|
Экспериментально-психологические методики.Особую среди них популярность получили такие методики, как «Кубики Кооса», «Исключение предметов», определение последовательности событий, «Опосредованное запоминание» (по А.Н. Леон-тьеву), «Метод пиктограммы» и др. Многие из этих методик имеют модифицированные варианты для обследования испытуемых разных возрастных групп. Разработаны адаптированные варианты методики для лиц с нарушениями зрения, слуха. Экспериментально-психологические методики являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности. С помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающий возможность судить о многих различных особенностях психики. Например, метод «пиктограммы» позволяет делать выводы об уровне развития памяти, абстрактного мышления, о личностно-психологических особенностях ребенка. Методик, направленных на изучение только одного процесса, в аре-нале средств практической психологии не так много. Это необходимо учитывать при подборе заданий для обследования ребенка. Важным условием применения экспериментально - психологических методик является оказание дозированной помощи во время проведения обследования. Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я. Рубинштейн (1989) и И.Ю.Левченко (2003, 2004). К ним относится: - простое переспрашивание, просьба повторить то или иное слово, что привлекает внимание ребенка к сказанному или к с/деланному; - выражение одобрения и стимуляция дальнейших действий, например, репликами: «Хорошо», «А дальше?»; - вопросы о том, почему испытуемый выполнил то или иное действие; - наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора; - подсказ, совет действовать тем или иным способом;
- демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить его; - обучение тому, как надо выполнять задание. Выбор адекватных способов помощи является одним из трудных разделов психолого-педагогического обследования. Общие правила, которыми при этом следует руководствоваться, состоят в следующем: - сначала следует выяснить, не окажутся ли эффективными относительно простые варианты помощи, и лишь затем перейти к демонстрации действий и обучению; - экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и многословным в общении с обследуемым; его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано; - каждый акт помощи, так же, как ответные действия ребенка, должен быть внесен в протокол. Основные экспериментально - психологические методики описаны С.Я. Рубинштейн в ее работе «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике» (1989). II. 5 Примерная карта-схема психолого-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностями развития, поступающего в учреждение общего образования I. Общие данные.
Ф.И. ребенка______________ Посещает ДОУ № / школу №_____________________
Характер протекания родов___________________________ Состояние ребенка при рождении____________________________ Особенности развития в раннем возрасте._____________________________________________ начал держать головку_________________сидеть_______________стоять___________________ходить_______________ Речевое развитие гуление______________________________________ лепет___________________________________________ появление первых слов_________________________________ (указать возраст) Как проходило развитие речи (нормально, быстро, задержка формирования речи и др.)_____________________ Перенесенные заболевания и травмы в раннем возрасте (до 3-х лет)_________________________ в последующие годы____________________________________ в) Условия развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте (ребенок воспитывался дома_________ в детском саду____________________________________ Семейный анамнез (заболевания / нарушения развития у родственников 1-2 поколения) /да, нет/ _________ Отмечаемые у них нарушения _____________________
II. Анамнестические сведения а) Сведения о семье Характеристика семьи (полная, неполная)__________________ мать_____________________________________________________ (Ф.И.О., год рождения, образование, место работы, профессия) отец___________________________________________________ (те же сведения) другие члены семьи__________________________________________________ Материально-бытовые условия_ г) Сведения о состоянии здоровья ребенка по данным медицинских обследований________________________ Состояние зрения___________________________________ слуха_________________________________________________ опорно-двигательного аппарата______________________ Физическое развитие ребенка_______________________ Неврологический статус____________________________
