Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ





С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Дневное отделение - 2 ч.; очно-заочное отделение - 1 ч. Учебные вопросы.

1. Организация, методы и содержание психолого-педагогичес­кого обследования детей с отклонениями в развитии.

2. Педагогическое изучение детей с нерезко (слабо) выраженны­ми нарушениями развития в условиях образовательных учрежде­ний общего типа.

3. Педагогическая характеристика ребенка с нарушением в раз­витии, ее основное содержание.

4. Методы и приемы выявления детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии среди детей, поступающих в дошколь­ные и школьные общеобразовательные учреждения.

Методические рекомендации к проведению занятия

Разбор содержания первого вопроса проводится с учетом имеющихся у студентов знаний по теме: «Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного (младшего школьного) воз­раста, его задачи, используемые методы и приемы» (учебный материал дисциплин: «Педагогическая психология», «Методы психологический диагностики» и др.). В связи с этим главное внимание обращается на специфику психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии (особенности ор­ганизации и значение подготовительного этапаобследования, выбор программы обследования с учетом характера отмечаемого нарушения развития и др.). Отдельно рассматриваются вопросы: а) о принципах психолого-педагогического изучения онтогенети­ческого развития детей (комплексный подход, системность, ди­агностическая направленность, дифференциация и индивидуали­зация программы обследования и др.), б) о методических требо­ваниях к организации и содержанию обследования детей с нару­шениями развития (дифференцированный подход к проведению обследования с учетом возрастных особенностей детей, харак­тера и степени выраженности отмечаемого дефекта, особен­ностей познавательного развития разных категорий детей с ог­раниченными возможностями, отмечаемого недоразвития речи и коммуникативных способностей; вариативность методических приемов исследования и др.). [Практическая часть пособия, с. 64--75.] Студенты знакомятся с обобщенной схемой обследования, используемой для анализа и систематизации полученных данных психолого-педагогического изучения детей, с программами пси­холого-педагогического обследования, разработанными в отече­ственной специальной педагогике и психологии. (Практическая часть пособия, с. 85, 101-116.)



Основное внимание на занятии уделяется вопросу об органи­зации и содержании педагогического изучениядетей с отклоне­ниями в развитии, так как этот вопрос имеет непосредственное отношение к практической деятельности педагогов системы школьного обучения и дошкольного воспитания. Преподаватель знакомит студентов с задачами, содержанием и основными раз­делами педагогического изучения детей (Методическая часть, с.с. 76-78). Рекомендуется обсуждение материалов литературных источников по данной теме (с.21, №№ 1,2,4-7 и др.), а также ре­феративных докладов-сообщений студентов, выполненных по указанным литературным источникам.

Затем студенты знакомятся с примерным содержанием пе­дагогических характеристик детей школьного и старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии (Методическая часть пособия, с.73-76). Преподаватель подробно раскрывает содержание каждого раздела педагогической характеристики, указывая, что ее общее содержание может варьироваться с уче­том характера и особенностей отмечаемого дефекта развития. Обсуждается также вопрос о назначении психолого-педагоги­ческой характеристики, ее использовании в практике работы пе­дагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений.

Четвертый вопрос занятия рассматривается в плане изложе­ния основных мероприятий по выявлению детей с отклонениями в развитии среди поступающих в образовательные учреждения об­щего вида, а также находящихся в массовых ДОУ с ясельного воз­раста. Эти мероприятия проводятся в основном работниками ме­дицинских учреждений в ходе диспансеризации детского населе­ния (см. Приложение 7, с.с. 313-317), а также сотрудниками пси­холого-медико-педагогических комиссий и консультаций (ПМПК). Выделение данного вопроса является целесообразным в связи с тем, что педагогическим работникам ДОУ и массовой школы регулярно приходится принимать участие как в организа­ции диспансерных осмотров детей, проводимых в образователь­ных учреждениях, так и в мероприятиях по комплектованию этих учреждений. Необходимо обратить внимание студентов на важ­ность и вместе с тем сложность ранней диагностики слабовыра­женных отклонений в развитии, в том числе у детей, поступающих в школу, а тем более, - в младшие возрастные группы детских дошкольных учреждений. Нередко отставание или отклонение в развитии наиболее отчетливо проявляется в старшем дошкольном или даже в младшем школьном возрасте. Большую помощь меди­цинским работникам и педагогам-дефектологам в своевременном выявлении у детей отклонений в развитии могут оказать педагоги и психологи общеобразовательной школы или ДОУ.

