Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2. Специальные физические упражнения для изучения психомоторики спортсменов





Задание 1. Оценка быстроты в действиях

Вводные замечания. Использование естественных движений в форме специальных физических упражнений — наиболее простой и инфор­мативный метод изучения особенностей психомоторики спортсменов. Результат фиксируется методом контролируемого наблюдения в про­токоле произвольной формы. Ниже представлена серия упражнений; по степени точности, координированности и времени (быстроте) вы­полнения психолог может с достаточной обоснованностью делать вы­воды об уровне психомоторного развития испытуемого. Некоторые несложные упражнения могут быть использованы как состязания (задачей будет выявление лиц, обладающих наиболее низким уров­нем развития изучаемого качества). К их числу относятся хлопки, при­седания, наклоны и пр. Возможно применение упрощенных методов сопоставления нормативов по таким упражнениям. Если проверяют­ся 70-100 человек, то 20% лучших могут быть отнесены к нормативу «отлично» и 10-15% худших — к нормативу «неудовлетворительно». Упражнение 1 (движения по командам). Проверяющий подает коман­ду для движения руками (например, правую вверх, левую в сторону, левую вниз, правую в сторону и др.), обучаемые выполняют команду. Порядок упражнения: проводится объяснение и в медленном тем­пе выполняется пять команд группой в 3-5 человек, затем подается 11-12 команд за 30 с. Те, кто выполнил упражнение без ошибок, полу­чают оценку 2, кто не выполнил — оценку 1.


Тема 2. Специальные упражнения для изучения психомоторики 39

Следующий этап: 13-15 команд за 30 с. Те, кто выполнил упражне­ние без ошибок, получают оценку 3, остальные — оценку 2.

Следующий этап: 16-17 команд за 30 с. Те, кто выполнил упражне­ние без ошибок, получают оценку 4, остальные — 3. Последний этап: 19-20 команд за 30 с — оценка 5.

Команды зачитываются с подготовленного текста под контролем секундомера или с помощью магнитофона. От проводящего оценива­ние требуется большой опыт и предварительная подготовка. В одну команду входит указание на два движения.

Упражнение 2 (движения под команды показом) организуется и вы­полняется по тому же принципу, как и предыдущие, но с помощью по­каза.

Упражнение 3 (движение под команды показом двух ведущих) орга­низуется так же, как и предыдущее, но показ осуществляют стоящие рядом ведущие — один левой, другой правой рукой.

Упражнение 4 (удары баскетбольным мячом в круг). Надо выполнить как можно быстрее 20 ударов мячом о стену в круг диаметром 50 см с расстояния 2 м. Броски мимо круга не засчитываются.

Упражнение 5 (броски теннисного мяча в круг). Надо выполнить как можно быстрее 20 бросков в круг на стене диаметром 30 см. Броски мимо не засчитываются. Возможно выполнение 10 бросков правой и 10 левой рукой.

Упражнение 6 (броски в баскетбольное кольцо). Надо выполнить как можно быстрее 10 бросков — попаданий в кольцо.

Упражнение 7 (удары баскетбольным мячом в стену). Надо выпол­
нить как можно быстрее 30 ударов баскетбольным мячом в стену за
наименьшее время, стоя в 2 м от стены, или сделать максимальное ко­
личество ударов за 30 с. Результат меньше 28 ударов за 30 с считается
низким. *

Упражнение 8 (удары баскетбольным мячом в круг). То же, что и пре­дыдущее упражнение, но удары выполняются в круг диаметром 50 см. За каждый удар за пределы круга дается 1 штрафное очко или 1 с штрафного времени. Результат меньше 26 ударов считается низким.

Упражнение 9 (удары футбольным мячом в стену). Надо выполнить как можно быстрее 20-30 ударов в стену, стоя в 2 м от нее. Удары мо­гут выполняться правой, а затем левой ногой или попеременно той и Другой. Должно быть выполнено максимальное количество ударов за 30 с.


40 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

Упражнение 10 (броски теннисного мяча в стену). Надо выполнить 20-30 бросков в стену с расстояния 2,5-3 м и за наименьшее время или за 20-30 с надо выполнить максимально возможное число бро­сков. Броски могут выполняться правой, а затем левой рукой или по­переменно той и другой.

