые должны содержаться в этом документе, детализированы в Правилах предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России №42 от 18 июня 2003 г. (далее - Правила).

Претензии в отношении утраты, недостачи, повреждения или порчи грузов предъявляются по каждой отправке, оформленной ТЖН. При оформлении перевозки грузов одного наименования, погруженных на одной станции одним грузоотправителем на одну станцию назначения в адрес одного грузополучателя допускается предъявление одной претензии на группу отправок, по которым перевозчиком был составлен один коммерческий акт. Допускается предъявление одной претензии по грузам, перевезенным маршрутной или групповой отправкой - на количество вагонов, указанных в коммерческом акте.

Стоимость груза (если он сдавался к перевозке без объявления ценности) устанавливается на основании его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии данных сведений - цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичный товар либо устанавливается на основании экспертной оценки. Из этой нормы статьи 96 УЖД РФ следует, что вне зависимости от того, объявлена ценность груза или нет, убытки должны быть возмещены грузоотправителю или грузополучателю (в зависимости от того, кто предъявил претензию) в том размере, который может быть подтвержден. Наряду с возмещением ущерба перевозчик возвращает грузоотправителю, грузополучателю взысканную плату за перевозку груза и иные взысканные перевозчиком платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза.

В пункте 16 Правил уточнено следующее. Если при рассмотрении претензии будет установлено, что страховая компания частично возместила заявителю претензии ущерб от несохранной перевозки грузов, то перевозчик возмещает ущерб в размере действительной стоимости утраченного, недостающего, поврежденного или испорченного груза с учетом суммы, полученной заявителем претензии от страховой компании.

Согласно пункту 19 Правил, при частичном удовлетворении или отклонении перевозчиком претензии заявителя перевозчик должен указать в уведомлении основание принятого решения со ссылкой на соответствующую статью УЖД РФ. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю. Уведомление перевозчика подписывается уполномоченным им лицом.

В случае удовлетворения претензии, подлежащей денежной оценке, к ответу на претензию прилагается платежное поручение с отметкой об исполнении (принятии к исполнению) либо сообщается о том, в какие сроки и в каком порядке претензия будет удовлетворена. Ответ на претензию отправляется заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование отправления ответа на претензию, либо вручается под расписку.

Практика

Самые распространенные претензии, связанные с железнодорожными перевозками, это, прежде всего, претензии в отношении недостачи товара.

Причинами внутритарной недостачи зачастую служит ненадлежащая упаковка товара.

Причинами внутритарной недостачи зачастую служит либо ненадлежащая упаковка товара, либо нарушения при погрузке и укреплении груза в вагоне. Претензии лучше предъявлять не к самой железной дороге, а к отправителю. Если по договору между грузоотправителем и РЖД ответственность за погрузку несет перевозчик, то грузоотправитель вправе требовать возмещения убытков от железной дороги. При оформлении подобных претензий помимо накладной должен быть приложен коммерческий акт, в котором будут описаны нарушения упаковки, способ определения недостачи и причины ее возникновения.

Причиной крупной недостачи по количеству мест может стать хищение части груза в процессе перевозки. Например, был случай недостачи 83 мешков с сахаром-песком (по 50 кг каждый мешок). Штемпель на накладной с датой фактического принятия перевозчиком груза к транспортировке был перечеркнут, и вместо него был поставлен другой, с гораздо более поздней датой. Таким образом, вагон несколько дней находился в неизвестном месте, без надлежащей охраны, что повлекло за собой утрату значительной части груза.

Еще один случай был связан с недостачей 111 мешков зерна, когда в коммерческом акте в разделе, описывающем состояние транспортного средства, было написано, что боковые шлевки на вагоне отломаны. Видимо, на одной из попутных станций злоумышленники взломали вагон и вынесли мешки с товаром, при этом ЗПУ на вагоне не были нарушены.

В обоих случаях претензии были удовлетворены с одновременным возбуждением уголовных дел по факту кражи.

Еще один вид претензий, наиболее часто встречающихся в практике, это претензии, связанные с просрочкой доставки груза. Согласно статье 97 УЖД РФ, перевозчик обязан уплатить пени в размере 9% от провозной платы за каждые сутки просрочки, но в общей сложности не более чем в размере платы за перевозку данных грузов. Срок доставки исчисляется с 24.00 дня приема груза к перевозке. Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения указанного срока доставки. Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом МПС России № 27 от 18 июня 2003 г. Если поставки регулярные, а просрочки случаются часто, то имеет смысл оформлять и предъявлять такие претензии. Для подтверждения факта просрочки требуется лишь транспортная железнодорожная накладная с отметкой о получении груза на станции назначения. Такие претензии удовлетворяются оперативно и, как правило, без возражений.

 

Задача 3

Смотри в задачу 1.

Задача 4Заявители

Это те, кто имеет право предъявлять претензии. Если организация является структурной единицей вышестоящей организации, у которой есть статус юридического лица, то она может предъявить претензию, если приложит доверенность от вышестоящей организации и выписку из документа, где указано, что она имеет право выступать стороной в спорах от имени вышестоящей организации.

Заявители бывают следующие:

· грузоотправители (ГО) и грузополучатели (ГП) – по договору перевозки за задержку выдачи, об уплате или о возврате платежей и штрафов;

· владельцы и арендаторы подвижного состава – о замене утраченных вагонов, контейнеров, о ремонте поврежденных и о возмещении убытков, если был заплачен штраф, но он не покрыл убытки;

· страховые компании;

· пассажиры по пассажирским перевозкам.

Куда адресовать претензии

Неправильно адресованная претензия не порождает правовых последствий, так как дороги не обязаны пересылать их друг другу. Сейчас, когда отделения дороги лишены права юридического лица, они обязаны пересылать претензии в управление дороги.

Для ускорения рассмотрения претензии их предъявляют в конкретные службы и управления дороги:

· в грузовую службу – претензии за несохранность грузов, самовольное использование вагонов ОАО «РЖД», повреждение перевозчиком чужих контейнеров;

· в службу вагонного хозяйства – о повреждении чужих вагонов;

· в Дирекцию по обслуживанию пассажиров (ДОП) – любые претензии, касающиеся пассажиров, багажа и грузобагажа;

· в управление дороги назначения – за несохранность, утрату, задержку выдачи, невыполнение сроков доставки, а также об уплате и возвращении штрафов и платежей;

· в управление дороги отправления – об уплате и возврате штрафов и платежей;

· в управление дороги по месту нарушения – о возврате штрафов за самовольное использование вагонов или контейнеров дороги, за повреждение собственных или арендованных вагонов предприятия;

· в управление дороги по месту нахождения собственника или арендатора подвижного состава – по поводу утраты вагонов или контейнеров предприятия;

· в отделения дороги по месту нарушения – о задержке подачи или уборки вагонов;

· в отделение дороги отправления (а если его нет, то ДЦФТО) – об уплате штрафов по учетным карточкам;

· в финансовую – все остальные претензии;

Подробнее – см. сводную таблицу.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.