Практические заданиядля студентов по изучаемой теме.*

1. Провести педагогическое изучение ребенка, имеющего от­клонение или отставание в развитии, используя схему психоло­го-педагогического исследования (Практическая часть пособия, с. 86).

2. Составить педагогическую характеристику ребенка, имеюще­го отклонения в психофизическом развитии. (Студентами ис­пользуются образцы составления такой характеристики.)

3. Выполнить практическое задание по изучению детей с выяв­ленными отклонениями в развитии, посещающих ДОУ или шко­лу общего типа, и обобщить полученные данные по предлагае­мой схеме. (Методическая часть пособия, с. 93-97).

Выполненные студентами задания разбираются и обсуждают­ся в ходе последующих практических занятий, в частности, по темам 3, 5, 6, 8 и 9.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ

1. Венгер Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. — М., 1978.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М., 1973.

3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 2002.

4. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М., 2001.

5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М., 2005.

6. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обуче­нии. - М., 1993.

7. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова и Г.В. Воробьева.-М., 1979.

Тема 4. ДЕТИ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (НАРУШЕНИЯСЛУХА И ЗРЕНИЯ)

Дневное отделение - 2 (4) ч.; очно-заочное отделение - 1 (2) ч.

Занятие 1-е. Учебные вопросы.

1. Контингент детей с нерезко выраженными нарушениями слу­ха и зрения в дошкольных и школьных образовательных учреж­дениях общего типа.

2. Возможности и условия обучения детей с сенсорными нару­шениями в образовательных учреждениях общего вида.

3. Психолого-педагогическое обследование детей с сенсорными нарушениями. (Задачи, основные разделы, специфические осо­бенности обследования детей данной категории.)

4. Приемы обследования состояния слуха у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

5. Обследование состояния зрительных функций у детей.

Методические рекомендации к проведению занятия

В ходе обсуждения первого вопроса преподаватель дает краткую характеристику детей с сенсорными нарушениями, ко­торые могут посещать образовательные учреждения общего типа (слабослышащиедети с легкой и умеренной степенью тугоухо-сти при отсутствии выраженного недоразвития речи; слабови­дящиедети, у которых острота зрения составляет 0,2 - 0,4, при отсутствии нарушения других зрительных функций: цветовос-приятия, объема зрения, зрительной работоспособности и др.). Специальное внимание обращается на то, при каких условиях дети с нерезко выраженными нарушениями слуха и зрения могут воспитываться и обучаться в ДОУ и школе общего типа (отсутст­вие выраженных сопутствующих или вторичных отклонений со стороны двигательной, нервно-психической и эмоционально-волевой сферы; достаточный уровень речевого, познавательного и интеллектуального развития и др.). Подчеркивается, что эти дети могут находиться в ДОУ /школе/ общего вида только при наличии соответствующих медицинских заключений врача-психоневролога и других врачей специального профиля (офталь­молога, отоларинголога или сурдолога).

В ходе изучения второго вопроса преподаватель знакомит сту­дентов с программами психолого-педагогического обследования и педагогического изучения детей с нарушениями слуха и зрения, с примерными образцами педагогических характеристик детей с сенсорными нарушениями (Практическая часть пособия, с. 128). Особое внимание уделяется особенностям организации и методов психолого-педагогического обследования детей данной категории (выбор методик и тестовых заданий для обследования, особенно­сти взаимодействия обследующего с ребенком, испытывающим стойкие затруднения в общении с окружающими, в том числе приемы установления контакта и др., критерии оценки выполне­ния некоторых заданий и т.д.). [Методическая часть, с. 66-73 и др.]