Хлопки. И. п. — основная стойка. Выполнить 20 хлопков прямыми ру­ками над головой и по бедрам за 10 с. Результат хуже 14 с считается неудовлетворительным.

Приседания. И. п. — основная стойка. Выполнить 20 приседаний за 20 с. Результат, не укладывающийся в 20 с, считается низким.

Наклоны. И. п. — основная стойка. Выполнить 20 наклонов вперед до касания пола кончиками пальцев за наименьшее время (15 с). После каждого наклона необходимо выпрямиться до вертикального положе­ния. Результат хуже 19 с считается низким.

Завершение работы. Преподаватель объявляет результаты испыта­ний, подводит итоги занятия. Контрольные вопросы для обсуждения со студентами: 1) В каких видах спорта быстрота движений является опорным спортивно-важным свойством личности спортсмен»? 2) Как можно измерить качество быстроты у спортсменов?

Задание 2. Наблюдение и оценка сложно-координированных движений

Вводные замечания. Координация движений как способность к их пси­хомоторному согласованию, т. е. точному соизмерению усилий и вы­полнению двигательных актов в соответствии с заданной формой и амплитудой, может оцениваться путем наблюдений в процессе заня­тий по различным разделам физической подготовки или на вводной части тренировки спортсменов при помощи специальных упражне­ний. Оценка координации движений при наблюдении за юными спорт­сменами во время занятий по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике, на занятиях по общей физической подготовке и т. п. осуще­ствляется по плавности, согласованности движений спортсменов, по их форме, амплитуде, времени выполнения, времени и усилиям, от­сутствию скованности, красоте движений и др.

Упражнение 1.И.П. основная стойка. 1 — шаг на месте левой ногой, правая рука к плечу, локоть в сторону, левая рука вверх, голову повер­нуть направо; 2 — шаг на месте правой ногой, левая рука к плечу, ло­коть в сторону, правая рука вверх, голову повернуть налево; 3 — прыж­ком левое плечо вперед повернуться кругом и сделать хлопок рука-


Тема 2. Специальные упражнения для изучения психомоторики 41

ми над головой, посмотреть вверх и прыжком повернуться кругом;

4 — прыжком правое плечо вперед повернуться кругом, принять и. п. Упражнение 2. И. п. — стойка, руки на пояс. 1 — шаг на месте левой, левая рука к плечу, локоть в сторону; 2 — шаг на месте правой, правая рука к плечу, локоть в сторону; 3 — шаг на месте, левая рука вверх, ла­донь вовнутрь; 4 — шаг на месте, правая рука вверх, ладонь вовнутрь;

5 — шаг на месте, левая рука к плечу, локоть в сторону; 6 — шаг на мес­те, правая рука к плечу, локоть в сторону; 7 — шаг на месте, левая рука на пояс; 8 — шаг на месте, правая рука на пояс.

Упражнение 3. И. п. — стойка, руки вытянуты влево на уровне плеч. 1 — руки перенести вправо, правую ногу поднять на 40-50°; 2 — руки перенести сначала влево, левую ногу поднять на 40-50° и т. д. Упражнение 4. И. п. — основная стойка. На счет «раз» левую ногу по­ставить в сторону на носок, правую руку вверх, кисть сжать в кулак, левую руку за голову, локоть в сторону, голову поднять вверх и смот­реть на кисть правой руки; «и» — приставляя левую ногу к правой, сделать хлопок руками о бедра; на счет «два» правую ногу поставить в сторону на носок, левую руку вверх, кисть сжать в кулак, правую руку за голову, локоть в сторону, голову поднять вверх и смотреть на кисть левой руки; на счет «три» правую ногу поставить скрестно перед ле­вой, руку опустить, повернуться кругом и сделать хлопок руками над головой; на счет «четыре» принять и. п.

Упражнение 5. И. п. — основная стойка. На счет «раз» левая нога на носок вперед, правая рука в сторону, левая рука на пояс, голову повер­нуть налево (направо); «и» — перенести тяжесть тела на правую ногу, левая назад на носок, руки опустить; на счет «три» повернуться кру­гом, в конце поворота сделать хлопок руками над головой и посмот­реть на руки; на счет «четыре» принять и. п.

