Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Жизненные сценарии в судьбе человека (Э. Берн)





Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознатель­но, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в го­лове свои жизненные сценарии. Сценарий — это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс толкает с большой силой человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто не зависимо от его сопротивления или свободного выбора.

Жизненные сценарии основываются в большинстве случа­ев на родительском программировании, которое ребенок вос­принимает по трем причинам: во-первых, оно дает жизни цель, которую в противном случае пришлось бы отыскивать самому; все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других лю­дей, обычно для родителей. Во-вторых, родительское програм­мирование дает ему способ структурировать свое время (т, е. приемлемо для его родителей). В-третьих, ребенку надо ука­зывать, как поступать и делать те или иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично учиться на своих ошибках. Родители, программируя жизнь своих детей, переда­ют им свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Если родители неудачники, то они передают свою программу неудачников. Если же они победители, то соответственно программируют судьбу своего ребенка. Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя резуль­тат предопределен родительским программированием в добрую или иную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет.

Согласно концепции трансахтного анализа Э. Берна, сце­нарий предполагает: 1) родительские указания; 2) подходящее личностное развитие; 3) решение в детском возрасте; 4) дей­ствительную «включенность» в какой-то особенный метод, не­сущий успех или неудачу.

Если сценарием считается то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем, то жизненный путь — это то, что происходит в действительности. Жизненный путь в какой-то степени предопределен генетически (вспомним кон­цепцию виктимологни Ч. Тойча), а также положением, кото­рое создают родители, и различными внешними обстоятель­ствами. Болезни, несчастные случаи, война могут сорвать даже самый тщательный, всесторонне обоснованный жизненный план.

Существует много сил, влияющих на человеческую судьбу: родительское программирование, поддерживаемое «внут­ренним голосом», который древние звали «демоном»; конст­руктивное родительское программирование, поддерживаемое, подталкиваемое течением жизни; семейный генетический код, предрасположенность к определенным жизненным проблемам и способам поведения; внешние силы, все еще называемые судьбой; свободные устремления самого человека. Продуктом действия этих сил и оказываются разные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы: сценарному, несценарному, насильственному или независимому. Но в конечном счете судьба каждого человека определяется им самим, его умением мыслить и разумно от­носиться ко всему происходящему в окружающем мире. Чело­век сам планирует собственную жизнь. Только тогда свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила дает ему сво­боду осмысливать их, а если надо и отстаивать их или бороть­ся с планами других. Даже если жизненный план человека определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен генетическим кодом, то и тогда вся его жизнь будет свиде­тельствовать о постоянной борьбе.

Возможны четыре основные жизненных сценария: I) «Я» — хороший, все ОНИ — хорошие, жизнь — хороша» — сценарий «победителя»; 2) «Я» — плохой, ОНИ — плохи, жизнь — пло­ха» — сценарий «побежденного», неудачника; 3} «Я» — хоро­ший, но ОНИ — плохие, жизнь — плоха» — сценарий «озлоб­ленного пессимиста», 4) «Я» — плохой, а ОНИ — хорошие — сценарий «комплекса неполноценности».

Жизненный сценарий оказывает свое влияние на те жиз­ненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, браке, в сфере человеческих отношений. Жизненные позиции, или отношение человека к определенной сфере и стадии своей жизни, могут быть позитивны, негативны, можно выделить семь вариантов жизненных позиций: 1) идеализация действи­тельности, 2) крушение, 3) вызов всему (неповиновение), 4) уход от дел, 5) осознание, 6) решительность, 7) убежденность.

 

 

V. Психология общения

ВОПРОС 117

Функции и структура общения

Общение — специфическая форма взаимодействия челове­ка с другими людьми как членами общества, в общении реали­зуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: ком­муникативная сторона общения состоит в обмене информаци­ей между людьми; интерактивная сторона заключается в орга­низации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга парт­нерами по общению и установление на этой основе взаимопо­нимания.

К средствам общения относятся:

1. Язык — система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говоря­щих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка; если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же по­нятия, что и я, — это объективное социальное значение сло­ва можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека.через призму его собствен­ной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл — поэтому мы не всегда правильно пони­маем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая спо­собна придавать разный смысл! одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, допол­нять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общеприня­тыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, так и экспрессивными, т. е. служить для большей выразитель­ности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т, п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения, человек пред­ставляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает кон­кретные средства, речевые фразы, которыми будет пользо­ваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, конт­роль эффективности общения на основе установления об­ратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения. Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то го­ворящему не удается добиться ожидаемых результатов обще­ния — оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабель­ностью».

 

ВОПРОС 118







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.