операционная стороны предметно-пракшчсскоь и интеллекту- альной деятельности ребенка. При анализе организационной стороны деятельности анализи руется следующее: - может ли ребенок ставить цель действия и удерживать ее; - планирует ли он свою деятельность; - контролирует ли он ее; - правильно ли оценивает свою деятельность и ее результаты; - способен ли ребенок осуществить перенос умений с ранее усвоенных на вновь осваиваемые способы решения задач; - может ли обследуемый варьировать приемы решения познавательных задач, проявлять гибкость и самостоятельность при их решении; - насколько ребенок способен проявить настойчивость и умственное напряжение при встречающихся трудностях и неудачах; - какую (по характеру, объему) помощь и каким образом использует обследуемый ребенок. При анализе исполнительной (операционной) стороны психической деятельности особое внимание уделяется состоянию операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации * абстрагирования. Все формулируемые выводы иллюстрируются соответствующими примерами. В заключении должны быть отражены следующие моменты: - каковы содержание и структура нарушения развития: какие проявления (признаки) нарушения являются первичными, какие вторичное нарушения возникли вследствие первичного дефекта; - какова взаимосвязь в развитии высших психических функций ребенка, в первую очередь - мышления и речи; - соответствует ли уровень интеллектуального и речевого развития ребенка возрастным нормам; - каков уровень жизненного опыта (знаний, представлений Я практических навыков) к моменту обследования; - какова степень обучаемости ребенка; - как проявляется воздействие интеллектуального И речевого развития ребенка на формирование его личности. 4. Резюме наиболее важных данных. Формулирование практических рекомендаций для родителей ребенка и педагогов данного образовательного учреждения. Методические рекомендации к составлению психологического заключения Психологическое заключение является логическим завершением анализа результатов психологического обследования ребенка. Психо-10ГИческое заключение всегда строго «индивидуально» и включает в себя феноменологическое описание индивидуально-психологических особенностей испытуемого, выявленных в процессе обследования. Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психолог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения проверочных заданий, обсуждает их с другими специалистами и приходит к определенным выводам об уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка и о признаках своеобразия в его развитии, а также решает вопрос о характере необходимой коррекционной помощи. После этого психолог оформляет полученные результаты в виде письменного заключения. Условно все психологическое заключение может быть подразделено на четыре части. В первой части психолог дает описательную характеристику эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка в процессе обследования. Во второй - характеризует деятельность ребенка, в третьей - описывает качественное своеобразие исследуемых психических функций и состояние моторики. При этом обязательно следует указывать способы выполнения проверочных тестовых заданий и качественную специфику познавательных процессов. В заключительной части психолог должен определить психологический диагноз состояния познавательной деятельности и личностной сферы ребенка. Психологический диагноз - это вывод о результатах проведенного исследования. Психологический диагноз является отправной точкой для последующей коррекционно-развивающей работы с ребенком. В связи с этим психологический диагноз представляет собой иерархически организованную последовательность психологических составляющих (от ведущего нарушения к Связанным с ним вторичным и сопутствующим нарушениям). Целостная картина психологического портрета ребенка должна завершаться указанием на сохранные функции - «сильные» звенья, позволяющие компенсировать негативные качества и личностные проявления. В своей завершающей части психологаческое заключение должщ| содержать рекомендации, которые содержат обоснование последов», тельности включения в работу с ребенком тех или иных специали- стов по психокоррекционной работе (психоневролога, психолога общего профиля, коррекционного педагога и т.д.). Психологическое заключение пишется в свободной форме; тем не менее при его написании следует соблюдать определенные правила. Обычно заключение состоит из нескольких относительно самостоятельных частей. В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время обследования. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта и взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, замечание, успех или неудачу; особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, виды необходимой помо» щи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения действий, характер речевых высказываний, способность ребенка рассказать о своих действиях и объяснить их. Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения познавательной деятельности ребенка. Содержание этого раздела зависит от задач исследования, от того, какие психические функции и процессы изучались в каждом конкретном, случае. В третьей части заключения делается вывод о структур*) нарушения познавательной деятельности. При этом отмечают-ся не только выявленные нарушения, но и сохранные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющий прогноз его дальнейшего развития. Далее приводятся реко- мендации организации и содержанию психолог- педагогической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогической работы с ним. Эти рекомендации адресованы педагогам образовательного учреждения и родителям. Текст заключения должен содержать указания на возраст обследуемого, дату обследования и оформления заключения, подпись психолога.