Упражнение 6. И. п. — основная стойка. На счет «раз» повернуть кор­пус направо, правую'ногу вперед на носок, левую руку за голову, пра­вую руку на пояс, наклониться вправо; «и» — и. п.; па счет «два» повер­нуть корпус налево, левую ногу вперед на носок, правую руку за голо­ву, левую руку на пояс, наклониться влево; «и» — принять положение старта пловца и прыжком повернуться кругом, руки вверх, смотреть на руки; на счет «три» дугами внутрь руки в стороны; на счет «четыре» принять и. п.

Завершение работы. Преподаватель подводит общие итоги выпол­нения студентами сложно-координированных движений. Вопросы


42 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

для обсуждения со студентами: 1) Какие виды спорта можно отнести к сложно-координированным по характеру двигательной деятельно­сти? 2) Как измерить способность спортсмена к выполнению сложно-координированного движения? 3) Какие органы чувств и анализато­ры принимают участие в организации сложно-координрованных дви­жений в спортивной деятельности?

Задание 3. Наблюдение устойчивости вестибулярных реакций

Вводные замечания. В спортивной практике тренеры уделяют особое внимание так называемой вестибулярной тренировке — системе спе­циальных упражнений, направленных на повышение вестибулярной устойчивости, представленной в ощущениях равновесия и вертикаль­ного положения физического тела спортсмена по отношению к опоре. Субъективная оценка степени устойчивости вестибулярных реакций у спортсменов может быть зафиксирована в самооценках их «чувства равновесия», которое считается одним из опорных спортивно-важных психических свойств личности спортсмена. Изучение этого свойства в корреляции с другими свойствами личности спортсменов показало, что в создании устойчивости вестибулярных реакций спортсмена участвуют и другие сенсорные системы организма и что данное свой­ство может быть усилено и развито путем специальных упражнений и тренировок. Острота этого чувства особенно важна для спортсменов в таких видах спорта, как акробатика, гимнастика, прыжки с трампли­на, в парашютном и летном спорте, во многих спортивных единобор­ствах и спортивных играх и др. Ниже предлагаются специальные фи­зические упражнения для изучения степени устойчивости вестибу­лярных реакций у спортсменов.

Упражнение 1. Оценка выраженности вестибулярных реакций. Бег

на 25 м с одновременным выполнением 5 поворотов на 180 градусов (упражнение апробировано К. И. Брыковым). Бег выполняется в ко­ридоре шириной 150 см. Вначале проводится гладкий бег, затем про-бегание с поворотами. Учитывается увеличение времени пробегания и количества выходов из коридора. Результат считается отличным в том случае, если время увеличилось не более чем на 3 с, абсолютный результат — не более 6 с и не было допущено ни одного выхода из ко­ридора. При возрастании времени более чем на 5 с или при двух слу­чаях выхода из коридора можно говорить о повышенной выраженно­сти вестибулосоматических реакций.


Тема 2. Специальные упражнения для изучения психомоторики 43

Упражнение 2. Оценка направления (упражнение апробировано К. И. Брыковым и А. Г. Матвиенко). Выполняется с повязкой на гла­зах. Испытуемый выполняет 2 кувырка за 3 с, следом за ними 3 пово­рота в положении стоя за 6 с и затем должен сделать 3 шага с закрыты­ми глазами в определенном заранее направлении, стараясь попасть в круг диаметром 1 м. Выход в заданный круг — оценка «отлично»; вы­ход в круг 130 см — «хорошо»; 175 см — «удовлетворительно»; более значительная ошибка — «неудовлетворительно».

Упражнение 3. Выполняются 5 кувырков вперед за 10 с. Способность уверенно сохранять основную стойку после выполнения серии кувыр­ков вперед оценивается «отлично»; при наличии неустойчивости со схождением с места до 1 шага — «хорошо», от 1 до 2 шагов — «удовле­творительно» и при более значительных отклонениях и падении по­сле кувырков — оценка «неудовлетворительно». В этом упражнении после кувырков могут также применяться подскоки на месте. Показа­телем отличной вестибулярной устойчивости считается отклонение от финишной линии вперед на 20 см, хорошей — 40 см, удовлетвори­тельной — 60 см и неудовлетворительной — более значительные от­клонения.

