Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность и компоненты музыкального восприятия





Мы знаем, что познание человеком окружающего мира происходит при помощи познавательных действий, которые приводят к возникновению психи­ческих явлений, эти действия относятся к разным познавательным психическим процессам: восприятию, мышлению, воображению, памяти. Познавательные процессы различаются между собой в зависимости от того, какие психические явления возникают при их помощи, что и как эти психические явления отража­ют.

«Каждый из познавательных процессов обеспечивает определенную сто­рону познания человеком окружающего мира. Восприятие доставляет первона­чальные сведения о предметах, явлениях действительности, их разнообразных внешних качествах, создает их образы. Память сохраняет эти образы и дает возможность дальнейшей работы над ними. Эта дальнейшая работа совершает­ся при помощи мышления и воображения, которые анализируют то, что, полу­чено в восприятии и сохранено памятью, открывают за внешними качествами вещей их внутренние, скрытые свойства и отношения, выводят законы, опреде­ляющие разные стороны действительности, строят новые образы, позволяющие изменять и преобразовывать действительность. И снова результаты работы мышления и воображения берутся на сохранение памятью, что позволяет ис­пользовать их для дальнейшего познания» [13, 162].

Но отдельный человек (если не говорить о младенце) никогда не начинает познавать мир заново, с нуля. Его познание включает использование как лично­го опыта, полученного раньше, так и опыта всего человечества, который усваи­вается им в виде знаний. Поэтому у него нет необходимости каждый раз прохо­дить все ступени познания.

Так что же такое восприятие? Восприятием называется отражение предме­тов и явлений действительности в момент их воздействия на наши органы чувств.

Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нерв­ные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воз­действии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние при этом выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложный анализ и синтез этих комплексных раздражений. И. П. Павлов пишет об этом: «В гармонии с беспрерывно и много­образно колеблющейся природой, агенты в качестве условных раздражителей то выделялись полушариями для организма в виде крайне мелких элементов (анализировались), то сливались в многообразные комплексы (синтезирова­лись)» Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона, на его ос­нове все свойства объекта восприятия объединяются в целостный образ.

По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток. Для осмысленного восприятия речи, то есть ее понимания, не­обходимо расчленить речь на отдельные фразы, слова с их значениями. Значит, при восприятии речи одновременно с анализом имеет место и синтез, благодаря чему мы воспринимаем не отдельные, разрозненные звуки, а слова и фразы. В основе синтеза лежит установление временных нервных связей.

Временные нервные связи, лежащие в основе восприятия, складываются на основе объективных связей свойств предметов или явлений внешнего мира. Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем в воспри­ятии и такие свойства предметов или явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес). Поэтому в восприятии мы глубже познаем мир, чем в ощущениях.

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечи­вающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

«Восприятие тесно связано с оживлением следов прошлого опыта: сличе­нием доходящей до субъекта информации с ранее сложившимися представле­ниями; сравниванием с ними актуальных воздействий; выделением существен­ных признаков; созданием гипотез о предполагаемом значении доходящей до него информации; синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы «принятием решения» о том, к какой категории относится воспринимаемый предмет. Иначе говоря, воспринимаемая (перцептивная) деятельность субъекта близка к процессам наглядного мышления, причем эта близость тем нагляднее, чем новее и сложнее воспринимаемый объект» [44, 219].

Естественно поэтому, что воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределами одной модальности, но складывается в совместной работе нескольких органов чувств (анализаторов), результатом которой явля­ются представления, сформировавшиеся у субъекта. Важно и то, что воспри­ятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захва­тывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь. Человек не просто смотрит на предметы и пассивно реагирует на их признаки. Выделяя и объединяя наиболее существенные из них, он всегда обозначает воспринимае­мые предметы словом, тем самым глубже познавая их свойства, и относит их к определенным категориям.

Основные свойствавосприятия – его предметность, целостность, струк­турность, осмысленность и константность.

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объектива­ции, то есть в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому ми­ру. Предметность выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. И. М. Сеченов говорил, что предметность форми­руется на основе процессов, в конечном счете, всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши вос­приятия не обладали бы качеством предметности, то есть отнесенности к объ­ектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, вос­приятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения зна­ний об отдельных свойствах и качествах предмета, полученных в виде различ­ных ощущений. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между со­бой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на чело­века непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее но­ты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, то есть воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания – в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

Константностью восприятия называется относительное постоянство неко­торых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству кон­стантности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно по­стоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Действительным источником константности восприятия являются актив­ные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство перцептивного об­раза относительно изменчивых условий, а так же движений самого рецепторно­го аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что вос­приятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, об­ладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определённое смысловое значение.

Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Созна­тельно воспринимать предмет – значит мысленно назвать его, то есть отнести к определённой группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомо­го предмета мы пытаемся установить в нём сходство со знакомыми.

Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздейст­вующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучше­го толкования имеющихся данных.

В основе классификации восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, ка­кой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зритель­ные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые вос­приятия.

Обычно восприятие – результат взаимодействия ряда анализаторов. Двига­тельные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах воспри­ятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях так же участвует двигательный анализатор. Различ­ные виды восприятия редко встречаются в чистом виде; обычно они комбини­руются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие.

Основой другого типа классификации восприятий являются формы суще­ствования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени, вос­приятие движения.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в воспри­ятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость воспри­ятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его лично­сти, называется апперцепцией.

При предъявлении испытуемым незнакомых фигур уже на первых фазах восприятия они ищут эталоны, к которым можно было бы отнести восприни­маемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Таким образом, при вос­приятии активизируются следы прошлого опыта. Поэтому один и тот же пред­мет может по-разному восприниматься различными людьми.

«Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности; в его процессе участвуют установки, эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Это необходимое ус­ловие ориентировки человека в окружающей среде» [44, 223].

В области музыкального воспитания перед общеобразовательной школой стоит задача большой важности: воспитание средствами музыки эстетических и нравственных чувств учащихся, их музыкального вкуса, любви к музыке, активно-творческого отношения к ней. Школа осуществляет музыкальное воспи­тание, развитие и обучение учащихся, единство и взаимосвязь которых имеет решающее значение для полноценного формирования личности ребенка.

Стержень всех музыкальных занятий – ознакомление с музыкой как частью жизни человека, как средством выражения заветных дум и чаяний народных, средством передачи всего того, что волнует и радует людей. Однако чрезвы­чайно важно, чтобы музыка раскрывалась перед учащимися как особое искус­ство, хотя и связанное с другими, но имеющее свои выразительные возможно­сти, свой особый музыкальный язык. Поэтому в процессе знакомства с теми или иными произведениями учитель постоянно учит детей слушать и слы­шать, обогащает при этом их знания сведениями из музыкальной грамоты, ко­торые помогают углублению эмоций, возникающих под влиянием музыки, ра­боте воображения детей, осознанию ими получаемых впечатлений, расшире­нию их кругозора.

Восприятие – слышание – музыки лежит в основе всех музыкальных заня­тий. Нельзя спеть мелодию, нельзя сочинить ее, не слыша, например, звуковы­сотного и ритмического движения. Но слышать музыку не просто, поскольку содержание любого произведения передается комплексом выразительных средств, в каждом случае своеобразно связанных друг с другом и находящихся в постоянном движении, развитии. Поэтому, необходимо учить слушать музыку.

В музыкально-методической литературе термины «восприятие» и «слуша­ние» музыки нередко фигурируют как идентичные. Конечно, можно специально слушать музыку, прежде всего ту, которую школьники не могут исполнить са­ми (например, оркестровую). Однако цель слушания не сводится просто к зна­комству с таким-то произведением. Проблема слушания-восприятия музыки шире, чем просто слушание. Она охватывает и исполнение, поскольку нельзя хорошо исполнять, если не слышать, что и как исполняется. Слышать музыку значит не только эмоционально непосредственно откликаться на нее, но пони­мать и переживать ее содержание, хранить ее образы в своей памяти, внутренне представлять ее звучание.

Проблема восприятия музыки – одна из наиболее сложных из-за субъек­тивности этого процесса, и, несмотря на значительное количество материалов, освещающих ее (наблюдений, специальных исследований), во многом еще не решена.

Восприятие музыки («музыкальное восприятие») есть частный вид воспри­ятия эстетического, и это особенно важно иметь в виду: воспринимая музыку, человек должен чувствовать ее красоту, различать возвышенное, комическое... т. е. не любое слушание музыки уже есть музыкально-эстетическое восприятие. Молено сказать, что музыкальное восприятие– это способность слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание (музыкальные образы) как художественное единство, как художественно-образное отражение действи­тельности, а не как механическую сумму разных звуков (О.А.Апраксина).

М. Е. Тараканов в докладе на III научной конференции по вопросам разви­тия детского голоса, слуха и музыкального восприятия школьников (1970 г.) вычленил из проблемы восприятия значение подготовленности к нему, опреде­ленного опыта слушателей, степень понимания специфики музыкального язы­ка, структуры музыкального образа. В зависимости от этого он наметил три ос­новных типа слушательской реакции.

