|
И отмеривания параметров движенийВводные замечания. Оценивание пространственных, временных и силовых параметров движений является основной функцией при управлении движениями; их повторении и корректировании по ходу выполнения движения. Чем точнее оцениваются параметры движения, тем точнее даются управляющие движениями с имеющимися у человека шкалами пространства, времени и усилия. Оценивание протяженности движений. На кинематометре испытуемый с закрытыми глазами оценивает в угловых градусах амплитуду пассивных движений в локтевом суставе правой руки. Передвижение руки испытуемого осуществляется вместе с платформой кинемато-метра, которую передвигает на определенное число градусов экспери- ментатор. Ошибка оценивания и ее знак определяется путем сравнения названной при оценке амплитуды с реальной ее величиной. Если испытуемый называет большую (чем реальную) амплитуду, то он переоценивает ее; если же меньшую, то реальная амплитуда недооценивается. В первом случае знак ошибки «+», во втором «-». Разница в градусах между названной и реальной амплитудой характеризует точность оценивания: чем меньше разность, тем выше точность оценивания. Целесообразно высчитывать среднюю ошибку из нескольких попыток на каждой амплитуде (малой — 20-25 угловых градусов, средней — 40-50° и большой - 70-75°). Измерение точности отмеривания амплитуд движений. Исследуемый (на кинематометре Жуковского) сгибает руку в одном случае на 20°, в другом — на 50°, в третьем — на 70°. На каждой амплитуде производятся пять отмериваний при закрытых глазах и фиксируется величина отмеренных амплитуд (в угловых градусах). Разница между заданными величинами и отмеренными (в угловых градусах) свидетельствует о точности отмеривания (чем меньше разница, тем больше точность). «Недоводы» до заданной амплитуды обозначаются знаком «-», «переводы»- — знаком «+». Высчитывается средняя точность отмеривания из пяти попыток на каждой амплитуде (знак ошибки при этом не учитывается). Измерение точности отмеривания усилий. Описанный выше эксперимент может быть проведен методом динамометрии. Испытуемый сначала сжимает динамометр с максимальной силой. Затем с учетом последней испытуемому дается задание нажать с определенным усилием, равным, например, 20 кг, 40 кг, 50 кг. Точность отмеривания этих усилий определяется точно таким же способом, как и точность отмеривания амплитуд., Измерение точности отмеривания временных отрезков (-«чувство времени»). С помощью секундомера с соблюдением правил предыдущих процедур измеряется точность отмеривания временных отрезков. Испытуемый, произвольно включая и выключая секундомер нажатием большого пальца на пусковой механизм, должен отмерить 3,7 и 10 с. Ошибка вычисляется, как и прежде. В спортивной практике принято измерение «чувства времени» за 10 с с умножением на 6, что равно так называемой «индивидуальной минуте» — субъективная мера времени, которая может быть сопоставлена с объективной мерой — астрономической минутой из 60 с. В состоянии возбуждения и мышечного напряжения индивидуальная 32 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела Тема 1. Психомоторика и сенсомоторика спортсменов 33
минута короче астрономической, а в состоянии покоя и мышечной релаксации она может быть длиннее астрономической минуты. В состоянии предстартовой лихорадки время в психическом мире спортсмена как бы «сжимается», т. е. течет быстрее, а в состоянии предстартовой апатии время для спортсмена, наоборот, как бы «расширяется», т. е. течет медленнее. Следовательно, состояние психики и связанное с ее качеством состояние физического тела спортсмена является своеобразной «машиной времени». Измерение точности воспроизведения параметров движений. Точность воспроизведения в большинстве случаев измеряется в экспериментальных работах как средняя из пяти попыток на заданной амплитуде. Однако это несколько искажает адекватность суждений об измеряемой функции, так как в большинстве случаев при повторных попытках эталон забывается и, таким образом, на величину, по которой мы судим о точности воспроизведения эталона, оказывает свое влияние хорошая или плохая память испытуемого. Поэтому для чистоты эксперимента необходимо изменить Традиционную процедуру измерения точности воспроизведения