|
Урок музыки как основная форма развития навыков восприятия музыкиВажнейшей проблемой современности является разработка такой системы школьного образования, которая отвечала бы запросам развитого общества. Именно сейчас закладываются основы школы будущего, ведутся поиски путей наиболее эффективного формирования творческих сил ребенка. Задачей государственного значения стало и музыкальное воспитание подрастающего поколения как важнейшей сферы духовного мира. В области музыкального воспитания перед общеобразовательной школой стоит задача большой важности: воспитать средствами музыки эстетические и нравственные чувства учащихся, их музыкальный вкус, любовь к музыке, активно творческое отношение к ней. В формировании духовного облика нового человека огромная роль принадлежит искусству как важнейшему средству эстетического воспитания. Воспитывать эстетически – это, значит, учить чувствовать, понимать и ценить прекрасное в общественной жизни, в труде, в быту, в отношениях людей, в природе, в искусстве, активно вносить прекрасное в жизнь. Музыка является одним из наиболее важных путей эстетического воспитания средствами искусства. «Уроки музыки, ни в какой мере не отрицая важности хорового пения... равно как и важности изучения музыкальной грамоты, ставят перед собой гораздо более широкую задачу – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры», – говорится в экспериментальной программе по музыке для общеобразовательной школы, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского. Невольно могут возникнуть вопросы, почему же эта достаточно ясно определенная цель далеко не всегда находила (и еще не находит сейчас) своего практического воплощения? Почему уровень осуществления музыкального воспитания в школе за истекшее время, как правило, вызывал серьезную критику? Почему постоянно звучит требование его улучшения? В чем причины наблюдаемого неблагополучия? Обычно при анализе неудовлетворительного состояния музыкального воспитания в школе выдвигаются три причины: 1) несовершенство программы; 2) неразработанность методов; 3) недостаточная подготовка учителя. Для коренного улучшения музыкального воспитания недостаточно устранения какой-либо одной из этих причин, необходим комплексный подход к самому музыкально-воспитательному процессу («программа» – «методы» – «учитель») во взаимосвязи с другими звеньями, составляющими целостное явление. Высказывая некоторые соображения о совершенствовании системы музыкального воспитания, о значении обязательных для всех учащихся уроков музыки, массовых форм музыкального воспитания (музыкальных праздников, лекций-концертов, коллективных посещений оперных, балетных спектаклей и т. п.), о музыке на уроках физкультуры, литературы, истории, важно отметить необходимость того, чтобы все формы музыкального воспитания, которыми располагает та или другая школа, не превращались в не связанные друг с другом мероприятия, а объединялись в действительно целостную систему. «Любая работа только тогда будет иметь положительное значение, когда ее содержание определено основными воспитательными целями. Ни обучение музыкальным навыкам, ни приобретение знаний в музыкальной области не должны рассматриваться как самоцель» [37, 8]. Естественно, что совершенствование системы музыкального воспитания не может проходить вне конкретных общественных условий, поскольку жизнь постоянно выдвигает все новые и новые требования. Отсюда возникает необходимость пересмотра накопленного опыта, выяснения того, что сохранило свою значимость, актуальность, а что должно быть изменено, перестроено, усовершенствовано. Одной из задач является определение того содержания музыкального образования, которое необходимо каждому школьнику. Естественно, что оно не может охватывать весь объем постоянно возрастающих достижений музыкального искусства. Для учащихся должен быть отобран такой круг знаний, навыков, который закладывал бы основы музыкальной культуры, воспитания любви и интереса к подлинно художественной музыке, развития музыкальных способностей, музыкально-эстетического вкуса. Поэтому к содержанию учебного предмета «Музыка» предъявляется комплекс требований: в нем должны быть предусмотрены наиболее ценные, «непреходящие» музыкальные произведения, доступные учащимся, соответствующие определенным ступеням их общего и музыкального развития, обеспечивающие постепенность и последовательность обучения. Но определить конкретное содержание программы по музыке нелегко, особенно при ограниченном времени, которое предоставляет урокам музыки учебный план общеобразовательной школы. Что является действительно самым ценным и в то же время интересным и доступным детям разного школьного возраста в той сокровищнице, которой располагает музыкальное искусство? Можно ли назвать подлинно образованным человеком того, кто не знает творчества виднейших композиторов, отечественных и зарубежных? Каким должен быть объем этих знаний применительно к общеобразовательной школе? Можно ли считать, что учащиеся получат, например, подлинное