Упражнение 4. Устойчивость к комбинированным нагрузкам. Стоя перед гимнастическим матом, наклониться вперед, выполнить пово­рот за 2 с, затем кувырок за 2 с, встать, выпрямиться, откинуть голову назад, затем наклониться вперед и снова выполнить поворот, затем кувырок. Всего 10 поворотов и 10 кувырков. После этого поставить носок ноги в центр круга радиусом 25 см, вокруг которого начерчены круги радиусами 50 и 80 см, выполнить 10 подскоков. Если испытуе­мый остался в круге радиусом 25 см, ему ставится оценка «отлично»; 50 см — «хорошо»; 80 см — «удовлетворительно», выход из круга радиусом 80 см — «неудовлетворительно». При наличии выраженных вегетативных реакций (тошнота, побледнение и т. д.) — также «не­удовлетворительно».

Завершение работы. После выполнения упражнений преподаватель может задать студентам следующие вопросы: 1) Что такое вестибу­лярная устойчивость спортсмена? 2) Как можно определить и изме­рить «чувство равновесия» у спортсменов?


44 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

Задание 4. Изучение способности

К переключению внимания

Вводные замечания. Распределение внимания, как способность од­новременной его направленности на два или несколько объектов или видов деятельности, как способность к произвольному переключению внимания, а также как способность к быстрому переходу от одного ви­да деятельности к другому, может оцениваться по итогам выполнения специальных физических упражнений (апробированы П. П. Пархо­менко).

Методика наблюдения. При наблюдении за обследуемыми во время выполнения упражнений учитываются свойства их произвольного вни­мания — наблюдательность и быстрота психомоторного реагирования на различные стимулы (с 1-го, со 2-го или с 3-го обращения экспери­ментатор вступает в контакт с испытуемым). Насколько длительно по времени сохраняется у испытуемого высокая степень произвольного внимания, — не истощается ли она?

Во время наблюдения преподавателя (тренера, экспериментатора) за испытуемыми учитываются их поведенческие реакции, наличие растерянности, недоумения на лице при выполнении заданий по оцен­ке внимания (что характеризует для них субъективную трудность вы­полнения именно этих заданий).

При наблюдении за испытуемыми в процессе выполнения предла­гаемых ниже упражнений учитывается внимательность обследуемого к командам преподавателя; например, при подаче сигналов на измене­ние направления движения, переход от ходьбы к бегу и т. д., выполне­ние упражнений по показу, способность видеть подсказки жестами и реагировать на замечания тренера-преподавателя. В спортивных иг­рах при изучении психомоторики спортсменов учитывается, как об­следуемый «видит поле», как он распределяет внимание между свои­ми и чужими игроками и др.

Упражнение 1. Запомни свое место в строю. Всем обучаемым пред­лагается запомнить свое место в строю во время исходного построе­ния и быть готовым встать на это место по соответствующему сигналу после того, как спортсмены разойдутся кто куда по залу (например, при команде «Встать на свое место в строй!» при подаче тренером (экс­периментатором) двух длинных свистков или поднятых вверх крас­ного и белого флажков). Затем упражнение можно усложнить, соеди­нив обе команды вместе. При выполнении команды отмечаются те


Тема 2. Специальные упражнения для изучения психомоторики 45

испытуемые, кто последними занимают свои места в строю и делают ошибки перебеганием с места на место. При этом иногда даются лож­ные сигналы (например, поднимаются вверх два красных флажка) и отмечаются лица, реагирующие на ложный сигнал. Упражнение 2. Запомни много команд. Обучаемые делятся на 2 груп­пы, одни выполняют предлагаемые действия, другие следят за ошиб­ками. Подаются несколько команд, например: «Шаг вперед, поворот налево, поворот кругом!» Все в играющей шеренге их выполняют, до­пустившие ошибку делают два шага вперед. Следующая команда вклю­чает задание на 4, 5 и 6 действий. Выигрывает группа, которая совер­шит меньше ошибок после выполнения команд на 6 действий.

Упражнение 3. Запрещенное движение. При выполнении ряда дви­жений поточным способом (по командам или показу) заранее услов­ливаются не выполнять одно-два движения (например, руки на пояс и наклон вперед). Кто ошибается и выполнит «запрещенное» движе­ние вслед за преподавателем, делает шаг вперед, при повторной ошиб­ке — еще шаг и т. д. В конце упражнения отмечаются самые невнима­тельные.