параметров движении: воспроизведение должно быть однократным после предъявления для запоминания эталона. Многократное же воспроизведение следует использовать в том случае, когда, кроме точности воспроизведения, необходимо измерить и память на протяженность движения, развиваемого усилия или воспроизводимого отрезка времени. Измерение точности воспроизведения временных отрезков по памяти. Данная методика применяется для изучения оперативной психомоторной памяти спортсменов, которая совершенствуется по мере тренировок и приобретения спортивного мастерства. Испытуемый отмеривает на секундомере (не глядя на циферблат) любой короткий (2-3 с) и длинный (10-12 с) интервал времени. После фиксации этих интервалов времени в оперативной памяти испытуемый старается воспроизвести их в последующих попытках. Экспериментатор фиксирует в протоколе опыта то положение стрелки секундомера, на котором ее остановил испытуемый. Сравнивание первого (эталонного) и второго (воспроизведенного) отрезков времени дает критерий точности воспроизведения временных интервалов по памяти. Измерение точности дифференцирования временных отрезков. Исследование проводится с помощью секундомера. Испытуемый сам отмеривает короткие и более длинные отрезки времени (пуская и останавливая секундомер), а затем по отношению к выбранному отрезку времени пытается как можно меньше увеличить выбранный интервал или уменьшить его. Измерение точности воспроизведения амплитуд движений. С помощью кинематометра Жуковского испытуемый с закрытыми глазами производит движение до ограничителя, тайно поставленного экспериментатором, затем отводит предплечье назад в исходное положение, а затем в следующем движении старается вновь воспроизвести предыдущую попытку, сделать точно такое же по амплитуде движение. Это движение повторяется три раза (для запоминания эталона), а затем, после того как экспериментатор убирает ограничитель, испытуемый однократно воспроизводит заданную амплитуду. Экспериментатором задаются две амплитуды: например, малая (20°) и большая (70°). Сначала проба производится на малой амплитуде, затем — на большой. Кроме того, точность воспроизведения амплитуд движения определяется на оптимальной амплитуде, которая находится следующим путем. Испытуемому предлагается с закрытыми глазами сделать несколько сгибательных движений на кинематометре, а затем остановить руку в том положении, которое кажется ему наиболее удобным, или сделать движение такой протяженности, какой ему хочется. Точность воспроизведения характеризуется отклонением от заданного эталона (в угловых градусах). Высчитывается средняя величина ошибки из попыток на каждой амплитуде. Кроме того, следует учитывать знак ошибки воспроизведения {переводит или недоводит испытуемый по отношению к эталонной амплитуде). Измерение точности дифференцирования амплитуд движений. Используется кинематометр Жуковского. Испытуемому задается малая амплитуда (он производит движение до ограничителя с закрытыми глазами). В следующем движении его просят чуть-чуть увеличить амплитуду по сравнению с предыдущей («если сможете, то на один градус»). Разница между вторым и первым движениями (в угловых градусах) характеризует дифференциальный порог амплитуд при прибавлении амплитуды. В протоколе опыта фиксируются результаты 3-5 проб на малой (20-25°), на оптимальной (около 45-55°) и на большой (70-75°) амплитуде. Высчитывается средний дифференциальный порог для каждой амплитуды из 3-5 произведенных попыток. Подсчитывается средневзвешенная величина порога на каждой амплитуде, затем эти величины сравниваются. В каждой попытке испытуемый может в качестве эталона выбирать амплитуду сам (в указанном диапазоне). В этом случае эталон- 2-2821 34 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела ные амплитуды будут несколько отличаться друг от друга, так как одну и ту же амплитуду выбрать несколько раз подряд вслепую трудно (будет наблюдаться разброс величин). При массовых обследованиях, особенно при ограниченном времени, выбор испытуемыми эталонной амплитуды облегчает проведение эксперимента, однако несколько затрудняет вычисление величины дифференциального порога амплитуд движений в процентах, поскольку нужно высчитывать среднюю эталонную амплитуду. Измерение точности