представление о Чайковском, если узнают лишь несколько пьес из «Детского альбома» и отрывки из балетов и опер? Или их необходимо познакомить и с его романсами, увертюрами, операми? Вопрос о том, какими произведениями, целиком или во фрагментах, следует представлять творческое лицо того или иного композитора, постоянно возникает перед составителями школьной программы. Очевидно, что встать на путь максимального раскрытия творчества каждого включаемого в программу композитора нельзя даже из-за ограниченности школьного времени. Кроме того, как бы ни расширялся список произведений, всегда могут возникнуть вопросы: почему в программу включены те, а не другие произведения, те, а не другие авторы. И не случайно школьные программы по музыке критикуют то за их чрезмерную обширность и потому нереальность выполнения, то за ограниченность, не дающую возможности вооружить учащихся знаниями, необходимыми для правильной ориентировки в разнообразных явлениях современной музыкальной жизни. В чем же может быть выход, если сокровища музыкальной культуры столь обширны, а времени у учителя так мало? По-видимому, только в одном: поскольку школа не может объять необъятное, она должна вооружить учащихся – своих выпускников – таким методом, который давал бы им возможность самостоятельно продолжать образование, развивать творческие способности, формировать свои вкусы и идеалы. Как бы ни шло развитие науки и культуры, получив в школе основу понимания этого развития, человек не окажется беспомощным в оценке его результатов. Он сумеет отделить подлинно прогрессивное от псевдоноваторского, прекрасное – от подделок под него. Школа не может и не должна пытаться научить всему, чем располагает наше общество в области науки, культуры и искусства. Как же практически мы представляем сущность такого метода применительно к музыкальному воспитанию учащихся? Кратко говоря, он заключается в том, чтобы научить понимать специфику музыкального искусства, музыкально-образного языка, музыкально-выразительных средств, раскрывающих те или иные идеи, мысли, чувства, переживания, составляющие содержание музыкальных произведений. Для достижения этой цели в программе, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского, основным ее стержнем служит раскрытие школьникам интонационной сущности музыки, общих и отличительных черт обычной разговорной речи и речи музыкальной. При этом важно отметить, что внимание к музыкальной интонации в названной программе привлекается не только при прохождении темы «Интонация» (во второй четверти II класса), но буквально на первых же уроках, начиная со знакомства с «тремя китами» музыки. Ведь для марша характерны одни интонации, а для танца и песни – другие. Таким образом, через восприятие и переживание различного содержания музыкальных произведений, выраженного специфическими средствами, школьники убеждаются не только в том, что музыка неразрывно связана с жизнью, но что она «сама жизнь» (Д. Б. Кабалевский), и так же, как жизнь, музыка может быть глубокой, серьезной, радостной, печальной, светлой или пустой, ничем не обогащающей человека. Музыкальное воспитание – процесс сложный, в котором знания, умения, навыки являются не самоцелью, а путем к более полному освоению музыки как искусства «интонируемого смысла». Необходимость конкретных музыкальных знаний и умений у школьников выдвигает проблему введения в урок различных видов деятельности, связанных с ее восприятием и исполнением. Как известно, основными из них являются хоровое пение и слушание музыки, в занятиях которыми учащиеся развивают свою музыкальность, приобретают музыкальную грамотность. Слушание (восприятие) музыки, без которого фактически не может осуществляться никакая музыкальная деятельность, благодаря многообразию доступных детям произведений (жанров, стилей) особенно эффективно способствует расширению музыкального кругозора, воспитанию музыкального вкуса. В процессе слушания формируются навыки музыкального мышления, умения эмоционально и сознательно воспринимать музыкальную ткань, все время находящуюся в развитии. В процессе хорового пения учащиеся не только приобретают вокальнохоровые навыки, благодаря которым музыка входит в повседневный их быт, но и активно развивают музыкальные способности (прежде всего слух, музыкальную память). Более того, знакомство в активной исполнительской практике с выразительной сущностью основных элементов музыкальной речи способствует и более активному формированию навыков ее восприятия, глубокому проникновению в содержание музыкальных произведений. Здесь важно напомнить о роли разных видов деятельности, входящих в музыкальные занятия потому, что, к сожалению, на практике еще нередко наблюдается формальное их осуществление, неправильное понимание их сущности и роли в музыкальном воспитании как едином процессе. В результате такого подхода можно встретить учащихся, которые запомнили названия нот, различные музыкальные термины, могут назвать «пройденные» произведения и их авторов, даже более или менее точно спеть