Первый тип – полное непонимание. Для него характерно восприятие музы­ки как звукового хаоса, лишенного организующего начала. Такое восприятие часто возникает у слушателя, впервые попавшего на симфонический концерт. Второй тип – обобщенное, мало дифференцированное восприятие, без глубо­кого проникновения во внутреннюю структуру музыки. Такое восприятие предполагает элементарную способность выделять в музыке осмысленные эле­менты. Характерная его черта – «непосредственная эмоциональная реакция». Третий тип – истинное понимание музыки. Оно предполагает осознание ее внутренней структуры, закономерные связи составляющих ее элементов. Ко­нечный результат – восприятие музыкального образа как явления, внутренне осмысленного, гармоничного. Исходя из этого, М. Е. Тараканов делает вывод, что «задача педагога или лектора, сталкивающегося со слабо подготовленной аудиторией, – привить элементарные навыки восприятия музыкальных струк­тур. На этой основе становится возможным и постижение красоты и гармонии художественных образов музыки» [4, 174]

Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Слушатель как бы «вживается» в му­зыкальные образы произведения. Однако почувствовать в музыке настроение – это еще не все, важно осмыслить идею произведения. Строй адекватных мыс­лей и чувств, понимание идеи возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления, которое находится в зависимости от уровня об­щего и музыкального развития.

Восприятие музыкальных образов происходит благодаря своеобразной творческой деятельности слушателя, так как включает его собственный опыт (музыкально-слуховой и жизненный). В результате идея произведения воспри­нимается как нечто сокровенное. Именно поэтому музыковеды утверждают, что слушать музыку так, чтобы слышать ее, – это напряженная работа сердца, ума и особое творчество.

На необходимость развития разных сторон восприятия музыки неодно­кратно обращали внимание музыковеды-практики, непосредственно работав­шие с детской аудиторией. Так, Б. JI. Яворский отмечал, что в основе восприя­тия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как «членораздель­ную речь». Поэтому он рекомендовал стимулировать у детей творческий под­ход к освоению простейших музыкальных форм, способов их построения, средств выразительности. Важным условием развития умения мыслить, по убеждению Б. JL Яворского, является непосредственное эмоциональное вос­приятие. Лишь после него можно переходить к детальному разбору произведе­ний.

Б. В. Асафьев определил сравнение каждого звучащего момента с предше­ствующим как характерную черту музыкального восприятия. Он резко высту­пал против трактовки восприятия только как «созерцательного акта». В связи с этим он сформулировал главную задачу педагога: «...Уметь возбуждать и дис­циплинировать внимание, направляя его на то, что служит одним из основных импульсов музыкального движения: на диалектически развивающийся ход его в сложных формах и на более простые контрастные сопоставления и периоди­ческие чередования в формах несложных... воспитать дремлющий инстинкт формы».

В этом плане Б. В. Асафьев предлагал ряд теперь уже общепризнанных, педагогических приемов: ознакомление путем «живого» исполнения (а не тео­ретического анализа) с понятиями «о тождестве и контрасте, о повторяемости или возвращаемости подобного». Через них – «внедрение в сознание» основных музыкальных форм. При этом он рекомендовал использовать терминологию, доступную и ясную ребенку.

Современный музыковед М. П. Тараканов также считает, что в первую очередь важно привить детям элементарные навыки восприятия музыкальных структур, так как для слушателя, лишенного чувства восприятия формы, не ощущающего ее в данном сочинении, музыка «не оканчивается, а прекращает­ся». Иначе говоря, анализ музыкальных произведений углубляет их эмоцио­нальное восприятие. Вместе с тем Б.М. Теплов писал, что одна из труднейших педагогических задач при развитии восприятия музыки заключается в сохране­нии эмоционального отношения при всевозрастающей сознательности.

Понимание цели музыкального воспитания в творческом развитии ребен­ка, в формировании его интереса и любви к музыке, а не в формальном выучи­вании какого-то количества произведений и затверживании отдельных теорети­ческих сведений было характерно для деятельности В.Н. Шацкой.

В книге «Бодрая жизнь (из опыта детской трудовой колонии)» В.Н. Шац­кая писала: «С самого начала своих занятий музыкой с детьми я искала таких путей, таких приемов, которые дали бы возможность почувствовать радость от переживания музыкальных впечатлений, развить детский вкус и понимание для восприятия музыки и побудить детей таким образом к тому, чтобы они сами пожелали работать, добиваться все более и более серьезного удовлетворения себя... Прежде чем учить детей нотам, счету и прочему хотелось дать им воз­можность почувствовать радость от музыки, надо было поискать таких музы­кальных произведений, которые были бы детям понятны и захватывали их. Не­сомненно, обучение музыкальной грамоте должно было войти в план занятий, но лишь постольку и тогда, когда необходимость этих занятий станет понятной детям, так как она поможет лучше, быстрее учиться и совершеннее исполнять музыку, которая им уже нравится и которая вносит много ценного и хорошего в их жизнь» [37, 12].

Поскольку «проникновение во внутреннюю структуру музыки» – сложный процесс, ему нужно специально учить. Просто слушание музыки, никак не ор­ганизованное, не направленное, мало, что даст человеку – ему нужны различ­ные знания и осознанный опыт восприятия. Все выше сказанное подтверждает важность положенияо необходимости учить воспринимать музыку.








Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.