Упражнение 4. Делай наоборот. При выполнении вольных упражне­ний по методу «делай за мной» обучаемые должны делать упражне­ния зеркальным способом, т. е. если преподаватель поднимает правую руку, обучаемый — левую; преподаватель наклоняется влево, обучае­мый — вправо и т. д.

Упражнение 5. Делай, как я. Тренер-преподаватель на месте или в дви­жении быстро выполняет ряд последовательных упражнений, а спорт­смены или обучаемые повторяют их и следят друг за другом (кто де­лает ошибки, кто медленно переключается с одного упражнения на другое). Экспериментатор наблюдает за испытуемыми и фиксирует их движения и ошибки в заранее заготовленный протокол.

Упражнение 6. Точные повороты. В быстром темпе подаются коман­ды для поворотов с точностью до 45°, например: «На 135° напра-во!», «На 225° напра-во!», «На 270° нале-во!» и т. д.

Упражнение 7. Посчитай флажки. Обучаемые движутся в колонне по одному в обход площадки (зала), выполняя вольные упражнения в движении. Водящий в центре через 10-15 с подает команды свистка­ми и поднимает 1-3 флажка. Надо считать и суммировать количество поднятых флажков. Команды к счету подаются 5-6 раз. Упражнение


46 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

может быть усложнено, если отдельно подсчитывать белые и красные флажки.

Упражнение 8. Выполняй команды по сигналам. Объясняется назна­чение нескольких сигналов, например: свисток — движение правым боком вперед, два свистка — обычное движение шагом в колонну по одному; поднятый флажок — никто не должен касаться пола левой ногой и т. п.

Упражнение 9. Будь внимателен. После выполнения нескольких уп­ражнений колонна поворачивается лицом к стене, и задаются вопро­сы о размещении оборудования в зале, о плакатах, стендах, картинах, о количестве электроламп и т. д.

Упражнение 10. Следи за командой. Выполняется упражнение (на­пример, комплекс утренней физической зарядки) по подразделени­ям. Каждое движение выполняется по командам «Делай—раз!», «Де­лай—два!» и т. д. Условие — пропускать движения, если в команде про­пущено слово «делай».

Упражнение 11. Делай наоборот. Дается задание в каком-либо упраж­нении выполнять все движения противоположно поданным командам (в противоположную сторону). Например, по команде «Левую руку вверх!» — надо поднять правую руку.

Упражнение 12. Обегание стоек по различным сигналам. На баскет­больной площадке расставляются в линии 3 стойки через 6 м. Нахо­дясь под щитом на лицевой линии, по команде «Марш!» начать бег и обежать стойки по ходу и обратно. Количество кругов возле каждой стойки и направление обегания определяются экспериментатором сигналами флажков в левой и правой руке (количество флажков оз­начает количество обеганий, направление кругов зависит от того, в какой руке флажки: левая рука — левый круг, правая — правый круг). Если же при этом экспериментатор подает сигналы свистком, то коли­чество обеганий определяется количеством свистков, а флажки в ле­вой или правой руке означают только, каким кругом должен бежать обследуемый. Регистрируется общее время обегания стоек, количест­во ошибок, штрафное время за ошибки (обегание в противоположную сторону — 2 с, пропуск круга — 4 с, лишний круг не штрафуется). Нор­мативные оценки за это упражнение выведены в 5-балльной шкале: «отлично» — 26,5 с; «хорошо» — 26,6-28,2 с; «удовлетворительно» — 28,3-29,9 с; «плохо» — 32 с; «очень плохо» — 34,5 с.


Тема 2. Специальные упражнения для изучения психомоторики 47

Упражнение 13. Ведение мяча вокруг стоек по сигналам. На баскет­больной площадке расставлены 2 стойки: 1-я — в 5 м от линии старта, 2-я — через 5 м по ходу. Обследуемый должен, находясь на лицевой линии, по команде «Марш!» добежать до противоположного щита, взять мяч и повести его баскетбольным способом к стойкам. При подходе к 1-й стойке, за 2-3 м, он получает команду от экспериментатора, ко­торый поднимает определенное количество флажков в левой или пра­вой руке, что и означает направление обегания и количество кругов (как в предыдущем упражнении). Сумма всех кругов обеих стоек — 4. Регистрируется общее время выполнения задания, количество оши­бок, штрафное время за ошибки. Оценки выводятся в 5-балльной шка­ле: «отлично» — 25,3 с; «хорошо» — 25,4-28,1 с; «удовлетворитель­но» — 28,2-30,9 с; «плохо» — 31,0-34,9 с; «очень плохо» — 35 с.