разучивавшиеся песни, но которые не полюбили музыку, не испытывают в ней настоятельной потребности, не получают от нее обогащающей радости. Полученные знания не служат для них путем, ведущим в мир музыкального искусства. Этот мир для них так и остается чуждым. Формальное выполнение программы, проведение урока как нескольких, независимых друг от друга «разделов» (слушания, пения и т. п.), забвение специфики данного урока как урока искусства – наиболее типичные и серьезные недостатки музыкального воспитания не только прошлых лет, они не изжиты и по сей день. Но, придавая столь важное значение единой целенаправленности всех видов деятельности на уроке и отбору репертуара, нельзя думать, что этим уже вполне будут решены все задачи. Даже самые замечательные произведения могут оказаться не воспринятыми детьми должным образом, а, следовательно, не оказать и желаемого воспитывающего влияния, если ум и сердце школьников к ним не подготовлены. Эта подготовка требует систематической работы по воспитанию навыков эстетического восприятия музыки, развитию музыкальных способностей, формированию музыкальных интересов и вкусов учащихся, что достигается лишь в результате определенного труда учащихся, деятельности их мысли, воображения, воли, внимания, памяти. И здесь заключена одна из важнейших и сложнейших задач, стоящих перед учителем-музыкантом: на уроке, дети обязаны трудиться, чтобы испытывать радость от выполненного задания. Но труд этот не должен превращаться в скучную повинность, в унылую долбежку. Обязательное условие труда на музыкальных занятиях – его эстетическая окрашенность, наличие у детей эмоциональной заинтересованности. При этом важно, чтобы не только учитель отдавал себе отчет в том, для чего он дает то или иное произведение, ставит ту или иную задачу, но и дети чувствовали и понимали, чем же их обогатил прошедший урок, что нового они узнали, чему научились и что нужно еще, чтобы узнать больше, выполнить задание лучше, ярче, интереснее. Иначе говоря, учитель не просто тренирует детей в приобретении ими каких-либо навыков, но осуществляет принцип воспитывающего обучения, принцип единства художественного и технического, эмоционального и сознательного. Даже в самом простом распевании, добиваясь, например, одновременного начала и окончания пения, чистого интонирования, расширения диапазона, учитель вместе с тем постоянно воспитывает в детях чувство прекрасного, понимание того, что в пении не должно быть ни одного некрасивого, «пустого» звука, учит их оценивать качество звучания. Осуществление вышеназванных принципов особенно необходимо при разучивании песни. Не только показ ее должен вызывать у детей эстетические чувства, но важно, чтобы и процесс преодоления трудностей при ее разучивании воспринимался ими как путь к определенной цели: почему именно такой характер звука нужен в данном куплете, такая динамика, темп. И чем содержательнее песня, тем больше возможностей для эстетического воспитания детей она дает. Но и самая простая песенка обладает способностью эстетически воздействовать на ребенка, если учитель постоянно помнит об этом и стремится к этому. Прекрасный материал для развития эстетического чувства, эстетического восприятия, расширения музыкального кругозора и воспитания музыкального вкуса включен в программу для слушания музыки. При слушании музыкальных произведений нередко можно увидеть формальный, по сути дела эстетически не воспитывающий подход. Часто содержание работы вокруг исполненного детям произведения сводится к тому, что учитель спрашивает, в каком регистре написана пьеса, в каком темпе и т. п. Но почему композитор использовал именно данные средства выразительности, как они раскрывают основной образ, тему, создают данное настроение, характер, к этому дети часто не подводятся, они не умеют по-настоящему вслушиваться в произведение. Иногда дети много раз слушают одни и те же пьесы, но без подлинного интереса к ним; они лишь формально присутствуют при этом, не получают никакой радости от слушания и постоянно путают прослушанное, названия, авторов. Этот факт можно объяснить тем, что у детей не было создано эмоционального, заинтересованного отношения к прослушиваемому произведению, его художественный образ (или образы) не был полноценно воспринят. При слушании разных произведений им не стало ясно, что каждое из них имеет свои музыкально-выразительные средства, свою мелодию, ритмический рисунок, что чем внимательнее вслушиваться в исполняемое произведение, тем больше можно заметить в нем особого, отличного от других произведений. Иначе говоря, для того чтобы правильно решать поставленные перед уроком музыки задачи, необходимо хорошо продумывать методы работы. В законе о школе говорится, что задачи развития творческой личности требуют и соответствующих методов работы учителя. Необходима борьба за развитие мыслительных способностей учащихся, а не механическое накопление ими знаний. Формы работы должны быть такими, чтобы дети активно воспринимали, мыслили, сравнивали, делали собственные выводы