Обсуждается вопрос о содержании и организации первично­го обследования состояния слуха у детей; студенты знакомятся с доступными приемами выявления нарушений слуха у детей до­школьного и младшего школьного возраста (с. 27, №№ 6, 9).

 


 


При подготовке к занятию студенты работают с соответст­вующей специальной литературой по данному вопросу (с. 27); некоторые из них выступают на самом занятии с докладами-сообщениями соответствующей тематики.* К следующему заня­тию нескольким студентам предлагается выполнить практиче­ское задание по обследованию состояния слуха у детей (в дет­ском саду общего или компенсирующего типа, в общеобразова­тельной школе). Студенты дневного отделения могут выполнить это задание в период прохождения педагогической практики.

В конце занятия преподаватель кратко знакомит студентов с организацией и основными приемами обследования состояния зрительных функций у детей (объем, острота зрения, сохранность цветовосприятия). Используется демонстрация таблиц для обсле­дования остроты зрения и цветовосприятия, а также кино- и ви­деоматериалы соответствующей тематики.

Для правильной интерпретации полученных данных обсле­дования педагогам необходимо основываться на классификации нарушений слуха и зрения у детей (в частности, классификации тугоухости Б.Ю.Преображенского; определении слабовидения и слепоты в зависимости от степени снижения остроты зрения и др.). При этом еще раз уточняется, какие дети с нарушениями слуха и зрения могут находиться в ДОУ и школе общего типа, а кого необходимо направлять через психолого-медико-педагоги­ческие комиссии в специальные учебно-воспитательные учреж­дения.

 

Занятие 2-е. Учебные вопросы.

1. Организационные мероприятия, проводимые с детьми, имею­щими нарушения слуха и зрения, в образовательном учреждении общего типа.

2. Осуществление индивидуального педагогического подхода к детям с сенсорными нарушениями в условиях ДОУ и школы об­щего типа.

3. Организация и содержание коррекционно-педагогического процесса в специальных учреждениях. Разбор выполнения прак­тических заданий.

4 Основные мероприятия по профилактике нарушений слуха и зрения у детей. Роль педагогов общеобразовательных учрежде­ний в осуществлении этих мероприятий.

Методические рекомендации к проведению занятия

В начале занятия обсуждается вопрос об основных меро­приятиях, которые проводятся педагогическими работниками ДОУ и школы в отношении детей с нерезко выраженными нару­шениями слуха и зрения при их поступлении в данное образова­тельное учреждение (мероприятиях, проводимых в течение каж­дого учебного года, при переводе из одной возрастной группы или класса в другие, а также по завершении обучения). Обраща­ется внимание на важность тщательного изучения анамнестиче­ских данных, данных клинического и психолого-педагогического обследования детей в ПМПК (КДЦ), необходимость углубленно­го психолого-педагогического изучения детей с сенсорными на­рушениями в детском саду и школе общего вида в целях индиви­дуального планирования степени и форм участия ребенка в учеб­ных и игровых занятиях, осуществления индивидуального под­хода к ребенку с учетом отмечаемых первичных и вторичных отклонений в развитии. Указывается на необходимость постоян­ного медико-психолого-педагогического контроля за состоянием здоровья, общим психофизическим статусом, а также состоянием слуховой и зрительной функций. Медицинский контроль, лечеб­но-оздоровительные мероприятия, диспансерное наблюдение за детьми с сенсорными нарушениями осуществляется медицин­скими работниками детских учреждений (врач-педиатр, средний медицинский персонал) и специалистами детской поликлиники (отоларингологом, сурдологом, офтальмологом), где дети с ука­занными нарушениями состоят на диспансерном учете. [См. При­ложение 8, с.314.] Педагогические работники школы и ДОУ должны активно участвовать в осуществлении контроля за про­хождением детьми с сенсорными нарушениями регулярных спе­циальных обследований (офтальмологического, отоларингологи­ческого), проводимых в образовательных и медицинских учреж­дениях.