Упражнение 14. Движение по гимнастической скамейке с мячом. Об­следуемому предлагается пройти по рейкам двух перевернутых гим­настических скамеек, поставленных одна за другой, вперед и назад и громко произносить числа по таблице умножения на шесть (1x6=6; 2 х 6 = 12; 3 х 6 = 18 и т. д.) при прохождении в одну сторону и на семь при возвращении. (Более сложный вариант этого упражнения: под каж­дый счет таблицы необходимо также выполнять одно перебрасыва­ние баскетбольного мяча из руки в руку. Расстояние между кистями рук около 1 м.) Регистрируется время прохождения вперед и назад, за каждую ошибку в таблице умножения, за потерю равновесия (мяча) набавляется по секунде. Оценки в 5-балльной шкале: «отлично» — 13 с; «хорошо» — 13,1-15,0 с; «удовлетворительно» — 15,1-17 с; «плохо» — 17,1-19,9 с; «очень плохо» — 20 с.

Завершение работы. Преподаватель (тренер, экспериментатор) дово­дит до испытуемых результаты выполнения ими предложенных упраж­нений и предлагает обсудить следующие вопросы: 1) Какие свойства внимания важны в спортивной деятельности? 2) Какие причины и фак­торы могут вызвать состояние растерянности спортсмена, проявляю­щиеся в его «несобранности»?

Задание 5. Психомоторная совместимость спортсменов в командах1

Вводные замечания. Цель данного задания — ознакомиться с простым инструментальным способом экспериментального изучения психо-

Румянцева В. И. Психодиагностика совместимости в спортивных командах. Практи­ческие занятия по психологии. — М: ФиС, 1989. — С. 94-97.


48 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

моторной совместимости спортсменов в командах с помощью гомео-статической установки Румянцевой. Психомоторная совместимость спортсменов очень важна в командных видах академической гребле, в работе на многоместном тренажере, при выполнении групповых упражнений с общим предметом и др.


Тема 2. Специальные упражнения для изучения психомоторики 49

Ассистенты ведут наблюдение за поведением, общением, распре­делением функций между участниками взаимосвязанной психомо­торной деятельности. В протоколе опыта фиксируются время, ошиб­ки, вербальная активность, число речевых реакций (лидерское и ведо­мое поведение и др.).


 


       
   
 
 


Описание методики. Установка Румянцевой (рис. 8) состоит из двух основных частей: полого металлического стержня, укрепленного на утяжеленной металлической платформе, и металлического кольца, по окружности которого равномерно распределены 4 отверстия с резь­бой. В них вкручиваются 4 небольших болта с закрепленными на них капроновыми нитями (тонкая веревка, шпагат и др.) длиной от 4 до 6 м. Другой конец нити снабжен металлическими или деревянными руч­ками для захвата их испытуемыми. В исходном положении перед ре­шением задачи нить намотана на ручки.

Методика работы. Опыт групповой. Студенты разбиваются на экспе­риментальные группы по 4 человека. Назначаются 2 ассистента. Каж­дая экспериментальная группа получает 1 тренировочную и 1 конт­рольную попытку. Формируется не более 2-3 групп. Касание кольца о стержень сопровождается звуком и считается ошибкой. Они работа­ют по инструкциям А и Б.

Инструкция А: «Надеть кольцо на стержень как можно быстрее. Фиксируются время и число ошибок». Инструкция Б: «Надеть коль­цо на стержень как можно точнее. Фиксируются ошибки и время».


Завершение работы. Результаты эксперимента в каждой группе под­вергаются статистической обработке. Затем проводится сравнитель­ный анализ показателей по нескольким группам. Определяются фак­торы, повлиявшие на достигнутый уровень психомоторной совмести­мости в каждой группе, и наличие в ней деловых и эмоциональных лидеров.