и оценки. Даже такая, на первый взгляд, «пассивная» деятельность, как слушание музыки, должна строиться так, чтобы дети умели охватывать своим вниманием музыкальное произведение в целом, умели мысленно сопоставлять, сравнивать, узнавать определенные музыкальные темы, образы. На основе навыков активного восприятия учащиеся должны научиться отличать творческие стили разных композиторов (например, музыку Моцарта, Грига, Чайковского). Большие возможности для воспитания навыка анализировать, делать выводы дают занятия музыкальной грамотой (включая пение по нотам). Понимание элементов музыкальной речи (а не механическое запоминание их определений), сознательное применение их в своей музыкальной практике способствует не только музыкальному, но и общему развитию учащихся. Особенно возрастает роль уроков музыки, когда учитель постоянно учитывает знания, навыки, которые его воспитанники получают на других уроках. Связь уроков музыки с уроками литературы, истории и более широко – с той жизнью, которой живет ученик и в школе и вне ее, – значительно расширяет у детей представления о месте музыкального искусства в жизни общества. Говоря о формах связи уроков музыки с жизнью, отметим, что учитель должен постоянно интересоваться тем, что слушают его учащиеся за пределами школы, что кажется им особенно привлекательным, что входит в их жизнь (в виде запомнившейся песенки, приобретенной грампластинки и т. п.). Зная характер музыкальных влияний, воздействующих на учащихся помимо его занятий, понимая, чем именно данные произведения привлекают школьников, учитель может так построить урок, чтобы постепенно и последовательно проводить свою линию, увлекая учащихся художественно ценным репертуаром. Иначе может случиться так, что результаты его работы не будут выходить за пределы класса, а вся музыка в представлении детей будет делиться на «учебную», и уже, поэтому малопривлекательную, и «модную», «интересную», о которой в классе не принято говорить, так как учитель всегда резко ее критикует. Связь с жизнью применительно к музыкальному воспитанию требует от учителя знания современной музыкальной жизни, ее положительных и отрицательных сторон. Конечно, это не означает, что в основе занятий не должно лежать выполнение школьной программы. Но само прохождение программы не следует проводить как бы «вне времени и пространства», нужно постоянно опираться на то положительное, что есть в окружающей жизни, интересующей учащихся. В каждом случае учитель может найти нужную и интересную связь с проходимой в классе программой. Этим он создаст те благоприятные условия, при которых у учащихся постепенно вырабатывается верное отношение к окружающим явлениям. Не в результате подчинения авторитету и вкусу учителя, а по личному выбору и влечению учащиеся смогут выбирать лучшее из потока разнообразных музыкальных впечатлений и нетерпимо относиться ко всяким проявлениям пошлости. Что же должно характеризовать правильно организованный процесс музыкального воспитания? Нам кажется, что, прежде всего – воспитание эстетического отношения к музыке через воспитание навыков эстетического восприятия ее (последнее, как уже говорилось, зависит от ряда условий, от развития музыкальных способностей, приобретения знаний, полученного музыкального опыта). Для восприятия музыкального искусства необходимо, прежде всего, развитие музыкального слуха. Но этого мало. Развертывание содержания музыкального произведения во времени требует умения прослеживать за этим процессом, чтобы в сознании слушающего запечатлевались не отдельные звуки, а их специфические связи: мелодические, ритмические, ладово-гармонические и так далее. Конечно, освоение этих связей в условиях общеобразовательной школы (при одном часе в неделю со всеми учащимися, в том числе и слабо музыкально развитыми) задача нелегкая, ее решение требует хорошо продуманной системы и методики проведения уроков музыки. В заключение обратимся к вопросу о руководстве музыкальным развитием детей. Проблема руководства воспитанием детей в целом часто вызывает споры. Высказываются мнения, что никакого руководства не должно быть, так как при этом учитель (воспитатель) якобы навязывает детям свое восприятие действительности, свое отношение и понимание ее. То же высказывается и применительно к музыке. Конечно, важно чтобы общение с музыкой вызывало личные, собственные переживания ученика, а учитель, безусловно, не может быть бесстрастным передатчиком информации: для того чтобы увлечь детей музыкой, он сам должен быть увлечен ею, что обязательно скажется на отношение детей к произведению. Но это вовсе не означает подавления индивидуальности ребенка. Суть музыкального урока, всей работы учителя – пробудить в детях желание слушать музыку, дать возможность получать радость от нее. При продуманном руководстве музыкальным развитием и воспитанием детей оно постоянно направляет их на все более и более углубленное вслушивание в музыку, на собственное ее переживание и осознание. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|