II. 6 Содержание педагогической характеристики ребенка, имеющего отклонения в развитии* Педагогическая характеристика - документ, отражающий сведение и успеваемость учащихся, интересы и склонности к отдельным видам занятий, физическое и умственное развитие данного ребенка, дисциплинированность, некоторые его лично--тные черты (черты характера, коммуникабельность и др.). В педагогической характеристике детей с ограниченными возможностями развития находят отражение не только особенности познавательного и личностного развития ребенка, обуслов-1енные тем или иным нарушением, но и положительные стороны его личности, его возможности. Отмечаются изменения в общем развитии и поведении ребенка, происходящие под влиянием вос-питания и обучения, а также успехи в овладении знаниями и навыками. В специальной школе (детском саду компенсирующего вида) педагогическую характеристику составляет педагог-дефектолог (воспитатель коррекционной группы) на основе изучения каждого ребенка в процессе обучения и воспитания. При составлении педагогической характеристики ребенка с проблемами в развитии в конце учебного года или при переходе в другую школу (ДОУ) следует указывать, как выполняются важнейшие задачи коррекционного обучения и воспитания: преодоление и компенсацию нарушений психофизического развития, подготовка ребенка, посещающего ДОУ, к обучению в школе; подготовка учащегося к общественно полезной профессиональной деятельности. При составлении педагогической характеристики педагог Должен использовать все данные, полученные при изучении детей: записи наблюдений, результаты анализа письменных работ, Рисунков; сведения, полученные от родителей и других членов семьи ребенка. В педагогической характеристике должны найти отражение не только недочеты и недостатки, свойственные ребенку с проблемами в развитии, но и его положительные качест-ва - то, на что педагог может опираться в учебно-воспитательной Работе. *Рекомендовано Институтом коррекционной педагогики РАО для работников образовательных учреждений общего вида, а также сотрудников ПМПк (конселиумов).
II. 8 Примерная схема педагогической характеристики ребенка-выпускника детского дошкольного учреждения В педагогическую) характеристику ребенка, имеющего отклонения в развитии, необходимо включать конкретные факты характеризующие особенности личности ребенка, а именно: • сведения о развитии и воспитании ребенка до поступления $ школу (ДОУ); • наиболее важные медицинские показания; • данные, характеризующие особенности развития речи ребен ка; • формирование основных психических процессов и функци} (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и др.); «данные об успеваемости учащегося (об успешности усвоения знаний, умений и навыков по программе воспитания и обучения в ДОУ); о об отношении ребенка к учебным занятиям, к педагогу, учебному коллективу (другим детям); ® сведения об отношении к занятиям по труду, общественным поручениям; •э данные, характеризующие дисциплинированность и поведение ребенка, соблюдение им правил поведения в коллективе; данные, показывающие динамику развития ребенка под направляющим воздействием педагогов образовательного учреждения, процесса коррекционного обучения и воспитания.» В характеристике следует отразить достигнутые результаты обучения, те изменения, которые произошли в поведении ребенка в процессе овладения знаниями и навыками. Необходимо также определить задачи дальнейшей учебно-воспитательной работы. Дополнительные сведения. • В школе для неслышащих или слабослышащих и поздно-оглохших (в коррекциснном детском саду того же профиля) педагогическая характеристика должна содержать подробные свС' дения о развитии всех сторон речи ребенка; • в учебном заведении для незрячих (слепых) - данные о развй' тии пространственных представлений и навыков пространстве^' ной ориентировки; • в специальной школе для детей с нарушениями интеллекту ального развития - данные о сдвигах в познавательном развитй'1 и в овладении детьми предметно-практической деятельностью.
МДОУ №__ ___________ округа / р-на г.________________ Дата составления характеристики ________ _____________ I. Сведения о ребенке и о его семье Фамилия, имя ребенка _____________________ Дата и год рождения _____________________
Состояние здоровья______________________ _______________________________________________ Сформированность психологическихи психофизиологических предпосылок к учебной деятельности___________________________ __________________________________________________________ Социальная и психолого-педагогическая готовность к школьному обучению_______________________________________________
II. Сведения об условиях жизни и особенностях развития ребенка в раннем возрасте___________________________________ III. Уровень готовности ребенка к школьному обучению
Общее педагогическое заключение об уровне ]иювносш к обучению в школе (хороший, средний, недостаточный, низкий) Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|