Предметом обсуждения второго учебного вопроса являются основные приемы и особенности индивидуального подхода к де­тям с нарушениями слуха и зрения в условиях школы или ДОУ

При подготовке к занятию студенты работают с соответст­вующей специальной литературой по данному вопросу (с. 27); некоторые из них выступают на самом занятии с докладами-сообщениями соответствующей тематики.* К следующему заня­тию нескольким студентам предлагается выполнить практиче­ское задание по обследованию состояния слуха у детей (в дет­ском саду общего или компенсирующего типа, в общеобразова­тельной школе). Студенты дневного отделения могут выполнить это задание в период прохождения педагогической практики.

В конце занятия преподаватель кратко знакомит студентов с организацией и основными приемами обследования состояния зрительных функций у детей (объем, острота зрения, сохранность цветовосприятия). Используется демонстрация таблиц для обсле­дования остроты зрения и цветовосприятия, а также кино- и ви­деоматериалы соответствующей тематики.

Для правильной интерпретации полученных данных обсле­дования педагогам необходимо основываться на классификации нарушений слуха и зрения у детей (в частности, классификации тугоухости Б.Ю.Преображенского; определении слабовидения и слепоты в зависимости от степени снижения остроты зрения и др.). При этом еще раз уточняется, какие дети с нарушениями слуха и зрения могут находиться в ДОУ и школе общего типа, а кого необходимо направлять через психолого-медико-педагоги­ческие комиссии в специальные учебно-воспитательные учреж­дения.

Занятие 2-е. Учебные вопросы.

1. Организационные мероприятия, проводимые с детьми, имею­щими нарушения слуха и зрения, в образовательном учреждении общего типа.

2. Осуществление индивидуального педагогического подхода к детям с сенсорными нарушениями в условиях ДОУ и школы об­щего типа.

3. Организация и содержание коррекционно-педагогического процесса в специальных учреждениях. Разбор выполнения прак­тических заданий.

4 Основные мероприятия по профилактике нарушений слуха и зрения у детей. Роль педагогов общеобразовательных учрежде­ний в осуществлении этих мероприятий.

Методические рекомендации к проведению занятия

В начале занятия обсуждается вопрос об основных меро­приятиях, которые проводятся педагогическими работниками ДОУ и школы в отношении детей с нерезко выраженными нару­шениями слуха и зрения при их поступлении в данное образова­тельное учреждение (мероприятиях, проводимых в течение каж­дого учебного года, при переводе из одной возрастной группы или класса в другие, а также по завершении обучения). Обраща­ется внимание на важность тщательного изучения анамнестиче­ских данных, данных клинического и психолого-педагогического обследования детей в ПМПК (КДЦ), необходимость углубленно­го психолого-педагогического изучения детей с сенсорными на­рушениями в детском саду и школе общего вида в целях индиви­дуального планирования степени и форм участия ребенка в учеб­ных и игровых занятиях, осуществления индивидуального под­хода к ребенку с учетом отмечаемых первичных и вторичных отклонений в развитии. Указывается на необходимость постоян­ного медико-психолого-педагогического контроля за состоянием здоровья, общим психофизическим статусом, а также состоянием слуховой и зрительной функций. Медицинский контроль, лечеб­но-оздоровительные мероприятия, диспансерное наблюдение за детьми с сенсорными нарушениями осуществляется медицин­скими работниками детских учреждений (врач-педиатр, средний медицинский персонал) и специалистами детской поликлиники (отоларингологом, сурдологом, офтальмологом), где дети с ука­занными нарушениями состоят на диспансерном учете. [См. При­ложение 8, с.314.] Педагогические работники школы и ДОУ должны активно участвовать в осуществлении контроля за про­хождением детьми с сенсорными нарушениями регулярных спе­циальных обследований (офтальмологического, отоларингологи­ческого), проводимых в образовательных и медицинских учреж­дениях.