Задание 6. Комплексное исследование психомоторики спортсменов1

Вводные замечания. Цель данного задания состоит в обучении сту­дентов, специализирующихся по спортивной психологии, комплекс­ному применению методик измерения психомоторных реакций спортсмена для оперативной диагностики состояния его психической готовности к соревнованию. Для того чтобы по показателям психомо­торных проб-тестов диагностировать предсоревновательное психо-Функциональное состояние спортсмена, необходимо уметь интерпре­тировать полученные количественные данные. Как правило, в усло-

Киселев Ю. Я. Методы исследования предсоревновательных психических состояний У спортсменов. Практические занятия по психологии. — М.: ФиС, 1989. — С. 116-119.


       
   
 
 


50 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

виях, связанных с соревновательной деятельностью, все показатели претерпевают изменения по сравнению с фоном. Динамика их обу­словлена, с одной стороны, особенностями вида спорта, с другой — индивидуальными особенностями спортсмена. Поэтому практическо­му использованию психомоторных тестов в целях диагностики пси­хической готовности спортсмена к соревнованию должно предшест­вовать определение отличия предсоревновательных данных от фоно­вых. Полученные показатели следует сопоставлять каждый раз с результатами, достигнутыми спортсменом в этом соревновании.

Порядок работы. Для выполнения данного задания требуются тремо-метр, теппинг-тест, кистевой динамометр, секундомеры, формы про­токолов, список слов-раздражителей для ассоциативной пробы.

Формы протоколов






 


52 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

Подсчитывается:

1) среднее время реакции на «нейтральные» слова, с;

2) среднее время реакции на «полуспортивные» слова, с;

3) среднее время реакции на «спортивные слова», с;

4) число слов-ответов, связанных по смыслу со спортом.

Методика работы. Все студенты разбиваются на пары, поочередно об­следуют друг друга и записывают фоновые данные в протокол (см. формы протоколов выше).

Тремометрия. Тремометр располагается на уровне груди испытуе­мого. Он берет в правую руку (если она «рабочая») рукоятку штифта, как карандаш при письме (рука согнута в локтевом суставе и не каса­ется туловища), вводит штифт в отверстие диаметром 2 мм и держит его течение 10 с, стараясь не касаться им стенок отверстия и не замы­кать контакт.

Реакция на время. Испытуемый получает секундомер (надо дер­жать его так, чтобы не видеть циферблата), самостоятельно (без ко­манды) включает, а когда, по его мнению, пройдет ровно 7 (6,8) с, вы­ключает и, не глядя на циферблат, отдает экспериментатору. ■»

Теппинг-тест. Прибор располагается на столе перед сидящим ис­пытуемым. Он кладет соединенные пальцы правой руки на подвиж­ную планку прибора и по команде «Быстро... гоп!» начинает постуки­вать ими в максимально быстром темпе. Сигналом для прекращения работы служит команда «Стоп!», которую подает экспериментатор по прошествии 10 с. Затем испытуемому предлагается нажимать на план­ку в темпе, составляющем'/, от максимального (т. е. вдвое медленнее). Команда для начала работы — «Спокойно... гоп!», для окончания (че­рез 10 с) — «Стоп!».

Динамометрия. В положении основной стойки (рука с динамомет­ром прямая и не касается бедра) измеряется максимальная сила кис­ти испытуемого. Затем он сжимает динамометр с усилием, состав­ляющим S от максимального.

Корректурная проба. Испытуемому предлагается в течение 2 мин просмотреть специальную таблицу строка за строкой, стараясь быст­ро и правильно отыскать в них определенные, указанные эксперимен­татором знаки или сочетания знаков, подчеркивая при этом одни и за­черкивая другие. По истечении каждых 30 с экспериментатор подает сигнал «Гоп!» — испытуемый ставит вертикальную черту в том месте таблицы, которое он просматривал в момент сигнала. Через 2 мин


Тема 2. Специальные упр ажнения для изучения психомоторики 53

подается команда «Стоп!» — испытуемый ставит две вертикальные черты и прекращает работу.

Пульсометрия. Пульс измеряется пальпаторно в течение 10 секунд с последующим подсчетом величины «индивидуальной минуты».

Проба на равновесие. Испытуемому предлагается в течение 10 с удерживать равновесие в положении стоя на одной ноге, другая впе­реди, руки вверху, глаза закрыты. Экспериментатор фиксирует ошиб­ки: покачивания, корригирующие движения стопой опорной ноги (1 балл) и смещения ее (2 балла). Одноразовым показателем пробы на равновесие является сумма баллов, полученная в испытании.