воспроизведения физического усилия. С помощью динамометра повторяется вышеописанная процедура. Однако первоначально нужно определить максимальное и оптимальное усилие (т. е. усилие, которое испытуемый совершает как приятное или без особого напряжения). Точность воспроизведения усилия высчиты-вается тем же способом (отдельно на малом, оптимальном и большом усилиях). Измерение точности дифференцирования физических усилий. Точность дифференцирования усилия определяется той минимальной величиной различий между двумя одинаковыми параметрами движений, которую испытуемый в состоянии уловить. Например, если спортсмен отличает амплитуду движений в 22° от амплитуды движений в 24° и не отличает друг от друга амплитуды 22 и 23° или 23 и 24°, то его точность дифференцирования амплитуд равна 2°. Эта величина называется дифференциальным порогом усилия (в отличие от абсолютного порога, речь о котором будет идти дальше). Величина дифференциального порога физического усилия у разных людей разная, что обусловливается возрастом, типологическими особенностями нервной системы и другими факторами. Измерение мышечно-суставной чувствительности. Чувствительностью, как известно, называется способность человека ощущать минимальный по интенсивности раздражитель. В отношении мышечно-суставной чувствительности это означает измерение нижнего (абсолютного) порога, т. е. той минимальной протяженности движения, которую человек способен ощущать. Для измерения этой чувствительности была усовершенствована кинематометрическая методика Жуковского, соединенная с рефлек-сометрией. Вся установка для измерения мышечно-суставной чувствительности названа проприорецептометром. Завершение работы. Студенты обсуждают итоги примененных на занятии методик измерения психомоторных реакций. Преподаватель дает ____________ Тема 1. Психомоторика и сенсомот орика спортсменов 35 дополнительные пояснения и обобщает полученные студентами результаты измерений. Задание 7. Изучение психомоторного проявления волевого усилия1 Вводные замечания. Способность спортсмена проявлять и развивать волевые усилия в состоянии нарастающего чувства утомления при выполнении физических упражнений в условиях тренировки или выступления в соревнованиях является показателем развития его волевых качеств характера. При этом учитывается тренированность спортсмена, ибо более тренированный спортсмен способен выполнить ту же физическую нагрузку, что и менее тренированный, с меньшими волевыми усилиями. Поэтому цель и практическая значимость данного задания в том, чтобы обучить студентов или спортсменов саморегуляции и сознательному управлению состоянием напряжения волевого усилия при выполнении физических упражнений. Изучение психологических механизмов волевых усилий спортсменов в условиях развивающегося утомления является задачей спортивной психологии и психофизиологии спорта. Методика работы. Для опыта необходимы два кистевых (пальцевых) эргографа (рис. 7), электрометрономы, секундомеры и протоколы опыта. Упрощенный вариант опыта может быть осуществлен с обычными гантелями весом в 2,5; 5 и 8 кг (2 комплекта). Проводится демонстрационный эксперимент с участием шести испытуемых, двух секундометристов и протоколистов. Моделью спортивной соревновательной деятельности служит работа на эргографе двух испытуемых. Темп задается электрометрономом в пределах 45-60 уд./мин. Испытуемый подтягивает груз в 3-4 кг, прикасаясь указательным пальцем к рукоятке прибора и, разгибая палец, тут же опускает груз. Вместо этого можно удерживать гантели в правой руке, согнутой в локтевом суставе под углом 90° и повернутой ладонью вверх (предплечье параллельно полу). Затем испытуемые разбиваются на пары, приблизительно равные по своим возможностям. В выполнение упражнений вступает одна пара за другой. В опыте моделируется соревновательная обстановка в выполнении упражнений. Время работы каждого испытуемого в каждом опыте фиксирует секундо- Смирнов Б. Н. Волевые усилия в спорте. Практические занятия по психологии: Учеб. пос. - М.: ФиС, 1989. - С. 97-99. 36 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела метрист, он определяет эффективность волевого усилия и записывает результат в протокол опыта. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|