Предметом обсуждения второго учебного вопроса являются основные приемы и особенности индивидуального подхода к де­тям с нарушениями слуха и зрения в условиях школы или ДОУ общего тина (на учебных занятиях, во время игровой и предмет­но-практической деятельности, при проведении режимных мо­ментов). Обращается также внимание на использование (в случае необходимости) индивидуальных технических средств коррекции (слуховые аппараты для детей, имеющих значительную степень тугоухости, специальные корригирующие очки - для слабовидя­щих детей и др.). Студенты используют при изучении этих во­просов методические рекомендации по индивидуальному подхо­ду к детям с сенсорными нарушениями, приводимые в специаль­ной педагогической и медицинской литературе (с.27, №№ 1-6, 8; Методическая часть пособия, с.131-135).

Затем под руководством преподавателя проводится обсуж­дение рефератов (сообщений) и материалов лекционного курса по вопросу «Организация и содержание коррекционного обуче­ния и воспитания детей с сенсорными нарушениями». Повторя­ются и уточняются сведения о системе и структуре специальных образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха (специальные школы 1 и 2-го вида, детские сады компенсирую­щего типа), для детей, имекчаих расстройства зрения (специ­альные /коррекционные/ учреждения 3 и 4-го вида), о специфике образовательных и коррекционно-развивающих программ обуче­ния и воспитания детей с сенсорными нарушениями. Затрагива­ются, в частности, вопросы о развитии остаточного слухового восприятия, формировании словесной речи и вербального обще­ния у неслышащих и слабослышащих детей, использовании в процессе обучения различных коммуникационных технологий: мимико-жестикуляционной, билингвистической, тотальной ком­муникации (применительно к особенностям педагогической ра­боты с детьми с нарушениями слуха); о роли тактильного вос­приятия и ручного праксиса в обеспечении полноценного позна­вательного развития незрячих детей, обеспечении минимально достаточного зрительного восприятия и особом режиме зритель­ных нагрузок в работе со слабовидящими детьми и др. (Прило­жение 2, с.с. 276-277 и др.).

На втором занятии проводится также разбор выполненных студентами практических заданий по педагогическому изучению и психолого-педагогическому обследованию детей с нарушения­ми слуха и зрения и составлению педагогических характеристик детей с сенсорными нарушениями. Преподаватель вместе со сту­дентами проводит анализ и дает оценку выполненных заданий.

При необходимости студентам (на основе проведенного анализа) даются соответствующие рекомендации к выполнению после­дующих заданий (е.21, задания 2,3).

Завершает изучение темы вопрос об основных мерах профи­лактики нарушений слуха и зрения у детей, посещающих образо­вательные учреждения общего типа. Примерный перечень основ­ных профилактических мероприятий, связанных с организацией жизни и деятельности детей в общеобразовательном учреждении, проведением учебных занятий, приведен в Практической части пособия (с. 136-139). Особое внимание при рассмотрении данно­го вопроса уделяется роли педагога детского образовательного учреждения в осуществлении этих мероприятий.

Примечания. При работе со студентами дневного отделения на рассмотрение двух последних вопросов темы может отводиться дополнительное время (3 и 4-й учебные часы).

При обсуждении последнего вопроса используется материал других учебных курсов (Анатомия и возрастная физиология, Ос­новы педиатрии, Основы медицинских знаний и др.). Рекомендуется подготовить к данному занятию доклад-сообщение одного-двух студентов по изучаемым вопросам с ис­пользованием соответствующих литературных источников (№№ 1,2,4,7).

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ

1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. -М., 1987.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.,

3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу "Коррекци-онная педагогика и специальная психология" / Сост. Н.Д. Соколова Л.В. Калинникова. - М., 2001. Гл. 5,6.

4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М., 2001.

5. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. - М 1973 <э. 6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М., 2000.

7. Неиман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и

8. обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях / Сост. М.И.Земцова и др. - М., 1978. М

9. Филичева Т. Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989. Гл. XI.

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.