Ассоциативный эксперимент. Предварительно дается специаль­ная инструкция: «Отвечайте как можно быстрее на каждое произне­сенное мной слово любым словом». Слова-раздражители экспери­ментатор подбирает перед экспериментом так, чтобы среди них были, чередуясь в случайном порядке, 7 слов, не связанных со спортивной деятельностью испытуемого и эмоционально незначимых — «нейтраль­ных»; 6 слов, которые можно понять и как связанные со спортивной деятельностью, и как не связанные с ней — «полуспортивные» (на­пример, «поле», «вращение», «дыхание», «минута»), 7 слов, связан­ных по смыслу с соревнованиями по виду спорта, в котором специа­лизируется испытуемый. Экспериментатор включает секундомер сра­зу же после произнесения слова-раздражителя или одновременно и выключает, услышав слово-ответ. В протокол записываются время реакции (показания секундомера) и слова-ответы. Все пробы (кроме корректурной, пульсометрии и ассоциативного эксперимента) берут­ся в каждом исследовании 5 раз.

Завершение работы. Обработка протоколов, где записаны показания проб-тестов. При наличии пяти показателей вычисляют моду (два край­них — наибольший и наименьший — не учитываются, по трем остав­шимся вычисляют среднее арифметическое). Оценивая результаты корректурной пробы, учитывают общее число просмотренных знаков, число ошибок (общее число пропущенных знаков или их сочетаний и неверно зачеркнутых), изменение числа просмотренных знаков и чис­ла ошибок по полуминутным отрезкам времени. При обработке про­токола ассоциативного эксперимента вычисляют среднее время реак­ции на слова-раздражители отдельно по каждой из трех групп и учи­тывают число слов-ответов, связанных по смыслу с соревновательной Деятельностью испытуемого.


54 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

Тема 3. Психомоторные

и функциональные асимметрии у спортсменов1

Пояснения к теме. Цель данного задания — познакомить студентов с методиками изучения функциональных асимметрий спортсмена. Под функциональной асимметрией (ФА) понимается неравенство функ­ций полушарий головного мозга, проявляющееся на моторном, сен­сорном и психическом уровнях. При этом моторная (или двигатель­ная), сенсорная и психическая асимметрия взаимосвязаны между со­бой. Моторная асимметрия — это совокупность неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигатель­ного поведения и его выразительности. Сенсорная асимметрия — это проявление неравенства функций органов чувств. Психическая асим­метрия рассматривается в узком и широком смыслах. В узком смысле проявляется в организации отражения окружающей действительности, а в широком смысле — в обеспечении целостной нервно-психической деятельности человека. В возрастном аспекте психическая асиммет­рия является более поздним образованием, чем моторная и сенсорная, что обусловлено развитием лобных долей головного мозга вплоть до 15-16 лет.

ФА спортсменов рассматривается как фактор достижения высо­ких спортивных результатов. Показано, что влияние ФА зависит от специфики вида спорта. В зависимости от вида спорта ФА является либо положительным, либо отрицательным фактором. Под влиянием спортивной деятельности ФА может усиливаться (например, теннис, волейбол, единоборства, стрелковые виды и др.) или, наоборот, сгла­живаться (циклические виды спорта, прыжки в воду, прыжки на бату­те и др.)

Индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) — это присущее кон­кретному человеку (спортсмену) сочетание моторной, сенсорной и психической асимметрий. Он может быть односторонним (правосто­ронним или левосторонним) и смешанным. У большинства людей от­мечена правосторонняя асимметрия рук, ног, зрения (по прицельной способности) и слуха и левосторонняя асимметрия функций осяза­ния, обоняния и вкуса.

В целом ФА спортсменов изучается в рамках проблемы реализа­ции индивидуального подхода в учебно-тренировочном процессе, фор-

Тема 3 подготовлена кандидатом психологических наук, доцентом Е. Е. Хватской.


Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии 55

мирования индивидуального стиля деятельности и спортивной ори­ентации и отбора.

Практическое освоение данной темы студентами включает зада­ния на исследование моторной, сенсорной асимметрии, психической асимметрии, определение ИПА рассчитано на 4 ча







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.